Шпаргалка по "Бухгалтерскому учету и аудиту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 07:31, шпаргалка

Описание

1. Хозяйственный учет, его виды и место в системе управления экономическими субъектами.
Хозяйственный учет – это кол-ное отражение и качественная характеристика хоз-ных и общественных явлений. т.е. это учет, отражающий всю деятельность предприятия. Возник в целях производства мат. благ.

Работа состоит из  1 файл

БУХ,УЧЕТ.docx

— 277.02 Кб (Скачать документ)

 

 

 

7) погашение кредита, займа,  предоставленного заемщику. Доходы  организации в зависимости от  их характера, условия получения  и направлений деятельности организации  подразделяются на: а) доходы от  обычных видов деятельности; б) операционные доходы; в) внереализационные доходы; г) чрезвычайные.

Расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновение обязательств, приводящих к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества). Не признается расходами организации выбытие активов: 1) в связи с приобретением (созданием) внеоборотных активов; 2) вклады в уставные капиталы других организаций, приобретение акций акционерных обществ и иных ценных бумаг не с целью перепродажи (продажи); 3) по договорам комиссии, агентским и иным аналогичным договорам в пользу комитента, принципала и т. п.; 4) в порядке предварительной оплаты материально-производственных запасов и иных ценностей, работ, услуг; 5) в виде авансов, задатка в счет оплаты материально-производственных запасов и иных ценностей, работ, услуг; 6) в погашение кредита, займа, полученных организацией. Расходы организации в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности организации подразделяются на: 1) расходы по обычным видам деятельности; 2) операционные расходы; 3) внереализационные расходы; 4) чрезвычайные. Финансовый результат – разница между доходами и расходами по сделке или по результатам отчетного периода. Положительный финансовый результат – прибыль, отрицательный – убыток.

Классификация активов организации  по времени использования

 

 

Экономические ресурсы (активы) хозяйствующего органа формируются  за счет привлечения из различных  источников, в связи с чем у хозяйствующего субъекта возникают обязательства перед организациями и лицами-кредиторами

 Источники формирования имущества предприятия представлены в пассиве баланса, в котором отражены собственные и привлеченные источники средств.

В пассиве аккумулируются источники средств организации, возникшие в результате выполнения ею своих обязательств. Пассив предполагает возможный в будущем отток  активов вследствие удовлетворения требований собственников и (или) кредиторов. Т.о. пассивы – это совокупность обязательств, предполагающих возникновения задолженности организации вследствие ее хозяйственной деятельности, расчеты по которым приводят к оттоку средств.

В узком смысле под пассивами  понимается совокупность денежных обязательств, одни из них связаны с ценными  бумагами и эти обязательства  погашаются при предъявлении этой ценной бумаги, другие возникают в силу кредиторской задолженности.

В широком смысле под пассивом понимается совокупность юридических  отношений, лежащих в основе финансирования хозяйственных субъектов.

Пассивы состоят из 3 частей: собственный капитал, долгосрочные обязательства и краткосрочные  обязательства.

 

активы, называются кредиторами, а обязательства, возникшие в  связи с их получением, - кредиторской задолженностью. В зависимости от сроков погашения обязательств различают  долгосрочные и краткосрочные обязательства.

К долгосрочным обязательствам относятся кредиты банков и займы.

Долгосрочные кредиты  – это суммы средств, полученные от банков на срок более одного года на финансирование капитальных вложений в основные средства, передовые технологии и т.д.

К долгосрочным займам относятся  суммы средств, полученные от выпуска  и продажи акций трудового  коллектива, облигаций.

Краткосрочные обязательства  по механизму образования могут  быть объединены в несколько групп.

Краткосрочные кредиты и  займы – обязательства перед  банками и другими организациями  по полученным кредитам и займам, срок погашения которых не превышает 12 месяцев после отчетной даты. Все  кредиты, выдаваемые банками, являются платными, возвратными, срочными и имеют  целевой характер.

Кредиторская задолженность  – это долги организаций за товары и услуги по выданным векселям. К этой же группе относится задолженность  своим работникам по начисленной, но не выплаченной заработной плате, возникающая  в связи с тем, что момент ее начисления и выплаты не совпадают  во времени.

Доходы будущих периодов – это средства, полученные авансом, погашение задолженности по которым  ожидается в следующих отчетных периодах (получение аванса за объект, который будет возводиться несколько  отчетных периодов).

Для признания обязательств в бухгалтерском учете должны быть одновременно выполнены два  условия:

- при погашении задолженности  существует возможность выбытия  активов, приносящих экономические  выгоды;

- размер обязательств  может быть точно установлен.

 


 

18.Сущность балансового обобщения  и его роль в бухучете. Виды  балансов.

Балансовое обобщение  показателей широко применяется  в анализе, когда требуется определить соотношение между ресурсами  и их использованием, хозяйственными средствами и источниками их образования. Путем применения балансового метода на промышленных предприятиях анализируются использование рабочего времени, оборудования, движение сырья, состояние основных и оборотных средств.

Метод балансового обобщения  является одним из основных методов  ведения бухгалтерского учета и  составления баланса доходов  и расходов. Он широко применяется  в планировании, статистике и др. Путем балансового обобщения  проверяется также правильность расчетов, выполненных методом цепной подстановки, при наличии функциональной зависимости между показателями и факторами.

Виды бухгалтерских  балансов

Бухгалтерские балансы , используемые в практической деятельности организации, классифицируются по различным признакам:

-времени составления;

-способу «очистки»;

-источникам составления;

-объему информации;

-формату представления.

По времени составления  балансы подразделяются на:

-вступительные;

-текущие;

-ликвидационные;

-разделительные;

-объединительные.

Вступительный баланс  составляется при создании организации на дату ее

19. Понятие о бухгалтерском балансе, его строение и содержание. 
Бухгалтерский баланс – способ обобщения и группировки активов хозяйствующего субъекта и источников их образования на определенную дату в денежной оценке. 
Схематично бухгалтерский баланс представляет собой таблицу, составленную из 2ух вертикально расположенных частей: верхняя – актив – отражает имущество и права организации, а нижняя – пассив – источники их образования. 
Баланс в переводе с французского означает равенство, весы. В нем всегда должно присутствовать соответствие итогов актива и пассива: 
Активы = Пассивы 
Поскольку пассивы представляют собой капитал и обязательства организации, а активы – имущество и права, данное равенство можно представить в следующем виде: Имущество + Права = Капитал + Обязательства 
В международной практике применяются две модели построения бухгалтерского баланса: вертикальная и горизонтальная. 
Балансовое равенство при вертикальном построении баланса выражается следующей формулой: Активы – Обязательства = Собственный капитал 
При горизонтальном построении баланса статьи сгруппированы в активы и пассивы. В этом случае балансовое равенство выражается: Актив = Пассив 
Актив и пассив баланса состоят из отдельных статей. Статья баланса отражает величину определенного экономически однородного вида средств или их источника. Балансовые статьи объединяются в группы, группы – в разделы. Объединение балансовых статей в группы или разделы осуществляется исходя из их экономического содержания. 
В актив баланса включены статьи, по к-рым показываются определенные группы элементов хоз-ного оборота, объединенные в зависимости от стадий кругооборота средств.

20. Группировка балансов по времени  составления.

По времени составления  балансы могут быть вступительные, текущие, санируемые, объединительные, разделительные и ликвидационные.

Вступительные балансы формируются на дату организации предприятия. Организация предприятия может происходить в форме создания нового предприятия или преобразования ранее действовавшего предприятия.

Соответственно, вступительные  балансы могут составляться у  вновь образованных предприятий. В  этом случае вступительный баланс будет  у данной организации первичным  балансом, то есть более ранних финансовых отчетов, имеющих отношение к  предприятию, существовать не будет.

По времени составления  балансы могут быть также санируемыми, объединительными, разделительными, ликвидационными. Из этих названий нетрудно сделать вывод, что соответствующие балансы составляются в момент, когда на предприятии проводится процедура оздоровления, либо предприятие объединяется, разъединяется или находится в стадии ликвидации.

Потребность в формировании санируемого баланса возникает, когда организация находится  в стадии явного банкротства. Санируемый баланс должен помочь ответить на вопрос, каковы у предприятия реальные убытки, имеются ли резервы для погашения  кредиторской задолженности, и какова их оценочная величина. Для этого  в балансе отражается не фактическая  стоимость имущества, а его стоимость  в рыночных ценах на дату составления  баланса, что в свою очередь говорит  о необходимости привлечения  независимых оценщиков, аудиторов, специалистов по консалтингу, которые смогут профессионально осуществить такую оценку.

Объединительные балансы составляются при объединении двух и более предприятий в одно предприятие или при присоединении одной или более структурных единиц к данному предприятию.

21.Группировка балансов по источникам  составления, по объему содержания, по способу очистки статей.

По источникам составления балансы могут быть инвентарные, книжные, генеральные.Вообще источниками для составления балансов могут выступать данные организационно-передаточных документов (передаточный акт, накладные), данные бухгалтерского учета или данные бухгалтерского учета, уточненные инвентаризацией.

Баланс, составленный на основе данный организационно-передаточных документов, называется инвентарным. Данный баланс получил свое название в связи  с тем, что частенько основой  их составления являются инвентарные  описи.

Баланс книжный формируется  на основании данных бухгалтерского учета, однако не подтверждается результатами инвентаризации.

Баланс, созданный на основании  данных бухгалтерского учета, но подтвержденный данными инвентаризации, будет являться генеральным.

По объему информации различают балансы единичные и сводные (консолидированные), а также нулевые и ненулевые. Единичные балансы отображают состояние имущества и обязательств на отчетную дату по одному предприятию.Сводные (консолидированные) балансы представляют собой систему показателей, отражающих финансовое положение группы организаций на отчетную дату. Данные консолидированного баланса будут говорить об общей величине активов и обязательств такой группы предприятий.

Нулевой баланс – это баланс, свидетельствующий об отсутствии у предприятия, как активов, так и обязательств, и имеющий в валюте баланса итоговый показатель ноль. Сам баланс нельзя считать нулевым по содержанию. В таком балансе присутствует, как минимум строка: «Уставный капитал» и еще какое-то минимальное количество строк.Ненулевой баланс – это баланс, свидетельствующий о наличии у предприятия или активов, или пассивов и имеющий в валюте баланса итоговый показатель больше нуля.

22. Классификация балансов по форме  представления информации.

По форме представления  информации:

Оборотный (по оборотам), кроме остатков активов и источников их

образования на начало и конец периода содержит данные о движение

объекта за отчетный период;

Сальдовый (по остаткам на счетах) - характеризует денежные оценки

активов хозяйственных субъектов  и источников их образования посостоянию на определенную дату.

Оборотный баланс (оборотная ведомость) содержит информацию о начальных остатках на счетах, оборотах по дебету и по кредиту счетов, а также о конечных остатках на счетах. Оборотный баланс может быть составлен на основе шахматного и сальдового балансов, конечные остатки рассчитываются. Оборотный баланс в итоге имеет три пары равенств. Первая пара равенств — равенство начальных остатков по дебету и кредиту - связана с равенством итогов по активу и пассиву исходного сальдового баланса. Вторая пара равенств — равенство оборотов по дебету и кредиту за период — связана с методом двойной записи. И третья пара равенств — равенство дебетовых и кредитовых остатков на конец периода — связана с первыми двумя равенствами, а также с равенство Сальдовый баланс строится на основе сальдо (остатков) бухгалтерских счетов. Обычно его и называют бухгалтерским . Схемы сальдовых бухгалтерских балансов приведены в табл. 1.1 и 1.2. Именно этот вид баланса предполагает деление на две совокупности показателей: актив и пассив. Сальдовый баланс определенной формы регулярно представляется в налоговую инспекцию в составе обязательной бухгалтерской отчетности. В теории бухгалтерского учета присутствует также понятие «книжный баланс», то есть баланс, составленный на основе ведения бухгалтерских книг, в современных условиях на основе Главной книги, но по сути книжный баланс то же самое, что и сальдовый, так как ведение книг, в том числе и Главной книги означает подведение итогов по счетам, а именно, определение сальдо, и на этой основе построение баланса.

23. Изменения в балансе под влиянием  хозяйственных операций.

По характеру этих изменений хоз-ные операции можно разделить на 4 типа:

К 1 типу операций относятся те, в результате к-рых приводятся в движение только средства, имеющиеся в организации (актив баланса). При этом происходит увеличение одних средств и уменьшение на ту же сумму др. Сумма одной статьи актива увеличивается, а др. статьи - уменьшается. При этом итог баланса не изменяется (А+ А-).

Например, с расчетного счета  по чеку получены наличные деньги в  кассу организации на сумму 20млн. руб. Средства на расчетном счете при этом уменьшаются (-), а в кассе - увеличивается (+) на одинаковую сумму.

Ко 2 типу операций относятся те, в результате к-рых происходит движение источников образования хоз-ных средств (пассив баланса). При этом происходит уменьшение на одной статье пассива баланса и увеличение по др. на одну и ту же сумму. Итог баланса не изменится (П+ П-).

Напр., получены кредиты банка на 100 млн. руб. и направлены на погашение задолженности поставщикам. Произойдет увеличение задолженности по кредитам банка (+) и одновременно уменьшение задолж-сти поставщи кам (-)

К 3 типу операций относятся те, в результате к-рых происходит увеличение хоз-ных средств. Поскольку увеличение происходит за счет определенных источников, то хоз-ные операции этого типа вызывают увеличение общей суммы актива и пассива баланса, т.е. сумма по статье актива увеличивается и по статье пассива увеличивается. Итог баланса также увеличивается (А+ П+).

Например, получены материалы от поставщика на 30 руб. и за эти материалы еще не заплатили. По данной операции происходит увеличение материалов (+) в активе баланса, и увеличение задолженности поставщикам (+) в пассиве баланса.

К 4 типу операций относятся те, в результате к-рых происходит изменение в сторону уменьшения итога баланса, т.е. сумма по статье актива уменьшается, и по статье пассива также уменьшается (А- П-)

Например, из кассы выдана з\п рабочим и служащим 1млн. руб.


 

 

Особенностью действующей  структуры баланса является расположение разделов и статей в каждом его  разделе в строго определенной последовательности – по степени возрастания ликвидности, т. е. возможности превращения их в деньги для оплаты обязательств организации. 
Актив баланса состоит из двух разделов: 
I – необоротные активы, состоит из нематериальных активов, основных средств, доходных вложений в материальные ценности, долгосрочных финансовых вложений, прочих внеоборотных активов. 
II – оборотные активы, состоит из запасов, дебиторской задолженности, краткосрочных финансовых вложений, денежных средств, прочих оборотных активов. 
Статьи пассива баланса представлены тремя разделами: 
III – капитал и резервы, состоит из уставного, добавочного, резервного капитала, целевых финансирования и поступлений, нераспределенной прибыли прошлых лет, непокрытого убытка прошлых лет, нераспределенной прибыли отчетного года, непокрытого убытка отчетного года. 
IV – долгосрочные обязательства, состоит из долгосрочных займов и кредитов, прочих долгосрочных обязательств. 
V – краткосрочные обязательства, состоит из краткосрочных займов и кредитов, кредиторской задолженности, задолженности участникам (учредителям) по выплате доходов, доходов будущих периодов, резервов предстоящих расходов, прочих краткосрочных обязательств. 
Итоги по каждому разделу актива баланса суммируются и дают общий итог актива баланса, который всегда равен общему итогу пассива баланса. Этот итог называют валютой баланса.

государственной регистрации.

Текущие балансы  составляются периодически и включают начальные, промежуточные и заключительные балансы.

Начальный баланс  составляется на начало, заключительный  — на конец отчетного года. В течение  года на основе сведений текущего учета  формируются промежуточные балансы .

При ликвидации организации  составляются ликвидационные балансы . При разделении организации формируется разделительный баланс , при слиянии нескольких организаций — объединительный баланс .

По способу «очистки»  балансы подразделяются на:

-Баланс-брутто  включает  регулирующие статьи, такие как  амортизационные отчисления, оценочные  резервы и др.

-Баланс-нетто  не содержит  регулирующих статей.

По источникам составления балансы подразделяются на:

-Инвентарные балансы   составляются на основе сведений  инвентаризации  при создании  организации или изменении ее  организационно-правовой формы.

-Книжные балансы  составляют  на основе сведений бухгалтерского  учета (книжных записей) без  проведения инвентаризации.

-Генеральные балансы   составляются на основе сведений  бухгалтерского учета, подтвержденных  результатами инвентаризации.

-По объему информации балансы подразделяются на:

-Единичный баланс  отражает  деятельность одной организации,

-Консолидированный баланс  представляет собой объединение  балансов организаций — юридических  лиц, взаимосвязанных в экономическом  и финансовом отношении.

По формату представления  балансы классифицируются на вертикальные и горизонтальные. Если валюта баланса соответствует чистым активам, то форма представления баланса вертикальная , если валюту баланса составляют суммарные активы, то баланс имеет горизонтальную форму.

По способу очистки балансы  подразделяются на балансы-нетто и балансы-брутто. Баланс-нетто – это бухгалтерский баланс, очищенный от регулирующих статей (то есть те статьи, уточняющие те или иные показатели), а баланс-брутто – баланс, включающий регулирующие статьи.

То есть те балансы, которые  сдаются в налоговые органы и  с которыми обычно имеют дело бухгалтеры, представляют собой балансы-нетто.

Балансы-нетто используются для целей фискального контроля, и они же применяются в практической бухгалтерии.

Балансы-брутто используются в анализе, в различных научных исследованиях, статистических обобщениях, и, как уже говорилось, сравнительно редко в практической бухгалтерии.

 

Присоединением хозяйствующих  субъектов признается прекращение 1-ого или нескольких предприятий  с передачей всех их прав и обязанностей др. предприятию. В случае присоединения  присоединяемое предприятие прекращает свое существование, а объем деятельности предприятия, к к-рому произошло  присоединение, увеличивается за счет прав и обязанностей, переданных присоединившимся предприятием.

Разделительные балансы  составляются в момент разделения предприятия  на 2 или более предприятий или  при выделении 1ого или более  структурных единиц данного предприятия  др. предприятию.

Ликвидационные балансы  составляются в стадии ликвидации предприятия. Причем причины ликвидации могут  быть различны - в результате банкротства  или закрытия вследствие реорганизации.

 

Здесь произойдет уменьшение средств в кас се (-) в активе баланса, и уменьшение задолженности персоналу по оплате труда (-) в пассиве баланса.

1ый и 2ой тип хоз-ных операций не изменяют итога актива и пассива баланса, а 3ий и 4ый приводят к увеличению или уменьшению итогов актива и пассива баланса на одну и ту же сумму.

Однако какие бы ни были хоз-ные операции, и какие бы они ни вызывали изменения в балансе, равенство между активом и пассивом всегда сохраняется. Такое постоянное сохранение равенства в результате сопоставления средств организации с источниками их формирования является основным содержанием балансового обобщения.

 

Схема сальдового баланса, используемого  в российской практике бухгалтерского

учета.м итогов актива и пассива баланса на конец периода.

Для удобства чтения информация в балансе объединена в разделы, которые, в свою очередь, детализированы по строкам. Группировка в разделы актива осуществлена в отечественной форме баланса в соответствии с участием в обороте хозяйственных средств фирмы (деление на внеоборотные и оборотные активы).

Пассив разделен на разделы  в соответствии с признаком собственности (собственные средства и заемные  средства), заемные же средства разделены  в свою очередь на долгосрочные обязательства (со сроком погашения более года после даты составления баланса) и краткосрочные (со сроком погашения  менее года).

Разделы баланса детализируются через статьи, каждая из которых  представляет собой обобщенный показатель определенного вида хозяйственных  средств или источников их образования. В скобках после названия статьи указываются номера счетов, сальдо по которым заносится в соответствующую  позицию баланса.

Общий итог показателей актива или пассива баланса называют валютой баланса.

Основное балансовое равенство:

Актив = Пассив, или

Имущество фирмы = источники  образования имущества, или

Внеоборотные активы + Оборотные активы = Капитал и резервы + Долгосрочные обязательства + Краткосрочные обязательства


 

24. Типы хозяйственных операций  и их влияние на бухгалтерский  баланс.

Любая хоз-ная операция вызывает изменение определенных статей баланса. Все хоз-ные операции по их признаку влияния на баланс подразделяются на 4 типа.

Первый тип хоз-ных операций вызывает изменения только в активе баланса. В таких операциях в основном участвуют активные счета или же хоз-ные операции связаны с дебиторской задолженностью. Например, отпущены материалы в производство на сумму 6000 р. (ДЕБЕТ 20 «Основное производство» КРЕДИТ 10 «Материалы»), в этом случае материалов останется на 4000 р., а сумма затрат в основном производстве увеличится до 14000 р. Данная операция вызвала изменения в активе баланса, но не повлияла на итог актива баланса — он не изменился.

Второй тип хоз-ных операций вызывает изменения только в пассиве баланса. В таких операциях участвуют в основном пассивные счета. Например, увеличен резервный капитал за счет прибыли на сумму 8000 р. (ДЕБЕТ 99 «Прибыли и убытки» КРЕДИТ 82 «Резервный капитал»), в этом случае сумма прибыли уменьшится и составит 5000 р., а резервный капитал увеличится до 15000 р. Данная операция, вызвав изменения в пассиве, не повлияла на итог пассива баланса — он не изменился.

Третий тип хоз-ных операций вызывает одновременное увеличение актива и пассива баланса. В таких операциях участвуют активные и пассивные счета. Например, получен краткосрочный кредит на сумму 15000 р. (ДЕБЕТ 51 «Расчетные счета» КРЕДИТ 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам»), в этом случае увеличится задолженность предприятия за кредит на 15000 р., а на расчетном счете сумма увеличится до 41000 р. Общий итог актива и пассива баланса увеличился, но итоговое равенство не изменилось.

Четвертый тип хоз-ных операций вызывает одновременное уменьшение актива и пассива баланса. В таких операциях участвуют активные и пассивные счета.

25. Понятие бухгалтерского счета.  Назначение и структура бухгалтерских  счетов.

Счет бухгалтерского учета – это способ группировки, текущего контроля и отражения хоз-ных операций, к-рые совершаются с имуществом, источниками его формирования, хоз-ными процессами. 

Важнейший элемент метода бухгалтерского учета - счета. В процессе финансовой и хозяйственной деятельности совершается большое количество хозяйственных операций, в которых  принимает участие имущество  предприятия и источник его образования. Для контроля за наличием этих видов  имущества и текущего учета их движения необходимо все виды имущества  сгруппировать по определенным признакам.

    С этой целью  в бухгалтерском учете применяются  счета. Счет - это способ обобщенной  группировки и текущего учета  однородных средств предприятия.  Счет представляет собой таблицу.

    Счета подразделяются  на активные и пассивные.

Активными называют счета, которые  предназначены для учета имущества  в соответствии с классификацией по функциональной роли. Соответствуют  активу баланса.

Пассивными называют счета, которые предназначены для учета  имущества в соответствии с классификацией по источникам образования. Соответствуют  пассиву ББ.

Структура активных и пассивных  счетов:

Оборот - сумма всех операций.

Активный счет: Конечное сальдо = нач. остаток по Д.+обороты по Д. - обороты по К.

Пассивный счет: Конечное сальдо = нач. остаток по К. + обороты по К - обороты по Д.

   

26. Понятие о счетах бухгалтерского  учета, виды счетов.

Контроль за хозяйственными операциями осуществляется с помощью системы счетов бух учета. Счет бух учета – это способ группировки и отражения состояния и движения средств предприятия. Счета служат для раздельного учета хозяйственных средств предприятия и их источников и хозяйственных процессов, которые группируются по определенному признаку. Каждой статье баланса соответствует бухгалтерский счет с названием и цифровым шифром – номером счета (в записях вместо названия счета указывается его шифр, что ускоряет учет).

Счет имеет форму двусторонней таблицы. Левая сторона счета  называется дебетом – в переводе с лат - «он должен», правая называется кредитом – в переводе с лат - «он верит».

В связи с делением бухгалтерского баланса на актив и пассив различают активные и пассивные счета. Активные (01 — «Основные средства»;04 — «Нематериальные активы»;10 — «Материалы»;20 — «Основное производство»; — «Готовая продукция»;50 — «Касса»;51 — «Расчетные счета»;52 — «Валютные счета»;58 — «Финансовые вложения» (в акции и другие ценные бумаги)) счета учитывают имущество предприятия, пассивные (80 — «Уставный капитал»;82 — «Резервный капитал»;83 — «Добавочный капитал»;99 — «Прибыли и убытки»;66 — «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам»;67 — «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам»;60 — «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»;68 — «Расчеты по налогам и сборам»;69 — «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»;70 — «Расчеты с персоналом по оплате труда») учитывают счета обязательств, они предназначены для учета источников формирования хозяйственных средств.

27. Синтетический и аналитический  учет. Взаимосвязь счетов.

Синтетическими  счетами называют счета, отражающие обобщенные показатели об объектах учета, а учет в системе этих счетов называется синтетическим учетом. Данные синтетических счетов имеют денежное измерение.

Аналитическими  счетами называют счета, открываемые в развитие синтетических счетов для получения конкретных данных, а учет в системе этих счетов называется аналитическим учетом. В аналитических счетах учет ведется не только в стоимостном выражении, но и в натуральных и трудовых измерителях.

Синтетические и  аналитические счета взаимосвязаны. Суммы начальных и конечных остатков, а также дебетовых и кредитовых оборотов всех аналитических счетов равны суммам начального и конечного остатка, дебетового и кредитового оборотов синтетического счета.

Записи в синтетических  счетах по сумме равны записям  в аналитических счетах.

Аналитический учет составляет основу для формирования данных синтетического учета. Аналитический учет ведется в карточках (карточки учета материалов, карточки учета основных средств, карточки учета дебиторов и кредиторов и др.), в ведомостях (расчетная ведомость, платежная ведомость), оборотных ведомостях (материалов), сальдовых ведомостях, в книгах (амбарная книга). Данные в них о движении отдельных объектов учета накапливаются, группируются, и полученные итоги одновременно отражаются на соответствующих синтетических счетах (в журналах-ордерах, Главной книге, машинограммах).

28. План счетов бухгалтерского учета,  его значение, структура и содержание.

Планом  счетов называют систематизированный перечень синтетических счетов бухгалтерского учета. План счетов утвержден приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 г. N 94н (в редакции от 08.11.2010). План счетов применяется в организациях (кроме кредитных и государственных (муниципальных) учреждений) всех форм собственности и организационно-правовых форм, ведущих учет методом двойной записи.

План счетов представляет собой схему регистрации и группировки фактов хоз-ной деятельности в бухгалтерском учете. В нем приведены наименования и номера синтетических счетов (счетов первого порядка) и субсчетов (счетов 2-ого порядка). На основе Плана счетов организации утверждают рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий полный перечень синтетических и аналитических счетов, необходимых для ведения бухгалтерского учета.

План счетов содержит следующие  разделы:

  1. Основные средства и другие долгосрочные вложения.
  2. Производственные запасы.
  3. Затраты на производство.
  4. Готовая продукция, товары и реализация.
  5. Денежные средства.
  6. Расчеты.
  7. Финансовые результаты и использование прибыли.
  8. Фонды и резервы.
  9. Кредиты и финансирование.

В каждом разделе указаны  наименования синтетических счетов (счетов 1-ого порядка), их номера, номера и наименования субсчетов, на к-рые может делиться счет 1-ого порядка. При этом номер субсчета образуется из номера синтетического счета, к к-рому он открыт, и номера данного субсчета. Так, синтетическому счету «Материалы» присвоен номер 10. Он имеет 8 субсчетов..

29. Сущность и значение двойной  записи.

Двойная запись – это одновременное и взаимосвязанное отражение хозяйственной операции по дебету одного счета и кредиту другого счета в одинаковых суммах. Все операции должны быть подтверждены документами. Записи операций составляются на основе документов.

Бухгалтерской записью  – проводкой – называют запись операции, т. е. указание дебетуемого и кредитуемого счетов, в которые записывается сумма операции.

Корреспонденция счетов – связь, возникшая между счетами в результате двойной записи на них. Корреспондирующими счетами называют счета, применяемые для отражения операции способом двойной записи.

Порядок отражения  операций способом двойной записи:

– операция первого типа отражается по дебету и кредиту активного счета;

– операция второго типа отражается по дебету и кредиту пассивного счета;

– операция третьего типа отражается по дебету активного счета и кредиту пассивного счета;

– операция четвертого типа отражается по дебету пассивного счета и кредиту активного счета.

Используя двойную запись, один счет дебетуется, другой счет кредитуется  на одну и ту же сумму. Если правильно  сделана разноокая операций по счетам, то сумма оборотов по дебету всех счетов и сумма оборотов по кредиту всех счетов будут равны. Если ошибочно изменена сумма по корреспондирующему счету или запись произведена на одной и той же стороне корреспондирующих счетов (неверно перенесено сальдо), то выявленное неравенство дебетовых и кредитовых оборотов по счетам означает ошибку в сумме или в характере записанной операции.

Вместе с тем двойная  запись показывает, откуда поступили  средства и куда направляются. Запись на счетах производят на основании  документов, поэтому все бухгалтерские  документы подвергаются бухгалтерской обработке, одним из этапов которой является запись корреспондирующих счетов по каждой


 

 

Кроме активных счетов существуют активно-пассивные счета, у которых  остаток может быть как по дебету, так и по кредиту, а также одновременно по дебету и по кредиту - развернутое  сальдо. Чтобы получить свернутое  сальдо, нужно из большего остатка  вычесть меньший и записать на место большего.

    Количество счетов  соответствует количеству группировок  имущества и источников их  образования. Примером активно-пасивного счета может быть счет “Расчеты с различными дебиторами и кредиторами”; счет “Прибыль и убытки”; счет “ Расчеты с подотчетными лицами” и др.

 

Например, выплачена из кассы  заработная плата в размере 4000 р. (ДЕБЕТ 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» КРЕДИТ 50 «Касса»), в этом случае в кассе останется 2000 р., а сумма  задолженности перед работниками  по заработной плате уменьшится до 1000 р. Общий итог актива и пассива  баланса уменьшился, но итоговое равенство  сохранилось.

На основании приведенных  примеров можно сделать следующие  выводы: 

- любую хоз-ную операцию можно отнести к одному из 4х рассмотренных типов;

- каждая хозяйственная  операция, вызывая определенные  изменения в балансе, не изменяет  равенства актива и пассива  баланса.

 

Сальдо – остаток средств  или источников их образования на начало или конец периода.

Запись  на счетах начинают с указания начального остатка (начального сальдо) имущества  или источников его формирования. В активных счетах начальный остаток отражается по дебету счета, а в пассивных – по кредиту.

Существуют активно-пассивные счета, которые объединяют в себе признаки активных и пассивных счетов. В этих счетах остаток может быть дебетовым и кредитовым.

 

операции, отражаемой в документе. Определение и запись на документах корреспондирующих счетов – контировка. Контировка сопровождается подписью бухгалтера, сделавшего ее. Применение двойной записи обеспечивает постоянный самоконтроль за правильностью разнесенной по счетам суммы и за правомерностью (экономическим содержанием) произведенной операции.

Отражение хоз-ной операции на счете называется проводкой. Cоставить бухгалтерскую проводку – значит указать, на какую сторону каких счетов нужно записать сумму операции. Различают проводки: простые – в к-рых корреспондируются только 2 счета; сложные – в к-рых 1 счет корреспондируется с несколькими счетами.

 

По Плану счетов субсчет  «Запасные части» указан под номером 5 Соответственно, этот субсчет будет иметь номер 10-5.    В инструкции по применению Плана счетов регламентируются позиции, относящиеся к основным методическим принципам бухгалтерского учета. Перечислим их: сплошное документирование; инвентаризация; обобщение информации на счетах; двойная запись; составление баланса и отчетности.

Информация о работе Шпаргалка по "Бухгалтерскому учету и аудиту"