Развитие малого и среднего бизнеса в сфере услуг как фактор экономического роста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 16:09, контрольная работа

Описание

Сам термин «бизнес» имеет английское происхождение и в языке оригинала означает дело, деятельность, занятие.
Бизнес – самостоятельная, осуществляемая на свой страх и риск и под личную имущественную ответственность деятельность отдельных граждан, направленная на получение прибыли или экономической выгоды в иной форме.

Работа состоит из  1 файл

Контроша Актуальные вопросы экономики.doc

— 87.50 Кб (Скачать документ)

Министерство образования  и науки РФ

Филиал Государственного образовательного учреждения

высшего профессионального  образования

«Санкт-Петербургский  государственный

инженерно-экономический  университет» в г. Пскове

 

 

 

 

 

 

Кафедра Финансов и бухгалтерского учета

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

по дисциплине «Актуальные вопросы экономики, финансов и управления»

 

на тему: «Развитие  малого и среднего бизнеса в сфере  услуг как фактор экономического роста»

 

 

 

 

 

 

                          

Выполнила: ______________________________

(Фамилия  И.О.)

                                                                                                       студент _____________________________курса 

                                                                                                    спец. ____________________________________

 

 

Группа _________№ зачет. книжки____________

 

                                                                                                      Подпись: _________________________________

 

Преподаватель: ___________________________

(Фамилия  И.О.)

Оценка: _____________Дата _________________

 

 

 

 

 

Псков 2012

ВВЕДЕНИЕ

 

В современном обществе большое значение имеет развитие малого предпринимательства. Во всех странах  с развитой рыночной экономикой малый бизнес доказал свою значимость и эффективность как в экономическом, так и в социальном плане. Малый бизнес предоставляет возможность попробовать свои силы в производстве и коммерции десяткам миллионов людей, которым для этого оказывается серьезная государственная поддержка и помощь со стороны крупных компаний. Особую роль малое предпринимательство играет в переходе к рыночной экономике. Не требуя большого стартового капитала, оно способствует структурной перестройке, создает конкуренцию на рынке товаров и услуг и новые рабочие места для высвобождаемых из государственного сектора работников и незанятого населения.

Сам термин «бизнес» имеет  английское происхождение и в  языке оригинала означает дело, деятельность, занятие.

Бизнес – самостоятельная, осуществляемая на свой страх и риск и под личную имущественную ответственность деятельность отдельных граждан, направленная на получение прибыли или экономической выгоды в иной форме.

В большинстве определений  подчеркивается, что бизнес – деятельность частных лиц и организаций, т. е. бизнес основан на частной, негосударственной форме собственности. Бизнес в небольших масштабах на малых предприятиях называется малым.

К малому предприятию  относится коммерческая организация  в любой сфере деятельности, которая  по своим критериям, установленным государством, относится к малому бизнесу.

Экономика любого государства  не может нормально развиваться  без оптимального сочетания крупного, среднего и малого бизнеса. Это доказывает вся история экономического развития ведущих стран мира.

Развитие малого и среднего бизнеса в сфере  услуг как фактор экономического роста

 

Проведение реформ и  развитие рыночных отношений определили необходимость формирования и развития новых форм хозяйствования, в частности, предприятия малого и среднего бизнеса. Что экономически выгодно, так как появление большого числа фирм приводит к появлению новых рабочих мест, малым предприятием легче управлять в условиях нестабильного курса национальной валюты, а также это приносит реальные деньги в федеральный бюджет и бюджет регионов Российской Федерации. Развитие малого бизнеса в первую очередь необходимо старым крупномасштабным предприятиям, так как они дают им новую жизнь, и в союзе с ними получают значительную выгоду, как для себя, так и для рыночной экономики в целом. Развитие малого и среднего бизнеса является одним из условий перехода России к полноценным рыночным отношениям, устойчивому развитию экономики, а также обеспечению стабильности в социальной сфере, что является актуальной проблемой в современной жизни страны.

Российский малый бизнес является сектором экономики, в буквальном смысле порожденным реформами. Целью  развития малого бизнеса является насыщение  внутреннего рынка потребительскими товарами.

В ряде научных работ  под малым бизнесом понимается деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных, установленных законом, государственными органами и другими представительными организациями критериях. Как правило, наиболее общими критериями, на основе которых предприятия относятся к малому бизнесу, является: численность персонала, размер уставного капитала, величина активов, объем оборота (прибыли, дохода). Следует отметить, что критерии отнесения предприятий к малым в нашей стране пока не устоялись, поэтому в настоящее время широко обсуждаются вопросы уточнения критериев, в частности с точки зрения установления границы предельного получаемого малыми предприятиями ежегодного дохода.

Малый бизнес – это  базовая составляющая рыночного  хозяйства, которая является наиболее совершенной формой производственно экономических отношений, при которых предприниматель, работая в условиях полной хозяйственной самостоятельности и имущественной ответственности, становится подлинным хозяином.

Малые и средние предприятия  различаются по форме собственности, организационно-правовой форме, отраслевой и территориальной принадлежности, по размерам, по характеру деятельности, по структуре деятельности и отношению к происхождению капитала.

Сфера деятельности малого и среднего бизнеса весьма обширна. Основными сферами деятельности малых предприятий являются торговля и общественное питание, сельское хозяйство, промышленность и строительство. Однако следует отметить, что самым распространенным видом является торговля и посредническая деятельность (более 70%). Производственной деятельностью занимается примерно каждый десятый предприниматель, примерно столько же предоставляют населению транспортные, строительные и бытовые услуги, занимаются переработкой сельскохозяйственной продукцией. На рынке информационных, медицинских и риэлтерских услуг занято незначительное число малых предприятий.

Основными потребителями  продукции и услуг малого и  среднего бизнеса является местное  население, а также жители ближайших  городов и населенных пунктов. Помимо этого их продукцией и услугами пользуются частные фирмы и предприниматели, государственные учреждения и организации, торгово-посреднические организации.

Важная роль малого и  среднего бизнеса заключается в  том, что он обеспечивает значительное количество новых рабочих мест, насыщает рынок новыми товарами и услугами, удовлетворяет многочисленные нужды крупных предприятий, а так же выпускает специальные товары и услуги.

В существующих условиях рыночных отношений  в России малый и средний бизнес являются одним из наиболее перспективных форм хозяйствования. Однако, малые и средние предприятия не занимают того места, которое им отводится в экономически развитых странах, где число таких предприятий составляет свыше 80% от общего числа предприятий. В этом секторе экономики в развитых странах занято две трети работающих, производится более половины ВВП. Россия значительно отстает от стран с рыночной экономикой по этим показателям. Доля малого предпринимательства в ВВП России составляет не более 10-11%, стоимость основных фондов промышленности – чуть более 3%.

На деятельность малых и средних  предприятий в России оказывают  влияние сразу несколько факторов. Их можно разделить на две группы: факторы внутренней среды, обусловленные  особенностями предприятия, и факторы  внешней среды.

Под внутренней средой предприятия понимается совокупность всех внутренних факторов, которые определяют процессы его жизнедеятельности. Многочисленные исследования подтверждают зависимость внутренней среды от внешних условий.

Внешняя среда подразумевает собой  совокупность внешних по отношению к данному предприятию факторов, изменение значений которых существенно влияет на его состояние и результаты деятельности.

Внешняя среда для предприятий  имеет важное значение:

1.как источник ресурсов;

2.как потребитель результатов деятельности предприятия и место общественного признания и оценки этих результатов;

3.как фактор, определяющий поведение, образ действий предприятия, отражающихся в установлении целей и осуществлении тех или иных стратегий.

Факторы внешней среды  разделяются на две группы. Первая – это создающие угрозы, риски для деятельности предприятия; вторая – формирующие условия, возможности для их развития. Определяя стратегию развития предприятия, руководители стремятся выбирать такой образ действий, который позволит максимально использовать открывающиеся возможности и устранить риски.

Одной из самых существенных черт предпринимательства является его  рисковый характер. Таким образом, граждане, решившие создать и осуществлять собственное дело, помнят, что они  рискуют, так как действуют в условиях неопределенности. Кроме того, предпринимательству осуществляемому в малых масштабах кроме рисков присущих любым хозяйствующим субъектам, и определяемых сферой деятельности, этапом жизненного цикла организации; общей политической и социальной обстановкой и т.д., характерны риски связанные с небольшими размерами самих предприятий.

Малые предприятия, как субъект  управления в рыночной экономике, характеризуются, прежде всего, как неустойчивая предпринимательская  единица, наиболее зависимая от колебаний рынка. А это значит, что непредвиденные неблагоприятные изменения внешней среды наиболее негативно влияют на деятельность малого бизнеса. В то же время внешняя среда малых предприятий отличается собой в сравнении с крупным бизнесом, а также с государственными экономическими структурами, особой степени неопределенности. Это объясняется тем, что малые предприятия, как правило, действуют на локальном рынке, который в отличие от рынков крупных корпораций характеризуется высокой степенью неопределенности. Ключевой особенностью внешней среды малого бизнеса является, его объективно подчиненная роль в системе отношений с государством, крупным бизнесом, финансово-кредитными институтами. А также имеется специфическая черта, которая связана именно с периодом радикальных реформ, - это исключительная подвижность внешней среды, возрастание скорости, с которой в окружении малого бизнеса происходят изменения. И все это серьезно затрудняет для предприятия возможности адекватного на них реагирования.

Кроме негативных изменений внешней  среды на возрастание неопределенности и степени рисков в деятельности малых предприятий влияет и внутренняя среда предприятия, во многом зависящая  от размера малого предприятия.

Внутренняя среда малого бизнеса, как и внешняя, имеет ряд отличий, например:

-способах разделения труда;

-расстановке кадров;

-распределения прав и ответственности;

-проведения маркетинговой политики;

-налаживания финансовых потоков на предприятии;

-получении информации и т.д.

В настоящее время, по оценкам самих предпринимателей, в своей деятельности они сталкиваются с проблемами, такими как высокие налоги, дороговизна материально-технических средств, отсутствие кредитных ресурсов, что негативно сказывается на финансовом состоянии их предприятий.

Серьезным сдерживающим фактором является низкий платежеспособный спрос населения, которое является основным потребителем продукции услуг малого бизнеса. Как отмечают специалисты, главная  черта современной пирамиды в  России – формирование и хроническое воспроизводство масштабной бедности, которая на протяжении десятилетия охватывает более 30% населения страны. Среди них более 10% в обозримой перспективе не имеют шансов изменить свое материальное и общественное положение.

Отсутствие четкого механизма реализации государственных мер по поддержке малого бизнеса, затруднения в получении кредитов, производственных помещений и материальных ресурсов поставили малые предприятия в неравное положение с крупными. Это привело к сокращению их роста и к ориентации преимущественно на торговозакупочную и посредническую деятельность.

Анализ развития предпринимательства  показывает, что доля предприятий, работающих в сфере торговли и посреднических услуг, занимает доминирующее положение. Кроме того, существует большое количество предприятий, зарегистрированных как производственные или многоцелевые (выпуск товаров народного потребления, оказания различных услуг), но, тем не менее, занимающихся торгово-посреднической деятельностью как основной.

Высокие налоги, всевозрастающая арендная плата за помещение и оборудование, отсутствие фондового рискового капитала - все это затрудняет продолжение эффективной деятельности и вынуждает направлять основные усилия не на расширение производства, а на борьбу за выживание.

О сложностях взаимоотношений предпринимателей и региональных властей свидетельствуют также данные экспертного опроса, проведенного Союзом промышленников и предпринимателей. В опросе приняли участие 919 человек, отнесенных к категории «эксперты» и представляющих в основном малый (66%) и средний (20%) бизнес из всех федеральных кругов РФ, Москвы и Санкт-Петербурга. Из них 79,0% считают, что региональная власть своими действиями создает проблемы в бизнесе, так как преследует свои интересы близких к ней предпринимателей. Проводимая административная реформа, по мнению 42% слушателей Академии народного хозяйства при правительстве РФ, вряд ли изменит или даже ухудшит отношения между бизнесом и властью.

Информация о работе Развитие малого и среднего бизнеса в сфере услуг как фактор экономического роста