Аудит в организациях торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 13:24, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является рассмотрение особенностей проведения аудита на предприятиях торговли. Исходя из поставленной цели, можно сформулировать ряд задач:

1. Рассмотреть нормативные документы, регулирующие аудит в организациях торговли.

2. Рассмотреть аудиторские доказательства и аудиторские процедуры, используемые аудитором при проверке.

3. Охарактеризовать этапы проведения аудита.

4. Рассмотреть существенность в аудите и аудиторский риск.

5. Изучить организацию проведения аудиторской проверки.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АУДИТА В ОРГАНИЗАЦИЯХ ТОРГОВЛИ

1.1. Нормативные документы, регулирующие аудит в организациях торговли

1.2. Аудиторские доказательства и аудиторские процедуры, используемые аудитором при проверке

1.3. Этапы проведения аудита

ГЛАВА 2. АУДИТ В ООО «ТАБАКЕРКА»

2.1. Общая характеристика предприятия

2.2. Планирование аудита

2.3. Существенность в аудите и аудиторский риск

2.4. Организация проведения аудиторской проверки. Результаты проверки

ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ УЧЕТА ПО ИТОГАМ ПРОВЕДЕННОГО АУДИТА

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

Аудит в организациях торговли.doc

— 283.00 Кб (Скачать документ)

Руководитель

аудиторской организации                                                    Корепанов Д.О.

 

Руководитель аудиторской группы                                    Корепанов Д.О.

 

На основании общего плана аудита составляется программа аудита.

Программа аудита – это детальный перечень содержания аудиторских процедур, необходимых для практической реализации плана аудита.

Аудиторская программа может составляться двух видов:

1)     в виде программы тестов средств контроля;

2)     в виде программы аудиторских процедур.

Программа тестов средств контроля – это перечень действий, предназначенных для сбора информации о системе внутреннего контроля и учета. Тесты помогают выявить существенные недостатки средств контроля экономического субъекта.

Программа аудиторских процедур по существу представляет собой перечень действий аудитора для детальных конкретных проверок в бухгалтерском учете оборотов и сальдо по счетам.

Общий план аудита и программа аудиторских процедур оформляются в виде отдельных документов – таблиц, где указываются: перечень планируемых работ, период проведения, исполнители.

Программа аудита в ООО «Табакерка» представлена в Приложении 1.

2.3. Существенность в аудите и аудиторский риск

При проверке аудитор оценивает выявленные ошибки.

Выявленные ошибки по своему содержанию могут быть:

1.      существенными (материальными);

2.      не существенными (не материальными)

Ошибки являются существенными, если пользователь этой отчетности будет принимать ошибочные решения или понесет убытки.

Под уровнем существенности понимают максимально допустимый размер ошибки бухгалтерской отчетности проверяемого субъекта, который не введет пользователя отчетности в заблуждение относительно получаемой информации.

Различают три основных уровня существенности.

К первому уровню относятся ошибки и пропуски, суммы которых малы, что ни как не может повлиять на решение пользователя данной отчетности. Такие ошибки считаются несущественными. Например, приобретенная клиентом подписка на периодическую печать в прошлом году была списана полностью в текущем году на общие расходы, а не распределена по частям на весь срок подписки , т.е. клиент нарушил принцип начисления.

Ко второму уровню относятся ошибки и пропуски, влияющие на принятие пользователем решений. Но не смотря на это, внешняя отчетность в целом объективно отражает реальную действительность. Например, аудитор при инвентаризации ТМЦ на конец отчетного периода выявил несоответствие их суммы с данными в балансе. Выявленный факт может оказать воздействие на банк, собиравшийся прокредитовать клиента под имеющиеся запасы.

К третьему уровню существенности относятся такие ошибки и пропуски в учете и отчетности, которые ставят под вопрос достоверность отчетности.

Оценивая существенность, аудиторы используют два основных подхода:

а) индуктивный подход – заключается в определении существенности отдельных статей отчетности, а затем путем суммирования оценок рассчитывается общая существенность в целом.

б) дедуктивный подход – заключается в определении общей величины допустимой ошибки и последующим ее распределением между статьями отчетности.

При  расчете уровня существенности аудитору следует выбрать базовые показатели и установить уровень существенности для каждого из них.

В качестве базовых показателей могут быть:

а) валюта баланса (стр. 300 ф. 1);

б) выручка от продаж (стр. 010 ф. 2);

в) балансовая прибыль (стр. 140 ф. 2);

г) капитал и резервы (ф. 1);

д) общие затраты.

Рассчитаем уровень существенности в ООО «Табакерка» индуктивным методом. Базовые показатели, используемые для нахождения уровня существенности, взяты из Приложения 1 и 2 и отражены в таблице 2.2.

Таблица 2.2

Базовые показатели, используемые для нахождения уровня существенности

Показатели

Значение базового показателя бухгалтерской отчетности, тыс. руб.

Доля (%) каждого показателя

Значение, применяемое для нахождения уровня существенности, тыс. руб.

Собственный капитал

 

10

 

Нераспределенная прибыль

 

5

 

Валюта баланса

 

2

 

Объем выручки от продажи продукции (работ, услуг)

 

2

 

Себестоимость проданной продукции (работ, услуг)

 

2

 

Итого

 

 

 

 

Уровень существенности равен ….

Данное значение уровня существенности можно округлить в большую или меньшую сторону в пределах 20%.

Исчисленный уровень существенности означает предельно допустимую сумму ошибки в отчетности, при которой отчетность будет достоверной.

В соответствии с п. 9 Федерального стандарта «Существенность в аудите» между уровнем существенности и аудиторским риском существует обратная зависимость:

а) чем выше уровень существенности (т.е. чем больше допустимая ошибка), тем ниже аудиторский риск;

б) чем ниже уровень существенности (т.е. меньше допустимая ошибка), тем выше аудиторский риск.

Аудиторский риск – это оценка риска по неэффективности проверки.

Аудит бухгалтерской отчетности всегда связан с риском двух видов:

1.      предпринимательским;

2.      аудиторским.

Предпринимательский риск означает, что аудиторская фирма может полностью или частично не получить оплату за выполненную работу, даже при условии, что представленное аудиторское заключение положительное. Такой риск зависти от многих факторов: - конфликта с клиентом;                     - финансового состояния клиента; - сроков проведения аудита;                         - недружественной рекламы деятельности фирмы и другие.

Аудиторский риск – это риск выдачи заключения о достоверности бухгалтерской отчетности при наличии в ней существенных ошибок. Величина аудиторского риска находится в пределах от 0 до 100%. Нулевой риск означает полную уверенность аудитора в достоверности показателей бухгалтерской отчетности. Величина аудиторского риска, превышающая 20%, является критической, при которой вероятность выдачи неправильного суждения велика.

Существует два основных метода оценки аудиторского риска:

а) Оценочный (интуитивный) метод. Суть этого метода заключается в том, что аудиторы, исходя из своего опыта и знания клиента, бесед с сотрудниками администрации определяют аудиторский риск на основании отчетности в целом и отдельных групп операций как:

- аудиторский риск высокий

- аудиторский риск вероятный

- аудиторский риск маловероятный

и используют эту оценку в планировании аудита.

б) Количественный (расчетный) метод предполагает количественный расчет различных факторных моделей аудиторского риска. 

Определение аудиторского риска заключается в оценке приемлемого аудиторского риска (ПАР).

«ПАР – приемлемый аудиторский риск, определяет меру готовности аудитора признать тот факт, что финансовая отчетность может содержать существенные ошибки, после того как уже завершен аудит и дано положительное аудиторское заключение». [18,С.104] Приемлемый аудиторский риск включает в себя три составные части:

а) неотъемлемый риск (внутрихозяйственный риск – ВХР)

б) риск средств контроля (РК)

в) риск не обнаружения (РН) – этот показатель выражает вероятность существования ошибки, превышающей допустимую величину до проверки СВК (системы внутреннего контроля). В Российской Федерации в связи с низким уровнем системы внутреннего контроля процент ВХР обычно устанавливают 50% и более.

РК (риск контроля) – показывает, что риск того, что искажение может иметь место по счетам бухгалтерского учета, по группам однотипных операций, не будет ни предотвращено, ни обнаружено. Аудитором риск средств контроля обычно оценивается как высокий (50%и более).

РН (риск не обнаружения) – показатель, который означает, что применяемые аудиторские процедуры не позволят обнаружить ошибки, превышающие допустимую величину. Этот показатель в большей мере зависит от уровня квалификации и стажа работы аудитора.

Величину ПАР можно определить по формуле 2.1.

                                  ПАР=ВХР х РК х РН                                                                         (2.1)

Где    ПАР – приемлемый аудиторский риск;

ВХР – внутрихозяйственный риск;

РК – риск контроля;

РН – риск не обнаружения.

Например, на стадии планирования проверки величина внутрихозяйственного риска, принятая аудиторской организацией, составляет 80%, величина риска контроля 50%, а величина риска не обнаружения -10%.

Приемлемый риск (ПАР) = 0,8 х 0,5 х 0,1 = 0,04 или 4%.

Для составления более эффективного плана проверки рассчитывают риск не обнаружения по формуле 2.2.

                                РН = ПАР/(ВХР х РК)                                                                          (2.2)

Например, возвращаясь к предыдущему примеру, аудиторская организация установила приемлемый аудиторский риск 4% РН = 0,04/ (0,8 х 0,5) = 0,1 или 10 %.

Таким образом, аудиторский риск является важным элементом планирования аудита и представляет величину, изменяющуюся под воздействием трех видов риска.

2.4. Организация проведения аудиторской проверки. Результаты проверки

Проведение аудиторской проверки в ООО «Табакерка» начинают с обследования складских помещений и мест хранения материальных ценностей. Так как ООО «Табакерка» имеет небольшие обороты, то для хранения товаров используется небольшое помещение, в котором расположены хьюмидоры, обеспечивающие правильную влажность.

В ООО «Табакерка» есть штатный кладовщик который несет ответственность за приемку и отпуск материальных ценностей, а также за сохранность вверенных ему материальных ценностей. С кладовщиком заключен типовой договор по установленной форме о полной материальной ответственности. Кладовщик оформляет приходные и расходные документы  отправляет их в бухгалтерию.

На предприятии инвентаризация производственных запасов  проводится в соответствии  с «Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств». Для проведения инвентаризации в ООО «Табакерка» создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия. Инвентаризация товарно-материальных ценностей производится по их местонахождению и материально-ответственному лицу. Проверка фактического наличия производственных запасов производится при обязательном участии материально-ответственных лиц. В ООО «Табакерка» инвентаризация проводилась с 11.01.10 по 14.01.10 на основании приказа № 59 от 21.12.09 о результатах которой составлен акт после заседания инвентаризационной комиссии. По результатам инвентаризации недостач и излишков комиссией по инвентаризации не обнаружено. Была проверена вся документация, отражающая проведение инвентаризации товарно-материальных ценностей за проверяемый период. Инвентаризационные описи были заполнены без помарок и пометок, незаполненные строки в них были перечеркнуты.

Таким образом, в ходе проверки документации по инвентаризации материально-производственных запасов нарушений не было.

Поступление товаров на предприятии начинается с заключения договора. Основным методом проверки операций по поступлению товаров является сопоставление сопроводительной документации поставщика  с приходными документами  склада. В ходе проведения проверки (арифметической проверки, сверки приемного акта со счетом фактурой, накладной и с договором на поставку) операции по поступлению товаров нарушений выявлено не было.

Правильная организация  отпуска товаров служит немаловажным фактором эффективности финансовой деятельности предприятия.

При аудите операций по отпуску и реализации товаров необходимо проверить действующую на предприятии систему отпуска и реализации запасов и порядок документального их оформления. В ходе проверки было выявлено, что накладная на сумму 340 руб. (в т.ч. НДС) не подписана покупателем. Наглядно проверку операций по движению ТМЦ можно увидеть в таблице 2.3.

Таблица 2.3

Проверка операций по движению товарно-материальных ценностей

Каналы движения ТМЦ

Методы проверки

Первичные документы

Выявленные нарушения

1.Поступление

- Формальная проверка

- Арифметическая проверка

- Сверка приходных документов с записями в карточках складского учета

Счет-фактура, накладная, приемный акт, договор

Нарушений не обнаружено.

2.Отпуск и реализация ТМЦ

- Формальная проверка

- Арифметическая проверка

- Сверка расходных документов склада с  сопроводительными документами

Требования, счет-фактура, накладная, квитанция в приеме груза, договор

Обнаружена накладная, не подписанная со стороны покупателя. Несоответствие цен в договоре и документах.

Информация о работе Аудит в организациях торговли