Этапы развития управленческого учета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 11:39, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является изучение сущности управленческого учета и его места в информационной системе организации. Для достижения поставленной цели, при написании данной курсовой работы надо решить следующие задачи: рассмотреть требования к учетно-экономической информации в условиях рыночной экономики;
виды учетно-экономической информации и их роль в принятии управленческих решений; рассмотреть управленческий учет как основной источник информации для целей управления; показать взаимосвязь бухгалтерского управленческого учета с другими видами учета; изучить структуру управленческого учета; изучить цели, задачи, предметы и объекты управленческого учета; рассмотреть требования к информации управленческого учета.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3
1. Требование к учетно-экономической информации в условиях рыночной экономики….6
2. Виды учетно-экономической информации и их роль в принятии управленческих решений…11
3. Управленческий учет как основной источник информации для целей управления…22
3.1. Этапы развития управленческого учета…………………………………...23
3.2.Взаимосвязь бухгалтерского управленческого учета с другими видами учета……30
3.3. Структура управленческого учета………………………………………....36
3.4. Требования к информации управленческого учета……………………….46
Выводы и предложения……………………………………………………………51
Список использованной литературы……………………………………………....53

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по БУУ 5-1.doc

— 329.50 Кб (Скачать документ)

Главное требование к информации, формируемой в системе управленческого учета, ее релевантность, то есть существенность, приемлемость для вырабатываемых решений. Все остальные требования выполняют подчиненную роль. Нерелевантная, несущественная для данного решения информация, даже если она абсолютно достоверна, не может помочь в принятии правильного решения, в то время как достоверные на 90% данные могут быть основой для правильных выводов.

Релевантными с позиций  принятия управленческого решения являются данные и сведения, учитывающие условия, в которых принимается решение, его целевые критерии, имеющие набор возможных альтернатив и характеризующие последствия реализации каждой из них.

Одним из требований общепринятых стандартов и положений управленческого учета является его целостность и понятность для пользователей. Это означает, что управленческий учет должен быть системным даже в тех случаях, когда он ведется без использования первичной документации, счетов и двойной записи. Системность в этом случае означает единство принципов отражения учетной информации, взаимосвязь регистров учета и внутренней отчетности, обеспечение в необходимых случаях сопоставимости ее данных с показателями бухгалтерского учета и отчетности.

Понятность данных и результатов управленческого учета важна потому, что его потребителями являются не только бухгалтеры и экономисты, но в основном администрация предприятия и линейные работники управления (инженеры, техники, мастера), т.е. лица, не имеющие специальной экономической подготовки. Понятность для них информации управленческого учета обеспечивается за счет отражения в учетных регистрах результатов анализа полученных показателей, представления данных в виде аналитических таблиц, графиков, динамических рядов и т.п. Понятности способствует и ориентация управленческого учета на отклонения от норм и нормативов.

Своевременность управленческого учета означает его возможность обеспечить менеджеров необходимой информацией к сроку принятия решений. В условиях автоматизированных систем обработки экономической информации это не является серьезной проблемой, но при использовании мощных современных компьютеров имеется опасность перегруженности данных при одновременной их нехватке к моменту принятия управленческого решения. Часто управляющие не знают, что нужно делать с этой информацией.

Специалисты по управленческому  учету должны не только обеспечить менеджмент необходимыми данными к заданному сроку, но и помочь в их использовании для управления. Делается это обычно на основе регламентных графиков. Одновременно необходимо позаботиться о том, чтобы текущая отчетность для руководителей подразделений была представлена так, чтобы в ней можно было разобраться без особых усилий. Важно также, чтобы внутренняя отчетность была регулярной, т.е. повторяемой во времени. Данные хорошо организованного управленческого учета позволяют выявить области наибольшего риска, узкие места в деятельности организации, малоэффективные или убыточные виды продукции и услуг, места и способы их реализации. Они используются для определения наиболее выгодного для данных условий ассортимента продукции и работ, цен и тарифов их продажи, пределов скидок при разных условиях сбыта и платежа, для оценки эффективности дополнительных затрат и рациональности капитальных вложений. Только по данным управленческого учета можно выбрать оптимальный вариант решения задач типа: «производить самим или покупать», «в каком количестве выгодно купить и продать», «на каком оборудовании следует разместить заказ», «в каких случаях ремонт оборудования лучше покупки новых машин» и т.д.

В текущей деятельности предприятия информация управленческого учета используется для управления по отклонениям. Это относится не только к величине затрат на производство, но и к отклонениям в нормах запаса, в ценах, в сроках платежа, исполнении обязательств, исковой давности и т.п. На основе информации об отклонениях принимаются меры по ликвидации причин, удорожающих фактические издержки, вызывающих потери прибыли и имущества.[8, c.36-38]

Поскольку управленческий учет представляет собой подсистему бухгалтерского учета, им объективно используется ряд важнейших  бухгалтерских принципов – экономичности  и своевременности представляемой информации, ее сопоставимости. К принципам управленческого учета относятся:

1. Оперативность представления  информации – предполагает ослабление  требований к полноте информации  в пользу ее оперативности. 

2. Конфиденциальность  представляемой информации –  предполагает обособленное ведение  управленческой бухгалтерии.

3. Полезность представляемой  информации – предполагает применение  тех методик планирования, учета  и анализа, которые обеспечивают  получение полезной информации, в связи с чем их выбор  зависит от решаемых управленческих  задач. 

4. Гибкость системы управленческого учета – означает приспособленность системы управленческого учета к индивидуальным особенностям организации, совершенствование ее по мере изменений, происходящих в предпринимательской деятельности организации.

5. Прогнозность системы  управленческого учета – означает направленность системы управленческого учета на оптимизацию результатов деятельности сегментов бизнеса путем прогнозирования их будущих доходов и расходов.

6. Экономичность представляемой  информации – состоит в том,  что управленческим учетом формируется лишь та информация и та отчетность, которые необходимы для целей управления. Так, согласно МСФО, выгоды, извлекаемые из информации, должны превышать затраты на ее получение.

7. Принцип делегирования  ответственности и мотивации  исполнителей – предполагает перераспределение ответственности между руководителями различных иерархических уровней управления и выбор критериев оценки деятельности, максимально способствующих их мотиваций.

8. Принцип управления  отклонениями – означает, что  внутренняя отчетность должна содержать информацию об отклонениях фактических показателей от плановых, что позволяет установить ответственность за возникшие неблагоприятные отклонения и оперативно устранить их причины.

9. Принцип контролируемости  показателей внутренней отчетности – предполагает раздельное составление отчетности по показателям, контролируемым и неконтролируемым руководителем сегмента предпринимательской деятельности.

10. Принцип своевременности  представления информации – в  ряде случаев принцип полноты и документальной обоснованности хозяйственных операций может игнорироваться ради обеспечения своевременности предоставления информации.

Принципы, свойственные управленческому  учету, позволяют ему решать комплекс взаимосвязанных задач: оперативного учета, анализа, контроля, планирования и прогнозирования деятельности сегментов предпринимательской деятельности (центров ответственности); создания мотивационных механизмов, позволяющих гармонизировать интересы и цели сегментов с тактическими и стратегическими целями организации. Это, в свою очередь, позволяет реализовать основную цель управленческого учета: обеспечить информационную поддержку в принятии эффективных управленческих решений, направленных, в конечном итоге, на максимизацию прибыли организации при условии сохранения ее капитала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы  и предложения

Введение управленческого  учета в практику работы предприятия  направлено в первую очередь на обеспечение  менеджеров предприятия полной и  достоверной информацией, необходимой  для контроля за хозяйственной деятельностью и принятия решений по результатам этой деятельности. Если внешнюю финансовую отчетность составляют по всему хозяйствующему субъекту и в ней находят отражение факты хозяйственной жизни, которые уже имели место, то управленческий учет включает в себя также информацию о деятельности отдельных подразделений предприятия, себестоимости реализации различных видов и групп товаров, уровнях прямых и косвенных расходов, издержках обращения по видам, местам возникновения, а также в части переменных и постоянных затрат. В то же время управленческий учет является неотъемлемой частью системы управления предприятием в рыночной экономике. В целом управленческий учет в отличие от финансового – учет не фактической величины имущества, затрат и доходов, состояния расчетов и обязательств, а учет факторов, обстоятельств и условий, влияющих на производственно-хозяйственную и финансовую деятельность предприятий. Он призван дать информацию для принятия решений по управлению экономикой предприятия и проверить эффективность выполнения принятых решений.

Организация управленческого  учета должна обеспечивать распределение  общих задач, стоящих перед управленческим аппаратом предприятия, между всеми  уровнями управления таким образом, чтобы каждый менеджер нес свою долю ответственности за решение определенной части указанных задач; одновременно учетная система должна обеспечивать сопряженность и взаимосвязь различных информационных потоков как основу для взаимодействия всех функций управления.

Однако управленческий учет на большинстве российских предприятиях не ведется или развит очень слабо. В основном это можно объяснить отсутствием единой методологической основы, методических рекомендаций по организации управленческого учета в отдельных отраслях отечественной экономики, а также периодом его становления и развития в отечественной практике. Между тем в настоящее время отечественные предприятия, функционируя в условиях конкуренции и борьбы за выживаемость, испытывают острую необходимость в организации действенной системы управленческого учета. Так, В.Э. Керимов обращает внимание, что на современном этапе развития экономики важнейшей задачей является совершенствование системы управления производством на основе единых принципов планирования, учета, оценки, калькулирования, анализа и контроля. В этих условиях неизмеримо возрастает роль управленческого учета, являющегося необходимым инструментом в мобилизации всех имеющихся резервов повышения эффективности производственно-хозяйственной деятельности предприятий [3, с. 134].

В связи с  этим проблема его внедрения в  отечественную практику приобретает  первостепенное значение, возникает  необходимость проведения глубоких исследований экономической природы, сущности и содержания управленческого  учета, его фундаментальных теоретических основ. На сегодняшний день многие руководители не всегда осознают роль управленческого учета в организации, недостаточно четко понимают цели и задачи его постановки.

Управленческий  учет (УУ) в компании — это система, обеспечивающая руководящее звено фирмы информацией, необходимой для принятия решений и эффективного управления. Ведь одна из самых важных и наиболее часто встречающихся причин недостаточно успешного развития компании состоит в том, что ее руководители просто не знают, какой из видов деятельности или отделов наиболее прибылен и, что самое важное, почему.

По моему  мнению, правильно поставленный управленческий учет позволяет получить информацию, необходимую для расстановки приоритетов в деятельности фирмы и планирования дальнейшей работы, предоставляет базу для оценки перспективности открывающихся возможностей и снабжает механизмами контроля за исполнением принятых решений.

 

 

 

Список  использованной литературы

  1. Федеральный закон «О бухгалтерском учёте» от 21.11.96 г. № 129 ФЗ.
  2. План счетов бухгалтерского учёта финансово-хозяйственной деятельности организаций АПК. Утверждённый приказом МСХ РФ от 13.06.01 г. №654
  3. Бухгалтерский учёт и аудит. 500 вопросов и ответов. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов н/Д: «Феникс», 1999. – 448 с.
  4. Васькин Ф.И., Дятлова А.Ф. Бухгалтерский финансовый учёт. - М.: Колос, 2004.-560 с.
  5. Вахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учёт: Учеб. для студентов вузов, обучающихся по экон. специальностям / М.А. Вахрушина. – 4-е изд., стер. – М.: Омега – Л, 2005. – 576 с.
  6. Гарифуллин К.М., Ивашкевич В.Б. Бухгалтерский финансовый учет: Учебное пособие. – Казань; Издательство КФЭИ, 2002 – 512 с.
  7. И.А. Аврова. Управленческий учёт. – М.: Бератор – Пресс, 2003. – 176 с.
  8. Ивашкевич В.Б. Бухгалтерский управленческий учёт: Учеб. для  вузов. – М.: Юристъ, 2003. – 618 с.
  9. Каверина О.Д. Управленческий учёт: системы, методы, процедуры. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 3520 с.
  10. Карпова Т.П. Управленческий учёт: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ, 2000. – 350 с.
  11. Керимов В.Э. Управленческий учёт: Учебник. – М.: Издательско-книготорговый центр «маркетинг», 2001. – 268 с.
  12. Кондраков Н.П., Иванова М.А. Бухгалтерский управленческий учёт: Учебное пособие. – М.: ИНФРА – М, 2005. – 368 с.
  13. Кутер М.И. Теория бухгалтерского учета: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2002. - 640 с.
  14. Палий В.Ф. Основы калькулирования. – М.: Финансы и статистика, 1987. – 288 с.
  15. Ткач В.И., Ткач М.В. Управленческий учёт: международный опыт. – М.: Финансы и статистика, 1994. – 144 с.
  16. Управленческий учёт: Учебное пособие. /Под редакцией А.Д. Шеремета. – 2-е изд., испр. – М.: ИД ФБК – ПРЕСС, 2002. – 512 с.
  17. Хорнгрен Ч.Т., Фостер Дж. Бухгалтерский учет: управленческий аспект. — М.: Финансы и статистика, 1995. — 416 с.
  18. Чумаченко Н.Г. Учёт и анализ в промышленном производстве США. – М.: Финансы, 1981, - 240 с.
  19. Большов А. Использование принципов МСФО в управленческом учете. // Справочник экономиста.-2007.-№4.-с.14-16
  20. Грибановский В.М. Концепция управленческого учета на современном этапе развития экономики России // Управленческий учет.- 2005.-№1
  21. Хорупий Л.И. Концепция организации управленческого учета в сельском хозяйстве. // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий.-2004.-№4.-с.24
  22. Цели и задачи управленческого учета. Методическая рекомендация. Проект. Москва, 2002.
  23. Чая В. Т., Чупахина А.Д. Аналитическое обоснование становления и развития системы управленческого учета. // Экономический анализ.-2007.- №18.-с.9-14
  24. Чая В.Т. Основные компоненты и этапы постановки системы управленческого учета в агрохолдингах. // Управленческий учет.-2008.-№13.- с.7
  25. Чая В.Т., Чупахина Н.И. Этапы развития управленческого учета // Экономический анализ. – 2007.-№22.-с.2-5
  26. Широбоков В.Г. Проблемы становления и развития управленческого учета в России. // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. – 2007.- №5.-с.48

Информация о работе Этапы развития управленческого учета