Формы бухгалтерского учета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 11:40, лекция

Описание

Под формой бух. учета понимается совокупность учетных регистров, предопределяющих связь синтетического и аналитического учета, методику и технику регистрации хоз. операций, технологию и организацию учетного процесса.
В настоящее время применяется несколько форм бух. учета: упрощенная форма для малых предприятий, мемориально-ордерная, журнально-ордерная и формы учета при компьютерной обработке данных, Журнал-Главная применяется крайне редко.

Работа состоит из  1 файл

формы бух учета.doc

— 277.50 Кб (Скачать документ)

      Выбор организационной  формы ведения  бух. учета зависит от размера организации, централизации и децентрализации учета, числа структурных подразделений, объема и ассортимента производимой продукции, возможности использования автоматизированных технологий. Вариантов ведения бух. учета много, из них выделяется предметный и функциональный.

      Предметное  разделение труда  работников бухгалтерии предполагает распределение документов (счетов) согласно названиям отделов, а внутри - в разрезе учетного персонала:

      - главный бухгалтер;

      - заместитель главного бухгалтера;

      - учетный персонал бухгалтерии  по группам (во главе с начальниками  групп):

    • капитала и резерва (счета 80,81,82,83, 86…);
    • расчетный отдел по расчета со сторонними организациями и банками (счета 60, 62, 63, 66, 67, 76…);
    • производственный отдел (счета 20,23, 25, 26, 28, 29);
    • прочих расчетов (счета 69, 70, 68, 71, 75, 73);
    • продажи и финансовых результатов (счета 41, 43, 90, 91, 99, 84)
    • и т.д.

      При функциональном разделении труда работников бухгалтерии структурные подразделения создаются по участкам учетной работы. Каждый работник или определенная группа учетного персонала специализируется на выполнении однородных учетных операций. Такой вариант в большей степени соответствует формированию информационной системы путем использования современных автоматизированных технологий.

      Функции бухгалтерского персонала  при функциональном разделении труда:

      1) группа учета материальных ценностей  учитывает и контролирует движение  материальных ценностей, участвует  в их инвентаризации;

      2) группа расчетов с поставщиками  и подрядчиками осуществляет  учет и контроль состояния  расчетов, составляет акты сверки  с ними;

      3) группа расчетов с персоналом  по оплате труда производит  начисление зарплаты и других  выплат работникам, удержания из  заработной платы, составляет бухгалтерскую и налоговую отчетность по суммам начисленного дохода и удержанного налога, участвуют в инвентаризации депонентской задолженности (задолженность перед персоналом по неполученной им зарплате);

      4) группа учета производства группирует и оценивает фактические затраты предприятия, контролирует и анализирует трудовые и материальные затраты, участвует в инвентаризации НЗП, определяет себестоимость продукции;

      5) группа реализации готовой продукции  осуществляет учет ее движения  на складах, инвентаризацию, выписывает счета-фактуры покупателям, ведет учет расчетов с покупателями и заказчиками за отгруженную продукцию, составляет акты сверки с ними;

      6) группа отчетности обобщает данные, поступающие  из вышеперечисленных  групп, и составляет бухгалтерскую отчетность. В компетенцию этой группы могут входить расчеты с бюджетом. 

      Содержание  регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской отчетности является коммерческой тайной.

      Лица, получившие доступ к  информации, содержащейся в регистрах бухгалтерского учета и во внутренней бухгалтерской отчетности, обязаны хранить коммерческую тайну. За ее разглашение они несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

      Ответственность за организацию хранения учетных документов, регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности несет руководитель организации. 

      Понятие и формирование учетной  политики организации.

      Учетная политика – совокупность способов ведения бухгалтерского учета: первичного наблюдения, стоимостного измерения текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности организации. К способам ведения бухгалтерского учета относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, применения счетов бухгалтерского учета, организации регистров бухгалтерского учета, обработки информации.

      Учетная политика организации  – это уникальное средство, с помощью которого:

      - во-первых, осуществляется процесс реальной либерализации системы бухгалтерского учета;

      - во-вторых, происходит совершенствование  нормативной системы  по бухгалтерскому  учету и бухгалтерской отчетности;

      - в-третьих, разрешаются противоречия  действующего законодательства  в реализации мероприятий, предусмотренных Программой реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами. 

      Под формированием учетной  политики понимают ее выбор и обоснование.

      При формировании учетной политики организации  по конкретному вопросу организации и ведения бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету. Если по конкретному вопросу в нормативных правовых актах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики осуществляется разработка организацией соответствующего способа, исходя из положений по бухгалтерскому учету, а также Международных стандартов финансовой отчетности.

      Учетная политика организации формируется  главным бухгалтером (бухгалтером) и утверждается руководителем организации.

      При этом утверждаются:

      1) рабочий план счетов бухгалтерского  учета, содержащий синтетические  и аналитические счета, необходимые  для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;

      2) формы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета,  а также документов для внутренней  бухгалтерской отчетности;

      3) порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;

      4) способы оценки активов и обязательств;

      5) правила документооборота и технология  обработки учетной информации;

      6) порядок контроля за хозяйственными  операциями;

      7) другие решения, необходимые для  организации бухгалтерского учета.

      При формировании учетной  политики предполагается, что:

      1) активы и обязательства организации  существуют обособленно от активов  и обязательств собственников  этой организации и активов  и обязательств других организаций  (допущение имущественной обособленности);

      2) организация будет продолжать  свою деятельность в обозримом  будущем и у нее отсутствуют  намерения и необходимость ликвидации  или существенного сокращения  деятельности и, следовательно,  обязательства будут погашаться  в установленном порядке (допущение непрерывности деятельности);

      3) принятая организацией учетная  политика применяется последовательно  от одного отчетного года к  другому (допущение последовательности  применения учетной политики);

      4) факты хозяйственной деятельности организации относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами (допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности). 

      Учетная политика организации должна обеспечивать:

      1) полноту отражения в бухгалтерском  учете всех фактов хозяйственной  деятельности (требование полноты);

      2) своевременное отражение фактов  хозяйственной деятельности в  бухгалтерском учете и бухгалтерской  отчетности (требование своевременности);

      3) большую готовность к признанию  в бухгалтерском учете расходов  и обязательств, чем возможных  доходов и активов, не допуская  создания скрытых резервов (требование  осмотрительности);

      4) отражение в бухгалтерском учете  фактов хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из их экономического содержания и условий хозяйствования (требование приоритета содержания перед формой);

      5) тождество данных аналитического  учета оборотам и остаткам  по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца (требование непротиворечивости);

      6) рациональное ведение бухгалтерского  учета, исходя из условий хозяйствования  и величины организации (требование  рациональности). 

      Принятая  организацией учетная политика подлежит оформлению соответствующей организационно-распорядительной документацией (приказами, распоряжениями и т.п.) организации.

      Способы ведения бухгалтерского учета, избранные  организацией при формировании учетной  политики, применяются с первого января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно-распорядительного документа.

      Вновь созданная организация, организация, возникшая в результате реорганизации, оформляет избранную учетную  политику в соответствии с настоящим Положением не позднее 90 дней со дня государственной регистрации юридического лица. Принятая вновь созданной организацией учетная политика считается применяемой со дня государственной регистрации юридического лица.

      Принятая  организацией учетная политика применяется последовательно из года в год. Изменение учетной политики может производиться в случаях изменения законодательства Российской Федерации или нормативных актов органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета, разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета или существенного изменения условий ее деятельности. В целях обеспечения сопоставимости данных бухгалтерского учета изменения учетной политики должны вводиться с начала финансового года. 

Права и обязанности  главного бухгалтера

      Главный бухгалтер (бухгалтер  при отсутствии в штате должности  главного бухгалтера) назначается на должность и освобождается от должности руководителем организации.

      Главный бухгалтер  подчиняется непосредственно руководителю организации и несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности.

      Главный бухгалтер  обеспечивает соответствие осуществляемых хозяйственных операций законодательству Российской Федерации, контроль за движением имущества и выполнением обязательств.

      Требования  главного бухгалтера по документальному  оформлению хозяйственных операций и представлению в бухгалтерию  необходимых документов и сведений обязательны для всех работников организации.

      Без подписи главного бухгалтера денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства считаются  недействительными и не должны приниматься  к исполнению.

      В случае разногласий  между руководителем организации  и главным бухгалтером по осуществлению отдельных хозяйственных операций документы по ним могут быть приняты к исполнению с письменного распоряжения руководителя организации, который несет всю полноту ответственности за последствия осуществления таких операций.

     При освобождении главного бухгалтера от занимаемой должности он сдает дела вновь назначенному главному бухгалтеру либо другому лицу, назначенному приказом руководителя. Одновременно проводится проверка состояния бухгалтерского учета и его деятельности с составлением акта, утверждаемого руководителем организации. 


Информация о работе Формы бухгалтерского учета