Экономический кризис в России (2008-2009)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 14:12, реферат

Описание

Индекс ММВБ в сравнении c индексом DJIA. В процентах от значений апреля 2008
Россия оказалась охвачена полноценным финансовым кризисом позже, чем США,— только в 2008 году. Кризис сопровождался падением промышленного производства и роста ВВП, ростом безработицы, кризисом на рынке кредитования и финансовыми проблемами закредитованных крупных корпораций.

Работа состоит из  1 файл

мат моделирование.docx

— 105.26 Кб (Скачать документ)

Большинство принятых мер сработало. Правительство предотвратило  разрушение реального сектора и  финансовой системы. И главное — не допустило падения реальных доходов населения. По зарплатам есть очевидное снижение. Это средний показатель.

В некоторых  отраслях зарплаты были заморожены или  снижались. Но в среднем — доходы граждан в 2009 году даже немного выросли — на 2,3 %. За счёт бюджетников, за счёт пенсионеров прежде всего. Не за счёт олигархов, которые тоже в это время подобнищали прилично.

Удалось сохранить  все основные социальные программы, а также осуществить «точечные» меры поддержки граждан. Помочь тем, кто столкнулся с потерей работы или значительным снижением доходов.

Правительство действовало на опережение, стремилось предотвратить критический рост безработицы, дать возможность людям  сохранить рабочее место, получить новую профессию или открыть  собственный бизнес. А предприятиям — сберечь наиболее ценные профессиональные кадры.

Всего же программы  поддержки занятости охватили 2,8 млн человек.

И если в феврале 2009 года безработица достигла максимального  за кризисный период уровня — 7,1 млн человек, то год спустя, в марте 2010 года её уровень оказался существенно ниже — 6,4 млн человек. И это много, но всё-таки тренд очевиден.

Это значит, что  при всех сезонных колебаниях, правительству  удалось запустить процессы постепенного восстановления рынка труда и  создания новых рабочих мест.

Правительство против конъюнктурных увольнений — когда люди теряют работу из-за временного снижения спроса. Именно для предотвращения таких ситуаций и были запущены программы поддержки занятости.

И собственники предприятий, и менеджмент — они тоже достаточно бережно относятся к кадрам, понимают, что если избавиться от квалифицированной рабочей силы, то потом уже будет людей не найти.

Но сокращения могут быть связаны и с техническим  перевооружением производств, с  необходимостью повышать производительность труда. В этом случае бессмысленно бороться за неэффективные рабочие места. Гораздо лучше дать людям возможность  заранее повысить квалификацию, получить другую профессию, найти новую достойную  работу.

В 2010 году на программы  содействия занятости выделяется 40,5 млрд рублей. Причём, в них появятся новые направления — такие как стажировки для выпускников школ, вузов и техникумов, содействие в трудоустройстве граждан с ограниченными возможностями, снижение напряженности на рынке труда в моногородах. Также специальные меры поддержки занятости будут реализованы в Северо-Кавказском федеральном округе.

Правительство и дальше будет применять точечные антикризисные меры. До тех пор, пока они сохраняют свою актуальность. Например — поддерживать жилищный рынок и автопром.

Не только специальные  антикризисные меры, но и все шаги правительства, все ресурсы бюджета  работают сейчас на скорейшее восстановление экономики, на оживление рынка труда.

Россия единственная страна в мире, которая в нынешней ситуации пошла на масштабную пенсионную реформу, на существенное повышение  пенсий.

В 2009 году пенсии индексировались 4 раза — в марте, апреле, августе и декабре; в реальном выражении их среднегодовой рост — в реальном за минусом инфляции — составил 10,7 %. По итогам 2010 года среднегодовой размер пенсии увеличится ещё, как минимум, на 45 %. Начиная с апреля, средняя трудовая пенсия по старости превышает 8100 рублей в месяц, а общий размер выплат, которые получат ветераны Великой Отечественной войны, вырос до 23 тыс. рублей.

Кроме того, почти 5 млн пенсионеров, в основном проживающих в регионах с высокой стоимостью жизни, стали получать специальные социальные доплаты к пенсии. В итоге правительство реально добилось того, чтобы доходы пожилых людей стали выше прожиточного минимума. Это означает, что в России больше нет пенсионеров, живущих за официальной чертой бедности.

Рост уровня жизни старшего поколения — это зримый результат плодотворного сотрудничества и Правительства, и всего Федерального Собрания, включая и депутатов Государственной Думы.

Запланированные на 2009 год размеры индексации денежного  довольствия и военных пенсий не подвергались пересмотру. С августа 2009 года повышение составило 8,5 %. Ранее, с 1 декабря 2008 года сразу на 30 % были увеличены фонды оплаты труда в федеральной бюджетной сфере. Правительство рассмотрит вопрос повышения зарплат бюджетников, а также денежного довольствия военнослужащих и военных пенсий, стипендий студентов. Сделает это уже осенью 2010 года с учётом состояния бюджета.

По ходу работы пришлось координировать неудобную, как  оказалось, процедуру предоставления госгарантий, но в итоге всё-таки с помощью этих гарантий предприятия  смогли привлечь кредитов на приличную  сумму — 374 млрд рублей. При этом компании взяли на себя обязательства обеспечить прозрачность финансовой деятельности, сохранить рабочие места для инвалидов и других социально незащищённых групп населения, ограничить выплаты высшему менеджменту.

Правительство стремилось помочь отечественному автопрому, который оказался в наиболее сложной  ситуации в мире вообще и в Ро

С учётом средств  федерального бюджета, Фонда национального  благосостояния, ресурсов ЦБ, государственных  гарантий — финансирование Антикризисной программы превысило 3 трлн рублей. По текущему курсу — это более 100 млрд долларов.

Большинство принятых мер сработало. Правительство предотвратило  разрушение реального сектора и  финансовой системы. И главное — не допустило падения реальных доходов населения. По зарплатам есть очевидное снижение. Это средний показатель.

В некоторых  отраслях зарплаты были заморожены или  снижались. Но в среднем — доходы граждан в 2009 году даже немного выросли — на 2,3 %. За счёт бюджетников, за счёт пенсионеров прежде всего. Не за счёт олигархов, которые тоже в это время подобнищали прилично.

Удалось сохранить  все основные социальные программы, а также осуществить «точечные» меры поддержки граждан. Помочь тем, кто столкнулся с потерей работы или значительным снижением доходов.

Правительство действовало на опережение, стремилось предотвратить критический рост безработицы, дать возможность людям  сохранить рабочее место, получить новую профессию или открыть  собственный бизнес. А предприятиям — сберечь наиболее ценные профессиональные кадры.

Всего же программы  поддержки занятости охватили 2,8 млн человек.

И если в феврале 2009 года безработица достигла максимального  за кризисный период уровня — 7,1 млн человек, то год спустя, в марте 2010 года её уровень оказался существенно ниже — 6,4 млн человек. И это много, но всё-таки тренд очевиден.

Это значит, что  при всех сезонных колебаниях, правительству  удалось запустить процессы постепенного восстановления рынка труда и  создания новых рабочих мест.

Правительство против конъюнктурных увольнений — когда люди теряют работу из-за временного снижения спроса. Именно для предотвращения таких ситуаций и были запущены программы поддержки занятости.

И собственники предприятий, и менеджмент — они тоже достаточно бережно относятся к кадрам, понимают, что если избавиться от квалифицированной рабочей силы, то потом уже будет людей не найти.

Но сокращения могут быть связаны и с техническим  перевооружением производств, с  необходимостью повышать производительность труда. В этом случае бессмысленно бороться за неэффективные рабочие места. Гораздо лучше дать людям возможность  заранее повысить квалификацию, получить другую профессию, найти новую достойную  работу.

В 2010 году на программы  содействия занятости выделяется 40,5 млрд рублей. Причём, в них появятся новые направления — такие как стажировки для выпускников школ, вузов и техникумов, содействие в трудоустройстве граждан с ограниченными возможностями, снижение напряженности на рынке труда в моногородах. Также специальные меры поддержки занятости будут реализованы в Северо-Кавказском федеральном округе.

Правительство и дальше будет применять точечные антикризисные меры. До тех пор, пока они сохраняют свою актуальность. Например — поддерживать жилищный рынок и автопром.

Не только специальные  антикризисные меры, но и все шаги правительства, все ресурсы бюджета  работают сейчас на скорейшее восстановление экономики, на оживление рынка труда.

Россия единственная страна в мире, которая в нынешней ситуации пошла на масштабную пенсионную реформу, на существенное повышение  пенсий.

В 2009 году пенсии индексировались 4 раза — в марте, апреле, августе и декабре; в реальном выражении их среднегодовой рост — в реальном за минусом инфляции — составил 10,7 %. По итогам 2010 года среднегодовой размер пенсии увеличится ещё, как минимум, на 45 %. Начиная с апреля, средняя трудовая пенсия по старости превышает 8100 рублей в месяц, а общий размер выплат, которые получат ветераны Великой Отечественной войны, вырос до 23 тыс. рублей.

Кроме того, почти 5 млн пенсионеров, в основном проживающих в регионах с высокой стоимостью жизни, стали получать специальные социальные доплаты к пенсии. В итоге правительство реально добилось того, чтобы доходы пожилых людей стали выше прожиточного минимума. Это означает, что в России больше нет пенсионеров, живущих за официальной чертой бедности.

Рост уровня жизни старшего поколения — это зримый результат плодотворного сотрудничества и Правительства, и всего Федерального Собрания, включая и депутатов Государственной Думы.

Запланированные на 2009 год размеры индексации денежного  довольствия и военных пенсий не подвергались пересмотру. С августа 2009 года повышение составило 8,5 %. Ранее, с 1 декабря 2008 года сразу на 30 % были увеличены фонды оплаты труда в федеральной бюджетной сфере. Правительство рассмотрит вопрос повышения зарплат бюджетников, а также денежного довольствия военнослужащих и военных пенсий, стипендий студентов. Сделает это уже осенью 2010 года с учётом состояния бюджета.

По ходу работы пришлось координировать неудобную, как  оказалось, процедуру предоставления госгарантий, но в итоге всё-таки с помощью этих гарантий предприятия  смогли привлечь кредитов на приличную  сумму — 374 млрд рублей. При этом компании взяли на себя обязательства обеспечить прозрачность финансовой деятельности, сохранить рабочие места для инвалидов и других социально незащищённых групп населения, ограничить выплаты высшему менеджменту.

Правительство стремилось помочь отечественному автопрому, который оказался в наиболее сложной  ситуации в мире вообще и в России в частности. В общей сложности  за 2009—2010 годы государство дополнительно  закупит автомобильной техники  более чем на 100 млрд рублей. Это — легковые автомобили, грузовики, автобусы, другой автотранспорт для государственных и муниципальных нужд.

В декабре 2009 года Правительство выпустило постановление  о реструктуризации налоговой задолженности  предприятий ОПК, рассчитанное на 2010 год. Речь идёт о задолженности, которая  образовалась до 1 января 2009 года.

В 2009 году объём  помощи селу из бюджетов всех уровней  составил порядка 300 млрд рублей. Ещё более 776 млрд рублей сельхозпредприятия привлекли в виде кредитов, из них 453 млрд — на льготных условиях, по ставкам, которые субсидируются государством.

Благодаря напряжённому труду работников отрасли и своевременной  поддержке государства в российском агропроме не было падения. Наоборот, рост производства составил 1,2 %. Экспорт зерна увеличился на 60 %.

Правительство помогало не конкретным предпринимателям, а важнейшим секторам и ключевым предприятиям национальной экономики, на которых работают десятки тысяч  наших граждан. Кроме того, нужно  было защитить вкладчиков, не допустить  коллапса кредитования реального сектора.

Какие деньги, на каких условиях и с каким результатом  использовало государство для решения  этих задач. Ничего не раздавалось бесплатно. Всё предоставлялось в виде кредитов, это возвратные, платные деньги. На депозитах в коммерческих банках было размещено более 687 млрд рублей, временно свободных средств федерального бюджета. Они уже возвращены государству. При этом казна на этом еще и прилично заработала: доход бюджета от размещения и возврата составил 19,2 млрд рублей.

Задолженность банков по беззалоговым кредитам на 15 апреля 2010 года — 61,3 млрд рублей, тогда как в разгар кризиса объём беззалоговых кредитов, которые ЦБ размещал в кредитных учреждениях, доходил до 1 трлн 924 млрд рублей.

В результате принятых мер угроза масштабного кризиса банковской системы осталась в прошлом. Нестабильность на финансовых рынках не затронула рядовых граждан Российской Федерации.

Банки вновь  наращивают кредитование экономики. Правительство  ожидает, что в 2010 году оно может  увеличиться на 5-10 %. Ликвидности для этого более чем достаточно сегодня практически у всех банков.

Информация о работе Экономический кризис в России (2008-2009)