Развитие малого и среднего бизнеса в сфере услуг как фактор экономического роста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 16:09, контрольная работа

Описание

Сам термин «бизнес» имеет английское происхождение и в языке оригинала означает дело, деятельность, занятие.
Бизнес – самостоятельная, осуществляемая на свой страх и риск и под личную имущественную ответственность деятельность отдельных граждан, направленная на получение прибыли или экономической выгоды в иной форме.

Работа состоит из  1 файл

Контроша Актуальные вопросы экономики.doc

— 87.50 Кб (Скачать документ)

На низком уровне предприниматель  также сталкивается с непониманием и субъективным отношением к малому бизнесу со стороны местной бюрократии.

Но главной причиной слабого развития малых предприятий  является низкий уровень финансовой обеспеченности большинства малых  предприятий вследствие трудностей с первоначальным накоплением капитала, невозможность получения кредитов на приемлемых условиях, неэффективность налоговой системы. Негативное воздействие на развитие малого бизнеса в сфере материального производства оказывают неразвитость производственной инфраструктуры, нехватка специализированного оборудования, слабость информационной базы.

Среди наиболее актуальных проблем, от итогов решения которых, во многом, зависит дальнейшее развитие малого бизнеса в нашей стране, являются проблемы в налогообложении. Хотя данные проблемы решаются путем неоднократного пересмотра и внесения изменений в Налоговый кодекс РФ в части налогообложения субъектов малого бизнеса.

Существует и ряд  других проблем, которые неблагоприятно влияют на развитие малого предпринимательства, такие, например, как: несовершенство нормативно-правовой базы; трудности при решении финансово-кредитных вопросов; проблемы, связанные с получением деловой информации и т.д.

Еще одной из не менее  важной проблемы является низкая квалификация самих предпринимателей и наемных  работников. Некомпетентность управляющих или недостаточная способность персонала принимать решения стала главной причиной разорения малых фирм. Во многих странах с рыночной экономикой разрабатываются специальные программы управленческой поддержки малого бизнеса, создаются центры развития или «инкубаторы» мелкого бизнеса.

Специфическими проблемами в некоторых регионах РФ, в основном Сибири, являются высокая доля транспортной составляющей в расходах (62,4%), трудности  сбыта продукции (20,6%), информационный голод (12,4%) и некомпетентность чиновников (3%).

Усилия предпринимателей по преодолению указанных проблем  направлены в основном на улучшение  технологии, снижении затрат, повышение  профессионального уровня работников. Государство же, по мнению предпринимателей, должно направлять свои усилия на снижение налогов (64%), обеспечение доступности кредитов (62,8%), совершенствование законодательства (51,2%), резкое сокращение числа контролирующих инстанций (47,2%), защиту прав собственника (36,8%), искоренение коррупции и произвола чиновников (31,6%). Но 25% предпринимателей считает, что специфических региональных проблем в развитии бизнеса нет.

Удельные издержки производства и обращения у малых предприятий, как правило, выше, чем у крупных  предприятий: им труднее получить кредит, наладить рекламу; требуется затрачивать относительно больше средств на обучение и переподготовку кадров, изучение рынка, получение необходимой информации и т.д., поэтому практически во всех индустриально развитых странах малым предприятиям устанавливаются определенные льготы и оказывается государственная поддержка.

В последние годы широко исследуются вопросы о наиболее эффективных и формах и методах  государственной поддержки, не подрывающих  основ предпринимательства и  интересов частного собственника, и одновременно способных оказывать реальную помощь в становлении и развитии малого предпринимательства в России.

Опыт развитых стран  показывает, что для вовлечения предпринимательского потенциала в развитие экономики  требуется содействие государства  в создании необходимых предпосылок для нормального функционирования малого и среднего бизнеса, в устранении возникающих проблем и отклонений от намеченных целей.

К сожалению, в России система развития и поддержки  малого предпринимательства осуществляется в условиях заметного ослабления государственного воздействия на данные процессы. Деятельность многочисленных государственных и полугосударственных структур поддержки малого предпринимательства сводится в ряде случаев к самообеспечению, фиксированию проблем и препятствий, возникающих перед предпринимателями, а реальная помощь носит единичный характер.

Однако отметим, ряд  функций государства, благодаря  которым должна осуществляться государственная  поддержка малого предпринимательства. Во-первых, государство выступает как властная структура, устанавливающая рамочные условия функционирования субъектов рынка, т.е. разработка и контроль за соблюдением нормативно-правовых актов. Во-вторых, государство является собственником имущества, что служит основанием для распоряжения и непосредственного управления государственным имуществом.И, в-третьих, государство является своеобразным инструментом экономического регулирования и стимулирования рыночных процессов. Таким образом, исходя из этих функций, в ряде документов есть отражение государственной поддержки малого и среднего бизнеса по следующим направлениям:

-создание институциональных основ;

-управленческая научно-методическая поддержка;

-правовое обеспечение и защита предпринимательства, отраженные в законодательствах о предприятиях, антимонопольном, налоговом, внешнеторговом, отраслевом законодательствах, хозяйственном, коммерческом кодексах, в системе специальных законов о статусе и льготах для мелких и средних предприятий, инновационных предприятий;

-финансово-кредитная поддержка;

-налоговая политика;

-антимонопольная политика.

Рассмотрим лишь некоторые  формы государственной поддержки  на развитие малого и среднего бизнеса.

Существенный потенциал  для развития предпринимательства  связан со снижением издержек субъектов  малого и среднего предпринимательства, связанных с государственным регулированием и налогообложением предпринимательской деятельности.

В 2009 году вступил в  силу федеральный закон, сокращающий  число проверок субъектов предпринимательства, устанавливающий уведомительный принцип начала деятельности на потребительском рынке, рынке оказания услуг – самого популярного для начинающих предпринимателей вида деятельности. Внесен ряд изменений в специальные налоговые режимы, которые позволяют распространить их действие исключительно на малые компании, а также расширяющие доступ к таким налоговым режимам.

В 2010 году основной акцент в программе содействия малому и  среднему бизнесу сделан на поддержку  инновационных малых компаний и  поддержку компаний, осуществляющих модернизацию производства и экспорт произведенной продукции, при этом сохраняются наиболее востребованные направления: грантовая поддержка, поддержка микрофинансирования, обучающие программы.

Также предусмотрено  предоставление субсидий уже действующим  инновационным компаниям на компенсацию затрат по разработке новых продуктов, услуг и методов их производства (передачи), новых производственных процессов; приобретению машин и оборудования, связанных с технологическими инновациями; приобретению новых технологий (в т.ч. прав на патенты, лицензии на использование изобретений, промышленных образцов, полезных моделей) и т.п.

В число приоритетов  включена поддержка экспортоориентированных  малых и средних предприятий, так как именно такие компании производят конкурентоспособную продукцию. Сейчас поддержка малых компаний-экспортеров минимальна: за последние 5 лет поддержано 540 компаний.

Следующий блок поддержки  – это развитие лизинга малых  и средних компаний и развитие специализированной инфраструктуры имущественной  поддержки предприятий. Рынок лизинга в России очень мал – около 90 млрд. рублей, из которых только четверть – это лизинг оборудования. Направив на развитие лизинга 3 млрд. рублей действительно можно существенно расширить предложение для малых компаний по данному направлению.

В этот блок включаются субсидии федерального бюджета на развитие лизинга  оборудования субъектами малого и среднего предпринимательства предоставляются  на реализацию следующих мероприятий: субсидирование процентов и предоставление целевых грантов на уплату первого взноса в размере не превышающем 1 млн. рублей.

Еще одно направление  – предоставление широкого доступа  населения к обучению основам  предпринимательства. Приоритет отдан  краткосрочным курсам (до 100 часов). Такое обучение позволяет сориентироваться людям, оказавшимся в непростой жизненной ситуации: безработные, уволенные военнослужащие (планируемое число обучаемых – до 50 тыс. человек).

Продолжится реализация программы повышения энергоэффективности  производства, направленная на повышение конкурентоспособности малых и средних предприятий за счет применения технологий энергосбережения, содействия внедрения в деловую практику заключения энергосервисных договоров и проведения энергетических обследований.

Динамичное развитие малого предпринимательства и его эффективное участие в решении социально-экономических проблем на федеральном, региональном и муниципальном уровнях во многом зависят от наличия необходимых институциональных основ.

Под управленческой научно-методической поддержкой подразумевается консультирование, обучение, информационное обслуживание, проводимое органами правительства, а также через различные программы на местах. Сюда же относятся финансирование и участие в работе учебных и консультационных центров и других организаций, оказывающих непосредственную поддержку предпринимателям. Проведение разработки учебных пособий, курса лекций для начинающих предпринимателей. А так же создание благоприятных условий и помощь в разработке и передаче инновационных технологий.

Важным инструментом государственной поддержки малым предприятиям в большинстве промышленно развитых стран является система государственных заказов. Данная форма отношений позволяет обеспечить малому бизнесу гарантированный рынок сбыта, ускорить процесс накопления капитала, расширить производственные мощности, укрепить конкурентоспособность, модернизировать оборудование и многое другое.

Финансово-кредитная  поддержка малому бизнесу осуществляется путем реализации государственных  целевых программ, предоставление льготных и безвозмездных субсидий, прежде всего на цели научно-технического развития. В предоставлении гарантий по займам предприятий малого бизнеса у частных банковских структур для переоснащения производства, его расширения. Участие в деятельности и формировании ресурсов различных кредитно-финансовых и инвестиционных организаций. Повышение кредитоспособных мелких предприятий с помощью системы кредитования. Формирование системы банковских услуг, ориентированных на малых предпринимателей.

Государственная поддержка малому и среднему бизнесу в налоговой политике проявляется через льготную систему налогообложения и систему ускоренной амортизации основных средств.

Требуют уточнения вопросы  финансовой поддержки малого и среднего бизнеса и взаимоотношений с  бюджетом. Следует заново определить порядок создания, функционирования и ликвидации малых предприятий. А также ряд сфер деятельности малого бизнеса требует законодательного оформления, например, восполнение пробела тех законодательных норм, которые регламентируют взаимодействие малых и крупных предприятий.

Из всего сказанного, очевидно, что от уровня развития не только крупного, но и малого и среднего бизнеса, результата партнерских отношений  между государством и бизнесом, от учета в полной мере интересов  обеих сторон в значительной степени зависит экономический и политический прогресс России.

 

 

Заключение

 

Малое предпринимательство  является неотъемлемой частью рыночной экономики. Для него характерна особая мобильность, гибкость и высокая  эффективность. Малые предприятия могут создаваться в любом секторе экономики в ответ на неудовлетворенные нужды населения.

С переходом нашей  страны на рыночные отношения стал развиваться и малый бизнес, роль которого в экономическом и социальном плане с каждым годом возрастает, несмотря на то, что он находится в стадии становления и в этом плане мы существенно отстаем от развитых стран мира.

Основной причиной такого положения являются недостаточный  период и отсутствие надлежащей поддержки  в развитии малого бизнеса со стороны государства. Все затраты, связанные с поддержкой развития малого бизнеса, очень быстро окупаются. К сожалению, это обстоятельство многие руководители на государственном и региональном уровне недооценивают, как и недооценивают вообще роль малого бизнеса в экономике страны.

Поэтому на современном  этапе социально-экономических преобразований в России вопросы поддержки и  развития предпринимательства, и в  первую очередь малого бизнеса, неизбежно  должны выдвигаться в центр государственной  политики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

 

1. Е.Л. Кантора «Экономика  предприятия.», 2011г.

2.Муравьев А.И, Игнатьев  А.М., Крутик А.Б. «Предпринимательство»., 2001 г.

3.Сажина М.А. «Экономическая  теория» , 2008г.

4.Сергеев И.В., Веретенникова  И.И. «Экономика организаций, предприятий», 2010г.

5. Шуляк П.Н. «Финансы  предприятия» , 2003г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




Информация о работе Развитие малого и среднего бизнеса в сфере услуг как фактор экономического роста