Государственное и муниципальное управление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 12:26, контрольная работа

Описание

1. Банкротство в развитых странах. Признаки банкротства в Великобритании, США, Германии и Франции.
2. Жизненный цикл предприятия. Параметры, характеризующие стадии кризисного состояния предприятия.
3. Классификация и анализ причин неплатежеспособности организации.
4. Обязательства организации, их виды.
5. Причины возникновения, типология и динамика развития кризисов.

Работа состоит из  1 файл

АКУ контрольная.doc

— 150.00 Кб (Скачать документ)

Здесь необходима решительность и воля, доверие и уважение, активность и настойчивость. Этот этап сравним с этапами «рождение предприятия» и его «детство» в другой теории.

При удачном развитии событий фирма продолжает расти  и увеличиваться и вступает в  новый этап – патиентный. Это этап завоевания какого-либо сегмента рынка, упрочение своих рыночных позиций, выработки конкурентной стратегии, повышение роли маркетинга в управлении фирмой. Чаще всего этот этап рассматривается как этап количественного роста, и он сравним с этапом «отрочество». На этом этапе также существует опасность кризиса. Но она незаметна, так как внутреннее развитие характеризуется устойчивыми тенденциями.

Третий этап развития называется виолентным. В этот период организация достигает зрелого состояния, устойчивого положения на рынке. Конкурентоспособность ее велика, она чувствует себя уверенно. Можно охарактеризовать этот этап, как «зрелость». Но здесь существует свое подразделение на фирмы-виоленты - «гордые львы», «могучие слоны» и «неповоротливые бегемоты», которые можно сравнить со стадиями «расцвет сил», «полная зрелость» и начало «старения».

Коротко о каждом. Некоторые  фирмы-виоленты не утрачивают способности  к быстрому росту. Они динамичны  и дают наиболее яркие примеры  агрессивной конкуренции в верхнем эшелоне. Это «гордые львы». Но в процессе развития компании нередко утрачивают былой динамизм, обретая взамен устойчивую стабильность («могучие слоны»), которая обеспечивается преимущественно тремя факторами: большими размерами, диверсификацией, наличием широкой международной сети филиалов. Часто «слоны» вполне сознательно избегают чести быть первыми. Ведь риск у первопроходцев всегда велик. Они пускают в ход свои гигантские возможности, только тогда, когда успех уже наметился, и нередко при этом оттесняют новатора. Закат монополии связан с состоянием, по образному выражению, «неповоротливого бегемота». Сохраняя гигантский оборот, фирма постепенно утрачивает способность добиваться соразмерной прибыли, а то и начинает приносить убытки.

Четвертый этап называется коммутантным. Он представляет собой состояние фирмы в период упадка, старения, когда наиболее значимые параметры жизнедеятельности ухудшаются, а развитие, понимаемое как дальнейшее совершенствование, теряет смысл. Этот этап сравним со стадией «старения».

Пятый этап называется леталентным. Он характеризуется деструктуризацией фирмы, прекращением ее существования в прежнем виде.

Возможность кризиса и повышение  вероятности его наступления  возникает в переходные периоды  развития фирмы, в периоды между этапами цикла развития.

Рассмотрим опасность и вероятность  возникновения кризисов на примерах фирм – эксплерентов, патиентов, виолентов  и коммутантов. Конечно же, это  применимо и к стадиям по биологическому образцу: рождение, детство и т.д.

Первый переходный период фирмы-эксплерента – зарождение потенциала развития. Возникновение потенциала развития рождает опасность кризиса. Кризис характеризует ключевое противоречие развития. Но не всегда эта опасность разрушительного кризиса. Это может быть кризис обновления, кризис ускорения, кризис поиска. Кризисы при появлении эксплерентов, как правило, незначительно влияют на общую рыночную ситуацию в отдельной стране или отдельном регионе. Но если количество эксплерентов, попадающих в кризисную ситуацию, начинает превышать кризисную массу, могут возникнуть отрицательные, так называемые системные (эмерджентные и синергические), эффекты, оказывающие уже существенное влияние на жизнедеятельность отдельного региона, социальную напряженность в нем.

Второй переходный период – становление. Для патиентов проблемы возможности кризиса изменяются радикальным образом. Начинают проявляться и прогрессировать проблемы организационного и человеческого потенциала. Особенность развития патиентов заключается в том, что они крайне агрессивны в своих действиях и не обращают внимания на внешнюю среду. Это связано с тем, что патиентам необходимо «захватить» определенную нишу рынка и доказать свою состоятельность. Эти фирмы с точки зрения решения вопросов предотвращения кризисов наиболее трудноуправляемы.

Третий переходный период называется утверждением. Виоленты являются наиболее крупными, оказывающими значительное влияние на рыночную ситуацию. И для них существует опасность кризиса. Она заключается в обостренной конкурентной борьбе, организационной сложности, характерной для крупных фирмы, социально- психологических моментах, инновационной успокоенности менеджеров. Кризис виолента, то есть банкротство или распад, может привести к тяжелейшим. причем не только экономическим, последствиям как в регионе расположения фирмы, так и в масштабах мировых экономических отношений. Поэтому необходимо регулирование развития этих фирм как на региональном, так и на государственном уровнях. Они особенно нуждаются в антикризисном управлении, которое должно учитывать и национальные интересы, и мировые тенденции развития экономики.

Четвертый переходный период называется периодом падения. Он характеризуется снижением большинства важных показателей жизнедеятельности фирмы. Вообще падение основных показателей – это уже не опасность, а признаки кризиса, но темпы падения могут показывать, следует ли это оценивать как наступление необратимого кризиса или это следующий этап развития, следующий круг жизни фирмы.

Пятый переходный период называется исходом. Это период окончательного разрушения фирмы, ее ликвидации тем или иным путем.

Каждый из переходных периодов, так  же как и этапы (стадии), имеет  свои временные границы и качественные особенности. Первые определяются эффективностью управления, точнее системой антикризисного управления, вторые закономерной последовательностью возникновения новых свойств в развитии фирмы. Переходный период отражает последовательные изменения в определенном направлении от этапа к этапу. Но не всякие изменения отражают переходный период. Существуют изменения, которые характеризуют простую неустойчивость, колебания показателей под воздействием природных или социальных условий, перипетии конкурентной борьбы, ситуации рынка и пр.

Поэтому в практике антикризисного управления очень важно уметь  распознавать характер изменений в  управляемых и неуправляемых  процессах, отделять изменения переходного  периода от изменений нормального  функционирования фирмы.

 

3. Классификация и анализ причин неплатежеспособности организации.

В наиболее общем виде неплатежеспособность организации представляет неспособность расплатиться по наступившим на анализируемый момент времени обязательствам. Данная дефиниция является наиболее обобщенной и охватывает все виды неплатежеспособности. При диагностике финансового состояния предприятия важно не только установление факта наличия неплатежеспособности, но и определение ее характера: причин и степени развития, перспектив обретения платежеспособности и т.д. С этой целью полезно иметь разработанную типологию неплатежеспособности, позволяющую индивидуально охарактеризовать каждый случай неспособности предприятия погасить свои обязательства.

Особенно актуальной проблема разработки классификации  неплатежеспособности является в свете того, что в существующих исследованиях неплатежеспособность обычно не выделяется как отдельное понятие, а рассматривается вкупе с банкротством [1-4]. При этом зачастую происходит подмена понятий неплатежеспособности, несостоятельности и банкротства. Так, например, вводится термин «скрытое банкротство» [3,4], подразумевающий снижение стоимости предприятия. Однако, данное явление не всегда свидетельствует даже о неплатежеспособности, а тем более о банкротстве предприятия. Также вводится термин «явное банкротство», означающий неспособность предприятия своевременно оплачивать свои долги [3,4]. Очевидно, что данный термин фактически подменяет собой понятие неплатежеспособности в его наиболее общем понимании. Необоснованным, на взгляд авторов, является и выделение термина техническая неплатежеспособность [1]. Под технической неплатежеспособностью подразумевается любая неспособность предприятия погасить свои обязательства, то есть любой вид неплатежеспособности может быть назван техническим.

Исходя из вышеизложенного, очевидна необходимость проведения более подробного анализа неплатежеспособности по различным классификационным признакам. Классификацию предлагается производить по следующим признакам:

  • по характеру развития;
  • по причинам возникновения;
  • по степени легитимности;
  • по отношению неисполненных обязательств к определенному виду деятельности;
  • по отношению к определенному периоду времени;
  • по перспективе восстановления платежеспособности;
  • по периоду восстановления платежеспособности.

Наиболее важной является классификации неплатежеспособности по периоду восстановления платежеспособности. Именно этот признак позволяет определить глубину неплатежеспособности. Так как неплатежеспособность является следствием кризисной ситуации, то под ее глубиной (т.е. относительным размером просроченных обязательств) следует понимать степень развития кризиса на предприятии. То есть, чем глубже неплатежеспособность, тем более тяжелым является финансовое состояние предприятия.

На наш взгляд, в  качестве критерия неплатежеспособности целесообразно использовать время, необходимое для ее устранения. Чем глубже неплатежеспособность, тем больший срок необходим для погашения обязательств. Срок восстановления платежеспособности определяется исходя из реального состояния должника, и учитывает не только текущее соотношение обязательств с активами, но и будущие тенденции развития предприятия.

Авторами предлагается выделить пять степеней неплатежеспособности: зарождающуюся, прогрессирующую, устойчивую, хроническую и абсолютную. При определении временных интервалов степеней неплатежеспособности предлагается использовать приведенные в Федеральном законе от 26 октября 2002 г. №127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее – Закон) сроки процедур, применяемых по отношению к должнику. Закон содержит следующие «контрольные» временные промежутки:

  • интервал продолжительностью три месяца – срок, по истечению которого в отношении предприятия, не исполняющего свои обязательства, может быть возбуждено дело о банкротстве;
  • длительность процедуры наблюдения, т. е. семь месяцев;
  • период реабилитационных процедур – два года;
  • срок мирового соглашения, продолжительность которого может варьироваться в широком диапазоне от трех-пяти до двадцати-двадцати пяти лет.

Исходя из этого, зарождающейся является неплатежеспособность, которая может быть устранена в течение трех месяцев, прогрессирующей – десяти месяцев, устойчивой - двух лет и семи месяцев, хронической – периода мирового соглашения. Заключительная степень развития неплатежеспособности - «абсолютная неплатежеспособность». Абсолютно неплатежеспособное предприятие либо вообще не способно обрести платежеспособность за сколь угодно длительный срок, либо этот срок столь длителен, что превышает два года и десять месяцев, и срок мирового соглашения, приемлемый для кредиторов. Абсолютная неплатежеспособность является сигналом о нецелесообразности заключения мирового соглашения и необходимости проведения конкурсного производства.

Степени развития неплатежеспособности представлены на рисунке.

t0-t- зарождающаяся неплатежеспособность;

t0-t- прогрессирующая неплатежеспособность;

t0-t3- устойчивая неплатежеспособность;

t0-t4- хроническая неплатежеспособность;

t0- - абсолютная неплатежеспособность.


Рис. 1 – Степени  развития неплатежеспособности

Проанализировав типологию  неплатежеспособности по ее глубине, рассмотрим другие классификационные признаки. Первым из них является характер развития неплатежеспособности. Не следует полагать, что предприятие обязательно проходит через все приведенные выше степени неплатежеспособности. Такой вариант возможен только при постепенном развитии кризиса и, соответственно, нарастании неплатежеспособности. Возможна и ситуация, когда под воздействием каких-либо форс-мажорных обстоятельств, предприятие становится сразу глубоко неплатежеспособным. В качестве примеров таких обстоятельств можно привести стихийное бедствие, банкротство основного покупателя и т. д. Поэтому предлагается выделять два вида неплатежеспособности: внезапная и усиливающаяся, т.е. развивающаяся постепенно.

Различными могут быть и причины, вызывающие неплатежеспособность. Предприятие может оказаться  неспособным погасить свои обязательства  в силу внешних причин, таких как  нарушение договорных обязательств контрагентами, внезапное, трудно предсказуемое изменение рыночной конъюнктуры, стихийные бедствия, изменение законодательства и т.д. Неплатежеспособность, вызванная подобными внешними факторами носит экзогенный характер. Если же неплатежеспособность возникает под влиянием внутренних факторов (неразработанная инвестиционная политика, непрофессионализм персонала и т. д.), то ее следует классифицировать как эндогенную. Однако чаще всего к неплатежеспособности предприятие приводят как внешние, так и внутренние факторы. Например, неплатежеспособность возникает вследствие отсутствия учета менеджерами предприятия постепенных неблагоприятных изменений рыночной конъюнктуры. Такая неплатежеспособность является смешанной.

Информация о работе Государственное и муниципальное управление