Особенности банкротства сельскохозяйственных организаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 19:20, доклад

Описание

В настоящее время сельское хозяйство России находится в сложном положении. Отсутствие весомой государственной поддержки привело к существенному спаду сельскохозяйственного производства. На данный момент в России у 60-70% сельхозпредприятий фактически имеется угроза банкротства.

Работа состоит из  1 файл

Особенности банкротства сельскохозяйственных организаций.doc

— 60.50 Кб (Скачать документ)

Особенности банкротства  сельскохозяйственных организаций.

     В настоящее время сельское хозяйство  России находится в сложном положении. Отсутствие весомой государственной  поддержки привело к существенному  спаду сельскохозяйственного производства. На данный момент в России у 60-70% сельхозпредприятий фактически имеется угроза банкротства.

     Значимость  сельского хозяйства как стратегического  ресурса, способного обеспечить продовольственную  и экономическую независимость  государства, обуславливает необходимость  проведения процедуры банкротства сельхозпредприятий компетентной командой специалистов. Юристы, обладающие комплексными знаниями в области сельского хозяйства, способны разработать индивидуальные подходы к восстановлению платежеспособности конкретного сельхозпроизводителя в рамках процедуры несостоятельности (банкротства). Если финансовое оздоровление сельхозпроизводителя представляется невозможным, задачей специалистов в области антикризисного управления является пропорциональное погашение требований кредиторов.

     Представляется  особенно важным, чтобы банкротство  сельскохозяйственных организаций  способствовало тому, что прекращение  у сельскохозяйственного производителя  финансовых проблем со сменой собственника или руководителя предприятия происходило  при сохранении неизменной сельскохозяйственной направленности использования земли, а объем производимой продукции не только не уменьшался, а систематически возрастал.

     Под сельскохозяйственными организациями понимаются юридические лица, основными видами деятельности которых являются производство или производство и переработка сельскохозяйственной продукции, выручка от реализации которой составляет не менее чем пятьдесят процентов общей суммы выручки (п.1 ст.177 Закона). Аналогичное определение содержится в ст.2 Федерального закона от 9 июля 2002 г. №83-ФЗ «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей».

     Важно подчеркнуть, что особенности банкротства  сельскохозяйственных организаций, применяются  также к рыболовецким артелям (колхозам), выручка которых от реализации произведенной или произведенной и переработанной сельскохозяйственной продукции и выловленных (добытых) водных биологических ресурсов составляет не менее чем семьдесят процентов общей суммы выручки.

     При признании сельскохозяйственной организации банкротом земельные участки могут отчуждаться или переходить к другому лицу, Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию в той мере, в какой их оборот допускается Земельным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом № 101-ФЗ от 24.07.2002 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». В соответствии со ст.7, 78 ЗК РФ и п.3 ст.1 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» земельные участки, принадлежащие  сельскохозяйственной организации, признанной банкротом, должны использоваться по целевому назначению. В связи с чем, они могут приобретаться только лицами, которые осуществляют сельскохозяйственной производство.

     В соответствии со ст.3 ФЗ «Об обороте  земель сельскохозяйственного назначения» иностранные граждане, иностранные юридические лица, лица без гражданства, а также юридические лица, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50 процентов, могут обладать земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения только на праве аренды. Таким образом, лица, указанные в ст.3 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», не вправе приобрести в собственность участок,   принадлежащий  сельскохозяйственной организации, признанной банкротом.

     Особенностями обладают следующие  стадии банкротства  сельскохозяйственных организаций: наблюдение, финансовое оздоровление и внешнее управление.

     На  каждой из названных стадий в целях  финансового анализа необходимо исходить из оценки таких факторов, как сезонность сельскохозяйственного производства, влияние на производственную деятельность природно-климатических факторов, перспективы получения доходов по окончании текущего периода сельскохозяйственных работ и возможность использования этих доходов для удовлетворения требований кредиторов.

     Как финансовое оздоровление, так и внешнее  управление – процедуры  вводятся на срок до окончания соответствующего периода сельскохозяйственных работ с учетом времени, необходимого для реализации произведенной или произведенной и переработанной сельскохозяйственной продукции .При этом срок внешнего управления не может превышать двухгодичный срок (в совокупности с финансовым оздоровлением).

     В случае если в ходе финансового оздоровления или внешнего управления имели место спад и ухудшение финансового состояния сельскохозяйственной организации в связи со стихийными бедствиями или другими обстоятельствами, носящими чрезвычайный характер, срок финансового оздоровления может быть продлен на год при условии изменения графика погашения задолженности.

     В случае если сельскохозяйственная организация  имеет признаки банкротства, но еще  не возбуждено дело в арбитражном  суде, она может рассчитывать на реструктуризацию долгов - основанное на соглашении прекращение долговых обязательств путем замены указанных обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения обязательств. Реструктуризация долгов осуществляется в соответствии с ФЗ «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей». Порядок проведения реструктуризации просроченной задолженности сельскохозяйственных предприятий и организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств по федеральным налогам и сборам, по страховым взносам в бюджеты государственных внебюджетных фондов, а также по начисленным пеням и штрафам, утвержденный постановлением Правительства РФ от 8 июня 2001 г. №458.

     Чтобы сообщить о своем желании реструктуризировать  просроченную задолженность, предприятие должно подать заявление в межведомственную территориальную комиссию по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей. К заявлению нужно приложить план улучшения финансового состояния и другие документы, предусмотренные перечнем, который утверждает Правительство РФ.

     Приняв  заявление от претендента, комиссия проверяет, имеет ли он право участвовать  в программе и не возбуждено ли против него дело о банкротстве в  арбитражном суде, а также комиссия оценивает план улучшения финансового  состояния предприятия. На это  ей отведен срок - один месяц со дня подачи заявления.

     До  тех пор пока комиссия не разрешит претенденту участвовать в программе  и не утвердит план организационно-технических  мероприятий по финансовому оздоровлению должника, он обязан ограничить операции со своим имуществом.

     Другими словами, должнику запрещается без  согласия комиссии продавать недвижимость и земельные участки или передавать их в аренду или в залог. Кроме  того, он не должен использовать это  имущество для участия в уставном капитале других предприятий и учреждать доверительное управление (п.1 ст.13 Закона).

     Рассмотрев  заявление должника, комиссия может принять  одно из трех возможных  решений:

- включить его в  состав участников  программы;

- постановить условия, выполнив которые должник сможет стать участником программы;

- отказать ему,  обосновав причину  отказа.

     В соответствии со ст.16 ФЗ «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей»  территориальная комиссия производит расчет показателей финансового состояния должника в соответствии с методикой расчета указанных показателей (утв. постановлением Правительства РФ от 30 января 2003 г. №52).

      1. Настоящий документ устанавливает  порядок расчета показателей  финансового состояния сельскохозяйственного  товаропроизводителя, имеющего долги (далее именуется - должник), учитываемых при определении условий реструктуризации этих долгов.

      2. При расчете показателей финансового состояния должника используются:

      для организации, признанной сельскохозяйственным товаропроизводителем в соответствии со статьей 3 Федерального закона "О развитии сельского хозяйства", - данные бухгалтерского баланса годовой бухгалтерской отчетности;

      для крестьянского (фермерского) хозяйства и индивидуального предпринимателя, признанных сельскохозяйственными товаропроизводителями в соответствии со статьей 3 Федерального закона "О развитии сельского хозяйства", - информация о финансовом состоянии сельскохозяйственного товаропроизводителя по форме, устанавливаемой Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.

      3. Финансовое  состояние должника определяется  с помощью следующих коэффициентов:

      а) коэффициент  абсолютной ликвидности.

      Рассчитывается  как отношение ликвидных активов  к сумме краткосрочных обязательств, кредиторской задолженности и прочим краткосрочным обязательствам должника и показывает, какая часть текущих  обязательств может быть погашена средствами, имеющими абсолютную ликвидность (деньги, ценные бумаги со сроком погашения до одного года);

      б) коэффициент  критической оценки.

      Рассчитывается  как отношение суммы ликвидных  активов и быстрореализуемых  активов (дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются  в течение 12 месяцев) к сумме краткосрочных обязательств, кредиторской задолженности и прочим краткосрочным обязательствам должника и показывает, какая часть краткосрочных обязательств должника может быть немедленно погашена за счет средств должника на различных счетах, в краткосрочных ценных бумагах, а также поступлений по расчетам (дебиторская задолженность);

      в) коэффициент  текущей ликвидности.

      Рассчитывается  как отношение оборотных средств  к сумме краткосрочных обязательств, кредиторской задолженности и прочим краткосрочным обязательствам должника и показывает, какую часть текущих обязательств можно погасить, мобилизовав все оборотные средства должника;

      г) коэффициент  обеспеченности собственными средствами.

      Рассчитывается  как отношение разности собственных  капиталов и резервов должника и внеоборотных активов к его оборотным активам и показывает, какая часть оборотных активов должника финансируется за счет собственных оборотных источников;

      д) коэффициент  финансовой независимости.

      Рассчитывается  как отношение собственных капиталов и резервов должника к итогу баланса и показывает удельный вес собственных средств в общей сумме пассивов (активов) должника;

      е) коэффициент  финансовой независимости в отношении  формирования запасов и затрат.

      Рассчитывается  как отношение собственных капиталов и резервов должника к сумме запасов и налога на добавленную стоимость по приобретенным ценностям и показывает, какая часть запасов и затрат формируется за счет собственных средств должника.

      4. Значение  каждого из коэффициентов оценивается  в баллах в соответствии с таблицей согласно приложению.

      Общая сумма баллов является основанием для  отнесения должника к одной из пяти групп финансовой устойчивости должника.

      5. В зависимости  от группы финансовой устойчивости должника межведомственная территориальная комиссия по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей определяет для должника соответствующий вариант реструктуризации долгов. 

После того как план оздоровления разработан, территориальная комиссия сообщает о выбранном варианте реструктуризации кредиторам предприятия-должника. Кроме того, она назначает дату своего расширенного заседания, на которое приглашаются представители всех кредиторов. На этом заседании комиссия с согласия кредиторов окончательно утверждает условия реструктуризации долга. Это решение должно быть принято единогласно, иначе подписывать соглашение о реструктуризации нельзя (п.2 ст.18 Закона).

     По  результатам заседания составляется протокол. В нем должно быть указано, что право на реструктуризацию дается должнику с согласия кредиторов, на долю которых приходится не менее 75 процентов от всего долга. Кроме того, указывается, что кредиторы не могут начать процедуру банкротства предприятия-должника до тех пор, пока действует соглашение о реструктуризации долгов.

Информация о работе Особенности банкротства сельскохозяйственных организаций