Формирование промежуточной и годовой отчетности на примере ОАО «Водопроводно-канализационное хозяйство»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 05:54, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы - исследование методологии формирования бухгалтерской отчетности в РФ.
Для достижения данной цели требуется решить следующие задачи:
 рассмотреть понятие бухгалтерской (финансовой) отчетности;
 изучить пользователей финансовой отчетности и их потребности;
 познакомиться с общими требованиями к бухгалтерской отчетности и формированию ее показателей;
 проанализировать порядок формирования бухгалтерской отчетности по данным бухгалтерского баланса;
 установить взаимосвязь показателей форм бухгалтерской отчетности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические и методологические аспекты понятия бухгалтерской отчетности……………………………………………………...5
1.1 Понятие бухгалтерской отчетности, её назначение……………...........5
1.2 Виды бухгалтерской отчетности………………………………………..7
1.3 Состав бухгалтерской отчетности……………………………………...8
Глава 2. Промежуточная и годовая отчетность………………………10
2.1 Понятие и особенности промежуточной финансовой отчетности………………………………………………………………………..10
2.2 Понятие и особенности годовой финансовой отчетности……..........12
2.3 Отличие российской отчетности от международной…………..........14
Глава 3. Формирование промежуточной и годовой отчетности на примере ОАО «Водопроводно-канализационное хозяйство»…………….19
3.1 Формирование бухгалтерского баланса…...………………………….19
3.2 Формирование отчета о прибылях и убытках…………………..........25
3.3 Особенности и специфика формирования бухгалтерской отчетности 2011 года………………………………………………………………………….28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………

Работа состоит из  1 файл

курсовая основное содержание.doc

— 185.50 Кб (Скачать документ)

Учитывая, что промежуточная бухгалтерская отчетность является неотъемлемой частью бухгалтерской отчетности организации, а также исходя из необходимости соблюдения допущения последовательности применения учетной политики, показатели промежуточной бухгалтерской отчетности за весь 2011 год также должны представляться в соответствии с приказом Минфина России №66н.

Рассмотрим наиболее существенные изменения в составе показателей квартальной бухгалтерской отчетности. Предваряя изложение содержания отдельных статей квартальной отчетности, необходимо обратить внимание на принципиальное отличие в концептуальном построении формата показателей, заложенного в приказе №66н, по сравнению с ранее использовавшейся методикой. Суть данной новации заключается в том, что приказом Минфина России № 66н предусмотрен обязательный формат представления показателей баланса организации только в разрезе разделов и групп статей, а не по статьям, группам статей и разделам баланса, как это установлено действующим законодательством (ПБУ 4/99). Одновременно с этим некоторые статьи (группы статей), которые представляют, с точки зрения Минфина России, особую значимость, наоборот, дифференцированы. Поэтому организации самостоятельно должны определить детализацию показателей по статьям каждой группы (наличие предусмотренных настоящим приказом групп в составе формата баланса является обязательным) исходя из принципа существенности, специфики видов деятельности и особенностей ведения бизнеса. Такая детализация статей отчетности должна быть зафиксирована в учетной политике организации.

Сформировать промежуточную бухгалтерскую отчетность организация должна не позднее 30 дней по окончании отчетного периода. Представлять квартальную бухгалтерскую отчетность организация обязана в течение 30 дней по окончании квартала, если иное не установлено законодательством РФ. В пределах указанных сроков конкретная дата представления бухгалтерской отчетности устанавливается учредителями (участниками) организации или общим собранием (п. 51 ПБУ 4/99, п. 2 ст. 15 Закона №129-ФЗ, п. 86 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности).

Бухгалтерская отчетность составляется, хранится и представляется пользователям бухгалтерской отчетности в установленной форме на бумажных носителях. При наличии технических возможностей и с согласия пользователей бухгалтерской отчетности организация может представлять бухгалтерскую отчетность в электронном виде (п. 6 ст. 13 Закона №129-ФЗ).

Пользователями бухгалтерской отчетности являются руководители, учредители (участники), собственники имущества, инвесторы, кредитные организации, кредиторы, покупатели, поставщики, работники и другие лица, заинтересованные в информации об организации. Организация должна обеспечить возможность для пользователей ознакомиться с бухгалтерской отчетностью (п. 3 ст. 1 Закона №129-ФЗ, п. п. 4, 42 ПБУ 4/99, п. п. 3.3, 3.4 Концепции).

Бухгалтерская отчетность может быть представлена пользователям организацией непосредственно или передана через ее представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана по телекоммуникационным каналам связи.

Днем представления отчетности считается:

     дата отправки почтового отправления с описью вложения;

     дата отправки по телекоммуникационным каналам связи;

     дата фактической передачи по принадлежности (п. 5 ст. 15 Закона №129-ФЗ).

Если дата представления бухгалтерской отчетности приходится на нерабочий (выходной) день, то сроком представления бухгалтерской отчетности считается первый следующий за ним рабочий день (п. 47 ПБУ 4/99).

Организации обязаны хранить бухгалтерскую отчетность в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет (п. 1 ст. 17 Закона N 129-ФЗ).

 

2.2 Понятие и особенности годовой финансовой отчетности

 

Годовая бухгалтерская отчетность представляет собой систему показателей, отражающих результаты хозяйственной деятельности организации за отчетный период. Отчетность включает таблицы, которые составляют по данным бухгалтерского, статистического и оперативного учета. Она является завершающим этапом учетной работы.

Данные отчетности используются внешними пользователями для оценки эффективности деятельности организации, а также для экономического анализа в самой организации. Вместе с тем отчетность необходима для оперативного руководства хозяйственной деятельностью и служит исходной базой для последующего планирования. Отчетность должна быть достоверной, своевременной. В ней должна обеспечиваться сопоставимость отчетных показателей с данными за прошлые периоды. 

 Годовая отчетность составляется по итогам календарного года с 1 января по 31 декабря включительно. 

Бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление об имущественном и финансовом положении организации, а также о финансовых результатах ее деятельности. Достоверной и полной считается бухгалтерская отчетность, сформированная и составленная исходя из правил, установленных нормативными актами бухгалтерского учета. 
Если при составлении бухгалтерской отчетности выявляется недостаточность данных для формирования полного представления об имущественном и финансовом положении организации, а также о финансовых результатах ее деятельности, то в бухгалтерскую отчетность организации привлекаются соответствующие дополнительные показатели. 

Бухгалтерская отчетность организации должна включать показатели деятельности филиалов, представительств и других подразделений, в том числе выделенных на отдельные балансы. Под отдельным балансом понимается система показателей, формируемая подразделением организации и отражающая его имущественное и финансовое положение на отчетную дату путем представления данных о хозяйственных средствах и их источниках. 

По каждому числовому показателю бухгалтерской отчетности, кроме отчета, составленного за первый отчетный период, должны приводиться данные минимум за три года – отчетный и за два предшествующих отчетному. 

Составлению годового отчета предшествует подготовительная работа. Прежде всего, проводят годовую инвентаризацию имущества и обязательств. Итоги инвентаризации рассматривает руководитель организации. По выявленным в результате инвентаризации расхождениям бухгалтерских данных с данными инвентаризации составляются соответствующие бухгалтерские записи.

В результате данные бухгалтерского учета приводятся в полное соответствие с выявленными по инвентаризации фактическими данными. 
Необходимо также уточнить переходящие остатки на следующий год по счетам: 

     96 «Резервы предстоящих расходов»;

     98 «Доходы будущих периодов»;

     97 «Расходы будущих периодов»;

     19 «НДС по приобретенным ценностям».

При уточнении остатков по счету 19 надо иметь в виду, что НДС по приобретенным, но неоплаченным ценностям со счета 19 в дебет счета 68 «расчеты по налогам и сборам», субсчет «Расчеты по налогу на добавленную стоимость», не относится, а остается на балансе до погашения кредиторской задолженности.

Важной подготовительной учетной работой является проверка записей в регистрах бухгалтерского учета, в частности количественных показателей, которые не поддаются проверке методом балансовой увязки (например, затраты труда в человеко-часах и др.) и устранение выявленных ошибок. Затем закрывают операционные счета, что является одним из важнейших подготовительных этапов к составлению годового отчета. И только после того как все корректировочные записи, связанные с закрытием операционных счетов, отражены в бухгалтерских регистрах, можно выводить результаты и сальдо по всем счетам для непосредственного составления соответствующих форм годового отчета. 

Типовые формы составляемые на основе данных, сформированных по результатам подготовительной работы:

      Бухгалтерский баланс

      Отчет о прибылях и убытках

      Отчет об изменениях капитала

      Отчет о движении денежных средств

      Пояснение к бухгалтерскому балансу

 

2.3 Отличие российской отчетности от международной

 

Особенности российского бухгалтерского учета связаны с тем, что положения по бухгалтерскому учету (ПБУ) в России являются в достаточной степени детализированными и обязательными для исполнения. Весь учет ведется в рублях с использованием нормативного Плана счетов. В настоящее время структура Плана счетов строго регламентирована, и в отличие от западных стран ее применение практически не дифференцируется в зависимости от банка.

Для осуществления трансформации финансовой отчетности в соответствии с МСФО прежде всего необходимо дать соответствующую характеристику банку и его учетной политике.

При проведении анализа очень важно определить степень соответствия учетной политики основным принципам МСФО. Как показывает практика, вследствие применения российскими банками собственной учетной политики нарушаются важнейшие принципы, принятые МСФО (например, принцип осмотрительности в части начисления резерва по безнадежным ссудам и принцип надежности в части оценки активов и пассивов и т.п.). Таким образом, широкое использование в практике бухгалтерского учета основополагающих международных принципов позволяет упростить процесс трансформации отчетности с соблюдением МСФО, что повышает ее достоверность.

Есть несколько основных аспектов использования методики трансформации. Первый из них связан с постепенным переходом отечественной системы учета на МСФО, что порождает необходимость проведения трансформации бухгалтерской отчетности. Трансформация позволяет готовить финансовую отчетность в формате, знакомом всем участникам того или иного финансового рынка. Она обеспечивает базу для сбора финансовой информации в том виде, который согласуется с системой учета и управленческими информационными системами.

Второй аспект касается расходов, связанных с подготовкой отчетности по МСФО. На первый взгляд трансформация финансовой отчетности требует наименьших расходов, так как проводится по мере необходимости (для мелких и средних банков - от одного раза в квартал до одного раза в год, что продиктовано необходимостью предоставления соответствующей информации для управления банком; для большинства крупных банков периодичность должна составлять один раз в месяц). Однако в действительности затраты банков возрастут, тем более что для крупных банков ведение параллельного (двойного) учета может оказаться более приемлемым решением.

Проведение трансформации финансовой отчетности в соответствии с МСФО требует привлечения специально подготовленных кадров или консультантов. Для наработки опыта и знаний внутри банка необходимы время и средства, а привлечение консультантов оборачивается обычно большими затратами. Это связано прежде всего с тем, что на рынке труда существует нехватка высококвалифицированных специалистов в данной области.

Независимо от того, приняла ли кредитная организация решение о трансформации бухгалтерской отчетности или сочла более удобным введение двойного учета, в обоих случаях от сотрудников организации требуются экспертные знания и опыт. Поэтому подготовка компетентных кадров становится первоочередной задачей. Даже на начальном этапе ознакомления с МСФО персонал банка может привлекаться к сбору и первичной обработке данных, что позволяет избежать расходов, связанных с привлечением консультантов со стороны. Уже после проведения первой трансформации руководство банка быстро осознает выгоды, полученные в результате представления отчетности в новом формате, от использования знаний и навыков собственных сотрудников.

Работы по трансформации финансовой отчетности в соответствии с международными стандартами осуществляются в следующей последовательности:

- на первом этапе выполняется подготовка учетной информации по разделам учета и общей информации о кредитной организации в соответствующем формате;

- на втором этапе проводится анализ подготовленной учетной информации на полноту и соответствие требованиям российских ПБУ;

- на третьем этапе осуществляется подготовка финансовой отчетности в соответствии с международными стандартами.

Для того чтобы подготовить финансовую отчетность в соответствии с МСФО, необходимо:

- внести принципиальные изменения в статьи отчетности, связанные с особенностями ведения бухгалтерского учета по международным стандартам. В результате должен быть составлен пробный баланс с измененными статьями в рублях;

- провести группировку статей бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках по позициям, чтобы составить баланс в рублях, соответствующий требованиям международных стандартов;

- составить отчетность в долларах США или иной иностранной валюте согласно требованиям МСФО, чтобы получить финансовую отчетность в "твердой" валюте;

- к каждой статье полученной финансовой отчетности дать комментарии с подробными разъяснениями.

Следует отметить, что трансформация финансовой отчетности в соответствии с МСФО и ведение параллельного учета оказывают существенное влияние на техническую политику банка. Осуществление трансформации финансовой отчетности и одновременное ведение учета по РПБУ и по МСФО предъявляют определенные требования к технической базе, необходимой для успешного проведения подобных процессов. Поэтому необходим дополнительный анализ затрат, сроков и технической возможности осуществления трансформации отчетности или параллельного ведения учета. Нередко именно проблемы, связанные с технической базой, а также отсутствие квалифицированного персонала приводят к непредвиденным затратам и даже к невозможности реализации данных проектов, что обусловливает необходимость включения их в техническую политику кредитной организации.

Информация о работе Формирование промежуточной и годовой отчетности на примере ОАО «Водопроводно-канализационное хозяйство»