Финансово-кредитная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 19:00, дипломная работа

Описание

Эффективное функционирование финансово-кредитной системы России определяется степенью ее соответствия внутренним потребностям воспроизводственных циклов отечественного капитала, формируемых расширенным кругооборотом капиталов предприятий - основы стабильного экономического роста. Инструменты стимулирования экономического роста содержат как меры по созданию развитого внутреннего рынка, так и государственные шаги по концентрации финансовых ресурсов на стратегических направлениях развития.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
СУЩНОСТЬ И ЗАДАЧИ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ
Функции финансовой системы. 4
Инструменты финансово-кредитной политики 6
Государственный бюджет. Доходная и расходная части государственного
бюджета. 11
1.4. Кредитование. Виды кредитов. Проценты но кредитам и влияющие на
него факторы. 12
2. БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА.
2.1.Деятельность банков в РФ. 14
2.2.Банк России, его правовое положение и функции 15
2.3 Двухуровневая банковская система и ее функционирование, 18
Свобода экономической инициативы как гарантия правового
государства. 20
Политика валютного курса. 21
Инфляция 23
3. ОСОБЕННОСТИ РАЗБИТИЯ ЭКОНОМИКИ РОССИИ И ФИНАНСОВО
кредитной сферы
3.1.Основных тенденций, показателей и параметров реализации денежно-
кредитной политики 27
Основные цели и задачи государственной денежно-кредитной политики в
2004 г. 29
Перспективы расширения возможностей кредитования реальной
экономики с учетом развития инструментария денежно-кредитной
политики. 33
Развития финансовых рынков, совершенствования платежной
системы 37

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 41

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.doc

— 230.00 Кб (Скачать документ)

                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                      14

 

      2.2.Банк  России, его правовое  положение, и функции.

     Существует   две   основных   разновидности   банка:   центральный   и коммерческий.

Центральный банк - это главный банк страны. Он выполняет следующие функции:

          эмиссионного центра страны - обладает монопольным правом выпуска наличных денег (банкнот и монет, являющихся обязательствами, т.е. пассивами центрального банка), что обеспечивает ему постоянную ликвидность;

          банкира правительства - обслуживает финансовые операции правительства, осуществляет посредничество в платежах казначейства и кредитование правительства. Казначейство хранит свободные денежные ресурсы в центральном

банке в виде депозитов, а , в свою очередь, центральный банк отдает казначейству всю свою прибыль сверх определенной, заранее установленной нормы;

         банка банков - коммерческие банки являются клиентами центрального банка, он хранит обязательные резервы коммерческих банков, что позволяет ему контролировать и координировать их внутреннюю и зарубежную деятельность (счета коммерческих банков являются обязательствами, т.е. пассивами центрального банка и активами коммерческих банков), и выступать кредитором последней инстанции для испытывающих затруднения коммерческих банков, предоставляя им кредиты путем эмиссии денег или продажи ценных бумаг;

      международного  расчетного центра;

         хранителя золотовалютных резервов страны - обслуживает международные финансовые операции страны, контролирует состояние платежного баланса, выступает покупателем и продавцом на международных валютных рынках);

 
15

 

         определяет   и   осуществляет   кредитно-денежную   (монетарную) политику страны. *

     Второй  уровень банковской системы составляют коммерческие банки. Различают: универсальные  и специализированные коммерческие банки. Банки могут специализироваться, например:

      по  целям: инвестиционные (кредитующие  инвестиционные проекты), инновационные ( выдающие кредиты под проекты, способствующие научно-техническому прогрессу), ипотечные ( предоставляющие кредиты под залог недвижимости);

    по отраслям: строительный, сельскохозяйственный,

внешнеэкономический;

      по  клиентам: обслуживающие только фирмы, обслуживающие только население и др.

       Коммерческие  банки относятся к особой категории  деловых предприятий, получивших название финансовых посредников. Они привлекают капиталы, сбережения населения и другие денежные средства, высвобождающиеся в процессе хозяйственной деятельности, и предоставляют их во временное пользование другим экономическим агентам, которые нуждаются в дополнительном капитале. Банки создают на новые требования и обязательства, которые становятся товаром на денежном рынке. Так, принимая вклады клиентов, коммерческий банк создает новое обязательство - депозит, а выдавая ссуду новое требование к заемщику. Этот процесс создания новых обязательств составляет сущность финансового посредничества. Эта трансформация позволяет преодолеть сложности прямого контакта сберегателей и заемщиков, возникающие из-за несовпадения предлагаемых и требуемых сумм, их сроков, доходности, и т.д. Правовой статус, задачи, функции, полномочия и принципы организации и деятельности Банка России законодательно определяются Конституцией

Российской   Федерации,   Федеральным   законом   "О   Центральном   банке

16

 

Российской  Федерации (Банке России)" и другими  федеральными законами. Согласно Конституции Российской Федерации главной задачей Банка России является защита и обеспечение устойчивости рубля. В соответствии со ст. 3 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" основными целями деятельности Банка России являются: укрепление покупательной способности и курса рубля по отношению к иностранным валютам; развитие и укрепление банковской системы России: обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов. Реализация этих целей осуществляется Банком России независимо от органов государственной власти (ст. 75 Конституции Российской Федерации и ст. 5 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"). Получение прибыли не входит в цели деятельности Банка России.

     Принцип независимости - ключевой элемент статуса Центрального банка Российской Федерации - проявляется прежде всего в том, что Банк России не входит в структуру федеральных органов государственной власти и выступает как особый институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения. Независимость статуса Банка России отражена в ст. 1, 2 и 5 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". Банк России является юридическим лицом и выступает как субъект публичного права. Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью. Полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России осуществляются самим Банком России; изъятие и обременение обязательствами имущества Банка России без его согласия не допускаются. Финансовая независимость Центрального банка Российской Федерации выражается также в том, что он осуществляет свои расходы за счет собственных доходов и не регистрируется в налоговых органах.

     Государство не отвечает по обязательствам Банка России, так же, как и Банк России - по обязательствам государства, если они не приняли на себя

17

 

такие обязательства. В соответствии со статьей 5 Федерального закона "О Центральном  банке Российской Федерации (Банке России)" федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления не имеют права вмешиваться в деятельность Банка России. В случаях такого вмешательства Банк России информирует об этом Государственную Думу и Президента. Кроме того, Банк России вправе защищать свой статус и полномочия в судебном порядке.

      Банк  России подотчетен Государственной  Думе Федерального Собрания Российской Федерации, которая назначает на должность и освобождает от должности Председателя Банка России (по представлению Президента Российской Федерации) и членов Совета, директоров Банка России1, а также назначает аудитора Банка России и утверждает годовой отчет Центрального банка Российской Федерации и аудиторское заключение.

     
    2.3. Двухуровневая банковская  система и ее  функционирование.

     Функционирующая ныне банковская система не в полной мере отвечает современным требованиям перестройки управления экономикой. Кредит как экономическая категория, утративший на практике в застойное время свое подлинное экономическое назначение должен в новых условиях найти свое признание. Механизм совершенствования банковской системы предполагает введение двухуровневой системы.

     На     верхнем     уровне     находится     Центральный     банк     Росси, располагающий реальными рычагами управления кредитом и денежным обращением. На втором уровне банковской системы - коммерческие банки. Эти банки полностью самостоятельны в проведении кредитной политики, но

Федеральный закон  «О Центральном банке Российской Федерации »

 
 
 
18

 

не обладают правом денежно-кредитной эмиссии  и предоставляют кредиты в  пределах реально привлеченных ими ресурсов. Работа коммерческих банков должна отвечать рыночным отношениям.

      Функционирование  таких банков ослабляет монополизм и рождает конкуренцию за клиента, открывает дорогу для ускоренного внедрения электроники  в банковский  сервис.  Объединенные средства этих банков позволят быстрее оснастить их новейшими техническими средствами.

     Коммерческие  банки получают новый статус, ни могут создаваться как за счет соответствующего бюджета, так и за счет взносов участников.

     Основными задачами ЦБРФ являются кредитование и расчеты, обеспечение покупательской способности, регулирование и контроль за деятельностью коммерческих банков, в пределах установленных законодательством. Он является эмиссионным центром, регулирует денежное обращение, определяет уровень процентных ставок, организует расчеты между банками и т.д. Разрешение (лицензию) на открытие коммерческого банка выдает также ЦБРФ. Он же определяет и устанавливает экономические нормативы их деятельности.

     Проводимая  ЦБРФ кредитная и депозитная политика становится реальной экономической мерой регулирования денежного оборота в стране.

 К моменту  перехода к рыночным отношениям пересмотрены ставки по ссудам.

     Успех в управлении экономикой в значительной степени зависит от того, насколько органично удается соединить современные формы и методы управления с развертыванием товарно-денежных отношений, формированием рынка.

     Немаловажная  цель рынка в развитии экономической системы. С его помощью создается система связей в экономике. Сегодня можно считать теоретически доказанным, что механизм обратных связей является непременным условием устойчивости и эффективности любой органической системы, какой и является экономика, развивающаяся в соответствии с

19

 

объективными  законами. Попытка заменить обратную связь сугубо административным руководством неизбежно деформирует экономическую систему, ведет к диспропорциям, возникновению дефицита.

    2.4. Свобода экономической инициативы как гарантия правового

государства.

     Рынок - сложная экономическая система  общественных взаимоотношений в сфере экономического воспроизводства. Он обусловлен несколькими принципами, которые обуславливают его сущность и отличают от других экономических систем.

      Эти принципы основываются на свободе человека, его предпринимательских талантах и на справедливом отношении к ним государства. Действительно, данных принципов немного - их можно посчитать по пальцам одной руки, однако их важность для самого понятия рыночной экономики трудно переоценить. Причем эти основы, а именно: свобода индивида и честное соревнование - очень тесно связаны с понятием правового государства. Гарантии же свободы и честного соревнования могут быть даны лишь в условиях гражданского общества и правового государства. Но и сама суть прав, обретенных человеком в условиях правового государства, есть право свободы потребления: каждый гражданин вправе устраивать свою жизнь так, как ему представляется, в рамках его финансовых возможностей. Человеку необходимо, чтобы права на собственность были нерушимыми, и в этой защите своих прав основную роль играет он сам, а роль по защите от незаконных посягательств на собственность гражданина других граждан берет на себя государство1.

     Такой расклад сил удерживает человека в рамках закона, так как в идеале государство стоит на его стороне. Закон, который начинают уважать, какой бы он ни был, становится справедливым хотя бы для того, кто его

 
 
1 Савин В.А., Мировой рынок и его воздействие на инвестиционные проблемы России./1999г.

 
 
 
20

 

уважает. Но, защищая права граждан, государство  не должно переходить границу как тоталитаризма, так и хаоса. В первом случае инициатива граждан будет сдерживаться или проявляться в извращенном виде, а во втором - государство и его законы могут быть сметены насилием. Однако "дистанция" между тоталитаризмом и хаосом достаточно велика, и государство в любом случае должно играть "свою" роль. Роль эта заключается в эффективном регулировании хозяйства. Под регулированием следует понимать весьма широкий спектр мер, и чем эффективнее его использование, тем выше доверие к государству.

      Сама  рыночная экономика как механизм регулирования экономических отношений является лишь научной абстракцией, упрощенной моделью для демонстрации принципа ее функционирования и сравнения с существующими формами так называемой смешанной экономики. В рыночной экономике в полной мере реализуются все принципы, обусловленные ею.

2*5.Политика  валютного курса.

      Основным  принципом политики валютного курса останется рыночное курсообразование с использованием режима плавающего курса рубля к иностранным валютам. В условиях меняющейся ситуации на мировых финансовых и товарных рынках этот режим должен способствовать снижению возможного дестабилизирующего влияния внешних факторов на российскую экономику. Использование режима плавающего курса не предполагает установления количественных ориентиров курсовой динамики.

     Политика  валютного курса будет направлена на сглаживание курсовых колебаний  и накопление золотовалютных резервов до уровня, учитывающего размеры предстоящих платежей по обслуживанию и погашению государственного внешнего долга.

21

 

      В настоящее время состояние платежного баланса сохраняет возможность некоторого укрепления курса рубля в реальном выражении. При этом меры политики валютного курса будут направлены на достижение баланса интересов экспортеров и импортеров, укрепление доверия к национальной валюте, повышение привлекательности вложений в российские финансовые активы.

Информация о работе Финансово-кредитная политика