Анализ финансового состояния филиала «Уваровомежрайгаз» ОАО «Тамбовоблгаз»

Автор работы: Семен Ивашов, 10 Августа 2010 в 15:48, дипломная работа

Описание

Эффективная деятельность предприятий в условиях рыночной экономики в значительной степени зависит от того, насколько достоверно они предвидят дальнюю и ближнюю перспективу своего развития, т.е. от планирования и прогнозирования. Эффективная деятельность предприятий в условии разработки планов развития, производственных программ, прогнозов социально-экономического развития предприятий. Организация финансового планирования на предприятии очевидна в нынешних условиях российской действительности. Связано это, прежде всего, с переходом от командной модели экономики, при которой планирование осуществлялось централизованно, к рыночным отношениям. Современный рынок предъявляет серьезные требования к предприятию. Сложность и высокая подвижность происходящих на нем процессов создают новые предпосылки для более серьезного применения планирования. Все выше перечисленные моменты определяют актуальность выбранной темы дипломного исследования. Основными факторами возрастающей роли планирования в современных условиях являются:

Содержание

Введение 3
Теоретические основы организации системы планирования
на предприятии 6
1.1 Виды и типы планов на предприятии 6
1.2 Организация системы планирования деятельности на предприятии 13
1.3 Антикризисное планирование в системе планирования
деятельности на предприятии 22
2 Анализ механизма финансового планирования на примере
филиала «Уваровомежоайгаз ОАО «Тамбовоблгаз» 29
2.1 Производственно-финансовая характеристика филиала «Уваровомежрайгаз» ОАО «Тамбовоблгаз» 25
2.2 Анализ финансового состояния филиала «Уваровомежрайгаз» ОАО «Тамбовоблгаз» 31
2.3 Анализ методики составления финансового плана 43
3 Пути совершенствования и мероприятия, направленные на улучшение
процесса планирования на уровне филиала «Уваровомежрайгаз» ОАО «Тамбовоблгаз» 54
3.1 Составление плана филиала «Уваровомежрайгаз»
ОАО «Тамбовоблгаз» 54
3.2 Пути улучшения финансового планирования на предприятии 65
Заключение 72
Список использованной литературы 76
Приложения 80

Работа состоит из  1 файл

Диплом Газ (3 главы).doc

— 586.50 Кб (Скачать документ)
ter">      
 \* MERGEFORMAT

    К абл0 = 15/16199 = 0,001

    К абл1 = 59 / 21774 = 0,003

    В нашем случае коэффициент не превышает  нормативный уровень, но наметилась тенденция к его повышению. Это  говорит о том, что филиал «Уваровомежрайгаз»  в состоянии погасить краткосрочные  обязательства за счёт денежных средств.

    Из  проведённого анализа видно, что филиал «Уваровомежрайгаз»   находится в полной финансовой зависимости от ОАО «Тамбовоблгаз».

2.3 Анализ методики составления финансового плана

    Основой организации финансов предприятия  является финансовый план. Формой финансового  плана является баланс доходов и расходов, в котором находят отражение результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия, его взаимоотношения с бюджетом, внебюджетными фондами, банками.

      В состав доходов включаются, прежде всего, суммы, получаемые за счет устойчивых источников собственных средств, а при необходимости – за счет заемных средств. К устойчивым источникам собственных доходов относятся прибыль, амортизационные отступления, отчисления в ремонтный фонд, кредиторская задолженность, постоянно находящаяся в распоряжении хозяйствующего субъекта.

    Если  источник дополнительных финансовых средств  уже точно известен, то эти средства включаются в доходную часть, а возврат  их – в расходную часть финансового  плана. В условиях инфляции финансовый план хозяйствующего субъекта делается на квартал и корректируется с учетом индекса инфляции.

    Главной задачей баланса доходов и  расходов является проверка синхронности поступлений и расходования денежных средств, которая обеспечивает поддержание  ликвидности и платёжеспособности предприятия, выражающейся в постоянном наличии на счёте в банке денежных сумм, достаточных для расчётов по обязательствам.

    Финансовый  план является неотъемлемой частью бизнес планирования предприятия. Он призван  обобщить материалы, изложенные в описательной части планирования для того, чтобы представить их в стоимостном выражении.

    Механизм  расчета финансового плана:

    - Планирование источников доходов и поступлений.

    - Планирование  расходов и отчислений.

    - Проверка финансового плана.

  1. Поступления:
  2. Прибыль от реализации  товарной продукции. Рассчитывается  в ценах и условиях  предыдущего (отчетного) года. Основа расчета прибыли от реализации – объем реализованной продукции и ее себестоимость на основе расчетов маркетологов.
  3. Прибыль от прочей реализации (внереализационные доходы):
  • Доходы от реализации ненужного, неиспользуемого имущества (активов). Определяется как разница между выручкой от реализации и затратами, связанными с непосредственной стоимостью этого имущества, затратами по его подготовке к продаже и косвенные налоги.
  • Дополнительный доход в виде экономии на налоге на имущество, т.к. снижается налогооблагаемая база.
  • Могут быть доходы от аренды.
  • %, получаемые от кредитов, % по ценным бумагам. Внереализационные доходы могут быть убыточными. Амортизационные отчисления.
  1. Финансовые ресурсы строительства при выполнении работы хозяйственным способом. Планируется на основании смет. В смету закладываются все расходы (в т.ч. премии работникам и средняя норма прибыли). Экономия появляется за счет отказа от плановых накоплений и значительной части накладных расходов.
  1. Устойчивые пассивы. В качестве финансовых ресурсов планируется прирост устойчивых пассивов (Кредиторская задолженность на законных основаниях).
  2. Расчет финансовых ресурсов, закладываемых в себестоимость продукции. Из платежей в бюджет – сумма социальных налогов.
  3. Доходы от выпуска ценных бумаг. Планируются на основании решения общего собрания акционеров об увеличении уставного капитала и той доли акций, которая определена для реализации. За цену принимается номинальная цена акций. Учитываются суммы ценных бумаг, оставшихся в распоряжении предприятия и предполагаемые к реализации.
  4. Расчет  эмиссионного дохода от реализации акций. Базируется на котировках акций на фондовой бирже.
  5. Финансовые ресурсы от размещения облигационного займа. Рассчитываются по его объему и срокам размещения на основании данных проспекта эмиссии.
  6. Инфляционный доход. Дополнительный доход, обусловленный ростом цен.
  7. Высвобождение финансовых ресурсов при снижении нормативов оборотных средств. Появляются в связи с сокращением объемов производства, изменением условий поставок ресурсов.
  8. Фонд амортизационных отчислений основных средств. Остатки фонда, которые предприятие может использовать как финансовый резерв.

    Все конкретные направления и пропорции использования средств предприятие определяет самостоятельно.

    Капитальные вложения. Основание для планирования – наличие проектно-сметной документации (лицензии, решение органа государственной  власти об отводе земельного участка, наличие договоров подряда).

  1. Прирост собственных оборотных средств. Основа для планирования – расчеты по формированию оборотных средств на конец планируемого года, намеченные цели ускорения оборачиваемости оборотных средств. Первичный источник – прирост устойчивых пассивов.
  2. Проценты по долгосрочным кредитам. Планируются на основе договоров с кредитными учреждениями и сведениях об изменениях процентной ставки и методики расчета суммы процентов.
  3. Расходы по смете фонда потребления. Расходы по коллективному договору в Уставе предприятия  и отраслевых  тарифных соглашениях.
  4. Формирование резервных фондов:
  • Резервный фонд предприятия (15 % от уставного капитала – «Закон об АО»). Обычно для  других предприятий – 8-10%. Источник – прибыль.
  • Фонд страхования имущества и коммерческих рисков предприятия Может создаваться в  в любых объемах, но за счет себестоимости – лишь в пределах 2 % от объема реализованной продукции. Дополнительные суммы резервов – за счет прибыли (по желанию).
  • Резерв на оплату налога на землю. Источник оплаты – себестоимость продукции. Норматив отчислений в резерв рассчитывается как – сумма налога / себестоимость товарной продукции.
  • Ремонтный фонд. Создается по нормативу и определяется отношением запланированных затрат на ремонтные, подготовительные и рекультивационные работы как себестоимость товарной продукции.
  • Фонд на выплату вознаграждения за выслугу лет. Организуется на предприятиях, где такие выплаты предусмотрены. Создается за счет себестоимости. Пик приходится на январь («13 зарплата»). Норматив отчислений – отношение запланированной величины фонда к фонду оплаты труда.
  • Резерв на оплату отпусков. Пик приходится на лето. Норматив рассчитывается аналогично п.5.
  • Отчисления единого социального налога (ЕСН) с сумм остатков фонда на выплату вознаграждения за выслугу лет и с резерва на оплату отпусков.
  • Фонд на выплату дохода (дивидендов). Источник – прибыль. [11, с. 519]

    Платежи в бюджет.

  1. НДС. Указывается в доходной части финансового плана. Иногда указывается даже перед прибылью. Источник – выручка, в которую по установленной ставке включается сумма налога.
  2. Группа налогов, включаемых в себестоимость продукции:
  • Сбор на нужды образовательных учреждений.
  • Целевой сбор на содержание милиции (3 % фонда минимальной оплаты труда среднестатистическую численность работников).
  • Налог на имущество (2 % к стоимости основных средств, нематериальных активов, запасов и затрат).
  • Земельный налог (360 руб. за кв.метр).
  • Налог на рекламу (5 % от расходов на рекламу).
  • ЕСН (35,6 % + в фонд социального страхования [0,2 %] ).
  • Налог на прибыль  (24 % к прибыли).
  • Налог на ценные бумаги (0,8 % от номинала проспекта эмиссии).

    Степень напряженности – соотношение  уровня финансовых ресурсов, абсолютно  необходимых для нормального  функционирования предприятия и  общего объема доходов, запланированных к получению. Чем меньше величина показателя, тем менее напряженным будет финансовый план.

    Бюджет  доходов и расходов.

    Показывает  соотношение всех доходов (выручки) от реализации со всеми видами расходов с выделением наиболее важных (критических) статей расходов. Показывается валовая, операционная, балансовая и чистая прибыль. В этом смысле этот бюджет приближен к форме отчета о финансовых результатах (Ф-2), но могут быть различия. Минимальная разбивка этого бюджета – помесячная (может быть подробная). Позволяет рассчитать рентабельность производства, массу прибыли, т.е. возможности погашения кредита, точку безубыточности (постоянные расходы / цена - средние переменные расходы), сумму перечислений вышестоящим органам управления.

    В основе его составления лежит прогноз объемов реализации продукции.

    Для нового проекта прогноз денежных потоков может быть более важен, чем прогноз прибылей, из-за того, что в нем детально рассматриваются  величина и время максимального  денежного притока и оттока. Обычно уровень прибыли, особенно в начальные году осуществления проекта, не является определяющим при рассмотрении непосредственных финансовых нужд. Более того, доходы, как правило, не превышают расходы в некоторые периоды времени. Прогноз денежных потоков и выявит эти условия. Проводя планируемый уровень продаж и капитальных затрат в тот или иной период, прогноз подчеркивает необходимость и время дополнительного финансирования и определяет пиковые требования к рабочему капиталу. Администрация решает, как это дополнительное финансирование должно быть получено и в какие сроки и как будет осуществлен возврат средств.

    Если  проект разрабатывается в сезонной или циклической отрасли, или  в отрасли, где смежники требуют  от новой фирмы наличных выплат (или  необходимо капитальное строительство), прежде чем продукт будет готов к продаже и начнет приносить доход, прогноз денежных потоков является важнейшим фактором для принятия решения о продолжении дела. Детализованный прогноз, который понятен и пригоден для руководства, может помочь привлечь внимание к проекту, несмотря на периодически возникающие денежные кризисы, которые следует предотвращать.

    Когда денежный поток сформирован, необходимо обсудить противоречия между денежными  потребностями и их возможным  удовлетворением в критические точки, например при низком накоплении средств и при предполагаемых снижениях продаж.

    Притоки и оттоки денежных средств по источникам возникновения классифицированы на три категории:

    Основная  деятельность.

  1. Притоки денежных средств от:
  • продажи товаров и  услуг;
  • возврата по займам (доход от процентов) и ценным бумагам (доход по дивидендам).
  1. Оттоки денежных средств:
  • поставщикам запасов;
  • персоналу за услуги;
  • кредиторам (в виде процентов);
  • правительству в виде налогов;
  • другим поставщикам операционных расходов.

    Инвестиционная  деятельность

  1. Притоки денежных средств от:
  • продажи основных фондов;
  • продажи обязательств или ценных бумаг другим организациям;
  1. Оттоки денежных средств на:
  • приобретение основных фондов;
  • покупка обязательств или ценных бумаг у других организаций.

    Финансовая  деятельность

  1. Притоки денежных средств от:
  • кредитов;
  • продажи собственных ценных бумаг фирмы.
  1. Оттоки денежных средств на:

Информация о работе Анализ финансового состояния филиала «Уваровомежрайгаз» ОАО «Тамбовоблгаз»