Базовые факторы развития малого бизнеса в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 18:03, статья

Описание

В настоящее время по оценочным расчетам потенциал малого бизнеса в России реализован всего на 3,7% [1]. Эти же расчеты показывают, что бюджет страны может быть в 12-15 раз больше, чем мы имеем сегодня. Сегодня структура российской экономики аномально деформирована с преобладанием крупного бизнеса [2]. Такая деформированная структура мало эффективна и чревата сложными проблемами. Темпы же развития малого бизнеса таковы, что только через 120-150 лет наша экономика сможет принять состояние типичное для развитых стран [3]. Это ставит вопрос о принципиально другом подходе к вопросу развития малого бизнеса, чем это имеет место сейчас. Это должен быть системный подход.

Работа состоит из  1 файл

Bogdanov.doc

— 399.00 Кб (Скачать документ)

Богданов А.Н.

зам. генерального директора  по производству

ЗАО «Гуманитарный фонд»,

к-т. физ.-мат.наук Линц Г.В.,

зав лабораторией операционной информатики

ЗАО «Гуманитарный фонд»

Базовые факторы  развития малого бизнеса в России

 

В настоящее  время по оценочным расчетам потенциал малого бизнеса в России реализован всего на 3,7% [1]. Эти же расчеты показывают, что бюджет страны может быть в 12-15 раз больше, чем мы имеем сегодня. Сегодня структура российской экономики аномально деформирована с преобладанием крупного бизнеса [2]. Такая деформированная структура мало эффективна и чревата сложными проблемами. Темпы же развития малого бизнеса таковы, что только через 120-150 лет наша экономика сможет принять состояние типичное для развитых стран [3]. Это ставит вопрос о принципиально другом подходе к вопросу развития малого бизнеса, чем это имеет место сейчас. Это должен быть системный подход. 

Системный подход к вопросу  развития малого бизнеса выделяет два  типа базовых факторов: внутренних и внешних.

Внутренние факторы – это предпринимательская активность, уровень компетентности, организованности и социальной культуры. Под социальной культурой имеется в виду способность предпринимателей взаимодействовать с обществом и государством в увязке общих интересов. К внутренним факторам, не имеющим базового значения, но все же важным, относится демография. В первую очередь важны средний возраст и баланс – мужчины/женщины. Причем последний показатель очень интересен – он в значительной степени характеризует психологическое состояние среды.

Внешние факторы – это  экономическое положение страны, стереотипы общественного сознания, законодательство, приоритеты экономической  политики, которые реализует государство. Стереотипы общественного сознания, конечно, проявляют себя и в содержании законодательства, и в экономической политике, и в экономическом положении, как суммы того и другого. Но выделить стереотипы общественного мышления в отдельный фактор все же надо, потому что они влияют и на внутренние факторы.

Баланс внутренних и внешних факторов определяет состояние системы. Совокупность соответствующих факторов можно назвать внешней и внутренней средой, которые и составят искомую систему. Эта система показана на Рис. 1, где внешняя среда разделена на три сектора: общество, законодательная и исполнительная власть.

Обе среды в системе  взаимодействуют друг с другом. Активность этого взаимодействия мы условно  отразили количеством стрелок в  каждом секторе системы на основании общей оценки ситуации.

В нашем варианте максимум взаимодействия приходится на сектор исполнительной власти, далее по убывающей следуют законодательная власть и общество. Это – фактическое состояние. Из него прямо следует повышенный уровень коррупции в условиях очень несовершенного законодательства, когда все вопросы решаются в отношениях с чиновниками. Несовершенство законодательной базы, ее зыбкость и неясность хорошо известны предпринимателям. Почти за 20 лет остались не выработанными даже формы бухгалтерской отчетности! Они меняются едва ли не ежеквартально. Как сказал сам Президент России В.В. Путин: «Тому, кто открывает свое дело надо давать орден за личное мужество». В обществе же о ситуации в малом бизнесе вообще почти ничего не известно. СМИ эта тема мало интересует и ими практически не раскрывается. Это в  свою очередь демонстрирует равнодушие общества к своим ближним, к тем, кто заслуживает орденов по мнению Президента.     

А вот каким  нам представляется нормальное состояние. В правовом государстве максимум взаимодействия должен приходиться  на сектор законодательной власти. Малый бизнес должен также взаимодействовать с обществом – ведь он важнейший его субъект, без которого гражданское общество просто не может существовать. В наименьшей мере малый бизнес должен взаимодействовать с исполнительной властью (в правовом государстве). Ведь эта ветвь власти просто следит за правильным и точным исполнением законов.

Тогда схема  взаимодействия сред в нашей системе  должна быть такой, как на Рис. 2, то есть совершенно противоположной, чем на рис. 1. Тогда становится понятным само действие механизма торможения развития малого бизнеса. Одним из следствий этого стало существенное отставание развития России за 15 лет от развития Европы за тот же период после окончания Второй мировой войны [4]. Европа в 1945 г.находилась в гораздо более тяжелых условиях, чем Россия в 1990 г. Но при этом к 1960 г. ее положение было несоизмеримо лучше, чем положение России к 2005 г.

На этом фоне надо рассмотреть состояния отдельных  факторов. О предпринимательской активности говорит в первую очередь рост числа рабочих мест. Создание новых предприятий – неубедительный показатель, так как отражает в первую очередь попытки «новичков». О компетентности предпринимателей может говорить заявление, сделанное на 4-м Форуме ОПОРы России: «первый враг предпринимателя – он сам, его низкий уровень профессионализма». Это, по-видимому, действительно так. Общественные организации малого бизнеса охватывают по разным оценкам от 3 до 5 % предпринимателей, т.е. организованность бизнеса крайне низкая. Дать оценку социальной культуре тогда не представляет больших трудностей – она явно невысока. В 1998 г., спустя 10 лет после выхода Закона о кооперативах вопрошает автор статьи «Кто ты – малый бизнес?» в газете Предприниматель Петербурга (май, 1998г.). Этот  вопрос не менее актуален и сегодня, спустя еще 10 лет.  

О внешних факторах можно сказать, что они слишком  мало благоприятствуют развитию малого бизнеса. Общество к нему относится  без интереса. Общественные организации добились немного – как уже говорилось, даже с бухгалтерской отчетностью не утрясен вопрос. Законодательная власть слишком медлительна, недостаточно последовательна, часто ей не хватает системного профессионального знания (это особенно заметно в налоговой системе). На этом фоне активность исполнительной власти должна компенсировать пассивность других субъектов общества, что в сумме приведет к ситуации на Рис.1.

Таковы выводы системного подхода, которые авторы постарались сформулировать как можно яснее. Как перейти к ситуации по Рис. 2, ясно показал проект «Невский Меморандум», разработанный в ЗАО «Гуманитарный фонд» по предложению Санкт-Петербургского союза предпринимателей. В этом проекте говорилось о необходимости объединить усилия бизнеса, власти и науки. Его положения станут еще более понятны, если учесть выводы работы [5] о том, что экономические проблемы в России связаны с глубоким культурным кризисом общества. Это хорошо иллюстрирует сравнение Рис. 1 и Рис. 2. Вот почему культура должна стать в фокусе внимания всех субъектов общества и в первую очередь – самого малого бизнеса. Напомним, что культура – в высшей степени системный фактор. Преобразовать систему на Рис. 1 в систему на Рис. 2 без него невозможно.   ◄

 

Литература   

1. Покровский Н.Б. «Наша  бедность – национальный продукт». ЛиК №1, 2004.

2.  Покровский Н.Б. «Российская  экономка – здоровый инвалид». ЛиК, №1, 2007.

3.  Покровский Н.Б. «Малый  бизнес против пьянства». ЛиК,  №6, 2006.

4. «Идти узким путем»  ЛиК, №1, 2005.

5. «В России не экономический,  а глубинный культурный кризис». ЛиК, №2, 1999.

 

 

 

 


Информация о работе Базовые факторы развития малого бизнеса в России