Банкротство и ликвидация организации (на примере ООО "Омега")

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 11:47, контрольная работа

Описание

Система банкротства, которая начинает действовать в России, вызывают разную реакцию у различных общественных институтов, партий и движений, которые пытаются ускорить или приостановить процедуру банкротства предприятий, ссылаясь, как правило, на моральные и социальные последствия для населения, судьбы России. В работе представлен анализ исследования проблемы банкротства на примере ООО "Омега".

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты банкротства
Понятие банкротства
Причины банкротства
Процедура банкротства и его предупреждение
Контроль за признаками банкротства и управление в период банкротства
Глава 2. Ликвидация организации
Принудительная ликвидация
Добровольная ликвидация
Глава 3. Анализ исследования данной проблемы на примере ООО «Омега»
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Антикризисное управление.doc

— 112.00 Кб (Скачать документ)

     Официально  предприятие может считаться  банкротом только при наличии  и решения арбитражного суда либо решения предприятия о добровольной ликвидации. Законодательство о банкротстве обычно предусматривает не только ликвидационные, но и реорганизационные процедуры.

Предупреждение  банкротства

     Система контроля и раннего обнаружения  признаков предстоящей кризисной  ситуации имеет весьма важное значение. Укажем основные ее моменты.

     Как серьезное предупреждение о грядущем неблагополучии предприятия следует  расценивать как отрицательную  реакцию со стороны партнеров  по бизнесу, поставщиков, кредиторов, баков, потребителей продукции на те или  иные его мероприятия - всевозможные реорганизации (организационные, структурные, открытие или закрытие подразделений предприятий, филиалов, дочерних фирм, их слияния), частая и необоснованная смена поставщиков. Выход на новые рынки, рискованная закупка сырья и материалов и другие изменения в стратегии предприятия. Другим существенным признаком, контролируемым кредиторами, является изменение в структуре управления и атмосфере, царящей в верхних слоях управления, поскольку крах предприятий начинается с конфликтов в его высшем руководстве.

     Другие  ранние признаки банкротства связаны  с характером изменений финансовых показателей деятельности предприятия, своевременностью и качеством представления  финансовой отчетности и проведением  аудиторских проверок:

1) задержки представления  бухгалтерской отчетности и изменение ее качества, что может свидетельствовать либо о сознательных действиях, либо о низком уровне персонала - и то и другое являются признаками неэффективности финансового управления;

2) изменение  в статьях бухгалтерского баланса  со стороны пассивов и активов и нарушение определенной пропорциональности;

3) увеличение  или уменьшение материальных  запасов, что может свидетельствовать  либо о заинтересованности, либо  о возможной неспособности предприятия  выполнять свои обязательства  по ставкам;

4) увеличение  задолженности предприятия поставщикам  и кредиторам;

5) уменьшение  доходов предприятия и снижение  прибыльности фирмы, обесценение  акций предприятия. Установлением  предприятием нереальных (высоких  или низких цен) на свою продукцию.

     Настораживающими признаками являются также внеочередные проверки предприятия, ограничение его коммерческой деятельности органами власти, отмена и изъятие лицензий.

     Оздоровление  финансового положения предприятия  как составная часть управления кризисными состояниями и банкротством предполагает целевой выбор наиболее эффективных средств стратегии и тактики, необходимых для конкретного случая и конкретного предприятия. Изучения опыта преодоления кризисных ситуаций многих предприятий позволяет сформулировать некоторые общие, обязательные для каждого предприятия процедуры, на основании которых можно выделить два наиболее распространенных вида тактики.

     Защитная  тактика основана на проведении сберегающих мероприятий, основой которых является сокращение всех расходов, связанных с производством и сбытом, содержанием основных фондов и персонала, что приводит к сокращению производства в целом. Такая тактика применяется, как правило, при очень неблагоприятном стечении внешних обстоятельств и характерна для большинства российских государственных и частных предприятий в 1992-1994 гг., характеризующиеся нестабильностью всей экономической системы. Однако подобная тактика, которая может оказаться эффективной для отдельных предприятий, ожидающих оживления деловой активности и благоприятности рыночной конъюнктуры, неприемлема для основной части предприятий. Очевидно, что массовое применение защитной тактики большинством предприятий вызывает еще более высокий кризис национальной экономики и поэтому не приводит к финансовому благополучию применяющих ее предприятий, что в полнее объяснимо - ведь главные причины кризисной ситуации находятся вне предприятии. Защитная тактика предприятия ограничивается, как правило, применением соответствующих оперативных мероприятий:

1) устранение  убытков;

2) сокращение расходов;

3) выявление  внутренних резервов;

4) кадровые перестановки;

5) укрепление  дисциплины;

6) попытка улаживания  дел с кредиторами.

     Более эффективная наступательная тактика, то есть проведение не столько оперативных, сколько стратегических мероприятий. В этом случае наряду с ресурсосберегающими мероприятиями проводятся активный маркетинг. Изучение и завоевание новых рынков сбыта, установление более высоких цен, увеличение расходов на совершенствование производства за счет его модернизации, обновления основных фондов, внедрения перспективных технологий.

     В тоже время происходит смена или  укрепление руководства предприятия, осуществляется комплексный анализ и оценка ситуации, при необходимости корректируется философия, основные принципы деятельности предприятия, то есть изменяется его стратегия, в соответствии, с чем пересматриваются производственные программы, происходит укрепление позиций предприятия на рынке и завоевание новых сегментов рынка, обновление номенклатуры выпускаемой продукции. Все это находит отражение в разрабатываемой концепции финансового, производственного и кадрового оздоровления, в соответствии с которой финансовая, маркетинговая, техническая и инвестиционная программы, которые позволяют повысить финансовое благополучие предприятия.

     В систему банкротства цивилизованного  типа входят не только предприятия  и связанные с ним всевозможными обязательствами партнеры (кредиторы, поставщики), но и органы государственной власти. Разумеется, роль последних отличается от роли других участников системы банкротства. Органы государственной власти должны обеспечить функционирование организационного судебного (правового) и социального обеспечения системы банкротства.

     Эффективная реализация целей и задач, стоящих  перед системой банкротства, предполагает разработку целого ряда методик и  методических разработок, стандартизирующих  основные процессы, которая в Российской Федерации уже началась.

     Применение  аналитических методик (по составлению  программ финансового, производственно-технического оздоровления, управления, составлению  планов инвестиций, внешнего управления, конкурсного производства, санации) позволяет провести тщательный анализ финансового состояния, системы управления предприятием, его производственной и маркетинговой деятельности.

     Большое значение имеет разработка методик  по подготовке и переподготовке, подбору  и назначению персонала управления, а также других работников предприятия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.4 Контроль за признаками  банкротства и  управление в период

банкротства

     Ранними признаками банкротства являются:

1) задержки с представлением отчетности, которые могут свидетельствовать о плохой работе финансовых служб предприятия;

2) резкие изменения в структуре баланса и отчета о финансовых результатах, особенно:

а) резкое уменьшение денег на счетах (увеличение денег также может свидетельствовать о невозможности дальнейшего капиталовложений);

б) увеличение дебиторской задолженности (резкое снижение также свидетельствует о затруднениях со сбытом, если сопровождается ростом запасов готовой продукции);

в) старение дебиторских счетов;

г) нарушение баланса дебиторской и кредиторской задолженности;

д) увеличение кредиторской задолженности (резкое ее снижение при наличии денег на счетах также свидетельствует о снижении объемов деятельности);

е) снижение объемов продаж (неблагоприятным может оказаться и резкое увеличение объемов продаж, так как в этом случае банкротство может наступить в результате последующего нарушения баланса долгов, если последует непродуманное увеличение закупок, капитальных затрат; кроме того, рост объемов продаж может свидетельствовать о сборе продукции перед ликвидации предприятия);

3) конфликты на предприятии, увольнение кого-либо из руководства, резкое увеличение числа принимаемых решений.

     Различают следующие стадии банкротства.

     Скрытая стадия, при которой происходит скрытое (особенно если не налажен специальный управленческий учет) снижение «цены предприятия», определяющийся капитализацией прибыли.

     Снижение  «цены предприятия» означает снижение ее прибыльности либо увеличение средней  стоимости обязательств, которое  предприятие будет вынуждено  принять на себя в ближайшем будущем, (это может происходить незаметно, если финансовые службы не отслеживают ситуацию на рынке акций и облигаций аналогичных фирм, банковских кредитов).

     Целесообразно рассчитывать «цену предприятии» на ближайшую и долгосрочную перспективу.

     Вторая  стадия - финансовая неустойчивость, то есть возникновение трудностей с наличностью, некоторых ранних признаков банкротства.

     На  этой стадии руководство часто прибегает  к «косметическим» мерам, например, продолжает выплачивать акционерам высокие дивиденды, увеличивая заемный  капитал путем продажи части активов, чтобы снять подозрения вкладчиков и банков.

     Как показывает, опыт, при ухудшении  ситуации руководители не редко используют авантюрные способы зарабатывания  денег, а иногда прибегаю к мошенничеству.

     Третья  стадия - явное, юридически очевидное банкротство, то есть предприятие своевременно не может оплачивать долги.

     Дела  о банкротстве могут рассматриваться  в судебном и внесудебном порядке (в соответствии с Законом Российской Федерации «О несостоятельности (банкротстве) предприятия» от 19 ноября 1992 г. № 3929-1).

     Судебные  дела о банкротстве начинаются по заявлению должника (который официально признает свою неспособность своевременно оплачивать долги), кредитора (который  подает заявление в том случае, если не получает причитающих платежей по прошествии 3 месяцев со дня наступления сроков их исполнения), прокурора (при наличии подозрений на ложное банкротство).

     Арбитражный суд может:

1) признать банкротство,  открыть конкурсное производство  и по завершении последнего  исключить предприятие из реестра действующих;

2) отклонить  заявление, если выявляется финансовая  состоятельность должника и его  способность оплатить долги;

3) приостановить  производство в связи с передачей  предприятие под внешнее управление  или санацию (в первом используются внутренние резервы предприятия, во втором конкурсным порядком определяются возможные вкладчики дополнительных средств);

4) согласится  с договоренностью должника и  кредиторов об отсрочке долгов.

     Внесудебная процедура предполагает либо договоренность об отсрочке долгов, либо добровольную ликвидацию предприятия-должника.

Для выхода из банкротства  принимаются экстренные меры по оздоровлению предприятия:

1) смена руководства;

2) изменение  организационной структуры предприятия,  сокращение аппарата управления, централизация контрольно-плановых функций;

3) установление  жесткого контроля затрат;

4) переподготовка  персонала, психологическая переориентация;

5) сокращение  номенклатуры продукции и услуг;

6) усиленный  маркетинг.

     Одновременно  необходимо разрабатывать стратегические меры, которые в большинстве случаев подразумевают последовательные перепрофилирование предприятия.

Управление  в период банкротства

     Терминологические и правовые изменения вызвали  и изменения в позиции общественности, предпринимательской морали общественном мнении. Если ранее понятие «банкрот» или неплатежеспособный должник» вызывало негативную реакцию, то теперь банкротство воспринимается чаще всего нейтрально. Если еще несколько лет назад неплатежеспособность была редким явлением, то в настоящие время так называемая вторичная неплатежеспособность ни кого не удивляет.

Информация о работе Банкротство и ликвидация организации (на примере ООО "Омега")