Учет финансовых вложений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 15:07, дипломная работа

Описание

Целью данной дипломной работы является изучение бухгалтерского учета финансовых вложений на предприятиях с учетом последних изменений в российском законодательстве, и разработка на этой основе предложений и рекомендаций.
Главные задачи дипломной работы - систематизация теоретической и практической базы бухгалтерского учета финансовых вложений, изучение особенностей учета различных ценных бумаг, вложений в уставные капиталы других организаций, формирования финансовых результатов от операций с ценными бумагами.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I ТЕОРИТИЧЕСКИЙ ОСНОВЫ ФИНАНСОВЫХ ВЛОЖЕНИЙ 6
1.1 Понятие финансовых вложений и их характеристика 6
1.2 Основные нормативно-правовые акты регулирующие учет финансовых вложений 22
ГЛАВА II БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ ФИНАНСОВЫХ ВЛОЖЕНИЙ 25
2.1 Организация бухгалтерского учета финансовых вложений на предприятии ООО "Сервисный центр "АС" 25
2.2 Бухгалтерский учет паев и акций 27
2.3 Бухгалтерский учет долговых ценных бумаг 36
2.4 Бухгалтерский учет предоставленных займов 47
2.5 Бухгалтерский учет вкладов по договору простого товарищества и других финансовых вложений 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЯ 64

Работа состоит из  1 файл

Диплом бакалавр.doc

— 520.50 Кб (Скачать документ)

10 марта - купило 50 акций по цене 100 рублей (за каждую) и продало 80 акций по цене 105 рублей;

15 марта - купило 60 акций по 120 рублей;

20 марта - купило 40 акций по 130 руб.  и продало 20 акций по 125 рублей;

На 1 марта  на балансе числилось 90 акций по цене 100 рублей;

Расчет средней первоначальной стоимости представлен в (Приложении 7)

По итогам месяца бухгалтер  должен рассчитать среднюю первоначальную стоимость акций "Пассива":

(9000 руб. + 5000 руб. + 7200 руб. + 5200 руб.) : (150 шт. + 90 шт.) = 110 рублей. Таким образом, стоимость акций, выбывших в марте, будет равна 11 000 рублей (110 руб. х 100 шт.). Остаток акций составит 15 400 рублей (9000 + 17 400 - 11 000).

Таким образом, бухгалтер  сделает проводки: (Приложение 8)

Бухгалтер может рассчитывать среднюю первоначальную стоимость  не в конце месяца, а при каждом выбытии акций (метод скользящей средней первоначальной стоимости). Если вы выбрали такой способ, отразите это в учетной политике.

    1. Метод ФИФО

Пример 7

Воспользуемся условием предыдущего примера. Расчет стоимости списания акций методом ФИФО в (Приложении 7).

По состоянию на 31 марта  необходимо сделать расчеты:

стоимость выбывших акций - 10 000 рублей (90 шт. х 100 рублей + 10 шт. х 100 рублей);

стоимость остатка - 16 400 рублей (9000 + 17 400 - 10 000).

Бухгалтер может производить  такие расчеты не в конце месяца, а при каждом выбытии акций. В  этом случае в учетной политике укажите, что стоимость некотируемых акций списывается методом скользящего ФИФО.

Если акционерное общество или общество с ограниченной ответственностью ликвидируется (в том числе в  случае признания его банкротом), его акционеры (участники) имеют  право на получение части ликвидационной стоимости. То есть если после удовлетворения требований кредиторов, включенных в промежуточный ликвидационный баланс, у организации еще останутся какое-нибудь имущество или денежные средства, они будут распределены между акционерами (участниками).

Таким образом, если организация, чьи акции (доли) имеет ваше предприятие, ликвидирована, вы должны сделать проводки:

Дебет 91-2 "Прочие доходы и расходы", субсчет "Прочие доходы" -  Кредит 58-1 "Финансовые вложения", субсчет "Паи и акции" - списана учетная стоимость акций (доли в уставном капитале) ликвидированной организации;

Дебет 08 (10, 41, 51...) Кредит 91-1 "Прочие доходы и расходы", субсчет "Паи и акции" - получены имущество или денежные средства, оставшиеся после ликвидации и распределенные в пользу нашей организации.

В конце месяца определите финансовый результат от списания акций (доли в уставном капитале)

Вы можете списать  с учета вклад в уставный капитал  другой организации только на основании  документа, подтверждающего, что запись о ликвидации этой организации занесена в Единый государственный реестр юридических лиц.

При приобретении инвестиционного  пая организацией, бухгалтер должен сделать следующие проводки:

Дебет 76 "Расчеты с прочими кредиторами и дебиторами" – Кредит 51 "Расчетные счета" – оплачено приобретение инвестиционного пая;

Дебет 58-1 "Финансовые вложения", субсчет "Паи и акции" – Кредит 76 "Расчеты с прочими кредиторами и дебиторами" – приобретен инвестиционный пай.

Инвестиционный пай  может быть приобретен организацией  в качестве оплаты за продукцию или услуги:

Дебет 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" – Кредит 90-1 "Продажи", субсчет "Выручка" – отгружена продукция покупателю;

Дебет 90-2 "Продажи", субсчет "себестоимость продукции"– Кредит 43 "Готовая продукция"  – списана себестоимость продукции;

Дебет 58-1 "Финансовые вложения", субсчет "Паи и акции" – Кредит 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" – принят инвестиционный пай в качестве оплаты продукции.

При погашении инвестиционных паев бухгалтеру необходимо отразить финансовый результат от инвестиционной деятельности:

Дебет 76 "Расчеты с прочими кредиторами и дебиторами" – Кредит 91-1 "Прочие доходы и расходы", субсчет "Прочие доходы" – отражена стоимость погашения инвестиционного пая;

Дебет 91-2 "Прочие доходы и расходы", субсчет "Прочие расходы" – Кредит 58-1 "Финансовые вложения", субсчет "Паи и акции" – списаны финансовые вложения по балансовой стоимости.

Далее следует списать сальдо прочих доходов и расходов на счет прибылей и убытков.

Дебет 51 "Расчетные счета"  – Кредит 76 "Расчеты с прочими кредиторами и дебиторами" – получены денежные средства на расчетный счет.

 

    1. Бухгалтерский учет долговых ценных бумаг

 

Долговые ценные бумаги в бухгалтерском учете, учитываются  на счете 58-2 "Долговые ценные бумаги".

К долговым ценным бумагам относят облигаций, закладные, депозитные и сберегательные сертификаты, казначейские обязательства  и векселя.

Облигация – это долговая ценная бумага, позволяющая инвестору  получить доход.

Если ваша организация  решила приобрести облигации бухгалтеру необходимо сделать следующие проводки:

Дебет 76 "Расчеты с  разными дебиторами и кредиторами" – Кредит 51 "Расчетные счета" - оплачена стоимость облигации;

Дебет 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" – Кредит 51 "Расчетные счета" – оплачены иные расходы по приобретению облигации, однако необходимо отметить, что иные расходы должны быть не существенны, иначе их необходимо будет списать на 91 счет, не включая в стоимость.

Дебет 58-2 "Финансовые вложения", субсчет "Долговые ценные бумаги" – Кредит 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" - оприходованы облигации после того, как права на них перешли к вашей организации. Если облигации приобретались за счет заемных средств, то проценты по займу относят к операционным расходам[2]:

  Дебет 91-2 "Прочие доходы и расходы", субсчет "Прочие расходы" - Кредит 66 "Расчеты по краткосрочным кредитам и зимам" - отражены проценты по займу, полученному для покупки облигации.

Получение дохода по облигации отражается в бухгалтерском учете так:

Дебет 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами"  - Кредит 91-1 "Прочие доходы и расходы", субсчет "Прочие доходы" - начислены проценты, подлежащие получению по облигации (на дату, установленную условиями выпуска облигации);

Дебет 51 "Расчетные счета" – Кредит 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" - получена сумма процентов от эмитента.

Такой метод учета  получения дохода можно учитывать  при получении дохода от некотируемых облигации. Как правило, организация приобретает облигацию по цене, отличающейся от номинальной. Чтобы к моменту погашения облигации ее учетная стоимость стала равна номинальной, разницу между этими двумя величинами вы можете равномерно списывать на финансовые результаты при каждом получении дохода по облигации. Однако делать это можно только по тем облигациям, которые не котируются на фондовой бирже.

Если вы решили использовать такой  порядок учета некотируемых облигаций, то свой выбор вы должны закрепить  в приказе об учетной политике вашей организации. Существует две ситуаций при учете купонных облигации, когда стоимость их приобретения выше номинальной и ниже номинальной разберем это на примере.

Пример 8

ОАО "Инвест" приобрело  на вторичном рынке ценных бумаг  купонную облигацию номинальной  стоимостью 1000 руб.

На момент приобретения по облигации оставалось получить три купонные выплаты (каждая - по 20 процентов от номинальной стоимости облигации, то есть по 200 руб.). Учетная политика организации предусматривает, что разница между фактической стоимостью приобретения некотируемой облигации и ее номинальной стоимостью равномерно списывается на финансовые результаты при каждом получении дохода по облигации.

Облигация была приобретена  за 1090 руб. (то есть фактическая стоимость  облигации оказалась выше номинальной). Бухгалтер сделает следующие проводки (Приложение 9).

Пример 9

Рассмотрим пример, когда фактическая стоимость облигации оказалась ниже номинальной, для этого воспользуемся условиями предыдущего примера.

Облигация была приобретена  за 910 руб. Бухгалтер сделает следующие проводки (Приложение 10).

При продаже или погашении  облигации делаются следующие проводки:

Дебет 62 (76) "Расчеты с покупателями и заказчиками" (Расчеты с разными  дебиторами и кредиторами) - Кредит 91-1 "Прочие доходы и расходы", субсчет "Прочие доходы" - отражена задолженность покупателя (эмитента) за продаваемые (погашаемые) облигации;

Дебет 91-2 "Прочие доходы и расходы", субсчет "Прочие расходы" - Кредит 58-2 "Финансовые вложения", субсчет "Долговые ценные бумаги" - списана  учетная стоимость облигаций;

Дебет 91-2 "Прочие доходы и расходы", субсчет "Прочие расходы" - Кредит 76 (51...) "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" (Расчетные счета) - отражены иные затраты по продаже (погашению) облигаций;

Дебет 51 "Расчетные счета" - Кредит 62 (76) "Расчеты с покупателями и заказчиками" (Расчеты с разными дебиторами и кредиторами) - поступили деньги от покупателя (эмитента)[11].

Одним из способов обеспечения обязательств является залог имущества, что также относится к финансовым вложениям. При получении закладной в качестве обеспечения обязательств,  бухгалтер должен сделать следующие проводки:

Дебет 008 "Обеспечения обязательств и платежей полученные" – получено в залог имущество;

Дебет 58-2 "Финансовые вложения", субсчет "Долговые ценные бумаги" - Кредит 51 "Расчетные счета" – от должника получена закладная в связи с предоставлением краткосрочно займа;

Дебет 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" – Кредит 91-1 "Прочие доходы и расходы", субсчет "Прочие доходы" – начислены проценты по закладной;

Дебет 51 "Расчетные счета" – Кредит 58-2, 76 "Финансовые вложения", субсчет "Долговые ценные бумаги", "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" – перечислены денежные средства в погашение закладной и процентов;

Кредит 008 "Обеспечения обязательств и платежей полученные" – возвращено залоговое имущество[5].

Далее рассмотрим ситуацию, когда организация приобретает  закладную в обеспечение других обязательств.

 

Пример 10

Организация "Б" предъявила к оплате организации "В" закладную, полученную от организации "А". В связи с неплатежеспособностью должника заложенное здание было продано на публичных торгах в пользу индоссата за 2428,8 тыс. руб. (в том числе НДС 370,5тыс. руб.).

Балансовая стоимость  здания - 2600 тыс. руб., начисленная амортизация - 800 тыс. руб. Залогодатель уплатил посреднику комиссионное вознаграждение в размере 10 процентов от суммы совершенной сделки - 242,88 тыс. руб. (в том числе НДС 37,05 тыс. руб.).

Таким образом, закладная, в отличие от товарного векселя, является более ликвидной ценной бумагой. При отказе плательщика выполнить свои обязательства возврат долга гарантируется заложенной недвижимостью.

 В организации "В" бухгалтеру необходимо сделать такие проводки (Приложение 11)

Если залогодатель неплатежеспособен  и не может выполнить обязательства по закладной бухгалтер должен будет сделать такие проводки:

(Приложение 12)

Отношения по договору банковского  вклада (депозита) могут оформляться  не только путем открытия особого  счета в банке, но и выдачи вкладчику  специальной ценной бумаги - депозитного (сберегательного) сертификата [3].

Таким образом, отношения  сторон при заключении договора банковского  депозита регулируются главами 44 "Банковский вклад" и 45 "Банковский счет" ГК РФ. Необходимо отметить, что в действующих  нормативных документах по учету данного вида активов имеется противоречие. Так, согласно Плану счетов на счете 55 "Специальные счета в банках", субсчет 55-3 "Депозитные счета" учитывается движение средств, вложенных организацией в банковские и другие вклады. В то же время, к финансовым вложениям относятся и депозитные вклады в кредитных организациях. Поэтому выбранный порядок учета рекомендуется отразить в учетной политике и раскрыть в пояснительной записке к годовой отчетности.

Представляется, что отражение  сумм на счете 58 "Финансовые вложения" является более целесообразным, поскольку депозит открывается с целью извлечения организацией дополнительного дохода от предоставления за плату во временное использование своих активов. Средства на депозите, до времени окончания срока депозита (как правило, в виде срочного вклада) выбывают из состава контролируемых денежных средств организации, так как она фактически не может ими распоряжаться (за исключением вкладов "до востребования")[31]. При этом у организации появляется риск утери данного вида актива или его части вследствие неисполнения банком своих обязательств. В связи с этим напомню, способы обеспечения банком возврата вкладов юридических лиц определяются договором банковского вклада[3].

Информация о работе Учет финансовых вложений