Этапы развития бухгалтерского учета и отчетности в среднесрочной перспективе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 09:30, курсовая работа

Описание

Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу (далее - Концепция), разработанная по решению Правительства Российской Федерации, направлена на повышение качества информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности, и обеспечение гарантированного доступа к ней заинтересованным пользователям.

Содержание

1 Необходимость дальнейшего развития бухгалтерского учета и отчетности……………………………………………………………………………….3
2 Цель и основные направления дальнейшего развития бухгалтерского учета и отчетности………………………………………………………………6
2.1 Повышение качества информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности………………………………………………………………..8
2.2 Создание инфраструктуры применения МСФО…………………11
2.3 Изменение системы регулирования бухгалтерского учета и отчетности…………………………………………………………………………………13
2.4 Усиление контроля качества бухгалтерской отчетности…………17
2.5 Подготовка и повышение квалификации кадров………………….18
3 Этапы развития бухгалтерского учета и отчетности в среднесрочной перспективе……………………………………………………………………..21
Список использованных источников…………………………………..22

Работа состоит из  1 файл

мой реф по бу.doc

— 103.50 Кб (Скачать документ)

     В отдельных случаях в российских стандартах может предусматриваться несколько альтернативных подходов к формированию и представлению информации в бухгалтерской отчетности. Однако для повышения сопоставимости бухгалтерской отчетности разных хозяйствующих субъектов количество таких случаев должно быть ограничено и в дальнейшем его следует неуклонно сокращать.

     Российские  стандарты могут предусматривать  разный объем информации, раскрываемой в индивидуальной бухгалтерской отчетности отдельными категориями хозяйствующих субъектов, в частности, возможно составление упрощенной бухгалтерской отчетности.

     Консолидированная финансовая отчетность как разновидность бухгалтерской отчетности предназначена для характеристики финансового положения и финансового результата деятельности группы хозяйствующих субъектов, основанной на отношениях контроля. Консолидированная финансовая отчетность выполняет исключительно информационную функцию и представляется заинтересованным внешним пользователям. Данная отчетность должна стать одним из основных источников финансовой информации для принятия экономических решений этими пользователями.

     Главная задача в области консолидированной  финансовой отчетности заключается  в обеспечении гарантированного доступа заинтересованным пользователям  к качественной, надежной и сопоставимой информации о группе хозяйствующих  субъектов. Для решения этой задачи необходимо установить обязательное составление консолидированной финансовой отчетности по МСФО, а также обязательный аудит и публикацию ее.

     Управленческая  отчетность предназначена для использования  в управлении хозяйствующим субъектом (руководством, другим управленческим персоналом). В связи с этим содержание, периодичность, сроки, формы и порядок ее составления определяются самостоятельно хозяйствующим субъектом. Вместе с тем передовая практика управления показывает, что наиболее полезным и эффективным является такое построение управленческой отчетности, при котором содержание и порядок составления ее основываются на тех же принципах, на каких составляется индивидуальная бухгалтерская и консолидированная финансовая отчетность.

     Главная задача в области управленческой отчетности заключается в широком распространении передового опыта ее организации, а также опыта использования ее в управлении хозяйствующим субъектом.

     Налоговая отчетность (налоговые декларации) предназначена для фискальных целей и обязательна для составления хозяйствующими субъектами, круг которых установлен налоговым законодательством. Налоговая отчетность должна составляться на основе информации, формируемой в бухгалтерском учете, путем корректировки ее по правилам налогового законодательства.

     Главная задача в области налоговой отчетности заключается в снижении затрат на ее формирование путем существенного приближения правил налогового учета к правилам бухгалтерского учета. 

     2.2 Создание инфраструктуры применения МСФО 

     Необходимым условием широкого применения МСФО в экономике Российской Федерации является создание инфраструктуры, обеспечивающей использование этих стандартов в регулировании бухгалтерского учета и отчетности и непосредственно хозяйствующими субъектами. Основные элементы: законодательное признание МСФО в Российской Федерации; процедура одобрения МСФО; механизм обобщения и распространения опыта применения МСФО; порядок официального перевода МСФО на русский язык; контроль качества бухгалтерской отчетности, подготовленной по МСФО, в том числе аудит; обучение МСФО.

     Для активного применения МСФО в Российской Федерации важное значение имеет  законодательное признание. В частности, консолидированной финансовой отчетности, подготовленной по МСФО, должен быть придан статус одного из видов официальной отчетности.

     Цель  процедуры одобрения каждого  МСФО (включая разъяснения) - включение  их в систему нормативных правовых актов Российской Федерации. Она должна состоять из профессиональной общественной экспертизы и введения в действие каждого стандарта. Такая процедура должна обеспечивать: придание юридической силы МСФО на территории Российской Федерации; недопущение отступлений от МСФО; учет особенностей экономической ситуации в Российской Федерации; сопоставимость финансовой информации в экономике. В отдельных, крайне редких случаях исходя из сложившейся экономической ситуации в Российской Федерации возможен на ограниченный срок отказ от одобрения определенного МСФО. Вместе с тем недопустимо одобрение части какого-либо стандарта.

     Механизм  обобщения и распространения  опыта применения МСФО важен для  последовательного и единообразного использования стандартов хозяйствующими субъектами и, как результат, сопоставимости финансовой информации о них. Такой  механизм предполагает, в частности, наличие различных информационно-методических материалов по применению МСФО, которые носят исключительно рекомендательный характер.

     Применению  в Российской Федерации подлежит официальный текст МСФО на русском  языке. В связи с этим необходим  постоянно действующий негосударственный орган, который должен: подготавливать официальный текст на русском языке; отслеживать изменения в тексте на английском языке и своевременно вносить их в официальный текст на русском языке; вести глоссарий терминов МСФО на русском языке. Данный орган должен состоять из высококвалифицированных переводчиков и профессионалов в области бухгалтерского учета и отчетности, аудита, финансового анализа, менеджмента и иных смежных областях. 

     2.3 Изменение системы регулирования бухгалтерского учета и отчетности 

     Развитие  системы регулирования бухгалтерского учета и отчетности должно быть направлено на построение такой модели, которая  учитывала бы интересы всех заинтересованных сторон, обеспечивала снижение издержек и повышение эффективности регулирования. В основе этой модели - разумное сочетание деятельности органов государственной власти и профессионального сообщества (профессиональных общественных объединений и другой заинтересованной общественности).

     Распределение функций между органами государственной власти и профессиональным сообществом должно исходить из следующего. Обеспечивая реализацию конституционного права на информацию в сфере предпринимательской деятельности и экономики, бухгалтерский учет и отчетность являются одной из гарантий единого рынка и единства экономического пространства в Российской Федерации. Регулирование бухгалтерского учета и отчетности должно обеспечивать единство системы бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации и целенаправленность развития ее, учет интересов широкого круга заинтересованных пользователей, а также преемственность.

     К ведению органов государственной  власти должны быть отнесены:

  • выработка государственной политики в области бухгалтерского учета, отчетности и аудиторской деятельности;
  • совершенствование правовых основ бухгалтерского учета, отчетности и аудиторской деятельности;
  • установление процедуры одобрения МСФО и введение их в действие на территории Российской Федерации;
  • организация разработки и утверждение российских стандартов и иных нормативных правовых актов в области бухгалтерского учета, отчетности и аудиторской деятельности;
  • государственный контроль соблюдения законодательства в области бухгалтерского учета, отчетности и аудиторской деятельности;
  • мониторинг факторов, определяющих риски стабильности системы бухгалтерского учета и отчетности;
  • взаимодействие с межгосударственными и межправительственными организациями в области бухгалтерского учета, отчетности и аудиторской деятельности.

     К ведению профессионального сообщества должны быть отнесены:

  • представление и защита интересов профессионального сообщества;
  • подготовка предложений по совершенствованию правовых основ бухгалтерского учета, отчетности и аудиторской деятельности;
  • участие в разработке или инициативная разработка проектов российских стандартов и иных нормативных правовых актов в области бухгалтерского учета, отчетности и аудиторской деятельности, а также разъяснений их;
  • профессиональная общественная экспертиза МСФО в процессе одобрения их в Российской Федерации;
  • разработка и распространение методических рекомендаций и информационных материалов (в том числе отраслевого характера) в области бухгалтерского учета, отчетности и аудиторской деятельности;
  • обобщение и распространение передового опыта ведения бухгалтерского учета и подготовки бухгалтерской отчетности;
  • разработка норм профессиональной этики и контроль соблюдения их членами профессионального сообщества;
  • контроль за соблюдением членами профессионального сообщества стандартов бухгалтерского учета, отчетности и аудиторской деятельности;
  • повышение квалификации членов профессионального сообщества;
  • мониторинг факторов, определяющих риски стабильности системы бухгалтерского учета и отчетности;
  • взаимодействие с международными неправительственными организациями в области бухгалтерского учета, отчетности и аудиторской деятельности.

     Принимая  во внимание общественную значимость стандартов бухгалтерского учета и отчетности, необходимо их широкое признание, основанное в первую очередь на доверии к ним и убежденности в их адекватности и качестве. Для признания стандартов необходимо включение в процесс их принятия профессионального сообщества. При этом профессиональное сообщество разрабатывает проекты национальных стандартов и (или) проводит профессиональную общественную экспертизу стандартов. Органы государственной власти организуют разработку национальных стандартов, подготавливают стандарты к утверждению (одобрению) и утверждают (одобряют) их, обеспечивают юридическое оформление, регистрацию и ведение реестра стандартов.

     Включение профессионального сообщества в процесс принятия стандартов целесообразно осуществить через специальный орган из высококвалифицированных, широко известных и авторитетных представителей профессионального сообщества, включая пользователей бухгалтерской отчетности. Первоначально этот орган должен действовать в рамках системы утверждения (одобрения) стандартов в качестве совещательного при федеральном органе исполнительной власти, на который возложена выработка государственной политики и нормативно-правовое регулирование в области бухгалтерского учета и отчетности. Основной задачей специального органа должна стать профессиональная общественная экспертиза: проектов российских стандартов в области бухгалтерского учета и отчетности и разъяснений их; МСФО в процессе одобрения их; официального текста МСФО на русском языке, включая глоссарий терминов.

     Профессиональная  общественная экспертиза проектов стандартов и иных нормативных правовых актов  предполагает определение соответствия их в первую очередь потребностям заинтересованных пользователей информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности. При этом потребности органов государственной власти принимаются во внимание наряду с потребностями иных пользователей и не рассматриваются в качестве приоритетных. Кроме того, должно определяться соответствие проектов стандартов и других нормативных правовых актов: общим принципам бухгалтерской отчетности в рыночной экономике; законодательству Российской Федерации; экономическим условиям хозяйственной деятельности в Российской Федерации; МСФО; отраслевой специфике деятельности хозяйствующих субъектов; требованию практической реализуемости.

     В дальнейшем по мере накопления опыта  государственно-общественного регулирования  бухгалтерского учета и отчетности, создания широко признаваемых и проявивших себя в достаточной степени профессиональных общественных объединений, а также с учетом международного опыта целесообразно рассмотреть вопрос об изменении организационной формы участия профессионального сообщества в процессе принятия стандартов (в частности, наделении соответствующими функциями негосударственного органа). 

     2.4 Усиление контроля качества бухгалтерской отчетности 

     Как показывает отечественная и мировая  практика, важнейшим элементом обеспечения качества бухгалтерской отчетности является действенный контроль качества.

     Основой системы контроля должен быть институт аудита как форма независимой  проверки бухгалтерской отчетности хозяйствующих субъектов лицами, обладающими необходимой квалификацией  и наделенными соответствующими полномочиями. В этом отношении институт аудита становится одним из основных инструментов развития бухгалтерского учета и отчетности. Предпосылками действенности аудита бухгалтерской отчетности являются:

  • качественные стандарты аудиторской деятельности, соответствующие Международным стандартам аудита;
  • четкие правила независимости аудиторских организаций и аудиторов;
  • непреложное следование аудиторских организаций и аудиторов Кодексу профессиональной этики;
  • единые квалификационные требования к аудиторам независимо от того, в какой отрасли или сфере экономики они ведут деятельность;
  • высокий квалификационный уровень (в том числе в области МСФО) аудиторов, обеспечиваемый системой аттестации и повышения квалификации, включая квалификационный экзамен;
  • контроль качества работы аудиторских организаций и аудиторов со стороны прежде всего профессиональных общественных объединений;
  • эффективная система государственно-общественного надзора за аудиторскими организациями и аудиторами.

Информация о работе Этапы развития бухгалтерского учета и отчетности в среднесрочной перспективе