Шпаргалка по "Бухгалтерскому учету"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 18:52, шпаргалка

Описание

Работа содержит 2 ответа на вопросы по дисциплине "Бухгалтерский учет"

Работа состоит из  1 файл

контр.бух.учет.doc

— 273.50 Кб (Скачать документ)

Вопрос 16.     Нормативное регулирование бухгалтерского учета в РФ. 

    Бухгалтерский учет в Российской Федерации организуется исходя из сложившейся системы нормативного регулирования в рыночной экономике, которая определяет установленную  государством совокупность обязательных правил и норм организации и ведения бухгалтерского учета, составления бухгалтерской отчетности в хозяйствующих субъектах (организациях, предприятиях). Совокупность действующих правил и норм в учете, обязательных к применению, позволяет рассматривать бухгалтерский учет как систему, организуемую в каждом хозяйствующем субъекте и выполняющую определенные функции.

    В зависимости от статуса и назначения нормативные документы делятся  на следующие группы (рис. 1), определяющие четыре уровня нормативного регулирования бухгалтерского учета.

    Первый  уровень нормативного регулирования  бухгалтерского учета, включающий законы РФ, указы Президента РФ, постановления  Правительства РФ, устанавливает  единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета.

    Основой правового регулирования бухгалтерского учета в стране является Конституция  РФ, принятая 12 декабря 1993 г. Она имеет  высшую юридическую силу, прямое действие, применяется на всей территории Российской Федерации. Конституция РФ закрепляет основы общественного строя, права, свободы, обязанности граждан, национально-государственное устройство, порядок создания и компетенцию органов государственной власти и управления, порядок принятия нормативных актов. Законодательство и правовые акты не должны противоречить основному закону. 
 
 
 

 

    Система нормативного регулирования  бухгалтерского учета  в Российской Федерации
     
    Законы РФ, указы  Президента РФ, постановления  Правительства РФ
     
    Положения (стандарты) по бухгалтерскому учету
    Акты  методического (нормативно-технического) характера
    Внутренние (рабочие) документы  организации, предприятия

 

  

Рис. 1. Группировка нормативных  документов, регламентирующих бухгалтерский учет и отчетность в РФ 

      В соответствии с Конституцией РФ официальный бухгалтерский учет, являющийся инструментом финансового регулирования и единой финансовой политики, находится в ведении государства. Он обеспечивает единство экономического пространства Российской Федерации, гарантируемое основным законом, конституционное право на единый рынок, реализацию принципов правового равенства юридических и физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность на договорных отношениях, конкуренции, коммерческом риске.

      Вторым по значимости документом, определяющим предпринимательские отношения в стране и оказывающим прямое воздействие на систему бухгалтерского учета и отчетности, является Гражданский кодекс РФ, который регулирует гражданские и предпринимательские отношения в стране, упорядочивая большую часть отношений в обществе.

      Налоговый кодекс РФ регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и  сборов, а также отношения, возникающие  в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых  органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

      В Налоговом кодексе РФ установлена  система налогов и сборов, общие  принципы налогообложения и сборов в стране, в том числе:

      - виды налогов и сборов, взимаемые в Российской Федерации;

      - основания возникновения (изменения,  прекращения) и порядок исполнения  обязанностей по уплате налогов  и сборов;

      - принципы установления, введения  в действие и прекращения действия  ранее введенных налогов и сборов субъектов Российской Федерации и местных налогов и сборов;

      - права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других  участников отношений, регулируемых  законодательством о налогах  и сборах;

      - формы и методы налогового  контроля;

      - ответственность за совершение налоговых правонарушений;

      - порядок обжалования актов налоговых  органов и действий (бездействия)  их должностных лиц.

      Система налогообложения оказывает существенное влияние на методику бухгалтерского учета, поскольку суммы рассчитанных налогов и сборов за отчетный налоговый период отражаются в первичных учетных документах, регистрах аналитического и синтетического учетов, бухгалтерской отчетности.

      Трудовой кодекс РФ определяет основные начала законодательства в сфере трудовых отношений, реализуемые посредством его целей. Трудовые отношения основаны на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по определенной специальности, квалификации или должности), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

      Нормативным актом, регулирующим организацию бухгалтерского учета и составления отчетности во всех организациях, находящихся на территории Российской Федерации, является Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете".

      Основными целями законодательства о бухгалтерском  учете являются:

      - обеспечение единообразного ведения учета имущества, обязательств и хозяйственных операций организации;

      - составление и представление  сопоставимой и достоверной информации  об имущественном положении организаций  и их доходах и расходах, необходимой  пользователям бухгалтерской отчетности.

      Федеральный закон "О бухгалтерском учете" распространяется на все организации, находящиеся на территории Российской Федерации, на филиалы и представительства  иностранных организаций, если иное не предусмотрено международными договорами, кроме организаций, находящихся на специальных режимах налогообложения (упрощенной системе налогообложения). В законе определены понятия "синтетический учет", "аналитический учет", "план счетов бухгалтерского учета", "бухгалтерская отчетность", представлены разрешенные варианты ведения бухгалтерского учета (бухгалтерской службой - подразделением под руководством главного бухгалтера, штатным бухгалтером, специализированной организацией или специалистом на договорных началах, руководителем организации лично), формирование учетной политики и ее изменений.

      Закон содержит следующие нормы:

      - основные требования к ведению  бухгалтерского учета;

      - порядок оформления всех хозяйственных  операций, проводимых организацией, первичными учетными документами;

      - правила ведения регистров бухгалтерского учета, предназначенных для систематизации и накопления учетной информации, для отражения на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности. Регистры бухгалтерского учета ведутся в специальных книгах (журналах), на отдельных листах и карточках, в виде машинограмм, полученных при использовании вычислительной техники, а также на магнитных лентах, дисках, дискетах и иных машинных носителях.

      - виды оценки имущества и обязательств  организации для их отражения  в учете и отчетности, а также в случаях начисления амортизации объектов и оценки объектов бухгалтерского учета путем резервирования;

      - правила проведения инвентаризации  имущества и обязательств организации,  порядок урегулирования выявленных  в ходе инвентаризации расхождений  между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета;

      - состав бухгалтерской отчетности, ее содержание и порядок оформления, периодичность ее составления,  правила представления и утверждения  отчетных форм и др.

      Второй  уровень нормативного регулирования бухгалтерского учета в России включает положения (стандарты) по бухгалтерскому учету (ПБУ), утвержденные Минфином России. Положения по бухгалтерскому учету относятся к актам, которые принимают федеральные органы исполнительной власти (министерства и ведомства), и обязательны к использованию организациями.

      Минфину России, наряду с Банком России, предоставлено право  принятия нормативных актов. В Минфине  России этими вопросами занимается Департамент регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности.

      Министерства  и ведомства вправе издавать нормативные  акты в тех пределах и конкретных случаях, которые определены федеральными законами, указами Президента РФ и  постановлениями Правительства  РФ. В соответствии с принятыми в тексте нормативных документов наименованиями актов федеральных органов исполнительной власти они носят названия подзаконных актов.

      Положения по бухгалтерскому учету - подзаконные  акты Минфина России - приобретают  значение нормативных актов после их регистрации в Минюсте России и опубликования в "Российской газете", а также в журнале "Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти" издательства "Юридическая литература" Администрации Президента РФ. Они вступают в силу на всей территории Российской Федерации одновременно по истечении десяти дней после их официального опубликования, если в них не установлен другой порядок вступления в силу.

      По  состоянию на 1 января 2009 г. принято 21 ПБУ, обязательных к исполнению организациями на территории Российской Федерации, в том числе при осуществлении деятельности за пределами страны. Они содержат принципы, правила признания, оценки, группировки информации по объектам бухгалтерского учета и отражения в бухгалтерской отчетности имущества, обязательств и групп хозяйственных операций.

      Третий  уровень нормативного регулирования  бухгалтерского учета включает акты методического (нормативно-технического) характера. Они представлены методическими  указаниями, положениями, инструкциями, разъяснительного, уточняющего, рекомендательного характера по отдельным вопросам бухгалтерского учета и отчетности, утвержденными Минфином России, Банком России, Федеральной службой государственной статистики (Росстатом), другими министерствами и ведомствами.

      В Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу, одобренной приказом Минфина России от 01.07.2004 N 180, отмечено: "Развитие системы  регулирования бухгалтерского учета  и отчетности должно быть направлено на построение такой модели, которая учитывала бы интересы всех заинтересованных сторон, обеспечивала снижение издержек и повышение эффективности регулирования. В основе этой модели - разумное сочетание деятельности органов государственной власти и профессионального сообщества (профессиональных общественных объединений и другой заинтересованной общественности)" .

      Таким образом, совершенствование третьего уровня нормативного регулирования  бухгалтерского учета в настоящее  время происходит в направлении повышения роли профессионального бухгалтерского сообщества в форме саморегулируемых организаций в разработке проектов нормативных указаний по ведению учета на отдельных участках, а также обеспечению контроля за выполнением принятых правил бухгалтерского учета.

Информация о работе Шпаргалка по "Бухгалтерскому учету"