Анализ финансового состояния филиала «Уваровомежрайгаз» ОАО «Тамбовоблгаз»

Автор работы: Семен Ивашов, 10 Августа 2010 в 15:48, дипломная работа

Описание

Эффективная деятельность предприятий в условиях рыночной экономики в значительной степени зависит от того, насколько достоверно они предвидят дальнюю и ближнюю перспективу своего развития, т.е. от планирования и прогнозирования. Эффективная деятельность предприятий в условии разработки планов развития, производственных программ, прогнозов социально-экономического развития предприятий. Организация финансового планирования на предприятии очевидна в нынешних условиях российской действительности. Связано это, прежде всего, с переходом от командной модели экономики, при которой планирование осуществлялось централизованно, к рыночным отношениям. Современный рынок предъявляет серьезные требования к предприятию. Сложность и высокая подвижность происходящих на нем процессов создают новые предпосылки для более серьезного применения планирования. Все выше перечисленные моменты определяют актуальность выбранной темы дипломного исследования. Основными факторами возрастающей роли планирования в современных условиях являются:

Содержание

Введение 3
Теоретические основы организации системы планирования
на предприятии 6
1.1 Виды и типы планов на предприятии 6
1.2 Организация системы планирования деятельности на предприятии 13
1.3 Антикризисное планирование в системе планирования
деятельности на предприятии 22
2 Анализ механизма финансового планирования на примере
филиала «Уваровомежоайгаз ОАО «Тамбовоблгаз» 29
2.1 Производственно-финансовая характеристика филиала «Уваровомежрайгаз» ОАО «Тамбовоблгаз» 25
2.2 Анализ финансового состояния филиала «Уваровомежрайгаз» ОАО «Тамбовоблгаз» 31
2.3 Анализ методики составления финансового плана 43
3 Пути совершенствования и мероприятия, направленные на улучшение
процесса планирования на уровне филиала «Уваровомежрайгаз» ОАО «Тамбовоблгаз» 54
3.1 Составление плана филиала «Уваровомежрайгаз»
ОАО «Тамбовоблгаз» 54
3.2 Пути улучшения финансового планирования на предприятии 65
Заключение 72
Список использованной литературы 76
Приложения 80

Работа состоит из  1 файл

Диплом Газ (3 главы).doc

— 586.50 Кб (Скачать документ)

     2) по уровням организационного  планирования, учитывающим структуру организации.

     В соответствии с первым критерием  планы подразделяются на три группы:

     -  стратегические, подчиненные разработке  курса развития организации на  длительный период времени;

     - тактические, содержащие планы  действий и методы реализации стратегии организации на среднесрочный период времени;

     - оперативные, связанные с повседневным  выполнением задач и оптимизацией  использования привлекаемых организацией  ресурсов.

     По  второму критерию планы составляются для организации в целом, ее бизнес - единиц, функциональных подсистем.

     Оперативные планы составляют все функциональные подсистемы организации. В этой работе задействованы руководители и менеджеры  всех уровней и звеньев организации  – от высшего до низового и это  должно обеспечивать конкретизацию стратегических и тактических заданий, а также доведение их до исполнителей, получающих четкие ответы на вопросы о том, что, где, как, когда, сколько нужно производить продукции, кто будет выполнять работу и какие ресурсы потребуются.

     Характер  взаимосвязи между планами организации  показывает, что основу всей системы  должны составлять стратегические планы.  На сегодняшний день стратегическое планирование предмет активной разработки современного управления.[21, c. 56]

     Планирование  деятельности организации - одна из общих функций управления организацией, вид управленческой деятельности, направленный на определение целей организации, путей, средств и этапов их достижения, необходимых ресурсов, затрат и результатов, а так же проектируемого изменения состояния организации.

     В условиях рыночной экономики планирование деятельности организации решает следующие  задачи: выявление перспектив изменения  внешнего окружения фирмы, формирование целей и стратегии развития, определение  первостепенных задач, действий для их решения, затрат и результатов, а так же проектируемого изменения состояния организации, создание базы для последующего контроля.

     Цель  стратегического планирования: адаптация  предприятия к прогнозируемым изменениям внешней среды, достижение надежной позиции на рынке, обеспечивающей финансовую устойчивость  предприятия в условиях конкуренции. К задачам стратегического планирования относятся: правильно и своевременно оценить возможные последствия перемен, происходящих в социальной, экономической и научно-технической сферах, предвидеть опасности и возможности, выработать хозяйственную политику и стратегию фирмы, позволяющие справиться с опасностями и использовать возникающие новые возможности. Процесс стратегического планирования является инструментом, с помощью которого обосновываются управленческие решения в области хозяйственной деятельности. Его важнейшая задача обеспечить нововведения и организационные изменения, необходимые для жизнедеятельности предприятия. Как процесс стратегическое планирование включает четыре вида деятельности (функции стратегического планирования). К ним относятся: распределение ресурсов, адаптация к внешней среде, внутренняя координация и регулирование, организационные изменения.  Основные объекты стратегического планирования: продукция, рынки сбыта, новые технологии, взаимоотношения с обществом, внешнеэкономическая деятельность.[17, с. 221]

       Горизонт стратегического планирования  определяется продолжительностью  инновационных и структурных  изменений в организации. Данный вид планирования является функцией высшего уровня управления организацией.  Стратегическое планирование представляет собой набор процедур и решений, с помощью которых разрабатывается стратегия предприятия, обеспечивающая достижение целей функционирования предприятия. Логика этого определения такова: деятельность аппарата управления и принимаемые на ее основе решения формируют стратегию функционирования предприятия, которая позволяет фирме достичь своих целей.

     Цель  тактического планирования – последовательная поэтапная реализация выработанной стратегии. Задача тактического планирования: конкретизация стратегических целей, применительно к более короткому отрезку времени; выбор наиболее эффективных путей реализации стратегии; пропорциональное  развитие и наилучшее использование потенциала предприятия, обеспечение текущей финансовой устойчивости и рентабельности. Объекты тактического планирования – это, прежде всего номенклатура продукции и динамика производительных мощностей. Тактическое планирование – это функция плановых служб организации при участии других функциональных подразделений.

     Оперативное планирование является продолжением тактического планирования. Его цель состоит в  обеспечении повседневной согласованной  работы всех подразделений организации  по достижению перспективных и текущих целей при наилучшем использовании ресурсов. Содержание оперативного планирования – формирование плановых заданий в подразделениях организации на короткие промежутки времени на основе заданий, разработанных в ходе тактического планирования, с учетом фактических результатов деятельности организации в истекшем периоде. В оперативном планировании время разработки планов максимально приближено к их выполнению. Как правило, оперативное планирование осуществляется децентрализовано. [17, c. 221]

     Все три вида планирования взаимосвязаны, при этом ведущая роль принадлежит  стратегическому планированию, которое  служит фундаментом и ориентиром для других видов планирования.

     Различия  между стратегическим, тактическим  и оперативным планированиями, помимо перечисленных выше: уровень конкретизации целей и степень агрегирования ресурсов, масштабы нововведений и структурных изменений, степень риска и неопределенности, методы принятия плановых решений, временной горизонт планирования.

     С точки зрения горизонта планирования различают перспективное планирование (долгосрочное – на 10-15 лет и среднесрочное – на 3-5 лет) и текущее (на 1-2 года и более короткие периоды).

     Стратегическое  планирование охватывает долгосрочный период, тактическое – среднесрочный и краткосрочный, оперативное – краткосрочный.

       Внутрифирменное планирование охватывает  все функциональные области производственно  – хозяйственной деятельности  предприятия, что находит отражение  в стратегическом, тактическом и  оперативном планировании. На стадии  стратегического планирования осуществляется анализ сильных и слабых сторон организации по основным функциональным зонам (маркетинг, финансы, производство, персонал, исследования и разработки, организационная культура и имидж организации), разрабатываются функциональные стратегии, поддерживающие продуктово-рыночную стратегию и направленные на достижение генеральных целей организации. На стадии тактического планирования функциональные стратегии подкрепляются программами и проектами, на стадии оперативного планирования -  преобразуются в конкретные планы действий.

     Соотношение целей организации и целей  функциональных зон деятельности можно  наглядно представить в виде «дерева  целей», вершиной которого служит генеральная  цель организации, а нижними ветвями являются цели функциональных зон. [22, c.115]

     Органическая  составная часть внутрифирменного планирования – планирование деятельности производственных подразделений различных  иерархических уровней.

     Объектом  стратегического планирования в  специализированном производстве является организация  в целом. В диверсифицированном производстве разрабатываются стратегии по каждому стратегическому хозяйственному центру. Объектами тактического планирования выступают не только организация в целом и стратегические хозяйственные центры, но и другие крупные производственные подразделения среднего уровня (производства, цеха).  Оперативное планирование производства охватывает производственные подразделения всех иерархических уровней вплоть до низовых производственных звеньев – участков, бригад и рабочих мест.

     При всем разнообразии видов планирования для процесса планирования характерны следующие этапы:

     -  анализ состояния объектов планирования  и его внешнего окружения, в  том числе сбор и обработка  информации и собственно анализ;

     -  формирование целей деятельности  объекта в плановом периоде; 

     - разработка и оценка альтернативных  направлений, путей, способов  достижения целей; 

     -  выбор варианта плана для реализации, а при необходимости согласование  запасных вариантов плана; детальная проработка основного варианта плана, его конкретизация по функциональным зонам и подразделениям настоящего уровня, уточнение сроков, затрат и результатов;

      -  систематический контроль за  ходом и итогами выполнения  плана. [18, c.94] 

     1.2 Организация системы планирования деятельности на предприятии

     Результаты  процесса планирования материализуются  в виде системы планов предприятия  – совокупности планов развития и  деятельности организации и ее подразделений, согласованных по целям, срокам и  ресурсам. Система планов служит инструментом реализации стратегии. Ее цель – направить текущую деятельность организации на достижение стратегических целей и организовать согласованную работу всех подразделений для реализации этих целей.

     Процесс планирования базируется на ряде принципов или правил, которые необходимо учитывать при его осуществлении.

     Ведущим принципом рыночного планирования в условиях производственной демократии является участие максимального  числа сотрудников в работе над  планом уже на самых ранних ее этапах.

     Другой  принцип планирования – непрерывность, обусловленная соответствующим  характером хозяйственной деятельности предприятия. В результате планирование рассматривается не как единичный  акт, а как постоянно обновляющийся  процесс составления планов, постановки целей, выработки стратегий, распределения ресурсов, создание проектов перестройки организации в соответствии с изменившимися условиями.

     В основе процесса планирования должны лежать принципы координации и  интеграции. Координация плановой деятельности происходит «по горизонтали», то есть между подразделениями одного уровня. А интеграция – «по вертикали», между вышестоящими и нижестоящими подразделениями. В результате процесс планирования приобретает необходимые целостность и единство.

     Важный  принцип планирования – экономичность. Ее суть в том, что планы должны предусматривать такой путь достижения цели, который связан с максимумом получаемого эффекта, а затраты на составление плана не должны превышать его. [23, c.147]

     Планирование  должно быть гибким. Гибкость достигается приданием планам способности менять свою направленность, но она допустима лишь в определенных пределах, поскольку, например, не всегда удается откладывать принятие решения до тех пор, пока не будет полной уверенности в его правильности. В целом гибкость снижает опасность потерь, вызываемых непредвиденными обстоятельствами, но может потребовать немалых дополнительных затрат, которые всегда необходимо сопоставлять с риском.

     Кроме перечисленных выше принципов планирования, в практике часто используют и другие принципы: пропорциональности, методологического единства планов, оптимальности и другие.

       В зависимости от степени централизации  предприятия существует три варианта  организации процесса составления  планов.  В условиях высокой  централизации плановый орган предприятия единолично принимает большинство решений, касающихся планирования деятельности не только организации в целом, но и отдельных подразделений. Если уровень централизации средний, то плановый орган принимает только основополагающие решения, которые впоследствии децентрализуются плановыми органами подразделений. В децентрализованных предприятиях плановым органом определяются цели, лимиты ресурсов, а также единая форма планов, которые составляют уже сами подразделения. Он же эти планы  и координирует, взаимоувязывает и на их базе составляет сводный план предприятия.

     Могут быть использованы три подхода к  составлению плана, учитывая экономические  возможности предприятия. Если предприятие  испытывает дефицит в ресурсах, и  появление дополнительных в будущем не предвидится, то именно исходя из их наличия ставятся цели, которые оно может реально достичь. Цели в дальнейшем не пересматриваются, даже при наличии благоприятных возможностей, поскольку на их реализацию может не хватить средств. Такой подход используют небольшие предприятия, главная задача которых – выживание. [24, c.96]

     Более состоятельные предприятия могут  позволить себе не пропускать такие  благоприятные возможности, затратив на их реализацию дополнительные средства, излишками которых они располагают. В данном случае при составлении планов предполагается, что  в будущем они могу быть скорректированы в соответствии с изменившейся ситуацией. Такой подход к планированию получил название – адаптационный.

     Предприятие со значительными ресурсами может использовать оптимизационный подход к планированию – планы составляются исходя из поставленных целей с учетом того,  что для выгодного нового вложения средства всегда есть.

Информация о работе Анализ финансового состояния филиала «Уваровомежрайгаз» ОАО «Тамбовоблгаз»