Этапы развития управленческого учета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 11:39, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является изучение сущности управленческого учета и его места в информационной системе организации. Для достижения поставленной цели, при написании данной курсовой работы надо решить следующие задачи: рассмотреть требования к учетно-экономической информации в условиях рыночной экономики;
виды учетно-экономической информации и их роль в принятии управленческих решений; рассмотреть управленческий учет как основной источник информации для целей управления; показать взаимосвязь бухгалтерского управленческого учета с другими видами учета; изучить структуру управленческого учета; изучить цели, задачи, предметы и объекты управленческого учета; рассмотреть требования к информации управленческого учета.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3
1. Требование к учетно-экономической информации в условиях рыночной экономики….6
2. Виды учетно-экономической информации и их роль в принятии управленческих решений…11
3. Управленческий учет как основной источник информации для целей управления…22
3.1. Этапы развития управленческого учета…………………………………...23
3.2.Взаимосвязь бухгалтерского управленческого учета с другими видами учета……30
3.3. Структура управленческого учета………………………………………....36
3.4. Требования к информации управленческого учета……………………….46
Выводы и предложения……………………………………………………………51
Список использованной литературы……………………………………………....53

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по БУУ 5-1.doc

— 329.50 Кб (Скачать документ)

Соблюдение всех вышеперечисленных  требований к качеству информации должно сочетаться с ограничением затрат и выгоды, которое состоит в том, что выгода от информации должна быть больше, чем затраты на ее получение. Выполнение требований к качеству учетной информации должно дать в результате правдивую, полную, полезную отчетность о деятельности организации.

Очевидно, что для удовлетворения всех перечисленных выше требований необходимо использовать различные  методы сбора, обработки и отражения  информации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Виды учетно-экономической  информации и их роль в принятии управленческих решений

Эффективность любой системы управления во многом зависит от качества, своевременности  и достоверности представленной информации. Информационная система  организации состоит из различных  подсистем, среди которых наибольший удельный вес занимает экономическая, использующая, в основном, информацию учетной системы.

Переход к рыночной экономике  требует от организаций значительного  увеличения объема информации, возникающей  как внутри предприятия, так и  за его пределами. Со стороны внешних организаций также возникает определенный интерес либо к деятельности этого предприятия, либо к результатам его деятельности.

Увеличивается объем информации о спросе на выпускаемую продукцию, возможностях сбыта продукции при  определенных условиях и требованиях, материально-техническом обеспечении производства этой продукции, об основном производстве, технической подготовке производства, о затратах на производство и эффективности выпуска определенных изделий и т.п.

Собственников предприятия, поставщиков, покупателей, кредиторов, налоговые органы, акционеров интересует другая информация: об изменении доли собственного капитала, эффективности инвестиций, доходах и эффективности использования ресурсов и т.п. В отношении конкретного предприятия это может быть разнообразная информация.

Все источники информации можно подразделить на учетные и внеучетные.

К учетным источникам относятся:

» бухгалтерский учет и отчетность; 
» статистический учет и отчетность; 
» оперативный учет и отчетность;

» выборочные учетные данные.

К внеучетным источникам относятся:

» материалы внутриведомственной  и вневедомственной ревизии, внешнего и внутреннего аудита;

» материалы лабораторного  и врачебно-санитарного контроля;

» материалы проверок налоговой  службой;

» материалы постоянно  действующих производственных совещаний;

» материалы собраний трудовых коллективов;

» материалы печати;

» объяснительные и докладные  записки, переписка с вышестоящей организацией, финансовыми и кредитными организациями;

» материалы, получаемые в  результате личных контактов с исполнителями.

Управление выполнением  бизнес-плана и бюджетов (смет) невозможно без привлечения соответствующих планово-нормативных данных. Такие данные содержатся прежде всего в производственно-финансовом плане промышленного предприятия и торгово-финансовом плане торговой организации. Помимо данных утвержденного плана, привлекается довольно обширный нормативный материал, содержащийся в производственных паспортах, ценниках, прейскурантах, справочниках и другие. [14, c.24-25]

В ходе финансово-хозяйственной деятельности организации формируется разнообразная экономическая информация. Ее сбор, обработка и использование составляют учетно-информационную систему. Учетная информация, как и другие виды экономической информации, имеет общие черты, принципы и объекты с нормативно-справочным и планово-экономическим видами. Учетная информационная система имеет следующие стадии: сбор, изменение первичных данных, регистрация, передача в вычислительные центры или аппарат управления для обработки, обработка данных для оперативного управления, накапливание и группировка данных по потокам и определенным принципам, формирование сводной информации и производство расчетов, используемых в аналитическом и синтетическом учете, составление внутренней и внешней отчетности. Данная система объединяет оперативный, статистический и бухгалтерский учет. Эти три вида учета взаимосвязаны между собой, дополняют друг друга и составляют единый народнохозяйственных учет.

Каждый вид учета  играет свою особую роль в информационном обеспечении управления. В то же время информация всех видов учета является единой, так как едина цель учета — достоверное отражение хозяйственно-финансового состояния организации. С помощью учета обеспечивается изучение объекта с разных позиций, при этом каждый вид учета использует как общие, так и свои специфические приемы.[4, c.5]

Оперативный учет (на многих предприятиях сегодня поглощен управленческим учетом) используется для оперативного получения информации, которая необходима для текущего управления предприятием и его подразделениями, а также для контроля за процессами и фактами хозяйственной жизни на отдельных участках производственной и финансовой деятельности.

В процессе деятельности на предприятии возникает большой  объем оперативной информации. Например, мастеру необходимо знать, на каком участке или в какой бригаде произошли сбои производства, сколько продукции выпущено цехом, сколько обработано деталей на его производственном участке, сколько начислено заработной платы, а каждому работающему интересно знать, сколько заработной платы начислено ему.

Заведующий складом  должен знать о наличии складских  запасов: не только сумму, но и количество по каждому наименованию для того, чтобы вовремя заказать новую  партию и т.п.

Информация оперативного учета с высокой точностью, объективностью и необходимой подробностью отражает многочисленные качественные и количественные характеристики процессов и фактов хозяйственной жизни, несущественных с точки зрения других видов учета. Эта информация формируется на основе данных, взятых из первичных документов, или получаемых устно, или передаваемых по телефону, телеграфу, факсу и т. д. При этом используются все виды учетных измерителей, но наиболее часто применяются натуральные и трудовые.

К задачам оперативного учета относятся наблюдение и документальное оформление процессов и фактов хозяйственной жизни предприятия и первичная обработка, накопление и представление данных для нужд оперативного управления и контроля. Оперативный учет отражает и контролирует отдельные хозяйственные процессы и факты, как правило, непосредственно в ходе и на месте их совершения: учет выпуска продукции, учет поставок продукции по договорам с заказчиками, использование производственных мощностей машин и оборудования, выполнение норм выработки, качество вырабатываемой продукции, ход выполнения товарооборота, реализации товаров и другие. Особенностью показателей такого учета считается быстрота их получения, оформление первичных документов непосредственно при выполнении фактов и процессов хозяйственной жизни, то есть оперативность, а также конкретность информации, ее характер, зависящий от специфики отражаемых процессов и фактов. Для текущего управления подобная информация неоценима. При управлении сбытом, например, невозможно обойтись без оперативных данных о ежедневной (а в некоторых случаях и ежесменной) выручке за проданные товары. Директора организаций, руководители внутренних подразделений довольно часто ведут оперативную регистрацию важнейших хозяйственных процессов и операций, делают примерные расчеты и прикидки, намечают неотложные мероприятия. Такую «карманную бухгалтерию» используют руководящие работники, которые сами осуществляют оперативный анализ.

Однако, отражая их, оперативный учет не дает целостной картины функционирования экономического субъекта. Использование информации оперативного учета ограничено временным периодом. Как правило, она теряет свое значение для управления после завершения процесса или хозяйственного факта.

Оперативный учет осуществляется в цехах, бригадах, на рабочих участках, а также различными службами, отделами предприятия (плановым, финансовым, сбыта, кадров и др.). Оперативным учетом охватываются такие участки, как контроль выполнения договоров поставщиками и покупателями, пооперационный учет движения деталей в производстве, выполнение норм выработки рабочими и другие.

Некоторые данные оперативного учета используются не только непосредственно  на предприятиях, но и в их вышестоящих  организациях и могут обобщаться в масштабе отраслей народного хозяйства в виде отдельной оперативной отчетности. Из этой отчетности получают, например, сведения об объеме выпуска и качестве продукции, степени обеспеченности сырьем, ходе уборки урожая и другие.[13, c.37]

По мнению, К.М. Гарифуллина, бухгалтерский учет как обособленная часть автоматизированной обработки данных отличается документальной обоснованностью исходной информации, необходимостью строгого соблюдения последовательности и содержания процедур ее обработки, использованием принципа двойной записи на счетах, единых, заранее заданных, регистров и форм отчетности. В более широком смысле бухгалтерский учет, рассматриваемый в этом аспекте, - составная часть теории и практики информатики и информационной деятельности.

Бухгалтерский учет как  практическая деятельность представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций. Одновременно работники бухгалтерии осуществляют контроль за соответствием этих операций действующему законодательству, экономичностью использования ресурсов, выявляют и анализируют результаты производственно-хозяйственной деятельности организаций. Синтезируя разные аспекты этого понятия, можно сказать, что бухгалтерский учет - это система измерения, обработки и представления информации об определенном хозяйствующем субъекте, целенаправленно организованный процесс получения, обработки и передачи документально обоснованной информации о наличии, движении и использовании средств, потребление части этой информации работниками бухгалтерии для контроля юридической обоснованности экономических актов, экономичности хозяйствования, планирования и прогнозирования результатов производственной и коммерческой деятельности. Умение организовать и осуществлять учет, использовать его данные - это искусство, требующее профессиональных знаний.[6, с.3-5]

Бухгалтерский учет как  информационный процесс включает документирование хозяйственных операций, систему группировки первичных данных в регистрах аналитического и синтетического учета, формирование на этой основе документально обоснованной и системно обобщенной информации, обеспечение контроля за наличием и движением имущества, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Первичное документирование в машинном и ручном исполнении - основа бухгалтерского учета, один из его важнейших определяющих принципов. Первичными документами, в том числе на бумажных и машиночитаемых носителях информации, должны оформляться все хозяйственные операции, связанные с формированием и изменением имущества, обязательств и капитала. Натуральные показатели количества, отраженные в первичных документах, подлежат обязательной оценке в денежном выражении.

Содержащаяся в принятых к учету первичных документах информация накапливается и систематизируется в учетных регистрах и обобщается с помощью счетов бухгалтерского учета и двойной записи. Результаты группировки отражаются в отчетности, а ее показатели используют как информацию для внешних и внутренних потребителей. Достоверность данных учета проверяется инвентаризацией имущества и финансовых обязательств.

Бухгалтерский учет создает  информационную систему, оперирующую данными об активах предприятия, капитале и пассивах, отражает факты хозяйственной жизни по движению материальных ценностей, выпуску продукции и ее реализации. Только с помощью бухгалтерского учета возможно определить доходы и расходы по производству и реализации продукции, исчислить конечный финансовый результат хозяйственной деятельности предприятия.

Бухгалтерский учет в отличие  от оперативного учета и статистики признан всеобъемлющим и наиболее достоверным видом учета в силу того, что с момента создания предприятия на протяжении всей его деятельности непрерывно в хронологическом порядке организуется сплошное отражение всех фактов хозяйственной жизни на основании первичных учетных документов. Он представляет количественную информацию и отличается тем, что оперирует данными только в денежных единицах измерения, хотя при необходимости для уточнения денежной информации применяется информация неденежного характера, выраженная в натуральных и трудовых показателях.

Бухгалтерская информационная система подразделяется на внешнюю (финансовый учет) и внутреннюю (управленческий учет). В финансовом учете формируется информация о текущих расходах и доходах предприятия, о размерах дебиторской и кредиторской задолженности, величине финансовых инвестиций и поступлений от них, состоянии источников финансирования и т. д., которая необходима для составления финансовой отчетности. Последняя открыта для публикации и предназначена как для администрации предприятия, так и для внешних пользователей: государственных налоговых органов, бирж, банков, других финансовых институтов, поставщиков, покупателей, потенциальных инвесторов. Ведение финансового учета для хозяйствующего субъекта обязательно.

Информация о работе Этапы развития управленческого учета