Экономические виды спроса и их классификация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 19:42, курсовая работа

Описание

Актуальность темы обусловлена тем, что связь между ценой и количеством покупаемого товара устойчивая, постоянно повторяющаяся и имеет характерную направленность. Поэтому ее можно определить как закон спроса: при прочих равных условиях снижение цены ведет к повышению величины спроса, а рост цены - к снижению спроса. Эта закономерность сохраняет свою справедливость, как для индивидуального спроса, так и для рыночного спроса.
Целью работы является изучение экономических видов спроса и их классификация, а также факторов, влияющих на спрос.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи: рассмотреть структуру спроса, его сущность и значение, дать классификацию спроса.

Содержание

Введение
1 Сущность, структура и виды спроса
Сущность и факторы спроса
Экономические виды спроса и их классификация
Концепция эластичности спроса
2.1.Эластичность спроса по доходу и цене
2.2. Методы стимулирования спроса
2.3. Анализы текущего состояния потребительских рынков РК

Работа состоит из  1 файл

Курсовая экономика.doc

— 335.00 Кб (Скачать документ)

     Источник [ Шуляк П.Н. Ценообразование: Учебно-практическое пособие.-2-е изд. М.: ИВЦ “Маркетинг”, 2007. стр. 378]. 

     Применительно к торговой точке различные виды стимулирования можно классифицировать по их происхождению и воздействию на клиентов:

     Общее стимулирование. Применяется на месте  продажи. Служит инструментом общего оживления  торговли. Этот вид стимулирования одновременно объединяет продажу по сниженным ценам, демонстрацию товара, дегустации, игры, использование ряженых, праздничное убранство торговых залов, афиши, таблички с пояснениями, броские рекламные объявления, а так же рекламную компанию в прессе (распространение листовок с купонами, дающими право на покупку со скидкой, вручение подарков в случае приобретения определенного количества товара, конкурсы, игры) [ Шуляк П.Н. Ценообразование: Учебно-практическое пособие.-2-е изд. М.: ИВЦ “Маркетинг”, 2007. стр. 389].

     Избирательное стимулирование - размещение товара вне мест общей выкладки на выгодной позиции.

     Товар может быть сосредоточен также в  каком-либо месте торгового зала, например, выставка-продажа товаров  для школьников начальных классов.

     Этот  вид стимулирования включает также  размещение товаров на выносных лотках или в тележках, расположенных в проходах или на пересечении торговых линий.

     При этом реклама используется в меньшей  степени. Используются только рекламные  планшеты и указатели.

     Индивидуальное  стимулирование - осуществляется в местах общей экспозиции товаров и, как правило, исходит от производителя.

     Рекламная афиша, указатель, планшеты, показывают, что в отношении определенного  товара и группы товаров осуществляется стимулирование в виде снижения цен, конкурсов, игр, премий.

     Меры по стимулированию воспринимаются потребителем лишь в тот момент, когда он останавливается перед магазинной полкой с конкурирующими товарами.

     2.3.Анализ  текущего состояния  потребительских  рынков РК 
 Мнения расходятся как по вопросам глубинных истоков кризиса, так и относительно дальнейших перспектив развития мировой экономики и экономик отдельных стран. Не стал исключением и Казахстан, где также нет недостатка в полярных точках зрения на процессы, происходящие в экономике страны и оценке последствий, к которым они могут привести. 
Пока руководство страны выражает осторожный оптимизм по поводу начавшегося, еще чуть видимого экономического подъема, другие независимые эксперты придерживаются гораздо более пессимистической точки зрения. 
 На днях в Алматы состоялся круглый стол, в ходе которого обсуждались итоги первого этапа исследования по доходам населения Казахстана, проведенного компанией Zertteu DC Group. 
Исследования Zertteu DC Group за три последних года привело к неожиданным выводам: следующую волну кризиса в республике следует ожидать на потребительских рынках. Об этом заявил руководитель исследовательского проекта компании Марат Каирленов, который и представлял результаты анализа экспертному сообществу. 
Кризис больно ударил по потребительскому рынку, прежде всего сокращением спроса. И началось это уже два года назад. Таким образом, во втором полугодии 2009 и 2010 года сокращение розничного товарооборота отражало схлопывание "пузыря потребления" (завышенный уровень потребления традиционных товаров и услуг, необоснованное быстрое развитие сферы услуг и импорта "люксовых" товаров, с некоторым элементом перехлеста (overshooting), в основном за счет достаточно узкой группы населения). 
 Давление на доходы населения оказывает сокращение "теневой" части заработной платы наемных работников малых и средних предприятий, доходов индивидуальных предпринимателей и крестьянских хозяйств. 
В 2009 году доходы населения сократились на размер предпринимательского дохода, направляемого на текущее потребление, так как предприниматели должны все меньше вкладывать в свои предприятия, чтобы компенсировать бюджетные дефициты, кассовые разрывы, образующиеся как в виду падения спроса, так и сокращения банковского кредитования. 
 М. Каирленов сделал довольно неожиданный вывод: что в настоящее время казахстанская экономика - это "экономика потребителей". По оценкам экспертов его группы, почти 76% экономически активного населения, не считая самозанятых, работают в отраслях, ориентированных на потребительские рынки. Поэтому прежнее мнение о том, что наша экономика является сырьевой, требует пересмотра: основная часть доходов населения идет с потребительского рынка. Исследование базировалось на официальной статистике, которая свидетельствует о существенном разрыве между доходами населения и потребительским спросом. Согласно ее данным по первому полугодию 2009 года, наблюдается нарастание разрыва между доходами и расходами населения. Так, доходы за январь-июнь 2009 года по сравнению с соответствующим периодом прошлого года выросли на 12%, а розничный товарооборот за тот же период упал на 8,6%. В январе этот разрыв составлял 15,1%, а в июне - 24%. 
Ситуация может стать еще более тревожной, поскольку падение товарооборота по торгующим предприятиям за тот же период составило 14,7%, а в июне - уже 24,7%. 
 Объясняя то обстоятельство, что, по официальным данным, практически никакого изменения не произошло "у базаров и индивидуальных предпринимателей", М. Каирленов посетовал на явные огрехи статистики - она не учитывает "теневых" доходов предпринимателей. 
Соответственно, снижение спроса на потребительских рынках может привести "к резкому росту безработицы в данных отраслях". 
Для получения более адекватной картины по доходам населения требуется дооценка теневых доходов по следующим категориям: предпринимательского дохода, направляемого на потребление, инвестиционных доходов населения от перепродажи инвестиционных товаров (недвижимость, ценные бумаги), а также неформальные доплаты сотрудникам компаний, коррупционные доходы госслужащих. 
Сжимающийся спрос - это мина замедленного действия, которая может вызвать новую волну кризиса. Конечные потребители сегодня являются крупнейшим и одним из наиболее устойчивых источников совокупного спроса в стране, их доля превышает 45%, опережая и госсектор, и недропользователей. Структура экономики за последние годы радикально изменилась, а это означает, что правительство, упустив из виду произошедшие перемены, и неверно расставляя приоритеты, рискует принимать неправильные антикризисные решения. 
 Исследование показало, что значительная часть спроса покрывалась за счет средств, выдаваемых в виде кредитов казахстанскими банками. Отечественные финансовые институты потеряли на ближайшие пять-семь лет возможность занимать миллиарды долларов на Западе, но по-прежнему должны рассчитываться по взятым ранее обязательствам. Кроме того, у них происходит ухудшение кредитного портфеля. В этом году, говорят аналитики Zertteu DC Group, будет выдано на 40% меньше кредитов, чем в прошлом. И это после 39-процентного снижения того же показателя в прошлом году. Данный источник ликвидности иссякает. Деньги же сырьевых гигантов, вопреки стереотипам, в экономике страны практически не участвуют. 
 Исходя из этого, логично ожидать дальнейшего сжатия спроса и новой волны кризиса в Казахстане. Такова вкратце концепция, представленная экспертами Zertteu DC Group. Она сразу вызвала замечания и возражения многих других участников обсуждения на круглом столе. 
Советник председателя правления НАЦа Шамиль Дауранов, например, выразил серьезные сомнения относительно тезиса, что новая волна кризиса придет с потребительского рынка. По его мнению, апокалиптические прогнозы сегодня преждевременны, поскольку Казахстан идет в русле общемировой тенденции. "Финансовый рынок оздоровляется, нефтяные доходы страны продолжают расти, все идет естественным путем, и постепенно эта положительная тенденция перейдет на производственный бизнес, на потребительский рынок. Нет повода смотреть на ситуацию так пессимистично". 
 Другой эксперт, Бахыт Кайракбай также сомневается, что третья волна кризиса придет с потребительского рынка. По его мнению, гораздо вероятнее новый виток финансового кризиса для казахстанских банков, которые вскоре должны будут отдавать взятые кредиты. Он также видит смысл помогать поддерживать спрос, но через прямую помощь правительства среднему классу, например, резко, в два раза подняв зарплаты бюджетникам, прежде всего в сфере образования и здравоохранения. Там трудится более миллиона человек, и это могло бы значительно увеличить спрос на потребительском рынке, одновременно дав толчок развитию малых и средних предприятий. 
Со своим мнением выступила на обсуждении и председатель управляющего совета ассоциации налогоплательщиков Казахстана, внештатный советник премьер-министра республики Жаннат Ертлесова. Она также считает угрозу со стороны потребительских рынков реальной. Очень негативное влияние, по ее мнению, на экономику страны оказывает и снижение совокупного спроса. Однако советник выразила серьезные сомнения относительно базовой основы исследования - официальной статистики, которая очень часто недостаточна, недостоверна и порой просто вводит в заблуждение исследователей. По ее мнению, представить реальную картину по доходам населения можно исключительно за счет всеобщего декларирования. Но об этом сегодня даже мечтать не приходится. Бороться с сокращением спроса и стагнацией рынка можно, по ее мнению, с помощью развития внутреннего казахстанского производства, но, к сожалению, этот путь не нашел поддержки со стороны министерства экономики. 
 Главный научный сотрудник Фонда Первого президента Канат Берентаев также призвал участников обсуждения осторожно относиться к статистике. По его мнению, повышение зарплат бюджетникам может стать действенным инструментом для оживления спроса, и он не тождественен росту инфляции, как считает правительство. Однако экономист не согласен с тезисом, что в Казахстане создана "экономика потребления", поскольку только малая часть населения страны может соответствовать потребительским стандартам Запада. Он также предложил резко повысить доходы бюджетников, пенсионеров, студентов, например - в два раза. По его мнению, такой шаг приведет к повышению роста цен и инфляции где-то на 3-4%. Но это вполне терпимая цена за то, чтобы покупательный спрос больше чем у половины населения вырос вдвое. 
 Завершая круглый стол, управляющий партнер Zertteu DC Group Арман Идрисов обратился к бизнесменам, экспертам с предложением активно участвовать в выработке реальных механизмов экономического оздоровления страны, поисках новых эффективных путей выхода из кризиса. 
Кризис побуждает все экономические субъекты менять подходы к решению стоящих проблем, формы и качество взаимоотношений между собой. Сотрудничество госструктур, бизнеса и экспертного сообщества должно стать этому основой. Главная задача сейчас - мобилизовать интеллектуальные и финансовые ресурсы частного сектора, включив их в процесс создания новой экономики Казахстана. 
                                            Заключение

     Действительно, теперь становится легко понять, почему так много принципиальных проблем в области экономической политики остаются до сих пор нерешенными: дело в том, что  всякий раз приходится рассматривать очень много вариантов. Существующие концепции зачастую весьма по-разному оценивают факты. И, наоборот, при разной трактовке фактов трудно решить, какой теоретический подход наиболее  правильный. При этом, исходя из самого характера экономической науки, невозможно однозначно доказательно проверить эти теоретические изыскания.

     Одной из важнейших характеристик спроса является его эластичность. Оценка эластичности спроса (по цене, доходам покупателей и другим параметрам) позволяет фирме выбрать верную стратегию поведения на рынке. Коэффициенты (показатели) эластичности спроса и предложения дают возможность определить положение кривых спроса и предложения и прогнозировать изменение объема продаж в зависимости от изменения факторов, влияющих на спрос и предложение.

     Ценовая эластичность спроса измеряет степень  чувствительности потребителей к изменениям цены. Если потребители относительно чувствительны к изменениям цен, спрос является эластичным. Если потребители относительно нечувствительны к изменениям цен, спрос неэластичен.

     Ценовую эластичность спроса можно определить, наблюдая за характером воздействия  изменения цены на величину общей выручки от продажи продукции. Если цена и общая выручка изменяются в противоположных направлениях, значит, спрос эластичен. Если цена и общая выручка изменяются в одном и том же направлении, спрос неэластичен. В случае единичной эластичности спроса изменение цены оставит общую выручку неизменной.

     Да, невозможно порой достичь истины, хотя все экономисты вроде бы и  преследуют одну и ту же правильную цель: добиваться устойчивости цен,  экономического  роста,  высокой  занятости, повышения жизненного уровня. Без сомнения, так оно и есть. Но это не единственные цели, движущие поведением граждан или правительственных чиновников.

     У каждого из нас есть набор целей,  которые мы ранжируем в определенном порядке, исходя из ожидаемых плюсов и минусов, связанных с ожидаемым достижением каждой из них. Все это следует учитывать при построении концепции выхода из того экономического кризиса, в котором оказалась сегодня наша страна.

 

      Список  литературы

  1. Курс экономической  теории / Под ред. Чепурина М.Н., Киселевой  Е.А. Киров: АСА, 2008
  2. Рузавин. Г.И.  Основы рыночной экономики. М.: ЮНИТИ, 2008.
  3. Ценообразование и рынок / Под ред. Салижманова И.K. М.: Финстатинформ, 2008.
  4. Экономика. Учебник / Под ред. А.И. Архипова и др. М.: Проспект, 2007.
  5. Предпринимательство / Под ред. Горфенкеля В.Я. и др. - М.: ЮНИТИ, 2005.
  6. Пунин Е.М. Маркетинг, менеджмент, ценообразование на предприятии. М., Международные отношения, 2007.
  7. Герасименко В.В. Ценовая политика фирмы. - М.: Финстатинформ, 2005.
  8. Котлер Ф. Основы маркетинга. М.: Прогресс, 2007.
  9. Ценообразование. Под ред. проф. И.К.Салимжанова. Учебное пособие. - М.: Финстатинформ, 2006.
  10. Шуляк П.Н. Ценообразование: Учебно-практическое пособие.-2-е изд. М.: ИВЦ “Маркетинг”, 2007.
  11. Национальное агентство по статистике РК – www. government.kz

 

  1. Приложение

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Схема 1. Кругооборот спроса и предложения

 

     Изменения, влияющие на спрос и предложение

Изменения (при прочих равных условиях) Сдвиг кривой спроса Движение вдоль кривой спроса Сдвиг кривой предложения Движение вдоль кривой предложения
1. Изменение цен конкурирующих товаров +     +
2. Введение новой технологии   + +  
3. Изменение моды на товары +     +
4. Изменение потребительских доходов +     +
5. Изменение цен на сырье   + +  
 
 

 

Устойчивость  рыночного равновесия

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Экономические виды спроса и их классификация