Анализ системы управления организацией и ее соответствия организационной структуре, специализации и объемам производства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 16:58, курсовая работа

Описание

Цель работы – провести анализ существующей на предприятии системы управления, оценить ее организационную структуры, специализации и объемам производства.
Исходя из поставленной цели, сформулированы задачи исследования:
изучить теоретические основы системы управления организации;
провести анализ эффективности производительности труда предприятия;
разработать рекомендации по улучшению основных экономических показателей предприятия ОАО «Завод железобетонных изделий».

Работа состоит из  1 файл

ВВЕДЕНИЕ1.doc

— 262.00 Кб (Скачать документ)

Введение

      Экономическая стабильность организации, ее выживаемость и эффективность деятельности в условиях рыночных отношений неразрывно связаны с ее непрерывным совершенствованием и развитием. При этом совершенствование организации должно осуществляться в соответствии с объективными требованиями производства и реализации продукции, усложнением хозяйственных связей, повышением роли потребителя в формировании технико-экономических и иных параметров предприятия.

      Изменение условий производственной деятельности организации, необходимость адекватного приспособления к ней системы управления. Речь идет, прежде всего, о такой системе управления (принципах, функциях, методах, организационной структуре), которая порождена объективной необходимостью и закономерностями рыночной системы хозяйствования, связанными с удовлетворениями в первую очередь индивидуальных потребностей, обеспечением заинтересованности работников в наивысших конечных результатах

      Система управления предприятиями должна отвечать современным рыночным условиям:

      • обладать высокой гибкостью производства, позволяющей быстро менять ассортимент изделий (услуг). Это обусловлено тем, что жизненный цикл продукции (услуг) стал короче, а разнообразие изделий и объем выпуска разовых партий — больше;

      • быть адекватной сложной технологии производства, требующей совершенно новых форм контроля, организации и разделения труда;

      • учитывать серьезную конкуренцию  на рынке товаров (услуг), в корне изменившую отношение к качеству продукции, потребовавшую организовать послепродажное обслуживание и дополнительные фирменные услуги;

      • учитывать изменение структуры  издержек производства;

      Это далеко не полный перечень проблем, с  которыми приходится сталкиваться многим организациям. Для реализации их существует объективная необходимость в анализе существующего положения.

      Различного  рода нововведения проявляют себя на предприятиях в форме организационного совершенствования системы управления, что требует уточнения отдельных связей, параметров системы, применения более эффективных способов их реализации, повышения уровня надежности и т.д. Организационное совершенствование системы (ее подсистем или элементов) затрагивает уже не только отдельные связи, но и структуру управления в целом. А это, в свою очередь, требует установления и обеспечения новых связей, устранения излишних связей, существенного изменения функций управления и способов принятия управленческих решений.

      Развитие  и совершенствование предприятия  базируется на тщательном и глубоком знании деятельности организации, что требует проведения анализа систем управления. Именно этим обусловлена важность и актуальность выбора темы курсовой работы.

      Объектом курсовой работы взято предприятия ОАО «Завод железобетонных изделий».

      Предметом исследования является система производственных и финансовых показателей предприятия ОАО «Завод железобетонных изделий».

      Цель работы – провести анализ существующей на предприятии системы управления, оценить ее организационную структуры, специализации и объемам производства.

     Исходя  из поставленной цели, сформулированы задачи исследования:

    • изучить теоретические основы системы управления организации;
    • провести анализ эффективности производительности труда предприятия;
    • разработать рекомендации по улучшению основных экономических показателей предприятия ОАО «Завод железобетонных изделий».

     Структура курсовой работы состоит из введения, трех глав и заключения.

     Во  введении дается обоснование темы, раскрываются  ее актуальность и  значение, формулируются цели и задачи исследования.

     В первой главе на основе исследования теоретического материала раскрывается сущность системы управления организацией и его структуры.

      Во  второй главе рассматривается анализ и оценка уровня организации производство и управление.

     В заключении раскрыты выводы по данной курсовой работе, тенденции и перспективы развития предприятия.

     При написании данной курсовой работы использованы труды российских экономистов Акбердин Р.З., Кибанов А.Я., Баканов М.И.,  Шеремет А.Д., Бовыкин В.И., Белоусова Р.А., Селезнева А.З. и другие, методическая, научная и учебная литература, нормативные документы, законодательные акты и статьи периодической печати.    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 1. Система управления организацией: теоретический аспект 

    1. Сущность  и основные задачи управления современной  организацией
 

     В последние десятилетия изучение организаций и их поведения стало  главной задачей исследований, проводимых совместно представителями нескольких научных дисциплин. Изучение организаций  постепенно превратилось в самостоятельную  научную область – теории организации.

     В общем смысле под организацией (социальной организацией) имеют в виду способы упорядочения и регулирования действий отдельных индивидов и социальных групп.

     В узком смысле под организацией понимают относительно автономную группу людей, ориентированную на достижение некоторой заранее определенной цели, реализация которой требует совместных координированных действий [29 с. 95].

     Существует  множество определений организации, из которых обычно выделяется концепция  организации как рациональной системы, или системы, направленной на достижение цели.

     Одна  из трудностей определения этого  понятия состоит в том, что  организация (процесс организации) не представляет собой конкретной, материальной сущности, но вместе с  тем она может иметь ряд  свойств как материальных, так и нематериальных. Так, любая фирма обладает многими материальными объектами, имуществом, активами и т.д., но она имеет также много социальных аспектов, которые нельзя увидеть или потрогать, например, человеческие отношения.

     Во  многих современных работах по проблемам организации в качестве основы для анализа используется подход к организации как к естественной системе.

     Во  взаимоотношениях людей внутри организации  существует иерархия – принцип структурной организации сложных многоуровневых систем, состоящий в упорядочении взаимодействий между уровнями в порядке от высшего к низшему [24, 57].

     Каждый  из двух или более уровней выступает  как управляющий по отношению  ко всем нижележащим и как управляемый, подчиненный по отношению к вышележащим. В иерархически построенной системе каждый уровень специализируется на выполнении определенного круга функций, причем на более высоких уровнях иерархии преимущественно осуществляются функции согласования, интеграции. Иерархия в организации систем необходима в связи с тем, что управление в них связано с получением, переработкой и использованием больших массивов информации. На нижних уровнях используется конкретная, охватывающая лишь отдельные стороны функционирования системы, информация, а на более высокие уровни поступает обобщенная информация, характеризующая условия существования всей системы, и принимаются решения, относящиеся к системе в целом.

     В целом можно  сказать, что, сущность организации проявляется в реализации своих целей через достижение личностных. Без этого союза между целым и элементами нет организации как системы. Люди будут объединяться и работать в организации только тогда, когда будут получать то, что нужно каждому из них, т.е. доход, общение, реализацию своих способностей, а также профессиональное продвижение [28 с. 102].

     Таким образом, можно получить практическое определение организации: организация – это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей.

     Важно также подчеркнуть, что существует несколько подходов к анализу организации как объекта управления [18 с. 64].

     Одним из наиболее сложных и детально проработанных  способов анализа организаций и  систем управления стал системный подход. В рамках этого подхода организация рассматривается как система, т.е. некая целостность, состоящая из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит вклад в характеристики целого. Возникновение этого общенаучного подхода связано с именем австрийского биолога Л. фон Берталанфи, эмигрировавшего в США в 1930-х годах[24 с. 66].

      Солидную  теоретическую конструкцию в  рамках системного подхода разработали  Эрик Трист и Фред Эмери. Согласно их теории организация представляет собой открытую социотехническую систему, т.е. включает в себя как технические (механические), так и социальные подсистемы, и функционирует в контексте своего окружения. Как и любая система, организация характеризуется определенной степенью энтропии. Выживание и развитие организации неразрывно связано со скоростью обновления её отдельных элементов и подсистем.

      Подсистемами  называются крупные составляющие сложных  организаций, выполняющие определенную функцию. Интересную системную модель организации разработал профессор Дарденской школы бизнеса профессор Джеймс Клоусон. Исследователь выделяет шесть основных подсистем, необходимых для выживания и развития открытой системы:

  • подсистема управления является органом, формулирующим цели, планы и средства контроля. Она отражает роль руководителей исполнительного уровня.
  • подсистема адаптации отслеживает экономическую обстановку. Эта подсистема обеспечивает также соответствие продуктов и услуг фирмы меняющейся ситуации на рынке, а следовательно, выживание. Информация, поступающая от маркетологов, агентов по обслуживанию потребителей и торговых агентов, делает компанию способной к адаптации.
  • подсистема контроля поступлений в организацию контролирует приток ресурсов – того, чем «питается» организация. К функциям этой подсистемы относятся подбор кадров, закупка исходных материалов и мобилизация денежных средств.
  • подсистема производства преобразует то, что поступает в организацию, в товары и услуги. В производственной компании эту функцию выполняют производственные мощности.
  • подсистема контроля оттоков из организации связана с распределением средств, продуктов и отходов. Маркетинговая группа помогает компании в выпуске продуктов и услуг. Кадровая служба занимается освобождением организации от работников, которые не отвечают стандартам компании. Наконец, отдел общественных связей старается приладить «хорошее лицо» ко всем действиям компании.
  • подсистема поддержки старается обеспечить эффективную совместную работу других подсистем: она поддерживает равновесие в организации, координируя все осуществляемые действия. К средствам, используемым подсистемой поддержки, относятся стимулирование работников и информационные бюллетени компании и т.п. [24, 67]

     Сущность  системного подхода заключается  в формировании системного мышления, основные принципы которого: видеть взаимосвязи, а не линейные цепочки причинно-следственных связей; видеть процессы изменений, а не статичные состояния. 
 

1.2 Состав и структура системы управления организацией 

     Современные организации относятся к числу  сверхсложных систем. Их сложность  превышает возможности исследователей и управленцев полного познания организационных процессов и контроля над ними. Поэтому требуется поиск путей снижения сложности организаций. Решение этой проблемы может быть направлено как в сторону диапазона исследования и управления, так и в сторону упрощения устройства организации.

     Имеются различные способы уменьшения сложности организаций. В частности, широко используется метод «черного ящика», при котором наблюдатель не вникает в особенности функционирования самостоятельного структурного подразделения, а воздействует через стимулы на «вход» и оценивает «выход» по результату. Другими приемами снижения сложности является систематизация, декомпозиция, агрегирование, объяснение явлений одной природы путем привлечением теории о явлениях другой природы.

     Эффективным методом преодоления сложности  социальных организаций является формализация и стандартизация поведения отдельных подсистем, компонентов и элементов системы. К основным направлениям здесь следует отнести:

  • административно-правовое, определяющие статус и компетенцию, как всей организации, так и различных ее частей, положение работника, способы контроля и т.п.;
  • экономическое, определяющее плановые, стоимостные показатели, финансовые средства, способы стимулирования и т.п.;
  • технологическое, определяющее последовательность и ритм трудового процесса, оснащенность средствами труда, пространственное размещение работников и их связи, материальную среду труда и т.д.;
  • логико-системное, определяющее рациональность и эффективность построения организации как системы, информационных потоков, процессов принятия решений и т.д.;
  • оперативно-управленческое, определяющее методы воздействия на поведение организации и ее членов;
  • социокультурное, заключающееся в принятии в данной среде
  • норм поведения и взаимоотношений;
  • психологическое, отражающее в структуре организаций особенность мышления ее создателей и управляющих, которые, так или иначе, объединяются в среде организации [20 с.112].

Информация о работе Анализ системы управления организацией и ее соответствия организационной структуре, специализации и объемам производства