Процедуры несостоятельности (банкротства)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 21:49, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является изучение и исследование совокупности материальных и процессуальных норм, регулирующих указанные правоотношения, изучение и обобщение теоретического материала, посвященного указанной тематике, изучение практики рассмотрения дел о несостоятельности, складывающейся в Московском округе.
Исходя из целей работы, поставлены следующие задачи:
рассмотреть понятие, содержание и признаки несостоятельности предприятий;
несостоятельность банкротство кредитный банкрот

Содержание

Введение
Глава 1. Общие положения несостоятельности (банкротства)
1.1 Понятия, критерии, признаки несостоятельности (банкротства)
1.2 Субъектный состав лиц, участвующих в деле о банкротстве
1.3 Процедуры несостоятельности (банкротства)
Глава 2. Особенности несостоятельности (банкротства) кредитных организаций
2.1 Понятие и признаки несостоятельности (банкроства) кредитной организации
2.2 Меры по предупреждению банкротства кредитной организации
2.3 Порядок возбуждения дела о признании кредитной организации банкротом
2.4 Особенности конкурсного производства кредитной организации, признанной банкротом
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 85.37 Кб (Скачать документ)

Приказ Банка России о  прекращении деятельности временной  администрации доводится в установленном  порядке до территориального учреждения Банка России и кредитных организаций  и в течение 15 дней с даты его подписания публикуется в "Вестнике Банка России".

Временная администрация  может быть назначена в кредитную организация и после отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций.

В этом случае временная  администрация совершает следующие  действия:

определяет наличие признаков  преднамеренного банкротства, а  так же уведомляет кредиторов о принятии арбитражным судом заявления  о признании кредитной организации  банкротом путем опубликования  в течение 10 календарных дней за счет средств кредитной организации сведений в "Вестнике Банка России" и в периодическом печатном издании по месту нахождения кредитной организации;

раскрывает в установленном  Банком России порядке информацию о  финансовом состоянии должника в  течение 10 календарных дней после  принятия арбитражным судом заявления  о признании кредитной организации  банкротом;

при рассмотрении арбитражным  судом заявления Банка России о признании кредитной организации  банкротом представляет заключение о финансовом состоянии должника, составе кредиторов и наличии  признаков преднамеренного банкротства;

рассматривает заявления  кредиторов банка о включении  их требований в реестр требований кредиторов, вносит требования кредиторов в реестр.

Таким образом, видно, что  меры, применяемые к кредитной  организации для восстановления ее платежеспособности, выведены за рамки  действующего федерального законодательства и почти полностью отданы регулированию  нормативным актам Банка России. В связи с чем, можно проследить следующую тенденцию - увеличение роли Банка России в предупреждении несостоятельности кредитных организаций. Что в свою очередь имеет как ряд положительных моментов, поскольку предупреждением несостоятельности кредитной организации занимается специальный государственный орган, и в то же время отрицательных, поскольку кредиторы практически не имеют возможности оказывать влияние на ход предупредительных процедур, а, как привило, именно они заинтересованы в восстановлении платежеспособности кредитной организации. Кроме того, Банк России в своем лице, совмещает несколько функций, таких как контролирующую, решает вопрос об отзыве лицензии, и в то же время занимается предупреждением банкротства, что, концентрирует в лице одного органа, весьма противоречивые функции, что не всегда может приводить к их эффективной реализации. В связи с вышеизложенным хотелось бы привести пример зарубежной практики признания банков банкротами. Так в ряде зарубежных стран, таких как, США, Норвегия, Финляндия, Германия были созданы специальные органы, которые занимались управление нестабильных банков, а также оказывали им финансовую поддержку, причем фонд для оказания финансовой поддержки банков создавался на основе вложений как государственных банков этих стран, так и взносов коммерческих кредитных организаций, функционирующих на территории данных государств.

 2.3 Порядок возбуждения дела о признании кредитной организации банкротом

Дела о признании банкротом  кредитной организации рассматриваются  арбитражным судом по правилам, предусмотренным  АПК РФ, Федеральным законом "О  несостоятельности (банкротстве) кредитных  организаций" и в неурегулированных  им случаях Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)".

Правом на обращение в  арбитражный суд с заявлением о признании кредитной организации  банкротом обладают:

кредитная организация;

конкурсные кредиторы, включая  физических лиц, имеющих право требования к кредитной организации по договору банковского вклада или договору банковского счета;

уполномоченные органы;

Банк России, в том числе  в случаях, когда он не является кредитором кредитной организации.

Право на обращение в арбитражный  суд с заявлением о признании  кредитной организации банкротом  возникает у конкурсных кредиторов и уполномоченных органов после  отзыва у кредитной организации  лицензии на осуществление банковских операций.

Банк России обязан обратиться с заявлением о признании кредитной  организации банкротом в течение 5-ти дней:

со дня опубликования  в "Вестнике Банка России" решения  об отзыве у кредитной организации  лицензии при наличии у кредитной  организации на день отзыва лицензии признаков банкротства;

со дня получения ходатайства  временной администрации, назначенной  Банком России после отзыва у кредитной  организации лицензии на осуществление  банковский операций, и выявившей признаки банкротства кредитной организации.

Особенностью возбуждения  дела о несостоятельности (банкротстве) кредитной организацию является то, что принятие арбитражным судом  к производству заявления о признании  кредитной организации банкротом  возможно только после отзыва у кредитной  организации лицензии на осуществление  банковских операций. Сумма требований к кредитной организации в совокупности должна составлять не менее 1000 МРОТ, а эти требования не исполнены в течение 14 дней со дня наступления даты их исполнения либо после отзыва у кредитной организации лицензии на банковские операции стоимость ее имущества недостаточна для исполнения обязательств кредитной организации перед ее кредиторами и уплаты обязательных платежей.

Лица, имеющие право на обращение в арбитражный суд  с заявлением о признании кредитной  организации банкротом могут  направить в Банк России заявление  об отзыве у кредитной организации  лицензии на осуществление операций с приложением документов, подтверждающих наличие у кредитной организации  денежных обязательств или задолженности  по уплате обязательных платежей, а  также их размер, который определяется на день подачи указанного заявления.

В случае неполучения ответа Банка России по истечении двух месяцев  со дня направления указанного заявления  или получения отказа в отзыве у кредитной организации лицензии эти лица в праве обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании кредитной организации банкротом. Арбитражный суд в случае установления при рассмотрении вопроса о принятии заявления о признании кредитной организации банкротом, что оно подано при таких обстоятельствах, т.е. без представления доказательств отзыва у кредитной организации лицензии на банковские операции, выносит определение об оставлении указанного заявления без движения. В определении об оставлении заявления о признании кредитной организации банкротом без движения арбитражный суд обязывает Банк России представить суду заключение Банка России о нецелесообразности отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций либо копию приказа Банка России об отзыве лицензии у кредитной организации.

Банк России обязан направить  указанные документы в арбитражный суд в месячный срок со дня получения определения арбитражного суда об оставлении указанного заявления без движения.

При неполучении указанного выше заключения Банка России в месячный срок, а также при получении  заключения Банка России о нецелесообразности отзыва у кредитной организации  лицензии на банковские операции арбитражный  суд возвращает заявителю его  заявление о признании кредитной  организации банкротом.

В случае представления Банком России в арбитражный суд копии  приказа Банка России об отзыве у  кредитной организации лицензии на банковские операции заявление о признании кредитной организации банкротом считается поданным в день его первоначального поступления в арбитражный суд и принимается к производству.

Решение арбитражного суда об отказе в признании кредитной  организации банкротом принимается  в случае:

отсутствия признаков  несостоятельности;

установления признаков  фиктивного банкротства, если заявление  о признании кредитной организации  банкротом подано самим должником.

Арбитражный суд прекращает производству по делу о банкротстве  в случае:

признании в ходе судебного  разбирательства требований заявителя, послуживших основанием для возбуждения  дела о банкротстве, необоснованными;

удовлетворения всех требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов;

завершения конкурсного  производства.

Здесь нужно отметить, еще  одну актуальную проблему, возникающую  в судебно арбитражной практике, при признании кредитной организации банкротом, а именно, неоднократно, в ходе рассмотрения дел о несостоятельности (банкротстве) кредитный организаций возникают такие моменты, когда подаются заявления об обжаловании приказа Банка России об отзыве у кредитной организации лицензии. Причем, если данное обстоятельство, возникает до принятия решения по существу и возбуждении конкурсного производства, то арбитражными судами, как правило, производства по делам о несостоятельности (банкротстве) приостанавливаются. А если подобное заявление будет подано после объявления банка банкротом и возбуждении конкурсного производства, и заявление об обжаловании приказа об отзыве лицензии будет удовлетворено, возникает сразу несколько спорных моментов. Во-первых, само по себе решение и дело в целом о признании банка банкротом, уже является недействительным, поскольку арбитражный суд не имел право принимать к производству заявление о признании банка банкротом в отсутствии приказа об отзыве у данного банка лицензии. А во-вторых, даже если решение, будет отменено, то возникает другая проблема, как восстановить кредитной организации уже утерянную деловую репутацию, за счет кого возместить убытки, а именно, неполученную прибыль кредитной организации, с момента отзыва лицензии и до признания данного приказа об отзыве у кредитной организации лицензии недействительным.

Утверждение конкурсного  управляющего при банкротстве кредитных  организаций, не имевших лицензии на привлечение денежных средств физических лиц во вклады, осуществляется в  порядке, установленном Федеральным  законом "О несостоятельности (банкротстве)", с учетом особенностей, установленных  Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций"

Если кредитная организация  имела лицензию Банка России на привлечение  денежных средств физических лиц  во вклады, конкурсным управляющим  является Государственная корпорация "Агентство по страхованию вкладов".

Обязательными условиями  аккредитации при Банке России арбитражных  управляющих в качестве конкурсных управляющих при банкротстве  кредитных организаций являются:

соответствие требованиям  к арбитражным управляющим, установленным  ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".

отсутствие в течение  трех лет, предшествующих аккредитации нарушений законодательства РФ о  несостоятельности, приведших к  существенному ущемлению прав кредиторов, необоснованному расходованию конкурсной массы кредитной организации, непропорциональному  удовлетворению требований кредиторов, а также отсутствие случаев отстранения  от исполнения обязанностей конкурсного  управляющего, связанных с неисполнением  или ненадлежащим исполнением таких  обязанностей;

прохождением обучения по утвержденной Банком России программе.

2.4 Особенности  конкурсного производства кредитной  организации, признанной банкротом

В соответствии с действующим  законодательством при рассмотрении дела о банкротстве должника - кредитной  организации к ней применяется  только одна процедура - конкурсное производство. Наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление и мировое  соглашение кредитным организациям не применяется.

Принятие решения о  признании кредитной организации  банкротом влечет за собой открытие конкурсного производства.

Конкурсное производство вводится сроком на один год. Срок конкурсного  производства может продлеваться по ходатайству лица, участвующего в  деле о банкротстве, но не более чем  на 6 месяцев.

Открытие конкурсного  производства влечет за собой ряд  правовых последствий. Со дня принятия арбитражным судом решения о признании кредитной организации банкротом о об открытии конкурсного производства:

продолжают действовать  последствия отзыва у кредитной  организации лицензии на банковские операции, предусмотренные ст.20 Закона "О банках и банковской деятельности";

сведения о финансовом состоянии кредитной организации  не относятся к сведениям, признанным конфиденциальными и составляющим коммерческую тайну;

совершение сделок, связанных  с отчуждением имущества кредитной  организации или влекущих за собой  передачу ее имущества третьим лицами во владение и пользование, допускается исключительно в порядке, установленном Законом о банкротстве кредитных организация;

все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иные имущественные  требования, за исключением требований о признании права собственности, о компенсации морального вреда, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании  сделок недействительными, о применении последствий их недействительности могут быть предъявлены только в  порядке, установленной нормами  о конкурсном производстве Закона о  банкротстве кредитных организаций;

исполнительные документы, исполнение по которым прекратилось, подлежат передаче судебными приставами-исполнителями, а также органами и организациями, исполняющими требования судебных актов  и актов других органов, конкурсному  управляющему;

снимаются ранее наложенные аресты на имущество кредитной организации  и иные ограничения распоряжения имуществом кредитной организации;

обязательства кредитной  организации исполняются в случаях  и порядке, установленном Федеральным  законом "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций".

Со дня принятия арбитражным  судом решения о признании  кредитной организации банкротом  и открытии конкурсного производства прекращаются полномочия руководителя кредитной организации, иных органов  управления, за исключением полномочий органов управления в части принятия решения о заключении соглашения об условиях предоставления денежных средств третьим лицам для исполнения обязательств кредитной организации. Конкурсный управляющий осуществляет полномочия руководителя кредитной организации и иных органов управления кредитной организации.

Конкурсный управляющий  в течение 15 дней со дня представления  им в Банк России документов, подтверждающих его право совершать операции по корреспондентскому счету кредитной  организации, признанной банкротом, либо в случае осуществления полномочий конкурсного управления Государственной  Корпорации "Агентство по страхованию  вкладов" со дня открытия основного  счета кредитной организации  в ходе конкурсного производства направляет для опубликования в  официальное издание, "Вестник  Банка России", а также публикует в периодическом издании по месту нахождения банка объявление о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства.

Информация о работе Процедуры несостоятельности (банкротства)