Анализ финансового состояния филиала «Уваровомежрайгаз» ОАО «Тамбовоблгаз»

Автор работы: Семен Ивашов, 10 Августа 2010 в 15:48, дипломная работа

Описание

Эффективная деятельность предприятий в условиях рыночной экономики в значительной степени зависит от того, насколько достоверно они предвидят дальнюю и ближнюю перспективу своего развития, т.е. от планирования и прогнозирования. Эффективная деятельность предприятий в условии разработки планов развития, производственных программ, прогнозов социально-экономического развития предприятий. Организация финансового планирования на предприятии очевидна в нынешних условиях российской действительности. Связано это, прежде всего, с переходом от командной модели экономики, при которой планирование осуществлялось централизованно, к рыночным отношениям. Современный рынок предъявляет серьезные требования к предприятию. Сложность и высокая подвижность происходящих на нем процессов создают новые предпосылки для более серьезного применения планирования. Все выше перечисленные моменты определяют актуальность выбранной темы дипломного исследования. Основными факторами возрастающей роли планирования в современных условиях являются:

Содержание

Введение 3
Теоретические основы организации системы планирования
на предприятии 6
1.1 Виды и типы планов на предприятии 6
1.2 Организация системы планирования деятельности на предприятии 13
1.3 Антикризисное планирование в системе планирования
деятельности на предприятии 22
2 Анализ механизма финансового планирования на примере
филиала «Уваровомежоайгаз ОАО «Тамбовоблгаз» 29
2.1 Производственно-финансовая характеристика филиала «Уваровомежрайгаз» ОАО «Тамбовоблгаз» 25
2.2 Анализ финансового состояния филиала «Уваровомежрайгаз» ОАО «Тамбовоблгаз» 31
2.3 Анализ методики составления финансового плана 43
3 Пути совершенствования и мероприятия, направленные на улучшение
процесса планирования на уровне филиала «Уваровомежрайгаз» ОАО «Тамбовоблгаз» 54
3.1 Составление плана филиала «Уваровомежрайгаз»
ОАО «Тамбовоблгаз» 54
3.2 Пути улучшения финансового планирования на предприятии 65
Заключение 72
Список использованной литературы 76
Приложения 80

Работа состоит из  1 файл

Диплом Газ (3 главы).doc

— 586.50 Кб (Скачать документ)
">
  • погашение кредитов (выплата суммы долга);
  • повторную покупку собственных ценных бумаг фирмы;
  • выплату дивидендов акционерам.
  •     Значение  бюджета доходов и расходов:

    1. Демонстрируют эффективность хозяйственной деятельности каждого вида  бизнеса.
    2. Устанавливает лимиты (нормативы) основных  видов расходов, прибыли, резервов формирования и увеличения прибыли.
    3. Определяет фонды потребления и накопления.
    4. Позволяет оптимизировать налоговые отчисления в бюджет.

        Показатели  бюджета доходов и расходов:

    1. Общий оборот. Определяется по стоимости отгруженных товаров, включая НДС, таможенные пошлины и другие косвенные налоги в соответствии с прогнозом сбыта. Для производственных структур включает также прирост незавершенного производства по планируемым затратам.
    2. Резерв для расчетов с бюджетом. Устанавливается отдельно руководителями предприятия по конкретному виду бизнеса. Он должен быть стабильным, неизменным. Состоит из всех платежей с общего оборота (НДС, НП, акциз, таможня и т.д.).
    3. Чистые продажи (чистая выручка от реализации) = общий оборот-резерв.
    4. Прямые затраты. Здесь отражаются те виды ожидаемых затрат, которые прямо пропорционально связаны с ростом объемов продаж и чья доля чистой выручки от реализации остается почти неизменной в течение 1-3 лет. Конкретный набор зависит от вида бизнеса, но выделяется всегда 3 основных статьи:
    • Оплата сырья, материалов.
    • Оплата  операционных (производственных, эксплуатационных) расходов.
    • Расходы на зарплату основного производственного  персонала.
    1. Накладные расходы. Те виды затрат, которые в принципе относятся к прямым переменным, но не могут быть определены на единицу товарной продукции в данный период.
    1. Валовая прибыль (= чистые продажи – прямые затраты). Это первая контрольная точка состояния бизнеса. В России на сегодня состояние валовой прибыли должно быть не менее 40 – 45 % по мнению экспертов (на Западе не ниже 30 %).
    2. Постоянные расходы. Расходы, являющиеся условием существования организации, но с хозяйственной деятельностью связаны косвенным образом. Их удельный вес в доле чистой выручки должен быть минимальным. (Балансовая прибыль = Валовая прибыль – все расходы указанные выше).

        Для получения инвестиционного кредита  в России норма чистой прибыли  должна составлять 20-25 %, в развитых странах – 10-15 %. Тогда это считается высокорентабельным видом бизнеса и дает возможность получить кредит на 10-15 лет, в России – не более чем на 1 год.

        Бюджет  движения денежных средств (БДДС).

        Это план движения расчетных счетов и  наличия денежных средств в кассе. Все доходы и расходы увязаны во времени, а также по условиям поступления и использования.

        Задача  бюджета: контроль положительного конечного  сальдо БДДС. Составляется на весь бюджетный  период с помесячной (или более  подробной) разбивкой. Бюджет отражает потребность в дополнительных источниках средств (кредиты, инвестиции). При расчете источников существует следующий порядок:

    1. Устанавливается объем средств для финансирования инвестиционных затрат (дополнительных затрат). Используются данные плана капитальных затрат, что является нижней границей уровня финансирования из внешних источников.
    2. Определяются дополнительные текущие затраты в том числе для пополнения оборотных средств.
    3. На основе полученного прогноза конечного сальдо устанавливается превышение реальных расходов минимального уровня внешнего финансирования.

        Расчетный баланс.

        Состоит из активов и пассивов.

        Активы: имущества, обязательства потребителей (других лиц), которыми будет располагать  предприятие  на определенную дату бюджетного периода.

        Пассивы: те обязательства, которые будет нести предприятие перед кредиторами (поставщиками, инвесторами).

        Расчетный баланс довольно трудоемок, следовательно  необязателен, хотя желателен.

    1. Финансовый план. Цель: сформулировать и представить полную и достоверную систему проектов ожидаемых финансовых результатов деятельности. Здесь обобщаются все предшествующие расчеты в стоимостном варианте. Возможны 2 финансовых цели предприятия:
    • Максимизация прибыли (высокая чистая прибыль).
    • Максимизация стоимости бизнеса (высокая рыночная цена акций, пая).

        Здесь разрабатывают:

    1. Прогноз объемов реализации. Разрабатывается с учетом плана маркетинга.
    2. Прогноз прибылей и убытков. Показывает процесс формирования и изменения прибыли. Выявляет рентабельность, уровень производственных и непроизводственных издержек, прямых и накладных издержек, взаимоотношения с бюджетом чистой прибыли.
    3. Прогноз движения денежных средств. Оценивает потребность в деньгах по времени. Проверяет синхронность поступления и расходования денежных средств.
    4. Сводный баланс. Его рекомендуется составлять на начало и конец первого года. Цель – определение необходимого прироста отдельных видов активов с обеспечением их внутренней сбалансированности, формирование оптимальной структуры капитала, обеспечивающего устойчивость фирмы.

      График  достижения безубыточности. Это схема, показывающая влияние на прибыль  объемов производства, продажной  цены и себестоимости продукции (в разбивке на условно-постоянные и  условно-временные издержки). С помощью  этого графика можно найти  так называемую точку безубыточности, то есть тот объем производства, при котором кривая, показывающая изменение выручки от реализации (при заданном уровне цен), пересечется с кривой, показывающей изменение себестоимости продукции. Допускается несколько вариантов такого графика, соответствующих разным уровням цен на продукцию.

      Расчет  ведется на основании доходов  и затрат и уровня цены на единицу  продукции. Цель расчета – определение  критического объема производства и  запаса финансовой прочности предприятия.

        Запас финансовой прочности» определяется как разница между планируемым размером выручки и размером пороговой выручки и отражает размер, до которого можно снижать объем производства или цену продукции с тем, чтобы производство не оказалось убыточным.

        Сопоставлением  критического объема производства с планируемым выпуском продукции определяется дата, с которой проект начнет приносить прибыль. Для построения графика безубыточности следует составить уравнения следующего вида:

        у1=ах;

        у2=а0+а1х,

        где у1 – выручка, руб.,

        у2 – затраты (полная себестоимость) на производство продукции, руб.,

        а – цена единицы продукции без  НДС, руб./ед.,

        х – планируемый объем реализации продукции, ед.,

        а0 – сумма условно-постоянных затрат (УПЗ), руб.,

        а1 – сумма условно-переменных затрат на единицу продукции(УППЗ), руб./ед.»

        В заключение финансового раздела излагается стратегия финансирования, т.е. какие источники средств предоставляются.

         3 Пути совершенствования и мероприятия, направленные на улучшение процесса планирования на уровне филиала «Уваровомежрайгаз» ОАО «Тамбовоблгаз»

    3.1 Составление плана  филиала  «Уваровомежрайгаз» ОАО «Тамбовоблгаз»

        Для составления финансового плана  в филиале мне были предоставлены документы:

    • Бухгалтерский баланс;
    • Приложение к бухгалтерскому балансу за период с 1 января по 31 декабря 2008 года;
    • Отчёт о прибылях и убытках за период с 1 января по 31 декабря 2008 года;
    • Основные сведения о деятельности предприятия за 2008 год.

        Предоставленных данных недостаточно для составления  баланса доходов и расходов, так  как некоторые из них организация не разглашает в связи с коммерческой тайной. Поэтому необходимые данные для составления баланса доходов и расходов будут изменены.

        При составлении финансового плана  необходимо:

        1. Исчислить и распределить амортизационные отчисления. Сумма амортизационных отчислений определяется исходя из среднегодовой стоимости амортизируемых основных фондов в планируемом периоде и средневзвешенной нормы амортизационных отчислений, приведённых в исходных данных.

        2. Рассчитать смету затрат на производство продукции. При определении производственной себестоимости  товарной продукции нужно обратить внимание на особенности учёта изменения остатков незавершённого производства и остатков расходов будущих периодов при их увеличении или сокращении. Изменение остатков незавершённого производства определится после расчёта норматива оборотных средств.

        3. Определить объём реализуемых услуг и прибыли. Остатки готовой продукции на складах на конец года рассчитываются исходя из норм запаса в днях и данных сметы затрат на производство на четвёртый квартал.

        4. Составить проект Отчёта о прибылях и убытках.

        При расчёте прибыли (убытка) планируемого года необходимо исходить из определения, что в её состав входит прибыль  от реализации услуг и прочих доходов  за минусом прочих расходов. В свою очередь прочие доходы и прочие расходы подразделяются на операционные и Внереализационные доходы и расходы.

        Выручка от реализации выбывшего имущества  отражается как операционные доходы. Расходы по реализации выбывшего  имущества – как операционные расходы.

        По  строкам «Внереализационные доходы»  и «Внереализационные расходы» учитываются внереализационные доходы и внереализационные расходы.

        5. Рассчитать потребность в собственных оборотных средствах на конец планируемого года, их прирост.

        Потребность в оборотных средствах по статьям «Производственные запасы», «Незавершённое производство», «Готовая продукция» определяется исходя из нормы запаса в днях и однодневного (планового) оборота по соответствующим статьям затрат на производство на четвёртый квартал. При этом величина однодневного (планового) оборота по производственным запасам исчисляется исходя из величины материальных затрат, незавершённому производству из себестоимости валовой продукции, а по готовой продукции – исходя из производственной себестоимости товарной продукции, используя данные сметы затрат на производство продукции. Величину остатков по счетам «Расходы будущих периодов» и «Незавершённое производство» на конец периода будут исчисляться на основе данных сметы.

        6. Заполнить таблицу «Распределение прибыли планируемого года».

        7. Составить баланс доходов и расходов (финансовый план).

        Разделы баланса доходов и расходов предприятия  заполняются на основе примерных данных и произведённых расчётов.

        Все расчёты будут производиться  с точностью до целых чисел.

        Таблица 5

    Смета затрат на производство продукции за 2008 год

    п/п

    Статья затрат Всего на год В т. ч. на 4 квартал
    1 2 3 4
    1 Материальные  затраты (за вычетом возвратных отходов) 89343 22336
    2 Затраты на оплату труда 2072231 518058
    3 Амортизация основных фондов 74098 18524
    4 Прочие расходы - всего, в том числе: 769459 192365
    5 а) уплата процентов  за краткосрочный кредит - -
    6 б) налоги, включаемые в себестоимость,

    в том числе:

    765902 191476
    7      Социальный  налог  741859 185465
    8      Прочие  налоги 24043 6011
    9 в) арендные платежи  и другие расходы 3557 889
    10 Итого затрат на производство 3005131 751283
    11 Списано на непроизводственные счета 34286 8572
    12 Затраты на валовую  продукцию 2970845 742711
    13 Изменение остатков незавершенного

    производства 

    - -
    14 Изменение остатков по расходам будущих 

    периодов

    1801 450
    15 Производственная  себестоимость товарной

    продукции

    2972646 743161
    16 Расходы на продажу 32471 8118
    17 Полная себестоимость  товарной продукции 3005117 751279
    18 Товарная продукция  в отпускных ценах (без

    НДС и акцизов)

    3265800 816450
    19 Прибыль 260683 65171

    Информация о работе Анализ финансового состояния филиала «Уваровомежрайгаз» ОАО «Тамбовоблгаз»