Введение
 
На современном 
этапе развития аудита в его результатах 
заинтересованы не только собственники, 
но и сами организации, нормальное развитие 
которых зачастую невозможно без 
привлечения средств инвесторов, 
спонсоров и кредиторов. Чтобы 
привлечь финансовые вложения экономический 
субъект должен быть преуспевающим, 
а его финансовая (бухгалтерская) 
отчётность должна вызывать доверие у 
потенциальных инвесторов и кредиторов.
За последние 
десятилетия значительно повысились 
требования к организации системы 
учёта и отчётности. Появились новые формы 
и методы ведения учёта, в том числе с применением 
компьютерных систем. Бухгалтерская отчётность 
превратилась в основной источник информации, 
позволяющий оценить финансовое и имущественное 
состояние экономических субъектов. В 
этих обстоятельствах аудит финансовой 
отчётности превратился в важнейший инструмент, 
способствующий повышению качества бухгалтерской 
отчётности, ведущей составляющей которого 
является её достоверность. Ни один солидный 
банк не предоставит кредита клиенту, 
не имеющему проверенной аудиторами бухгалтерской 
отчётности, так же как и ни один серьезный 
инвестор не будет иметь дело с организацией, 
отчёты которой за ряд лет не проверены 
авторитетным аудитором.
Актуальность 
и значимость данного вопроса 
и обусловила выбор темы курсовой 
работы.
Целью написания 
работы является проведение аудиторской 
проверки бухгалтерской отчётности, 
определение достоверности отраженных 
в ней данных.
В соответствии 
с целью написания работы решались 
следующие основные задачи:
  - изучение теоретической и методической 
  основы аудита финансовой (бухгалтерской) 
  отчётности;
 
  - определение правильности 
  составления форм годовой отчётности 
  и выявить недостатки.
 
 
 
 
1. Планирование аудита финансовой отчётности
 
1.1 Цели и задачи аудита
 
Под аудитом финансовой (бухгалтерской) 
отчётности понимается независимая проверка, 
осуществляемая аудиторской организацией 
и имеющая своим результатом выражение 
мнения аудитора о степени достоверности 
этой отчётности во всех существенных 
отношениях. По результатам аудита проверяющие 
выражают также свое мнение о соответствии 
финансовой (бухгалтерской) отчётности 
законодательным положениям, нормативным 
актам, способам и методам учёта, без соблюдения 
которых невозможно оценить достоверность 
отчётности.
На макроэкономическом уровне аудит 
выступает как элемент рыночной 
инфраструктуры, необходимость функционирования 
которого определяется следующими обстоятельствами:
  - бухгалтерская отчётность 
  используется для принятия решений заинтересованными 
  пользователями, в том числе руководством, 
  участниками и собственниками имущества 
  экономического субъекта, реальными и 
  потенциальными инвесторами, работниками, 
  заимодавцами, поставщиками и подрядчиками, 
  покупателями и заказчиками, органами 
  власти и общественностью в целом;
 
  - бухгалтерская отчётность 
  может быть подвержена искажениям в силу 
  ряда факторов, в частности применения 
  оценочных значений и возможности неоднозначной 
  интерпретации фактов хозяйственной жизни; 
  помимо этого, достоверность бухгалтерской 
  отчётности не обеспечивается автоматически 
  ввиду возможной пристрастности её составителей;
 
  - степень достоверности бухгалтерской 
  отчётности, как правило, не может быть 
  самостоятельно оценена большинством 
  заинтересованных пользователей из-за 
  затрудненности доступа к учётной и прочей 
  информации, а также многочисленности 
  и сложности хозяйственных операций, отражаемых 
  в бухгалтерской отчётности экономических 
  субъектов.
 
Целями аудита бухгалтерской отчётности 
являются:
формирование и выражение мнения 
аудиторской организации о достоверности 
бухгалтерской отчётности экономического 
субъекта во всех существенных отношениях.
В ходе аудита бухгалтерской отчётности 
должны быть получены достаточные и уместные 
аудиторские доказательства, позволяющие 
аудиторской организации с приемлемой 
уверенностью сделать выводы относительно:
  - соответствия бухгалтерского 
  учёта экономического субъекта документам 
  и требованиям нормативных актов, регулирующих 
  порядок ведения бухгалтерского учёта 
  и подготовки бухгалтерской отчётности;
 
  - соответствия бухгалтерской 
  отчётности экономического субъекта тем 
  сведениям, которыми располагает аудиторская 
  организация о деятельности экономического 
  субъекта.
 
Мнение аудиторской организации 
о достоверности бухгалтерской 
отчётности может способствовать большему 
доверию к этой отчётности со стороны 
пользователей.
Вместе с тем пользователи бухгалтерской 
отчётности не должны трактовать мнение 
аудиторской организации как полную гарантию 
будущей жизнеспособности экономического 
субъекта либо эффективности деятельности 
его руководства.
Аудиторское заключение, содержащее 
мнение аудиторской организации 
о степени достоверности бухгалтерской 
отчётности, не должно трактоваться как 
гарантия аудиторской организации в том, 
что не существуют какие-либо иные (помимо 
изложенных в аудиторском заключении) 
обстоятельства, влияющие или способные 
повлиять на бухгалтерскую отчётность 
экономического субъекта. Аудиторское 
заключение составляется в соответствии 
с требованиями федерального стандарта 
аудиторской деятельности (ФСАД 1/2010) «Аудиторское 
заключение о бухгалтерской (финансовой) 
отчётности и формирование мнения о её 
достоверности» [6].
Задачами аудита бухгалтерской 
отчётности являются:
  - обеспечение достоверности 
  финансовой отчетности субъекта;
 
  - сбор и оценка достаточного 
  количества компетентных сведений, чтобы 
  создать логически обоснованную базу 
  для принятия решений;
 
  - систематический и всесторонний 
  анализ экономики предприятия или определенного 
  вида его деятельности, (инвестиционной, 
  маркетинговой и т.п.);
 
  - проверка соответствия деятельности 
  предприятия его уставу, обоснованности 
  составленного предприятием бизнес-плана;
 
  - контроль за соблюдением законодательства, 
  регулирующего хозяйственную деятельность 
  предприятий, ведение бухгалтерского 
  учета, составления финансовой отчетности;
 
  - проверка первичных документов, 
  путем которой устанавливается соответствие 
  их истинному содержанию хозяйственных 
  операций;
 
  - оказание консультационной 
  помощи клиентам в части правильной организации 
  и ведения бухгалтерского учета;
 
  - содействие укреплению и возрастанию 
  собственности клиента.
 
Задачи аудита зависят и от его 
видов. При внутреннем аудите число 
их увеличивается в связи с 
расширением информационной базы и 
изменением аналитических процедур.
 
1.2 Нормативная 
база аудита финансовой отчётности
 
Нормативная база аудита бухгалтерской 
(финансовой отчётности включает:
  - Гражданский кодекс Российской 
  Федерации.
 
  - Налоговый кодекс Российской 
  Федерации.
 
  - Уголовный кодекс Российской 
  Федерации (глава 22 «Преступления в сфере 
  экономической деятельности»).
 
  - Кодекс Российской Федерации 
  об административных правонарушениях 
  (глава 14 «Административные правонарушения 
  в области предпринимательской деятельности» 
  и глава 15 «Административные правонарушения 
  в области финансов, налогов и сборов, 
  страхования, рынка ценных бумаг»).
 
  - Федеральный закон Российской 
  Федерации от 30.12.2008 г. №307-ФЗ «Об аудиторской 
  деятельности».
 
  - Федеральный закон Российской 
  Федерации от 21.11.1996 г. №129-ФЗ «О бухгалтерском 
  учёте».
 
  - Приказ Министерства финансов 
  Российской Федерации от 29.07.1998 г. №34н «Об 
  утверждении Положения по ведению бухгалтерского 
  учёта и отчётности в Российской Федерации.
 
  - Приказ Министерства финансов 
  Российской Федерации от 06.07.1999 г. №43н «Об 
  утверждении Положения по бухгалтерскому 
  учёту «Бухгалтерская отчётность организации» 
  ПБУ 4/99.
 
  - Приказ Министерства финансов 
  Российской Федерации от 02.07.2010 г. №66н «О 
  формах бухгалтерской отчётности».
 
  - Федеральные стандарты и федеральные 
  правила (стандарты) аудиторской деятельности.
 
Проверка отчётности – это в первую 
очередь подтверждение того, что эта отчётность 
содержит все формы, согласно списка Министерства 
финансов Российской Федерации, что эти 
формы соответствуют их последним редакциям 
и что присутствует между ними логическая 
связь.
В состав отчётности входят:
  - Бухгалтерский баланс.
 
  - Отчёт о прибылях и убытках.
 
  - Приложения к бухгалтерскому 
  балансу и отчёту о прибылях и убытках:
 
  
  - отчёт об изменениях капитала;
 
  - отчёт о движении денежных 
  средств;
 
  - отчёт о целевом использовании 
  полученных средств.
 
  - пояснения к бухгалтерскому 
  балансу и отчёту о прибылях и убытках.
 
  
  - Аудиторское заключение (если 
  организация в соответствии с федеральными 
  законами подлежит обязательному аудиту).
 
Если организация самостоятельно 
приняла решение о проведении 
аудита бухгалтерской отчётности, аудиторское 
заключение также может быть включено 
в состав бухгалтерской отчётности.
При проведении аудита бухгалтерской 
отчётности аудитор обязан установить 
соответствие финансовых или хозяйственных 
операций экономического субъекта действующим 
в Российской Федерации нормативным правовым 
актам. Аудитор проверяет соответствие 
совершенных экономическим субъектом 
финансовых и хозяйственных операций 
применяемому законодательству исключительно 
для того, чтобы получить достаточную 
уверенность в том, что бухгалтерская 
отчётность не содержит существенных 
искажений.
Выявленные аудитором нарушения 
могут влиять:
а) существенно на величину показателей 
бухгалтерской отчётности;
б) несущественно на величину показателей 
бухгалтерской отчётности, но могут 
нанести ущерб экономическому субъекту, 
его участникам, государству или третьим 
лицам.
В случае неоднозначной трактовки 
аудиторской организацией и проверяемым 
экономическим субъектом нормативных 
документов аудитору следует произвести 
оценку существенности влияния спорного 
нормативного документа на оценку достоверности 
отчётности в целом в соответствии с федеральным 
стандартом аудиторской деятельности 
(ФСАД 6/2010) «Обязанности аудитора по рассмотрению 
соблюдения аудируемым лицом требований 
нормативных правовых актов в ходе аудита» 
[6].
Аудитор должен выполнить следующие 
аудиторские процедуры, направленные 
на выявление случаев несоблюдения 
аудируемым лицом требований нормативных 
правовых актов, которые могут оказывать 
существенное влияние на бухгалтерскую 
отчётность:
а) направление запросов в адрес 
руководства аудируемого лица и 
при необходимости представителей 
собственника аудируемого лица о 
соблюдении аудируемым лицом в своей 
деятельности таких нормативных 
правовых актов;
б) анализ имеющейся у аудируемого 
лица переписки по вопросам применения 
и (или) соблюдения таких нормативных 
правовых актов между аудируемым 
лицом и уполномоченным государственным 
органом.
Аудитор должен направить запрос руководству 
аудируемого лица и при необходимости 
представителям собственника аудируемого 
лица на получение письменных разъяснений 
и подтверждений о том, что 
аудитору сообщены все известные 
им имевшие место или возможные 
случаи несоблюдения аудируемым лицом 
требований нормативных правовых актов, 
последствия которых должны быть 
учтены при составлении бухгалтерской 
отчётности. Указанные разъяснения и подтверждения 
сами по себе не являются достаточными 
надлежащими аудиторскими доказательствами, 
в связи с чем аудитор должен получить 
и другие аудиторские доказательства 
по соответствующим вопросам.
 
1.3 Источники 
информации для аудита бухгалтерской 
отчётности
 
Планирование 
и программа аудита
Аудитор использует данные годовой 
бухгалтерской отчётности, которая 
представляет собой единую систему данных 
об имущественном и финансовом положении 
организации и о результатах её хозяйственной 
деятельности.
Источниками получения аудиторских 
доказательств являются:
  - бухгалтерская (финансовая) 
  отчётность, перечень которой рассмотрен 
  в предыдущем параграфе, - основной источник 
  информации;
 
  - учётная политика организации;
 
  - первичные документы экономического 
  субъекта и третьих лиц;
 
  - регистры синтетического и 
  аналитического учёта по отдельным объектам 
  бухгалтерского учёта;
 
  - результаты анализа финансово-хозяйственной 
  деятельности экономического субъекта;
 
  - устные высказывания сотрудников 
  экономического субъекта и третьих лиц;
 
  - сопоставление одних документов 
  экономического субъекта с другими, а 
  также сопоставление документов экономического 
  субъекта с документами третьих лиц;
 
  - результаты инвентаризации 
  имущества экономического субъекта, проводимой 
  сотрудниками экономического субъекта;
 
  - специализированные формы, 
  установленные министерствами и ведомствами.