Анализ использования основных средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 20:47, курсовая работа

Описание

Основной капитал, отражаемый на счетах бухгалтерского баланса любого предприятия, называют внеоборотными активами. С таких позиций внеоборотные активы – это определенная стоимостная оценка элементов основного капитала, принятая действующими условиями ведения хозяйства. В окончательном виде можно сказать, что внеоборотные активы – это совокупность фундаментальных имущественных ценностей предприятия, многократно участвующих в хозяйственной производственно-коммерческой деятельности с целью получения положительного финансового результата, т.е. прибыли.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..4
1 Теоретические основы анализа внеоборотных активов организации …….7
1.1 Понятие внеоборотных активов, их классификация……………………….7
1.2 Методические основы анализа внеоборотных активов ………………...12
2 Анализ внеоборотных активов Речицкого хлебозавода филиала
РУП «Гомельхлебпром»………………………………………………………...21
2.1 Технико-экономическая характеристика организации…………………....21
2.2 Анализ движения и технического состояния основных средств………....26
2.3 Анализ нематериальных активов………………………………….……… .28
3 Пути повышения эффективности использования внеоборотных активов
Речицкого хлебозавода филиала РУП «Гомельхлебпром»…………………...31
3.1 Анализ эффективности использования внеоборотных активов………….31
3.2 Пути повышения эффективности использования внеоборотных
активов… ……………………………………………………………………… 38
Заключение ……………………………………………………………………...40
Список использованных источников………………………………

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по анализу.doc

— 527.50 Кб (Скачать документ)

Источники информации для анализа НА: данные бухгалтерского баланса (форма № 1) и Приложения к нему (форма № 5), данные аналитического учета по счетам 08 «Вложения во внеоборотные активы», 04 «Нематериальные активы», 05 «Амортизация нематериальных активов».

Необходимо отметить, что НА неоднородны по своему составу и характеру использования в процессе производства и по-разному влияют на финансовое состояние и результаты хозяйственной деятельности предприятия. Поэтому необходим частный (индивидуальный) подход к их изучению и оценке. Чтобы оценить структуру НА в разрезе определенных групп, необходимо провести их классификацию по различным признакам:

-  по видам НА;

-  по источникам поступления;

-  по срокам полезного действия;

-  по степени правовой защищенности;

-  престижности;

-  ликвидности;

-  по степени использования в производстве;

-  по направлениям выбытия.

По степени правовой защищенности выделяют несколько групп НА. Они могут быть защищены:

-  патентами на изобретение;

-  зарегистрированными лицензиями;

-  патентами на промышленные образцы;

-  свидетельствами на товарный знак;

-  свидетельствами на право пользования наименованием места происхождения товара;

-  авторскими правами;

-  свидетельствами об официальной регистрации программ ЭВМ, баз данных.

При анализе выбытия НА объекты группируют в зависимости от причин, его вызвавших:

-  списание в связи с окончанием срока службы;

-  списание ранее установленного срока службы с указанием причин;

-  продажа (реализация) исключительных прав;

-  безвозмездная передача объектов.

По степени ликвидности и риска инвестиций НА могут быть оценены по трем категориям:

-  высоколиквидные;

-  среднеликвидные;

-  низколиквидные [14, с.20].

Однако эта классификация относительна, т.к. оценить престижность или значимость НА можно только экспертным путем. А эксперты используют в качестве основного критерия престижности НА спектр возможного полезного использования их свойств на трех уровнях –международном, общенациональном и отраслевом.

Вообще НА при оценке ликвидности имущества предприятия принято относить к низколиквидным, так как реализовать их значительно труднее, чем основные средства и оборотные активы. Необоснованное увеличение доли НА в имуществе предприятия приводит к снижению показателей текущей ликвидности, снижению фондоотдачи внеоборотных активов и замедляет оборот всего капитала предприятия. Из-за уменьшения величины собственного оборотного капитала ухудшаются показатели обеспеченности предприятия оборотными средствами, что создает финансовое напряжение и вызывает трудности в финансировании текущей деятельности предприятия.

Эффект от использования НА выражается в общих результатах хозяйственной деятельности – в снижении затрат на производство, увеличении объемов сбыта продукции, увеличении прибыли, повышении платежеспособности и устойчивости финансового состояния. Поэтому необходимо наращивать темпы роста отдачи капитала, а это возможно в том случае, если динамика темпов роста выручки от реализации продукции будет опережать темпы роста НА [15, с.28].

Так как НА приобретаются с целью получения экономического эффекта от их использования в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг, то эффективность этих вложений необходимо рассматривать с точки зрения повышения доходности производства – по уровню дополнительного дохода на рубль вложенного в НА капитала (рентабельность НА).

Доходность НА оценивается по общепринятой формуле доходности капитала:

                    RНА = Прибыль / Средняя за период стоимость НА,                   (14)                             

где RНА – рентабельность НА.

Величина этого показателя зависит от рентабельности продаж и фондоотдачи НА за период. С помощью методов факторного моделирования можно преобразовать исходную модель доходности НА:

RНА = Прибыль / Объем продаж (выручка от реализации продукции, работ, услуг)  Объем продаж / Средняя стоимость НА  [16, с.18].

 

                                                                                                                                                                            

                

 

2   АНАЛИЗ ВНЕОБОРОТНЫХАКТИВОВ РЕЧИЦКОГО ХЛЕБОЗАВОДА ФИЛИАЛА РУП «ГОМЕЛЬХЛЕБПРОМ»

 

                                                                                                                                                   

2.1   Технико-экономическая характеристика организации

 

                                                                                                                                                                           

Речицкий хлебозавод филиал РУП «Гомельхлебпром» является коммерческой организацией, основной целью деятельности которой является извлечение прибыли. Речицкий хлебозавод является филиалом РУП «Гомельхлебпром» без права образования юридического лица, имеет обособленное имущество на правах хозяйственного управления, самостоятельный бухгалтерский баланс, расчетный счет в банке, фирменный знак и печать с наименованием предприятия.  Филиал является самостоятельным налогоплательщиком. 

Форма собственности – республиканская.

Речицкий хлебозавод филиал РУП «Гомельхлебпром»

247500, Гомельская область, г. Речица, ул.Чкалова, 50

р/с 301200014415

в ОАО «БПС-Сбербанк» отделение в г.Речица

БИК 349

УНП 400039384

Основной целью деятельности предприятия является обеспечение хлебобулочными и кондитерскими изделиями города и района. Ассортимент выпускаемой продукции насчитывает более 50 наименований хлебобулочных и 40 наименований кондитерских изделий. В широком ассортименте выпускаются ржано-пшеничные хлеба, заварные сорта хлеба, изделия с зерновыми добавками и посыпками, диетические и диабетические, хлеб для тостов, булочные изделия, пироги, плетенки, пышки, слойки, мелкоштучная продукция. 30% от общего объема производства упаковывается в термоусадочную пленку. Разнообразно представлен ассортимент кондитерских изделий: торты и пирожные, рулеты, кексы и бисквиты, сладости мучные, пряники, коврижка, щербеты. Производство кондитерских изделий ориентировано на выпуск низкоколлорийной продукции, в состав которой входят растительные сливки.

Организационная структура предприятия представлена на рисунке 2.1. Руководство предприятием осуществляет директор, который назначается на должность приказом генерального директора РУП «Гомельхлебпром». С директором заключается контракт. В контракте также указываются  права, обязанности и ответственность директора перед трудовым коллективом, условия оплаты его труда, срок контракта, условия освобождения от занимаемой должности. Трудовые правоотношения с директором устанавливаются на срок действия контракта. До истечения этого срока директор может быть освобождён от занимаемой должности по основаниям, предусмотренным договором или законодательством. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                    Рисунок 2.1- Организационная структура предприятия

      

Директор руководствуется положением о филиале и доверенностью выданной от имени РУП «Гомельхлебпром». Директор согласно положения несет персональную ответственность за результаты деятельности предприятия, определяет стратегические направления развития предприятия, осуществляет общее оперативное управление предприятием. Договора директором заключаются от имени юридического лица РУП «Гомельхлебпром» по выданной доверенности.

В целях оперативного решения вопросов производственного, социально-экономического характера все работники предприятия делятся на две категории: администрацию, состоящую из директора предприятия, главного инженера, начальников цехов  и подразделений, главного бухгалтера и трудовой коллектив, состоящий из всех остальных работников.

Между администрацией предприятия и трудовым коллективом заключен коллективный договор, который подписывается со стороны администрации директором  предприятия, а со стороны трудового коллектива - председателем профсоюзного комитета.

Отдел кадров осуществляет работу по комплектованию предприятия кадрами рабочих и служащих требуемых профессий и специальностей.

Экспедиция занимается отгрузкой готовой продукции.

Планово-экономический отдел осуществляет руководство работой по экономическому планированию на предприятии по выявлению и использованию резервов производства с целью достижения наибольшей  экономической  эффективности, участвует в разработке мероприятий по ускорению темпов роста производительности труда, эффективности использования производственных мощностей, материальных и трудовых ресурсов, повышение рентабельности производства и так далее.

В службу главного инженера входят главный энергетик, главный механик, начальник лаборатории. Главный энергетик обеспечивает бесперебойную работу, ремонт и модернизацию энергетического оборудования, электрических и тепловых сетей, определяет потребность производства в топливно-энергетических ресурсах. Главный механик обеспечивает безаварийную и надежную работу всех видов оборудования. Лаборатория выполняет анализы, испытания и другие виды работ при проведении исследований и разработок.

Начальник отдела сбыта осуществляет руководство деятельностью предприятия в области сбыта продукции на рынке, организует маркетинговые исследования рынка. Начальник отдела снабжения организует деятельность предприятия в области снабжения товарно-материальными ценностями, оборудованием, принимает меры по своевременному заключению хозяйственных договоров с поставщиками сырья.

Основными поставщиками сырья и материалов Речицкого хлебозавода являются: ОАО «Гомельский КХП». ОАО «Речицкий КХП», ОАО «Слуцкий сахарный комбинат», ОАО «Жабинковский сахарный завод», ОАО «Городейский сахарный завод», ОАО «Мозырьсоль», ОАО «Гомельский жировой комбинат», ОАО «Рогачевский молочный комбинат» и др. Основными покупателями готовой продукции предприятия являются КТУП «Торгсервис», Речицкое райпо, ОАО «Приднепровье», ОАО «Дорожный» и другие торговые  предприятия, а также индивидуальные предприниматели. С точки зрения территориального распределения продукции, основными рынками сбыта готовой продукции является г. Речица и Речицкий район, кроме того продукция предприятия реализуется в г. Гомеле, г. Хойники, г. Василевичи и других городах Гомельской области.  На сегодняшний день одной из основных целей предприятия, вытекающих из маркетинговой стратегии, является рост производства и реализации хлебобулочных и кондитерских изделий для удовлетворения потребностей рынка.  

В рамках избранной концепции предприятие будет реализовывать стратегию массового маркетинга (стратегия лидерства по издержкам), предполагающая достижение конкурентных преимуществ за счет снижения производственных затрат и высокой производительности. Целью выбранной стратегии является удовлетворение потребностей целевого рынка лучше, чем конкуренты, и обеспечение конкурентных преимуществ за счет оперативного регулирования на запросы потребителей. Следуя этой стратегии, предприятие предполагает сохранить, а в дальнейшем, и увеличить долю рынка.

Для экономически грамотного управления хозяйственной деятельностью предприятия ежегодно рассчитываются финансово-экономические показатели. С помощью данных показателей изучается тенденция развития предприятия, выявляются факторы, изменяющие результаты деятельности предприятия, осуществляется контроль за выполнением плана, выявляются резервы повышения эффективности производства, оценивается результат деятельности предприятия.

Экономический анализ хозяйственной деятельности на Речицком хлебозаводе филиале РУП «Гомельхлебпром» является важным элементом в системе управления производством, действенным средством выявления внутрихозяйственных резервов, основой разработки научно обоснованных планов-прогнозов и управленческих решений и контроля за их выполнением с целью повышения эффективности функционирования предприятия.

Для оценки результатов деятельности Речицкого хлебозавода филиала РУП «Гомельхлебпром» рассмотрим основные финансово-экономические показатели деятельности предприятия в динамике за 2 года, которые представлены в таблице 1.

 

Таблица 1- Основные финансово-экономические показатели деятельности Речицкого хлебозавода филиала РУП «Гомельхлебпром»

 

Показатель

2009 г.

2010 г.

Отклонение

Темпы роста, %

1

2

3

4

5

1 Объем производства продукции в фактических ценах, млн. руб.

12298

13959

1661

113,5

2 Объем производства продукции в сопоставимых ценах, млн. руб.

10759

12771

2012

118,7

3 Выручка от реализации продукции (за вычетом налогов и сборов, включаемых в выручку), млн.руб.

12273

13942

1669

113,6

4 Себестоимость реализованной продукции (включая управленческие расходы и расходы на реализацию), млн. руб.

12083

13744

1661

113,7

5 Прибыль от реализации, млн. руб.

190

198

8

104,2

6 Прибыль за отчетный период, млн. руб.

194

205

11

105,7

7 Среднегодовая стоимость основных средств, млн. руб.

59553

68351

8798

114,8

 

 

 

Продолжение таблицы 1

1

2

3

4

5

8 Среднесписочная численность промышленно-производственного персонала, чел.

308

310

2

100,6

9 Фонд заработной платы промышленно-производственного персонала, млн. руб.

370

465

95

125,7

10 Фондоотдача, руб.

0,181

0,187

0,006

103,3

11 Среднегодовая производительность труда одного работника, млн. руб.

34

39

5

114,7

12 Среднемесячная заработная плата одного работника, тыс. руб.

1201

1500

299

124,9

13 Рентабельность реализованной продукции, %

1,6

1,4

-0,2

Х

14 Коэффициент текущей ликвидности на конец года

1,740

1,615

-0,125

Х

15 Коэффициент обеспеченности оборотных активов собственными оборотными средствами на конец года

0,425

0,381

-0,044

Х

16 Коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами на конец года

0,020

0,020

0

Х

17 Среднегодовая стоимость оборотных активов, млн.руб.

1276,5

1509,5

233

118,3

18 Коэффициент оборачиваемости оборотных активов

10,58

10,16

-0,42

Х

Информация о работе Анализ использования основных средств