Формы ведения бухгалтерского учета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 02:09, курсовая работа

Описание

В настоящее время все более широкое распространение получает применение автоматизированных форм учета. Форма бухгалтерского учета представляет собой строение учетных регистров и их взаимосвязь, а также последовательность и способы учетной регистрации. Исходя из объема получаемой информации, степени подготовленности бухгалтеров и ряда других факторов, главный бухгалтер выбирает одну из следующих форм бухгалтерского учета: мемориально-ордерную форму; журнально-ордерную форму; компьютеризированное ведение учета; упрощенную форму для субъектов малого предпринимательства. В данной работе мы попытались подробно раскрыть сущность каждой из вышеперечисленных форм ведения бухгалтерского учета для различных предприятий.

Содержание

Введение
4
1 Формы ведения бухгалтерского учета
6
Роль учетной политики в выборе формы ведения бухгалтерского
учета

6
1.2 Журнально-ордерная форма бухгалтерского учета
9
1.3 Мемориально-ордерная форма бухгалтерского учета
18
1.4 Форма бухгалтерского учета «Журнал-Главная»
22
1.5 Упрощенная форма бухгалтерского учета для малых
предприятий
23
1.6 Автоматизированная форма бухгалтерского учета
26
2 Развитие форм бухгалтерского учета в современных условиях
29
3 Практическая
37
Заключение
48
Библиографический список
51

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ Формы бухучета.doc

— 434.00 Кб (Скачать документ)

Инструментальная система. Программы этого класса могут обеспечить выполнение всех функций, необходимых пользователю, при условии, что пользователь сам сможет конструировать требуемые функции. Для этого нужен квалифицированный персонал, способный осуществлять конструирование.

Комплекс автоматизированных рабочих мест. Программы этого  класса предназначаются для предприятий  с бухгалтерией, имеющей выделенные участки учета, такие как: учет основных средств, учет товарно-материальных ценностей, учет банковских и кассовых операций, учет готовой продукции, учет расчетов с дебиторами и кредиторами и другое.

Программы для ведения  отдельных участков учета. Программы  этого класса составляют подмножество программ класса "Комплекс автоматизированных рабочих мест", имеющих самостоятельную ценность в решение отдельных учетных задач.

Заказные системы. Заказные системы создают под требования заказчика, они не подлежат тиражированию. Могут принадлежать к любому из перечисленных классов.

Приведенная выше классификация  позволяет весьма полно описывать  характеристики программных продуктов, присутствующих сегодня на российском рынке.

Для целей начального курса изучения бухгалтерских программ целесообразнее использовать упрощенную классификацию без детализации прикладных программ.

В настоящее время, по опросам специалистов, выявлена следующая  приблизительная картина использования  отечественных программ бухгалтерского учета, приведенная в таблице 24.

Таблица 24 – Практическое использование программ бухгалтерского учета

Название программ

Доля рынка, процентов

1С:

32,0

Инфо-бухгалтер

12,0

Собственная разработка

12,0

БЭСТ

9,3

Парус

8,0

Турбо Бухгалтер

8,0

Инфософт 

2,7

Финансы без проблем

1,3

Прочие 

14,7

Итого:

100


 

Как видно из таблицы 24, типов бухгалтерских программ довольно много. Все имеющиеся компьютерные бухгалтерские программы работают с тем или иным видом журнала хозяйственных операций по традиционной схеме: первичные документы – журнал хозяйственных операций – промежуточные документы – баланс и отчетность. Формирование журнала хозяйственных операций у них осуществляется по-разному. Самый простой для программы вариант и самый сложный для бухгалтера – это вариант, когда его составление бухгалтер берет полностью на себя. Другие варианты формирования журнала хозяйственных операций предполагают использование целого ряда вспомогательных и справочных данных, вплоть до автоматического написания отдельных блоков. Таким образом, реализуется способности пользователей разной квалификации и опыта.

Большинство прикладных бухгалтерских программ составляется на базе одного из двух следующих принципов: как универсальная программа с механизмом настройки на конкретные особенности предприятия (1С, Инфо-Бухгалтер, Турбо Бухгалтер, Финансы без проблем); как программа с фиксированным количеством готовых решений и ситуаций с механизмом параметрических настроек (Галактика, Инфософт, Парус).

Универсальные программы  значительно дешевле и проще  в разработке, однако они требуют  дополнительных усилий квалифицированных специалистов при их настройке на конкретном предприятии. По оценкам профессионалов, стоимость такой настройки соизмерима со стоимостью самой программы, то есть составляет 100%.

Программы с фиксированным  количеством готовых решений  и ситуаций при разработке обходятся существенно дороже универсальных, но зато затраты на их настройку на конкретном предприятии много ниже и составляют примерно 25% от их стоимости.

К сожалению, имеющееся  программное обеспечение в области  бухгалтерского учета, с точки зрения практического бухгалтера, страдает следующими важными недостатками: сложностью изложения инструкций для пользователей; ограниченным выбором программ бухгалтерского учета для самых простых пользователей, в том числе для предпринимателей, ведущих учет самостоятельно; малый выбор программ бухгалтерского учета для самых подготовленных профессионалов, занимающихся поисковыми исследованиями и проблемами оптимизации финансового результата и минимизации налоговых платежей; недостаточностью охвата направлений коммерческой деятельности и отраслей хозяйствования; недостаточной совместимостью программ с международными стандартами бухгалтерского учета и американской бухгалтерской системой учета GAAP.

Первый недостаток (сложность  программных инструкций) постепенно преодолевается. Хотя многие программные специалисты продолжают считать, что приоритет в бухгалтерских программах должен принадлежать им, а не пользователям. А это находится в явном противоречии с главным принципом рыночных отношений.

Практическая работа бухгалтера чаще всего включает в себя большое количество мелких рутинных операций и действий. Их следует выполнять быстро и окончательно. Только в этом случае бухгалтер периодически может выделять время для крупных исследований и важного анализа. Регулярные переделки уже проделанной работы или накапливание простых нерешенных вопросов – бич многих даже вполне опытных специалистов. Поэтому любые ценные практические советы и чужой опыт для бухгалтера имеет большое значение. Простые инструкции стали бы огромным подспорьем. Анализ сложных и подчас заумных определений, специфических терминов, операций и манипуляций не только не приводит к быстрому успеху, но способен оказать негативное психологическое воздействие на пользователя бухгалтерских программ. Вот один из таких простых вопросов, который часто никак не может понять и решить начинающий пользователь: это проблема введения в компьютер начального баланса предприятия. Хотя способы упоминаются в разных инструкциях, но на практике этот вопрос поднимается раз за разом.

Второй недостаток обусловлен сложностью разработки алгоритма. Он может  быть составлен только профессиональным бухгалтером, достаточно глубоко владеющим  программированием. Имеется в виду вариант программы, который требовал бы от пользователя только составления журнала хозяйственной операций, а все остальное было автоматизировано.

Третий недостаток – малый выбор программ для профессиональных исследователей и аналитиков тоже связан со сложностью разработки алгоритма. Такой алгоритм должен базироваться на иной схеме проведения бухгалтерского учета и строиться на циклическом решении прямой и обратной задачи. Постановка обратной задачи, которая будет формироваться по принципу: финансовый результат – налоговое поле предприятия – договорные отношения – первичные документы не является однозначной и потому потребует выбора из определенного числа вариантов.

Четвертый недостаток (малый  программный охват специализированных предприятий) тоже постепенно преодолевается, но не так интенсивно. Усилия разработчиков  направлены, чаще всего, на торговые и строительные организации. В этих сферах получены положительные результаты, но это не весь спектр коммерческих предприятий.

Пятый недостаток (недостаточная  совместимость бухгалтерских программ с международными стандартами) в связи с разработкой российских стандартов в духе и на принципах международных стандартов во многом преодолен.

Среди прикладных программных  продуктов в настоящее время  большое место занимают специализированные программы, предназначенные для  решения некоторых частных задач бухгалтерского учета, в том числе: расчетов заработной платы; учета материальных ценностей; ведения книг продаж и покупок; учета НДС; составления первичных бухгалтерских документов; оформление отчетности, анализ правильности ее составления; защита отчетности в налоговой инспекции и другое.

Эти программы достаточно многочисленны и строятся в основном по блочному принципу. Они охватывают самые разнообразные участки  работы бухгалтерии.

Инструментальные программы  предназначены для бухгалтеров высокой квалификации, владеющих техникой программирования. Они позволяют создать собственную программу бухгалтерского учета на своем предприятии.

Комбинированные программы  включают в себя признаки всех трех предыдущих типов бухгалтерских  программ. Практическое большинство имеющихся прикладных программ являются комбинированными.

Две очень крупные  проблемы необходимо решить специалистам в области программирования для  бухгалтеров:

Первая. На базе экономических принципов и в рамках бухгалтерского плана счетов составить комплексную программу бухгалтерского и налогового учетов, позволяющих строить бухгалтерский и налоговый балансы.

Вторая. На основе бухгалтерских моделей соединить в комбинированной программе бухгалтерский учет с анализом результатов хозяйственной деятельности.

Первая из данных проблем  начала решаться интенсивно после введения в действие главы 25 НК РФ и положения "Учет налога на прибыль" ПБУ 18/02.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Форма бухгалтерского учета  представляет собой строение учетных регистров и их взаимосвязь, а также последовательность и способы учетной регистрации.

Исходя из объема получаемой информации, степени подготовленности бухгалтеров и ряда других факторов, главный бухгалтер выбирает одну из следующих форм бухгалтерского учета: мемориально-ордерную форму (с использованием мемориальных ордеров и регистров аналитического учета); журнально-ордерную форму (с использованием журналов-ордеров, вспомогательных ведомостей, накопительных таблиц, регистров аналитического учета, Главной книги); компьютеризированное ведение учета; упрощенную форму для субъектов малого предпринимательства.

Мемориально-ордерная форма  учета основана на записях в мемориальные ордера данных первичных и накопительных  документов с последующей регистрацией ордеров в регистрационном журнале и переносе в Главную книгу.

Мемориальный ордер – это документ, в котором отражается бухгалтерская проводка. В нем указываются номер ордера, месяц, год, содержание записи, суммы, наименование дебетуемого и кредитуемого счетов.

Мемориальные ордера составляются на специальных бланках  и подписываются главным бухгалтером. Количество составляемых за месяц мемориальных ордеров инструкциями не устанавливается. Это решает главный бухгалтер.

Документы, приложенные  к мемориальным ордерам, являются основанием для записей в регистрах аналитического учета.

В конце месяца составляются оборотная ведомость по счетам синтетического учета и оборотные ведомости  по счетам аналитического учета и  производится их взаимная сверка. Итоги  оборотов по дебету и кредиту всех синтетических счетов, а также итог регистрационного журнала должны быть равны между собой.

Журнально-ордерная форма  учета основана на применении накопительных  регистров и линейно-позиционного способа записи.

Крупные организации используют единую журнально-ордерную форму счетоводства, а для небольших предприятий предусмотрена возможность осуществления бухгалтерского учета с применением ограниченного числа журналов-ордеров.

Журнально-ордерная форма  счетоводства основана на использовании принципа накапливания данных первичных документов в разрезах, обеспечивающих синтетический и аналитический учет средств и хозяйственных операций по всем разделам бухгалтерского учета.

Накапливание и систематизация данных первичных документов производятся в учетных регистрах, которые дают возможность отразить все подлежащие учету средства и все хозяйственные операции по их использованию за отчетный месяц, что исключает необходимость составления мемориальных ордеров.

Записи в накопительные  регистры производятся в разрезе показателей, необходимых для руководства и контроля за финансово-хозяйственной деятельностью организации, а также для составления промежуточной и годовой отчетности.

Аналитический и синтетический  учет осуществляются, как правило, совместно в единой системе записей.

В соответствии с этим оборотные ведомости составляются только по расчетам, по которым ведутся  карточки аналитического учета.

В единой журнально-ордерной форме счетоводства применяются, как  правило, два вида бухгалтерских  регистров: журналы-ордера и вспомогательные ведомости.

Итоговые данные журналов-ордеров  в конце месяца переносятся в  Главную книгу.

Сальдовый баланс составляется по данным Главной книги с использованием в необходимых случаях отдельных  показателей из учетных регистров.

Таким образом, в основу построения единой журнально-ордерной формы счетоводства положены следующие  важнейшие принципы: производство записей в журналах-ордерах в порядке регистрации операций только по кредиту счета в корреспонденции с дебетуемыми счетами; совмещение, как правило, в единой системе записей синтетического и аналитического учета; отражение в бухгалтерском учете хозяйственных операций в разрезе показателей, требующихся для контроля и составления промежуточной и годовой отчетности; применение объединенных журналов-ордеров по счетам, счетно и экономически связанным друг с другом; применение регистров с заранее указанной корреспонденцией счетов, номенклатурой статей аналитического учета, с показателями, требующимися для составления периодической и годовой отчетности; применение месячных журналов-ордеров.

Проверка правильности записей, произведенных в Главной  книге, осуществляется подсчетом сумм оборотов и сальдо по всем счетам. Суммы  дебетовых и кредитовых оборотов, а также дебетовых и кредитовых сальдо должны быть соответственно равны.

Информация о работе Формы ведения бухгалтерского учета