Инфляция в РФ и методы ее регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 20:50, дипломная работа

Описание

Актуальность темы антиинфляционных мер для новейшей экономической истории России очевидна и обусловлена рядом объективных причин. Переход нашей экономики на рыночные отношения резко повысил значение денег. Проблемы денежного хозяйства становятся основными и в практических мероприятиях по реконструкции народного хозяйства, и в теоретических исследованиях. Поэтому, несмотря на оживленное обсуждение указанных вопросов на страницах экономической прессы, актуальность их не уменьшается. Высокая стоимость анализа инфляционных процессов, большое число действующих факторов затрудняют выработку правильной денежной политики. В экономической жизни страны проблема инфляции будет занимать в 2012 г. особое место. А её многократному обострению будет способствовать мировой финансовый кризис.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….……..3
1. Теоретико-методологические основы исследования инфляции……..…….7
1.1.Инфляция: основные понятия и методы исследования……………………......7
1.2.Зарубежный опыт исследования инфляции………………………………..….16
1.3. Особенности управления инфляционными процессами в РФ………………
2.Анализ показателей инфляционных процессов в РФ и прогноз их изменения в перспективе…………………………………………………………46
2.1.Динамика изменения показателей, влияющих на………………………………
инфляцию на 2011-2014 гг. …................................................................................46
2.2. Прогноз изменения показателей на 2012-2014 гг.…………………………..53
2.3. Изменение налоговой политики в 2012-2014 гг. и ее влияние на социальную сферу………………….……………………………………………………………...70
3. На основе анализа и прогнозных показателей представляются следующие пути регулирования инфляции в РФ……………………………..74
3.1. Механизмы антиинфляционного регулирования……………………………74
3.2. Оценка социально-экономической эффективности антиинфляционных действий, предпринимаемых в РФ………………………………………………...84
Заключение…………………………………………………………………….…..88
Перечень принятых терминов…………………………………………….…….91
Список использованной литературы…………………………………..............92
Приложения……………………………………………………………………….96

Работа состоит из  1 файл

анжелика.doc

— 468.00 Кб (Скачать документ)

     Если  Центральный банк считает необходимым ограничить размеры денежной массы он  продает коммерческим банкам либо их клиентам ценные бумаги или иностранную валюту

     Для расширения предложения денег, выпускаемых  в обращение, Центральный банк покупает ценные бумаги или валюту. Суть скупки бумаг в том, что процентные активы банков обмениваются на беспроцентные абсолютно ликвидные обязательства Центрального банка.

     Таким образом, возникает своеобразный «излишек», который затем коммерческими  банками конвертируется в процентные активы. - ссуды или ценные бумаги. В свою очередь это способствует понижению процентных ставок и расширению предложения денег через механизм мультипликатора.

     Как правило, операции на открытом рынке  проводятся либо прямой скупкой-продажей ценных бумаг, либо заключением сделок об обратном их выкупе.

     В арсенале Центрального банка России операции на открытом рынке, позволяющие  эффективно управлять объемом денежной массы из единого центра и, соответственно, влиять на динамику роста цен занимают незначительное место.

     В отличие от ведущих промышленно  развитых стран с развитыми финансовыми  рынками и цивилизованными формами  государственного долга, у России до сих пор  не сформировался эффективный  инструмент контроля за предложением денег в экономике.

     2.1.5. Прогноз изменения показателей на 2012-2014 гг.

     По  состоянию на 1 июля 2011 г. объем государственного долга РФ составил 4,6 трлн. руб., в  том числе государственный внутренний долг - 3,6 трлн. руб., государственный внешний долг - $36,8 млрд. (эквивалентно 1,0 трлн. руб.). В предстоящий период объем государственного долга будет ежегодно возрастать, достигнув к концу 2014 года уровня 12 трлн. руб. или 17% ВВП, отмечается в документе Минфина РФ. При этом объем внешних обязательств государства вырастет почти в 2 раза, составив около 2,0 трлн. руб., внутренних - в 2,8 раз, достигнув почти 10 трлн. руб. Минфин планирует выпускать в основном среднесрочные и долгосрочные ОФЗ, облигации со сроком обращения до 1 года предлагается размещать только в исключительных случаях при «крайне неблагоприятной рыночной конъюнктуре». Предложено продолжить выпускать 3-, 5-, 10-, 15- и 30-летние облигации.

       Еврооблигации РФ в 2012-2014 годах  планируется размещать в ограниченных  объемах с учетом спроса. Целью  выхода на внешний рынок будет  сохранение присутствия России как суверенного заемщика на международных рынках капитала и поддержание постоянного доступа к ресурсам этих рынков.

     До  кризиса 2008 года внутренние заимствования  составляли относительно небольшую величину - 170-250 млрд. руб. в год. Выпуск облигаций федеральных займов (ОФЗ) осуществлялся, исходя из скорее технических (поддержание функционирования рынка, создание безрисковой кривой доходности и пр.), чем финансовых соображений. Ситуация принципиально изменилась с 2009 года, когда внутренний рынок стал рассматриваться в качестве основного источника финансирования бюджетного дефицита. По объему обращающихся ценных бумаг на рынок ОФЗ сегодня приходится значительная доля - 37% - всего долгового рынка России. При этом только за последние 2,5 года объем рынка ОФЗ увеличился с 1,1 до 2,5 трлн. руб.

     Все-таки в России переломили тенденцию превышения объема заимствований на зарубежных рынках над объемом заимствований внутри страны. Дополнительный приток капитала в страну при избыточной ликвидности обостряет проблему инфляции. Это положительно влияет на снижение инфляции в стране. 
 

     Траектория  роста российской экономики в  прогнозный период будет во многом связана с ситуацией на мировых  рынках сырья и рынках капитала. Следствием наблюдаемого возросшего уровня цен на нефть в начале текущего года станет достижение в 2011 году максимального в истории значения среднегодовой цены на нефть Urals - 105 долларов США за баррель .

     Несмотря  на высокие цены на нефть, в начале 2011 года отмечается низкий уровень внутреннего спроса. Инвестиционная активность в экономике понизилась по сравнению с соответствующим периодом прошлого года, продолжается стагнация в строительной отрасли. В течение года прогнозируется усиление инвестиционной активности, в зависимости от того сколько продлится инвестиционная пауза, рост инвестиций может составить от 6 до 7 процентов. Ожидается, что высокие цены на нефть обеспечат рост прибыли в 2011 году на уровне 30%, а увеличение портфеля кредитов нефинансовым организациям может составить около 23 процентов. В структуре инвестиций продолжится увеличение доли нефтегазового комплекса и инфраструктурных отраслей (энергетика, железнодорожный транспорт): 2009 год - 27,1%, 2010 год - 28,2%, 2011 год - 28,5%, вклад этого сектора в рост инвестиций по итогам года оценивается на уровне 2 процентов. Первая половина года, как и 2010 год, будет характеризоваться высокими объемами инвестиций в машины и оборудование,  при этом спрос будет ориентирован на импорт. Со второй половины года возможно оживление в секторе недвижимость, при этом из-за лага между началом финансирования проектов и сдачей сооружений в эксплуатацию вводы зданий будут отражаться в статистике не ранее следующего года. Положительный вклад обеспечат инвестиции федерального бюджета, номинальный рост которых может превысить 40 процентов. Расходы бюджета обеспечат рост инвестиций в основной капитал высокотехнологичного сектора, в транспортную и социальную инфраструктуру.

     Ускорение инфляции, а также сдержанный рост заработной платы и доходов населения в первые месяцы текущего года замедлили рост потребительского спроса. Однако рост доходов предприятий и выполнение социальных обязательств государства на фоне снижения роста потребительских цен приведут в 2011 году к росту потребления на 4,4 процента.

     Драйверами  экономического роста в 2011 году были обрабатывающие отрасли промышленности с динамикой роста 7,5%, которые уже по итогам текущего года превысили докризисный уровень. Производство продукции сельского хозяйства вырастет на 11,8% к аномально низкой базе прошлого года. Со стороны спроса значительный положительный вклад в динамику будет по-прежнему вносить восстановление запасов. Рост ВВП и усиление рубля будут поддерживать сохранение высоких темпов роста импорта (на 21,2% по итогам 2011 года), особенно импорта инвестиционных и продовольственных товаров в первой половине текущего года. Рост экспорта замедлится до 1,7%, прежде всего за счет сокращения объемов экспорта нефти.

     Рост  экономики в 2011 году составит 4,2%, в 2012 году на фоне ухудшения условий торговли рост экономики замедлится до 3,5%, а в 2013-2014 годах составит 4,2-4,6% в год. (см. таб.8) 
 
 
 

     Таблица 8. Динамика основных макроэкономических показателей10, в 2009гг. и 2014 гг.

     (2008 г. – 100%)

            2009      2014
      ВВП      92,2      112,7
      Промышленность      90,7      116,0
      Инвестиции      84,3      121,6
      Оборот розничной  торговли      95,1      120,3
      Реальная заработная  плата      96,5      119,3
      Производительность  труда      93,8      113,5
     Энергоёмкость ВВП      102,7      93,2
      Экспорт      96,7      113,4
      Импорт      66,2      139,6
 

     В начале 2012 года объем экономики достигнет максимального предкризисного уровня 2 квартала 2008 года. Промышленное производство, оборот розничной торговли, платные услуги выйдут на докризисные объемы раньше (уже в 2011 году), а инвестиции в основной капитал из-за стагнации в строительном секторе – позже (только к концу 2012 года). В 2014 году ВВП будет на 12,7% превышать докризисный уровень 2008 года, потребление превысит докризисный уровень более чем на 20% (инвестиции в основной капитал - на 21,6%, оборот розничной торговли - на 20,3%), импорт - на 40 процентов.

     В 2012 году на фоне снижения цены на нефть, замедления роста прибыли в экономике  и возможного сокращения капитальных  вложений федерального бюджета рост инвестиций будет во многом обеспечен  инвестиционными программами естественных монополий (в значительной степени проектами развития трубопроводного транспорта), при этом существуют риски переноса сроков сдачи проектов. По оценкам, прирост инвестиций в целом по экономике в 2012 году составит 8,8 процента. Определяющий вклад в рост будут давать нефтегазовый комплекс и инфраструктурные отрасли - около 3,6 процента. В 2013-2014 годах вклад данных секторов в рост инвестиций будет снижаться. Инвестиции в транспортный комплекс (кроме трубопроводного) в 2011-2013 годах оцениваются на уровне 4,9-6,1% в год, в 2014 году в случае принятия соответствующих бюджетных решений инвестиции могут увеличиться более чем на 10 процентов. Темпы роста инвестиций в основной капитал сферы услуг (финансовая сфера, торговля, недвижимость) не достигнут докризисного уровня, но к концу прогнозного периода могут увеличиться до 12-18% в год. В инвестициях в основной капитал отраслей социальной сферы будет увеличиваться доля внебюджетных источников, темпы роста к 2014 году могут ускориться до 5,5-6,5% в год. К 2013 и 2014 годам ускорится рост в отраслях обрабатывающей промышленности. При этом ожидается, что улучшение инвестиционного климата и реализация мер государственной политики по стимулированию повышения эффективности бизнеса приведут к тому, что в организациях частного сектора доля собственных средств, идущих на инвестиции, не опустится до докризисного уровня, вложения в техническое перевооружение и развитие производств будут оставаться приоритетом стратегий развития компаний. В целом по экономике в 2013 и 2014 годах рост инвестиций оценивается на уровне 7,7% и 9,6%, валовое накопление увеличится с 21,4% в 2010 году до 25 процентов.

     Темпы  прироста промышленного производства в 2012-2014 годах в базовом варианте замедлятся и составят 3,6-4,2 процента. Медленнее остальных будут расти отрасли ТЭКа за счет невысоких темпов роста внешнего спроса и внутренних ограничений. Эти отрасли почти не сократили объем производства в кризис. Лишь к концу прогнозного периода выйдут на докризисный уровень отрасли лесопромышленного комплекса и производство строительных материалов. И почти на 30% выше докризисного уровня к концу 2014 года будут объемы производства машиностроения, химической промышленности и производства кожи и изделий из кожи.

     В кризис эффективность производства, измеряемая на макроуровне, снизилась: энергоемкость ВВП в 2009 году возросла на 2,7%, производительность труда сократилась на 6,2 процента. Производительность труда уже в 2010 году превысила докризисный уровень, а энергоемкость ВВП снизится до уровня 2008 года лишь в 2012 году. К концу прогнозного периода энергоемкость сократится на 6,8 процента. Темпы роста энергоэффективности будут ускоряться по мере усиления процессов модернизации, а также за счет структурных изменений (сокращения доли сырьевого энергоемкого комплекса в структуре ВВП), и к 2014 году составят 3,7% в год. Темпы роста производительности труда к 2014 году ускорятся и  могут превысить 5 процентов.

     В прогнозный период ожидается некоторое  улучшение ситуации на рынке труда. В связи с ростом производства увеличится спрос на труд. Численность занятых в экономике будет постепенно восстанавливаться и к 2013 году составит 68,3 млн. человек*. Однако, в 2014 году в результате демографических ограничений численность занятых в экономике будет снижаться и не превысит 68 млн. человек. Безработица к 2013 году достигнет предкризисного уровня 2007 года (6,3% экономически активного населения), а в 2014 году по мере снижения численности экономически активного населения сократится до 5,8 процента.

     Значительное повышение размера страховых взносов во внебюджетные фонды в 2011 году будет сдерживать рост заработной платы. В результате в 2011 году рост реальной заработной  платы замедлится до 3,3% против 4,6% в 2010 году. В 2012-2013 годах динамика реальной заработной платы в небюджетном секторе будет приблизительно соответствовать росту производительности труда, а в 2014 году может расти опережающими темпами по мере быстрого снижения уровня безработицы. Рост заработной платы бюджетников значительно ускорится в 2012 году, компенсируя замедление роста заработной платы в корпоративном секторе в этот период в результате снижения доходов от экспорта.

     Рост  реальных располагаемых денежных доходов ускорится, начиная с 2012 года, на фоне снижения уровня инфляции, индексации оплаты труда бюджетников и вследствие проведения реформы довольствия военнослужащих. В 2012-2014 годах реальные доходы населения будут ежегодно расти на 4-5 процентов (см. таб. 9). 
 
 

Таблица 9.Динамика элементов использования ВВП в РФ, 2008-14 гг.11, в %

  2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014
Валовой внутренний продукт 105,2 92,2 104,0 104,2 103,5 104,2 104,6
Расходы на конечное потребление 108,6 96,5 102,5 103,1 104,4 105,0 105,5
      в т.ч. домашних хозяйств 110,6 95,2 103,0 104,4 105,2 105,4 106,1
 Валовое накопление 110,5 59,0 128,4 123,1 106,6 106,7 108,2
 Экспорт 100,6 95,3 107,1 102,9 103,8 104,1 103,6
 Импорт 114,8 69,6 125,6 118,9 110,8 110,2 111,0

Информация о работе Инфляция в РФ и методы ее регулирования