Возникновение кризисов в организации, их сущность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2012 в 11:30, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является изучение возникновения кризисных ситуаций.
Для достижения поставленной цели в работе решались следующие задачи:
Изучить основные причины возникновения кризисных ситуаций;

Содержание

Введение.
1. Основные причины возникновения кризисных ситуаций.
1.1 Причины возникновения кризисных ситуаций на предприятиях и в организациях.
1.2 Антикризисное управление и регулирование.
1.3 Профилактика возникновения кризисных ситуаций при установлении связей с общественностью.
1.4 Причины и последствия возникновения кризисов. Разновидность кризисов.
1.5. Кризисы как закономерность развития предприятия.
2. Антикризисное управление организацией.
2.1 Диагностика кризисов в организации.
2.2 Методы преодоления финансового кризиса в организации.
Список использованной литературы.

Работа состоит из  1 файл

8ема.docx

— 88.05 Кб (Скачать документ)

          1.4 Причины и последствия возникновения кризисов.                     Разновидность кризисов.

            Причины кризиса могут подразделяться на объективные, связанные с циклическими потребностями реструктуризации, модернизации, и субъективные, обусловленные ошибками в управлении, природные (климат, недра, водная среда и др.) Причины кризиса могут подразделяться на внешние и внутренние. Первые связаны с действием макро– или внешнеэкономических факторов, вторые – с внутренними факторами, с рискованной стратегией маркетинга, несовершенством производства и управления, ограниченной инновационной и инвестиционной политикой, неэффективным управлением персоналом.

Если  согласиться с тем, что кризис может возникнуть вследствие действия всего многообразия внешних и внутренних факторов, можно сделать вывод, что опасность кризиса существует постоянно, его необходимо предвидеть и прогнозировать.

Для эффективного управления кризисом необходимо исследовать  не только его причины, но и последствия. Например, в результате кризиса возможно обновление организации или ее ликвидация, оздоровление или усугубление ситуации. Кризис может иметь как позитивные, так и крайне негативные последствия. Они могут развиваться и согласно «принципу домино». Возможна консервация кризисных ситуаций на довольно длительное время (например, политического). Последствия кризиса могут сводиться к резким изменениям или мягкому выходу. И послекризисные последствия в компании бывают длительными и непродолжительными, обратимыми и необратимыми, количественными и качественными.

Последствия кризиса определяются не только его  природой и параметрами, но и эффективностью антикризисного управления. Последнее  же зависит от профессионализма, системы  мотивации, прогнозирования причин и последствий, искусства управления, эффективной методологии.

Если  есть классификация и знание типа кризиса, есть возможности снижения его воздействия, обеспечения безболезненности его протекания. Согласно классификации, возникают общие и локальные  кризисы. Общие кризисы охватывают всю социально-экономическую систему, локальные – одну или несколько подсистем.

По проблематике кризиса следует указать макро– и микрокризисы. Макрокризис охватывает всю народнохозяйственную систему. Микрокризис распространяется на отдельную  проблему или группу проблем. Но кризис, будучи минимальным, по принципу «домино» может вовлечь в противоречия всю систему или весь процесс  развития, так как все элементы взаимосвязаны и взаимодействуют  в системе, проблемы решаются комплексно. Кризис охватывает все элементы, когда  нет управления кризисными ситуациями, нет мер локализации и снижения его остроты, или наоборот, когда  осуществляется намеренная мотивация  развития кризиса. По структуре отношений  в народнохозяйственной системе, по различной проблематике развития установлены  следующие виды экономических, психологических, организационных, социальных, технологических  кризисов. Экономические кризисы  вызваны резкими противоречиями в экономике страны или отдельного хозяйствующего субъекта. К ним относятся  кризисы производства и реализации товара, отношений экономических  агентов, кризисы неплатежей, конкурентных преимуществ, банкротства и пр. Среди экономических кризисов существуют финансовые кризисы в состоянии финансовой системы и финансовых возможностей. Социальные кризисы возникают при развитии противоречий различных социальных групп. Часто социальные кризисы являются продолжением кризисов экономических, но иногда возникают и отдельно.

В совокупности социальных кризисов следует указать  политический кризис – противоречия в политическом устройстве общества, кризис власти, кризис противоречий в  интересах различных социальных групп, классов, в управлении обществом.

Организационные кризисы возникают вследствие противоречий в процессах обособления и  интеграции, распределения функций, проектирования организационной структуры, как отделение административных единиц. Организационный кризис проявляется обострением противоречий в процессе организации производства и управления, например в виде излишней бюрократизации.

Психологические кризисы – это кризисы психологического состояния человека, например стресс, чувство неуверенности, неудовлетворенности работой, страха, правовой защищенности. Технологический кризис – это кризис новых технологических идей в условиях наличия потребности в новых технологиях. По причинам возникновения кризисы разделяются на природные, экологические, общественные. Первые вызваны воздействием человека на окружающую среду, землетрясениями, ураганами, пожарами, климатическими изменениями, наводнениями. В настоящее время стало особенно актуально прогнозирование, а также распознавание кризисов взаимоотношения человека с природой – экологических, возникающих при изменении природных условий, вызванных деятельностью человека; истощении ресурсов, загрязнении окружающей среды, возникновении опасных технологий, пренебрежении требованиями законов природного равновесия.

 

 

Рис. 1. Классификация кризисов

 

Кризисы также могут быть предсказуемыми (закономерными) и данными (случайными).

Предсказуемые кризисы могут предсказываться  и возникают под воздействием объективных факторов развития –  необходимости модернизации производства, бизнеспроцессов под воздействием макроэкономических факторов.

Неожиданные кризисы возникают вследствие ошибок в управлении, действия сил природы, активизации социальноэкономических процессов. Разновидностью предсказуемых  кризисов является циклический кризис, возникающий периодически и имеющий  известные фазы своего наступления  и протекания, существуют также кризисы  явные и латентные (скрытые). Первые протекают заметно и просто распознаются. Вторые – скрытые, развиваются незаметно  и крайне опасны. Также кризисы  подразделяются на легкие и глубокие.

Глубокие  кризисы могут дестабилизировать  части или всю социально-экономическую  систему. Легкие, мягкие кризисы протекают  более последовательно и безболезненно. Совокупность возможных кризисов также  делится на кратковременные и  затяжные.

Фактор  времени чрезвычайно важен в  кризисной ситуации, чем длительнее кризис, тем он проходит болезненнее. Затяжные проходят болезненно и сложно. Они, как правило, связаны с отсутствием  навыков управления критическими ситуациями, непониманием сути и параметров кризиса, его причин и возможных последствий.

 

 

               1.5. Кризисы как закономерность развития предприятия

      Кризисы являются закономерностью развития любого предприятия, главная задача руководства вовремя диагностировать зарождающийся кризис и предпринять адекватные действия – единственный путь преодоления как для предприятия, так и для макроэкономической системы. Можно сказать, что результативность кризисной идентификации актуальна лишь тогда, когда кризисная диагностика на предприятии реализуется по определённому алгоритму, предусматривающему все этапы её выполнения.

В первую очередь  следует идентифицировать класс  анализируемого объекта выявить  принципиальные различия данного предприятия  от иных, подобных ему. Сопоставить  реальные параметры предприятия  с эталонными. Далее можно выявить  допустимые уклоны от базовых показателей. После проведения кризисной диагностики  нужно выработать технику и порядок  антикризисных операций на предприятии.

Поскольку каждое предприятие уникально, антикризисную  диагностику и её алгоритмы для  каждого конкретного случая нужно  разрабатывать индивидуально. При  этом конкретизация понятия «кризис» объясняет процесуальную сторону  анти кризисного управления, ведь этапы  кризиса и алгоритмы диагностики  заставляют нас выбрать тот или  иной вариант антикризисных действий.

Как правило, кризис зарождается ещё задолго  до «открытого» проявления. Его первым этапом может стать снижение предельной эфективности капитала, ухудшение характеристик  рыночной активности фирмы, ухудшение  рентабельности и падение общего объема прибыли. То есть – первые признаки финансового «нездоровья» предприятия.

А далее нарастает  кризис в финположени предприятия, закономерно «тают» инвестиционные резервы и финансовые запасы. Как  можно решить проблемы на данном этапе  кризиса? В первую очередь, можно  сменить стратегию развития предприятия, реструктуризировать производственный процесс, уменьшить непроизводительные издержки, найти иные средства и  способы сокращения финансовых расходов на предприятии. Но перед этим следует провести тщательную диагностику для того, что бы выработать наиболее адекватные алгоритмы антикризисного действия.

Если кризис продолжает развиваться - обычно фирма  становится убыточной. Тут уже необходимо либо реструктуризировать предприятие, либо полностью сменить стратегию  развития, либо привлекать дополнительные инвестиции, выходить на новые рынки, вводить «ноу-хау». На этой стадии проблему можно решить как интенсивными, так  и экстенсивными способами.

Третья стадия означает практическое отсутствие собственных  средств и резервных фондов у  предприятия. Это плохо влияет на перспективы его развития, долго- и среднесрочное планирование финансовых показателей, адекватное составление  бюджета. Обычно на этом этапе падают и объёмы производства – начинается цепная реакция дестабилизации всех процессов на предприятии.

Если на третьей  стали развития кризиса не принимтаь  должные меры (их должны осуществлять собственники, учредители и (или) управляющие  предприятия, то кризис может дойти  до степени кризиса ликвидности  фирмы и практически неизбежного  банкротства – так называемая четвёртая стадия кризиса. Здесь  задача антикризисной диагностики  – уже поиск резервов для экстренного  спасения предприятия. Возможно сокращение штатов, распродажа части мощностей  и активов, которые не являются остро  необходимыми, смена состава собственников  и управляющих, привлечение иных источников капитала и так далее

Обычно в  четвертой фазе кризиса возникает  состояние состояние полной неплатеже  способности фирмы. Здесь теряется возможность финансировать воспроизводство  и вести положенные платежи по принятым на себя кредитным и иным обязательствам. Самое главное здесь  – точно идентифицировать основополагающие причины и главные корни. В  некоторых случаях лучшим выходом  будет являться тщательно просчитанный вариант банкротства.

Итак, тщательно  изучив финансовые и производственные показатели фирмы, проводя антикризисную  диагностику, можно в каждом конкретном случае выработать наилучшие рекомендации – как для собственников предприятия, так и для его партнёров, инвесторов, кредиторов и всех заинтересованных участников деятельности данного предприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

            2. Антикризисное управление организацией.

           2.1 Диагностика кризисов в организации.

Любая организация, начиная с момента своего возникновения, сталкивается с целым рядом проблем, которые могут спровоцировать острый кризис, сопровождающийся резким ухудшением показателей деятельности: ликвидности, платежеспособности, рентабельности, оборачиваемости оборотных средств, финансовой устойчивости. Рыночные формы  хозяйствования в условиях жесткой  конкуренции приводят к несостоятельности  отдельных субъектов хозяйствования или к их временной неплатежеспособности. Кризисы могут возникнуть на любом  из этапов жизненного цикла организации. Появление идеи, проектирование, планирование, строительство, освоение производственных мощностей, функционирование, развитие, упадок, закрытие или реорганизация - вот перечень этапов циклического развития организации. Она может пройти их полностью, а может и остановиться в своем развитии, не достигнув ощутимых результатов, прекратить свое существование.

В тот момент, когда организация начинает свою деятельность, на рынке, как правило, уже действует значительное число  фирм-конкурентов. Занять определенную нишу на рынке, позиционировать свою торговую марку непросто. Многие организации  разоряются, не выдержав конкуренции. Поэтому во многих странах с развитой рыночной экономикой разработана система  мер поддержки малого бизнеса, которая  заключается в выдаче льготных кредитов, временном освобождении от налогообложения, передаче на выгодных условиях патентов и технологий. При такой поддержке  организации проще пройти этап количественного  и качественного роста, добиться устойчивости позитивных тенденций  в развитии. Кризисы часто возникают  и в зрелых организациях, которые  утрачивают свою положительную динамику и способность добиваться соразмерной  прибыли.

Кризисы в  организации могут проявляться: в форме ужесточения конфликтов, которые способны даже привести фирму  к развалу. Моральное устаревание  используемых технологий и потеря конкурентных преимуществ, а также значительный отток ресурсов при увеличении числа  банкротств - также являются симптомами нарастающей кризисной ситуации. Любые острые противоречия, возникшие  в организации, связаны с ее финансово-хозяйственной  деятельностью. Поэтому антикризисное  управление, прежде всего, направлено на устранение и недопущение пробелов в системе распределения ресурсов и оптимизацию хозяйственной  деятельности.

Информация о работе Возникновение кризисов в организации, их сущность