Контроль в сфере ЖКХ. Взаимодействие служб в ЖКХ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 00:50, курсовая работа

Описание

Цель работы - рассмотреть контроль в качестве важнейшей функции управления организации на примере ЖКХ, понять сущность контроля и принципы . Объект работы - ЖКХ г. Санкт-Петербурга.
Задачи работы включают рассмотрение взаимодействия структур, причастных к жилищно-коммунальному хозяйству, а именно Жилищного Комитета, Жилищной Инспекции, ГУЖА, ЖСК, ЖКК на примере организации работы в Санкт-Петербурге. В работе будут затронут вопросы контроля жилищно-коммунального сектора, рассмотрены функции крупнейших операторов ЖКХ и процедуры проведения жилищно-коммунальных работ.

Содержание

Введение 1
Глава 1. Сущность контроля 2
1.1. Контроль – функция управления 2
1.2. Виды контроля 6
1.3. Процесс контроля 8
1.4 Эффективность контроля 11
Глава 2. Контроль в сфере ЖКХ. Взаимодействие служб в ЖКХ 15
2.1. Структура ЖКХ Санкт-Петербурга 15
2.2. Управление многоквартирным домом 21
2.2.1. Непосредственное управление 24
2.2.2. Управление ТСЖ, ЖК, ЖСК 25
2.2.3. Управление управляющими организациями 27
2.3. Государственная жилищная инспекция Санкт-Петербурга 30
2.4. Отчетность и контроль 33
2.5. Усиление контроля 37
Заключение 38
Список литературы 39

Работа состоит из  1 файл

502010.docx

— 348.64 Кб (Скачать документ)

Содержание

Введение 1

Глава 1. Сущность контроля 2

1.1. Контроль – функция управления 2

1.2. Виды контроля 6

1.3. Процесс контроля 8

1.4 Эффективность контроля 11

Глава 2. Контроль в сфере ЖКХ. Взаимодействие служб в ЖКХ 15

2.1. Структура ЖКХ Санкт-Петербурга 15

2.2. Управление многоквартирным домом 21

2.2.1. Непосредственное управление 24

2.2.2. Управление ТСЖ, ЖК, ЖСК 25

2.2.3. Управление управляющими организациями 27

2.3. Государственная жилищная инспекция  Санкт-Петербурга 30

2.4. Отчетность и контроль 33

2.5. Усиление контроля 37

Заключение 38

Список  литературы 39

Приложение 40

 

Введение

Жилищно-коммунальное хозяйство –  неотъемлемый элемент городской  инфраструктуры. Жилищно-коммунальное хозяйство является важнейшим фактором состояния городской среды, от которой  зависят экономические и социальные показатели.

Поддержка жилищно-коммунального  хозяйства предполагает планомерную  поддержку процесса его саморазвития и консолидации интересов его  субъектов. Потенциал развития предприятий  ЖКХ может быть востребован в  полной мере при условии планомерного и конструктивного диалога всех заинтересованных организаций.

Основное условие успешного  реформирования ЖКХ – выработка  единой и согласованной политики, учитывающей интересы всех участников данного сегмента городского хозяйства.

Основное  условие успешной работы ЖКХ – постановка целей и задач и постоянный контроль за их выполнением1.

Руководители  всей сферы жилищно-коммунального хозяйства начинают осуществлять функцию контроля с того момента, когда ими сформулированы цели и задачи, созданы разные организации и ассоциации (например, Ассоциация «Жилищный Комитет»).

Цель  работы - рассмотреть контроль в  качестве важнейшей функции управления организации на примере ЖКХ, понять сущность контроля и принципы . Объект работы - ЖКХ г. Санкт-Петербурга.

Задачи  работы включают рассмотрение взаимодействия структур, причастных к жилищно-коммунальному хозяйству, а именно Жилищного Комитета, Жилищной Инспекции, ГУЖА, ЖСК, ЖКК на примере организации работы в Санкт-Петербурге. В работе будут затронут вопросы контроля жилищно-коммунального сектора, рассмотрены функции крупнейших операторов ЖКХ и процедуры проведения жилищно-коммунальных работ.

Глава 1. Сущность контроля

1.1. Контроль – функция управления

Контроль  очень важен для успешного  функционирования организации. Без  контроля начинается хаос, и объединить деятельность каких-либо групп становится чрезвычайно сложно. Контроль, таким  образом, является неотъемлемым элементом  самой сущности организации2. Так, например, одной из главных задач Жилищного Комитета Санкт-Петербурга является организация сбора, вывоза, размещения и переработки твердых коммунальных отходов. При этом обязательной задачей является осуществление государственного контроля за деятельностью в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

Контроль - это часть управленческой деятельности, заключающаяся в оценке соответствия и обнаружении несоответствия требованиям путем наблюдения и заключения, на основании соответствующих измерений, испытаний или проверок. Несоответствия обнаруживаются для коррекции. В практике ЖКХ проверки проводятся постоянно. На основании таких проверок делается заключение о необходимости доработки тех или иных вопросов, нахождения путей решения проблем.

Так, например, в ходе плановых проверок в сфере ЖКХ выяснилось, что, по мнению главного санитарного врача РФ Геннадия Онищенко,  уровень оказания услуг в сфере ЖКХ остается "неудовлетворительным"3: около 19%  проб воды, поступающей потребителю, не отвечает гигиеническим требованиям. Микробное и вирусное загрязнение питьевой воды "создаёт риск возникновения заболеваний людей кишечными инфекциями, прежде всего вирусным гепатитом "А" и бактериальной дизентерией". Бытовые отходы, из которых более 30% - пищевые, приводят к нашествию на населенные пункты крыс и мышей, являющихся переносчиками ряда инфекционных заболеваний. На основании заключения была написана программа корректирующих действий, направленная для исполнения региональным службам ЖКХ.

Любой руководитель, независимо от ранга, должен рассматривать контроль как неотъемлемую часть своих должностных обязанностей. Функции планирования, организации, мотивации нельзя осуществлять в отрыве от функции контроля. Все они являются неотъемлемой частью общей системы управления, ведущей организацию к получению результата деятельности. Деятельность организации должна обеспечить получение требуемого результата, она всегда протекает как управляемый процесс. Отсюда следует необходимость осуществления предварительного, а также заключительного видов контроля4.

В самом  общем виде контроль можно рассматривать  как процесс измерения (сопоставления) фактически достигнутых результатов  по отношению к запланированным. При этом возможны два варианта:

  1. Совпадение фактически достигнутых результатов с запланированными, требуемыми;
  2. Несовпадение фактически достигнутых результатов с запланированными.

В первом случае - всё замечательно, работа соответствует  плану или иным требованиям к  ее осуществлению. Во втором - требуется  принятие решения о необходимости  коррекции.

Функцию контроля выполняет каждый руководитель - она является неотъемлемой частью его должностных обязанностей. Объектом контроля выступает организация.

Воздействуя на объект управления, получают информацию о новом состоянии. На основании  этой информации принимают новые  решения и осуществляют новые  воздействия. Внутри организации контролю подвергаются проходящие в ней процессы и отдельные элементы системы. Например, предметом контроля производства является количество и качество продукции, соблюдение технологии, сроки выполнения работ. Менеджеры, отвечающие за финансы фирмы, контролируют ее доходы и расходы, сравнивают величину фактически полученной прибыли с ожидаемой. Менеджера по кадрам интересует все, что связано с людьми: нет ли опозданий, прогулов и других нарушений дисциплины, на какие работы нужен дополнительный персонал, довольны ли сотрудники своим положением в фирме. Таким образом, субъектами контроля в организациях являются менеджеры, однако субъектами контроля могут выступать и государственные органы.

Итак, контроль - это часть управленческой деятельности, то есть функция менеджера, задачей которой является количественная и качественная оценка и учёт результатов работы организации5.

Необходимость в контроле обусловлена следующими обстоятельствами:

  1. Предупреждение возникновения кризисных ситуаций. Ошибки и проблемы, возникающие при анализе ситуации внутри организации, переплетаются, если их вовремя не исправить, с ошибками в оценке будущих условий окружающей среды и поведения людей. Таким образом, функция контроля - это такая характеристика управления, которая позволяет выявить проблемы и скорректировать деятельность организации до того, как эти проблемы перерастут в кризисную ситуацию;
  2. Поддержание успеха. Положительной стороной контроля является поддержка всего успешного в деятельности организации. Определяя успехи и неудачи организации и их причины, руководители получают возможность достаточно быстро адаптировать организацию к динамичным условиям внешней среды и обеспечить тем самым наибольшие темпы продвижения к основополагающим целям организации.

Одной из задач управленческой деятельности является количественная и качественная оценка и учёт результатов работы организации. Для этого руководитель сопоставляет плановые и фактические  показатели и выявляет их совпадение или несовпадение. При несовпадении он вынужден реагировать и регулировать деятельность подчиненных. Это приводит к необходимости проверки разнообразных  параметров деятельности организации  и, следовательно, появлению разных видов контроля. Мы различаем контроль по времени осуществления, степени  охвата, срокам проведения и форме  осуществления.

С другой стороны, реализация контрольной функции  в управлении всегда растянута во времени и, следовательно, мы вправе говорить о процессе контроля, который  основан на целях контроля и состоит  из четырех этапов: установление целей  контроля, проведение наблюдений и  измерений, сравнение со стандартами  и коррекция деятельности.

Для успешной управленческой деятельности необходим  эффективный контроль, и он становится эффективным только при наличии  следующих характеристик: действенность, гибкость, систематичность, комплексность, экономичность, гласность, своевременность  и понятность.

Контроль  необходим для регулирования  деятельности организации, формы реализации этой функции постоянно совершенствуются и развиваются. В передовых организациях успешно применяются инновации  в контроле, и такими основными  инновационными направлениями в  контроле являются TQM - всеобщее руководство  качеством, контроллинг и самоконтроль менеджеров6.

1.2. Виды контроля

В практике управления используются различные  виды контроля. В основном их можно  разбить на четыре группы: по времени осуществления; по степени охвата; по срокам проведения; по форме осуществления.

В первую группу входят: предварительный контроль; текущий контроль; заключительный контроль.

Предварительный контроль осуществляется до начала фактических  работ по всем видам ресурсов. Основным средством предварительного контроля является реализация определенных правил, процедур и линий поведения.

Текущий контроль осуществляется непосредственно  в ходе проведения работ. Чаще всего  объектом контроля является деятельность подчинённых. Его цель - исключить  отклонения от намеченных планов и  инструкций.

Заключительный  контроль осуществляется после того, как работа выполнена. Он дает руководителю информацию для планирования в случае, если аналогичные работы предлагается проводить в будущем; за счет оценки качества выполненной работы способствует совершенствованию мотивации эффективности деятельности персонала.

Во второй группе - по степени охвата наблюдаемых  явлений и процессов контроль делится на: общий (полный, сплошной) и выборочный.

Общий контроль предполагает сплошное изучение производственно-хозяйственной  деятельности, социально-экономического процесса.

Выборочный  контроль получил наиболее широкое  развитие в проверке соблюдения технологических  процессов, прежде всего в изготовлении крупных партий деталей, массовом производстве. При его организации активно  используются методы статистического  контроля качества. Суть данного метода заключается в том, что проверке подвергаются особым образом отобранные из партии образцы продукции, а выводы делаются по всей партии.

В третьей  группе, выделяющейся по установлению рациональных сроков проведения, различают  следующие виды контроля: систематический; периодический; разовый.

Систематический контроль организуется в отношении  наиболее важных, ответственных объектов производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Он проводится в заранее установленном режиме. При этом сроки проверок прямо зависят от степени важности процесса.

В обычной, повседневной производственно-хозяйственной  деятельности используются преимущественно  периодические формы контроля: проверка хода выпуска продукции, наличие  материалов на складе, выход рабочих  на работу. К этой же группе относится  статистическая отчетность.

Особое  место в управлении принадлежит  разовому контролю. Он, как правило, проводится специализированными функциональными  органами и направлен на всестороннюю проверку какого-либо отдельного аспекта  или всей производственно-хозяйственной  деятельности.

Четвёртой, заключительной группой является группа контроля, отличающаяся по форме осуществления. В ней выделяют следующие виды контроля: финансовый контроль; административный контроль и технический контроль.

Финансовый  контроль проводится путем получения  от каждого хозяйственного подразделения  финансовой отчетности по важнейшим  экономическим показателям. При  этом в центре внимания находятся  такие показатели, как уровень  прибыли, издержки производства и их отношение к чистым продажам, эффективность  капиталовложений, обеспеченность собственными средствами, финансовое состояние и  др.

Административный  контроль осуществляется за соответствием  хозяйственных результатов показателям, запланированным в текущем бюджете: производится сравнение объема фактических  и планируемых продаж; анализируются  изменение доли фирмы на рынке - как  в целом, так и по отдельным  продуктам и сегментам рынка, состояние портфеля заказов. В то же время административный контроль направлен на решение стратегических задач и достижение намеченных целей  путем наиболее эффективного использования  имеющихся ресурсов и тесно связан с перспективным планированием. Технический контроль используется для проверки производственных параметров. Он необходим для своевременного устранения технических неполадок, проверки состояния оборудования.

1.3. Процесс контроля

Процесс контроля состоит из четырех взаимосвязанных  этапов7:

  1. Установление целей контроля;
  2. Измерение фактических результатов работы;
  3. Сравнение фактических результатов с запланированной нормой или стандартом;
  4. Управленческие мероприятия для исправления любых значительных отклонений от плановых норм и стандартов.

Информация о работе Контроль в сфере ЖКХ. Взаимодействие служб в ЖКХ