Финансово-кредитная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 19:00, дипломная работа

Описание

Эффективное функционирование финансово-кредитной системы России определяется степенью ее соответствия внутренним потребностям воспроизводственных циклов отечественного капитала, формируемых расширенным кругооборотом капиталов предприятий - основы стабильного экономического роста. Инструменты стимулирования экономического роста содержат как меры по созданию развитого внутреннего рынка, так и государственные шаги по концентрации финансовых ресурсов на стратегических направлениях развития.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
СУЩНОСТЬ И ЗАДАЧИ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ
Функции финансовой системы. 4
Инструменты финансово-кредитной политики 6
Государственный бюджет. Доходная и расходная части государственного
бюджета. 11
1.4. Кредитование. Виды кредитов. Проценты но кредитам и влияющие на
него факторы. 12
2. БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА.
2.1.Деятельность банков в РФ. 14
2.2.Банк России, его правовое положение и функции 15
2.3 Двухуровневая банковская система и ее функционирование, 18
Свобода экономической инициативы как гарантия правового
государства. 20
Политика валютного курса. 21
Инфляция 23
3. ОСОБЕННОСТИ РАЗБИТИЯ ЭКОНОМИКИ РОССИИ И ФИНАНСОВО
кредитной сферы
3.1.Основных тенденций, показателей и параметров реализации денежно-
кредитной политики 27
Основные цели и задачи государственной денежно-кредитной политики в
2004 г. 29
Перспективы расширения возможностей кредитования реальной
экономики с учетом развития инструментария денежно-кредитной
политики. 33
Развития финансовых рынков, совершенствования платежной
системы 37

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 41

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.doc

— 230.00 Кб (Скачать документ)

      В ближайшее время сохранится необходимость использования механизма гибкого курсообразования для адаптации экономики к возможным внешнеэкономическим шокам, связанным с нестабильностью мировых цен на основные товары российского экспорта, а также к новым реалиям мировой валютно-финансовой системы, в том числе завершению перехода стран Экономического и валютного союза (ЭВС) к единой валюте -евро.

     В предстоящем году ожидается сохранение достаточно высокого уровня обеспеченности денежного предложения золотовалютными резервами, что будет способствовать устойчивости национальной валюты.

      Усилия  Банка России будут направлены на дальнейшее развитие внутреннего валютного рынка, обеспечение равных возможностей доступа на него всех экономических агентов, а также устранение несбалансированности спроса на иностранную валюту и её предложения. Продолжится работа по развитию и совершенствованию инструментов курсовой политики Банка России.

     Продолжается  развитие и совершенствование системы  валютного регулирования и контроля. При этом Банк России предполагает предпринимать дальнейшие меры по либерализации валютных отношений, способствующие улучшению инвестиционного климата в стране. Одновременно особое внимание будет уделено мероприятиям, направленным

на сокращение утечки капитала из страны.

22

 

2.6.Инфляция.

      Динамика  потребительских цен определяться совокупностью факторов, имеющих долгосрочный характер и определяющих базовый уровень инфляции, и краткосрочных факторов, связанных как со структурными реформами в экономике, так и с прочими факторами.

      Среди долгосрочных факторов повышательное  воздействие на рост потребительских  цен будут оказывать экономическая  и инвестиционная активность, рост денежных доходов населения и расширение потребительского спроса. Вместе с тем соотношение спроса и предложения товаров и услуг, профицит федерального бюджета и осуществление рациональных мер в области бюджетной политики, состояние производственных мощностей, финансово-кредитная политика и политика валютного курса, улучшение инфляционных ожиданий будут способствовать дальнейшему снижению в 2004 году базовой инфляции1.

      На  траекторию инфляции в 2004 году воздействуют факторы, связанные с необходимостью обновления основных производственных фондов для поддержания устойчивости экономического роста. Поскольку возможности не капиталоемкого роста экономики в значительной степени уже исчерпаны, намечается масштабная модернизация, обновление и расширение основного капитала будут ограничивать возможности снижения инфляции в 2004 году.

      Ожидаемое в 2004 году улучшение ситуации на рынке  труда и рост заработной платы приведут как к росту личного потребления, так и к увеличению издержек на заработную плату, усилению спросового влияния на цены. Важную роль в ограничении инфляции в этих условиях приобретают ожидаемый рост производительности труда и сокращение себестоимости материальных факторов производства, развитие ресурсосберегающих

технологий под  влиянием активизации механизмов рыночной конкуренции, а

23

 

также согласованная политика доходов, формируемая  в рамках Генерального соглашения между российскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации.

     Реализация  в 2002-2004 годах стратегии социально-экономического развития объективно связана с необходимостью углубления в 2002 году структурных преобразований в экономике, прежде всего в направлении проведения жилищно-коммунальной реформы, реформирования инфраструктуры естественных монополий и изменения тарифной политики с целью ликвидации субсидирования экономики посредством низких энергетических тарифов, восстановления рациональных ценовых пропорций, снижения зависимости экономики от экспорта сырья, стимулирования экспорта готовых изделий. Намечаемые на 2004 год в сфере реформирования жилищно-коммунального хозяйства и жилищной политики основные мероприятия Правительства Российской Федерации, направленные на ликвидацию системы перекрестного субсидирования тарифов на коммунальные услуги и отказ от бюджетного дотирования предприятий жилищно-коммунального хозяйства, будут сопровождаться повышением стоимости этого вида услуг для населения, что будет оказывать прямое воздействие на увеличение инфляции в краткосрочном аспекте.

      В долгосрочном аспекте оптимизация  цен и тарифов на продукцию  и услуги естественных монополий будет стимулировать снижение издержек изготовителей готовой продукции в части расходования средств на использование электроэнергии, газа, услуг железнодорожного и трубопроводного транспорта, связи, способствовать рациональному энергопотреблению со стороны населения. В краткосрочном аспекте достижение реальных результатов по этим направлениям будет сопровождаться опережающим по отношению к росту цен производителей

промышленной  продукции повышением цен и тарифов  на товары и услуги

24

 

    естественных  монополий, перераспределением доходов  от основных энергетических потребителей в пользу естественных монополий, ростом цен на конечную продукцию, усилением воздействия структурных факторов на инфляцию, измеряемую по индексу потребительских цен.

     Прочие  факторы, к которым, в частности, относится высокая цена на отдельные виды продовольственных товаров, окажут, по оценкам, в 2004 году негативное воздействие на общую динамику потребительских цен.

      Таким образом, в 2004 году структурные и  прочие факторы будут в большей степени оказывать влияние на динамику цен на потребительском рынке, однако общий уровень инфляции будет ниже, чем в 2003 году.

     Банк  России считает, что необходимым условием создания благоприятного инвестиционного климата и повышения благосостояния населения в складывающейся ситуации является последовательное снижение инфляции. Конечной целью денежно-кредитной политики в 2004 году должно быть снижение инфляции до уровня, при котором обеспечиваются наиболее благоприятные условия для поддержания устойчивого долговременного экономического роста. Расчеты Банка России показывают, что в 2004 году уровень инфляции может составить 12-14% (из расчета декабрь к декабрю), или 14,3-15,5% в среднегодовом выражении.

     Одним из факторов, способным существенно  повлиять в 2004 году на динамику цен, является реализация политики Правительства Российской Федерации в области регулируемых цен и тарифов на продукцию и услуги естественных монополий.

     В прогнозный период Правительство Российской Федерации предполагает повышение уровня цен и тарифов в естественных монополиях, так как реальный уровень этих цен (тарифов) для промышленности существенно снизился по отношению к ценам 1997 года. В 2003 году, по

25

 

оценке  Правительства Российской Федерации, тарифы на электроэнергию составят 0,65, оптовые цены на газ- 0,59 по отношению к ценам 1997года (относительно цен в промышленности). Уровень цен в России в несколько раз ниже по сравнению с мировым и европейским уровнями (цена на электроэнергию в России 1,3 цента за кВтч при 5-8 центах за кВтч в европейских странах, на газ- 13-16 долл. за тыс. куб. м при 120-130 долл. соответственно).

      Параметры и сроки повышения цен на энергоносители и тарифов на железнодорожные перевозки в прогнозном периоде проектируются исходя из того, чтобы не провоцировать инфляционные ожидания у потребителей и обеспечить достижение целей инфляции и роста производства. Этим условиям, по оценкам Правительства Российской Федерации, удовлетворяют следующие параметры роста цен и тарифов на энергоносители: в электроэнергетике- 1,11-1,13 раза, оптовых цен на газ- 1,06-1,08 раза по отношению к инфляции в промышленности. Более высокое повышение тарифов в электроэнергетике по сравнению с ценами на газ предусмотрено с учетом худшего финансового положения энергетики. Доходы в энергетике будут постепенно повышаться, в том числе и за счет более низкого роста затрат на газ1.

     Тарифы  на перевозки грузов, железнодорожным  транспортом будут повышаться в меру роста цен производителей промышленной продукции.

     В политике ценового регулирования Правительство  Российской Федерации исходит из того, что возможности некапиталоемкого развития топливно-энергетического сектора практически исчерпаны, поэтому обеспечение потребности внутреннего рынка и экспорта диктует необходимость существенного роста капитальных затрат, что будет влиять на трансформацию системы относительных цен и перераспределение

Экономика и статистика (журнал).№б/2002г.

26

 

финансовых потоков между отраслями.

     Банк  России считает, что снижение инфляции на потребительском рынке до этого уровня в 2004 году возможно только при условии, что Правительством Российской Федерации будут приняты необходимые меры по существенному снижению влияния структурных факторов на рост инфляции, рациональному управлению бюджетными расходами и государственным долгом.

             
             
            3. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ  РОССИИ И ФИНАНСОВО-КРЕДИТНОЙ  СФЕРЫ.

          3.1.Основных  тенденций, показателей  и параметров реализации  финансово-кредитной политики

      В текущем году макроэкономическая ситуация оказалась принципиально отличной от базового сценария, который содержался в "Основных направлениях единой государственной финансово-кредитной политики на 2003 год". Рост российской экономики в 2003 г. характеризуется более высокими темпами по сравнению, как с предыдущим годом, так и с прогнозными ориентирами.

     По  предварительным оценкам Банка  России, объем ВВП увеличился в  январе-сентябре 2003 г. на 6,3-6,5% по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года, что более чем в полтора раза выше прироста ВВП за три квартала 2002 года. Этому прежде всего способствовало благоприятное сочетание внешних факторов. Цены на сырьевой экспорт, в особенности на нефть, в текущем году находятся на высоком уровне. Кроме

того, вследствие ограничительной политики, проводимой ОПЕК, российским

27

 

нефтяным  компаниям удалось дополнительно  увеличить экспорт. Исполнение бюджета с профицитом в течение последних трех лет, своевременное выполнение суверенных долговых обязательств явились основными факторами повышения кредитного рейтинга страны и постепенного возвращения интереса к России как к объекту вложения капиталов. В результате падения процентных ставок на мировых рынках капитала и ослабления доллара США усилился приток капитала в российскую экономику. Снижение ставок по заемному капиталу и привлекательности долларовых активов вызвало снижение ставок и на внутреннем финансовом рынке, что, в свою очередь, стало причиной снижения банками ставок по кредитам, номинированным в рублях, в среднем до уровня 12-14% годовых и позволило существенно увеличить кредиты сектору нефинансовых предприятий. Сочетание столь благоприятных факторов привело к повышению потребительского спроса и инвестиционному подъему.

     Достаточно  высокая зависимость российской экономики, включая государственный бюджет, от часто меняющихся внешнеэкономических условий предопределяет использование Банком России в настоящее время режима управляемого плавающего валютного курса. Этот режим вполне адекватен экономической ситуации, поскольку позволяет снижать негативное влияние фактора нестабильности мировых цен на финансово-кредитную политику при меньшем вмешательстве Банка России в работу внутреннего валютного рынка. Сильный платежный баланс создает условия для укрепления в 2003 г. валютного курса рубля не только в реальном, но и в номинальном выражении. Однако Банк России предпринял ряд шагов для того, чтобы этот процесс не носил резкого или искусственного характера.

    Расчеты   показывают,  что  при   ожидаемых  более  высоких темпах

реального роста  ВВП в 2003 г.  по отношению к 2002 г., значительном

снижении      скорости      обращения      денег      вследствие      повышения

28

 

привлекательности вложений в активы, номинированные в национальной валюте (по сравнению с иностранной), при складывающейся динамике обменного курса рубля цель по общему уровню инфляции в 2003 г. (12% в годовом исчислении) может быть достигнута даже в условиях роста финансовой массы по итогам года на 42-45%.'

 
3.2. Основные цели  и задачи государственной финансово-кредитной

политики  в 2004 г.

     Главной задачей для Банка России в  среднесрочной перспективе остается плавное снижение инфляции, для чего в каждый последующий год уровень инфляции должен быть ниже, чем фактически сложившаяся инфляция предшествующего года. Такая постановка задачи будет способствовать осуществлению последовательных шагов в направлении снижения макроэкономических рисков, закрепления позитивных тенденций, сформированных в предшествующие периоды, улучшения ожиданий, обеспечения роста сбережений и инвестиций и поддержания тем самым условий для долговременного экономического роста. Снижение инфляции во многом зависит и от того, насколько Правительству Российской Федерации удастся не допустить превышения запланированного уровня непроцентных бюджетных расходов и неравномерности в осуществлении мер структурной политики и расходовании бюджетных средств.

     Проведение  мер по снижению инфляции будет поддерживать экономический рост и способствовать созданию условий для увеличения занятости и доходов населения, как это предусмотрено в Программах экономического развития страны на среднесрочную и долгосрочную перспективу и проекте федерального бюджета на 2005г.

Информация о работе Финансово-кредитная политика