Экономический кризис в России (2008-2009)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 14:12, реферат

Описание

Индекс ММВБ в сравнении c индексом DJIA. В процентах от значений апреля 2008
Россия оказалась охвачена полноценным финансовым кризисом позже, чем США,— только в 2008 году. Кризис сопровождался падением промышленного производства и роста ВВП, ростом безработицы, кризисом на рынке кредитования и финансовыми проблемами закредитованных крупных корпораций.

Работа состоит из  1 файл

мат моделирование.docx

— 105.26 Кб (Скачать документ)

Экономический кризис в России (2008-2009)

Индекс  ММВБ в сравнении c индексом DJIA. В процентах от значений апреля 2008

Россия оказалась охвачена полноценным финансовым кризисом позже, чем США,— только в 2008 году. Кризис сопровождался падением промышленного производства и роста ВВП, ростом безработицы, кризисом на рынке кредитования и финансовыми проблемами закредитованных крупных корпораций.

В России из-за рекордных  госрасходов 2008 года, роста тарифов  естественных монополий, большой денежной массы и высокого потребительского спроса инфляция до самого последнего времени росла, несмотря на кризис.

Российское правительство  в сложившейся ситуации посчитало  приоритетом борьбу с инфляцией, рост которой, по его мнению, дестабилизирует  ситуацию в экономике, и ростом объема плохих кредитов. Так что ставка рефинансирования российского ЦБ выросла  до 13 %. В сочетании с кризисом доверия между банками и заёмщиками, а также прекращением товарного кредита и неплатежами в реальном секторе это означало, что компаниям стали почти недоступны кредитные ресурсы. В результате с осени 2008 года российский частный бизнес столкнулся с теми же проблемами с кредитованием, что и европейские компании, только в большем масштабе. Уже к сентябрю 2008 года, когда российский рынок стали покидать западные инвесторы, а банки ощутили резкий дефицит ликвидности, стало ясно, что без господдержки частный бизнес не сможет справиться с надвигающимся кризисом.

В конце сентября 2008 года Внешэкономбанк за символические 5 тыс. руб. купил 98 % акций потерявшего огромные суммы на фондовом рынке и обременённого плохими долгами Связь-банка, ранее входившего в тридцатку по объёму чистых активов. А уже спустя две недели, 10 октября 2008 года, определилась судьба второй жертвы кризиса — инвестиционного банка «КИТ Финанс». Первоначально его собиралась выкупить близкая к другу Владимира Путина, совладельцу банка «Россия» Юрию Ковальчуку УК «Лидер», но в итоге покупателями от государства стали ОАО «Российские железные дороги» и УК «Алроса». Третьим пал банк «Союз» Олега Дерипаски: в ноябре 2008 года была достигнута договорённость о том, что банк будет передан структурам «Газпрома», а к январю 2009 года определился конкретный покупатель — компания «Газфинанс».

Помня кризис 1998 года, государство последовательно поддерживало банковскую систему, которую в России даже не нужно было национализировать — в десятке крупнейших есть только один частный банк — Альфа-банк, а остальные либо подконтрольны государству, либо являются дочерними структурами западных банков. Затраты госструктур на спасение каждого из трёх крупных проблемных банков оценивались в десятки миллиардов рублей. Куда большие средства были направлены на поддержание системы в целом — только в октябре 2008 года президент России Дмитрий Медведев подписал закон, позволяющий выдать банкам 950 млрд руб. субординированных кредитов, а всего государство до конца 2008 года влило в банковскую систему 5 трлн руб.

Предполагалось, что значительная часть этих средств  перейдёт в реальный сектор в качестве кредитов. Но банки, испуганные ростом невозвратов и уже столкнувшиеся  с оттоком вкладов, предпочли  держать их на валютных депозитах. А  с мерами непосредственной поддержки  предприятий правительство не спешило, даже несмотря на начало массовых увольнений и мрачные прогнозы социальных взрывов  в моногородах, живущих за счёт крупных  предприятий. Деньги в экономику  практически не поступали, акции  компаний, в период роста заложенные в западных банках, обесценивались, и для многих крупных компаний альтернативой национализации стал либо переход в собственность западных кредиторов, либо банкротство. При этом в России не существует внятной процедуры банкротства, и оно почти всегда оборачивается выводом активов, а кредиторы ничего не получают. Характерный пример — история авиационного альянса AiRUnion, процесс банкротства которого идёт сейчас: активов компаний альянса еле-еле хватило, чтобы расплатиться с долгами по зарплате, а долги, которые составили более 50 млрд руб., кредиторам пришлось списывать. При этом системную помощь получили только нефтяные компании, которым правительство понизило налоги и экспортные пошлины, а также выдало каждой из них по несколько миллиардов долларов льготных кредитов.

В этой ситуации правительство действительно начало готовиться к национализации экономики: средств, накопленных за хорошие  годы, было ещё много, а скорость истощения золотовалютных резервов ещё была неочевидной. Кроме того, в правящей элите всегда было немало сторонников усиления роли государства  в экономике.

Первым шагом  стала программа помощи крупным  заемщикам через ВЭБ, которому для  этого ЦБ РФ выделил 50 млрд долларов США. Предполагалось, что ВЭБ рефинансирует крупным предприятиям, признанным стратегическими, западные кредиты и заберёт залоги из западных банков себе. Кроме залога, по условиям программы, ВЭБ получал право ввести своих представителей в органы управления компании-заёмщика. Первым участником программы стал «Русал» О.Дерипаски: ВЭБ расплатился с его западными кредиторами по займам на 4,5 млрд долларов, а в обмен в качестве залога получил 25 % акций «Норильского никеля» и контрольные пакеты акций всех крупных алюминиевых заводов «Русала». За кредитами ВЭБа обратились и другие металлурги.

Был национализирован производитель двигателей НПО «Сатурн». Государственный холдинг «Оборонпром» при поддержке Сергея Чемезова пытался получить контроль над этим НПО с 2006 года. Но контролирующий акционер «Сатурна» Юрий Ласточкин не только не хотел продавать свой пакет, но и попытался консолидировать контрольный пакет акций конкурирующего Уфимского моторостроительного производственного объединения, на которое также нацелился «Оборонпром». С Ю.Ласточкиным не могли ничего сделать, даже несмотря на прямое поручение В.Путина включить «Сатурн» в «Оборонпром». Борьба продолжалась два года — ровно до того момента, когда банковское кредитование закрылось и единственными банками, в которых «Сатурн» мог рефинансировать долг, оказались государственные ВЭБ и ВТБ. В банках Ю.Ласточкину дали понять, что финансирование возможно только на условиях продажи пакета «Оборонпрому», и уже 3 декабря 2008 года В.Путин лично приехал на завод, чтобы объявить о его национализации за 1,6 млрд руб.— значительно ниже рыночной стоимости.

Сразу после  новогодних праздников выяснилось, что  в правительстве активно обсуждается  объединение всех крупнейших металлургических компаний в единый мегахолдинг с государственным участием. Государство внесло бы в холдинг пакеты «Русала» и «Норильского никеля», оказавшиеся в залоге у госбанков, и металлургические активы госкорпорации «Ростехнологии» — титановую «ВСПМО-Ависма» и «Русспецсталь». Кроме того, в акции холдинга предполагалось конвертировать долги металлургов перед госбанками.

Поучаствовать хотели почти все крупнейшие частные  владельцы металлургических активов — и О.Дерипаска, и крупнейший акционер «Норильского никеля» Владимир Потанин, и владелец крупнейшего производителя железной руды «Металлоинвеста» Алишер Усманов. В планах идеологов холдинга было и присоединение к нему угольных и металлургических активов «Евраза», «Мечела» и производителя удобрений «Уралкалия».

Идея металлургического  гиганта обсуждалась в правительстве  месяц, но в феврале 2009 года переговоры внезапно прекратились, и источники  в администрации президента РФ рассказали, что от идеи пришлось отказаться. Официально причины не пояснялись, но эксперты предполагали, что государство осознало свои реальные силы и не захотело решать долговые проблемы олигархов в обмен на сырьевые активы, особенно учитывая, что предсказать восстановление цен на металлы никто не брался. Кроме того, огромные затраты на поддержание курса рубля и плавную девальвацию показали правительству реальную скорость расходования золотовалютных резервов и привели его к осознанию ограниченности ресурсов. В результате, пока что на этом национализация экономики в России фактически остановилась. Исключениями помимо банковской системы остались только частные случаи, где государство было вынуждено пойти на национализацию — как, например, с авиакомпанией «КД авиа», крупный пакет которой в обмен на 4 млрд руб. финансирования получит Калининградская область.

В России государство  помогает отдельным компаниям автомобильной  отрасли, хотя и выборочно. Так, например, принадлежащий «Ростехнологиям» АвтоВАЗ получит 115 млрд руб. господдержки, а группа ГАЗ О.Дерипаски — всего 4 млрд руб., хотя просила 40 млрд.

Экономические показатели накануне кризиса

Накануне кризиса  российская экономика росла почти 10 лет. Производительность труда за эти годы увеличилась в 1,5 раза, а  число людей, живущих за чертой бедности, уменьшилось более чем вдвое. Характер российской экономики существенным образом изменился. Финансовый сектор, промышленность и социальная сфера  стали гораздо более эффективными и устойчивыми.

Экономические показатели в период кризиса

В начале 2009 года были самые трудные месяцы экономического кризиса, когда снизились практически  все экономические показатели. И  наоборот — увеличивалась безработица, росли проценты по кредитам. Подчас они принимали просто запретительный характер. Ощущение тревоги и неопределенности охватило тогда очень многих. В России проводились аналогии и с дефолтом 1998 года, и даже с печальными событиями, шоками 1992 года. Ситуация действительно была очень сложной.

По итогам 2009 года сокращение российского ВВП  было рекордным — 7,9 %. За тот же год промышленное производство снизилось на 10,8 %, экспортная цена на нефть — на 40 %, на газ — на 30 %, на чёрные металлы — на 43 %. Это основные статьи российского экспорта. Но если раньше внешние «шоки» надолго отбрасывали Россию назад, то к нынешнему кризису Россия оказалась готова гораздо лучше, чем прежде.

Начиная с июля 2009 года, российская экономика всё  более уверенно демонстрирует признаки восстановления.

По официальному прогнозу, в 2010 году ВВП должен увеличиться  на 3,1 %. Однако есть большая вероятность, что темпы роста будут выше.

В первом квартале 2010 года рост промышленного производства составил 5,8 %, реальные доходы граждан выросли на 7,4 %.

Меры  по совершенствованию  экономики 

В 2009 году Правительство  реализовало беспрецедентную Антикризисную  программу.

Правительство не стало проводить т. н. «секвестр», то есть фронтальное урезание всех статей бюджета подряд. Правительство сохранило запланированный объём бюджета, перераспределив его в сторону мер, которые поддержали социально-экономическую стабильность в стране.

Расходы бюджета  по сравнению с 2008, докризисным годом, — существенно возросли. Расходы бюджета возросли на 27,3 %. И это при том, что доходы — наоборот — упали на 20,9 %. Чтобы профинансировать образовавшийся дефицит, использовали накопленные резервы.

Правительство нацелило бюджет на решение самых  неотложных, острых проблем.

50 % бюджета было направлено на оплату труда, пенсии, социальные пособия, образование, здравоохранение и жилье, то есть на те сферы, которые определяют качество жизни людей. Это порядка 5 трлн рублей. На 1 триллион больше, чем в 2008 году.

В развитие национальной экономики вложен 1,65 трлн рублей. При этом сотни миллиардов пошли на поддержу высокотехнологичных отраслей. Хотя ещё годом раньше на эти цели мы тратили в три раза меньше. С учётом средств федерального бюджета, Фонда национального благосостояния, ресурсов ЦБ, государственных гарантий — финансирование Антикризисной программы превысило 3 трлн рублей. По текущему курсу — это более 100 млрд долларов.

Информация о работе Экономический кризис в России (2008-2009)