Антикризисное управление развитых стран

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 16:33, реферат

Описание

Показатель производительности труда выполняет следующие функции: плановую, учетную и стимулирующую.
Плановая функция является важнейшей, т. к. с помощью показателей производительности обосновывается плановая численность работников, объем трудозатрат сопоставляется с их необходимым количеством, рассчитываются расходы по заработной палате.

Содержание

Введение...................................................................................................................2

1. Теоретические основы антикризисного управления....................................4

1.1 Понятие антикризисного управления……………………….........................4

1.2. Механизм, планирование, мероприятия А.У. применяемые

в развитых странах..................................................................................................4

1.3.Антикризисная направленность реформ Л. Эрхарда....................................5

2. Антикризисные действия стран Запада........................................................10

2.1. ЕС как инициатор глобальных антикризисных мер....................................10

2.2. Поддержка инноваций стран запада, способствующая А.У......................11

2.3. Антикризисная политика ЕС.........................................................................13

2.4. Российская антикризисная политика............................................................13

Заключение.............................................................................................................16

Список литературы................................................................................................17

Работа состоит из  1 файл

антикризисное управление.docx

— 54.14 Кб (Скачать документ)

           Государство поддерживало отрасли, испытывавшие трудности, особенно угольную и электротехническую промышленность, металлургию. Инвесторам и предпринимателям предоставлялись налоговые льготы. 
Эрхард широко использовал государственные рычаги, для того чтобы преодолевать неполадки, не отклоняться от избранного курса. «По моему твердому убеждению, — говорил Эрхард в речи перед членами      Федерального объединения германской промышленности, — в XX веке, в сегодняшних социальных условиях ответственность за экономику несет

однолишь  государство». Определение рамок экономического порядка «опять-таки может, быть задачей только государства» Существенную роль в успехе проводимых преобразований и выхода ФРГ из кризиса сыграла внешняя поддержка (экономическая помощь по плану Маршалла, а также поставки топлива, продовольствия, семян, удобрений по другим каналам). В германскую экономику передавались американский транспорт и другое имущество армии США. Из средств Фонда европейской программы восстановления предоставлялись на льготных условиях кредиты. 
          Первым мероприятием, проведенным в июле 1948 г., была денежная реформа. Ее цель — избавление от обесцененных денег и создание твердой валюты. Денежная реформа явилась важной предпосылкой модернизации всего экономического механизма германской экономики. Декретом были введены новые деньги — дойчмарки. Каждый житель получал 40 марок. Половину сбережений и наличности разрешалось поменять в соотношении 1:10, а вторая половина была заморожена и обменивалась по курсу 1:20. В конечном счете размеры денежной массы (наличных средств и банковских депозитов) были сокращены более чем в 14 раз [1, с. 249]. 
          Вслед за денежной реформой последовала реформа цен. Законом о принципах хозяйственной структуры и политике цен отпускались на свободу цены, отменялись административное распределение ресурсов и многочисленные нормативные документы, регулировавшие до этого экономические отношения         

          Несколько позже были приняты законодательные акты о кредитной и налоговой политике о мерах против произвольного завышения цен, антимонопольные и антикартельные указы и др. Периодически публиковались каталоги так называемых уместных цен, т. е. учитывающих состояние покупательной способности большинства жителей ФРГ. 
Важнейшим элементом экономической политики Эрхарда было укрепление ФРГ на мировом рынке — удалось втрое увеличить экспорт. Были приняты решительные меры по защите внутреннего рынка от внешних конкурентов, смягчено налоговое бремя, запрещались набор новых служащих и повышение им окладов, проводился курс на жесткую экономию государственных расходов. Большое внимание уделялось развитию малого и среднего бизнеса. Уже в 1953 г. на предприятиях с числом сотрудников до 500 человек работало до 50,8% всех занятых и производилась половина промышленной продукции      

         Государственные органы проявляли заботу о создании системы эффективной занятости, включающей в себя переподготовку кадров, 
развитие общественных работ, увеличение числа рабочих мест и сокращение безработицы. По мнению Эрхарда, социальная политика государства должна быть политикой для миллионов. Она призвана обеспечить, с одной стороны, защиту и поддержку слабых, а с другой, — создание благоприятных условий для активного развития сильным, т. е. лицам, которые в силу своих способностей и квалификации могут самостоятельно добиться успехов в жизни. При этом важна солидарность «сильных» и «слабых», забота всего общества о потерпевших неудачу в жизни4.

         Положительную роль в преодолении кризиса в ФРГ сыграло индикативное планирование. Это не «планы-прогнозы», «планы-догадки», а очень эффективный в условиях ФРГ экономический, правовой и административный механизм воздействия на все сферы жизнедеятельности страны. Основу этого успеха, по мнению профессора Д. Валового, обеспечивали следующие факторы: высокая квалификация разработчиков планов, использовавших весь арсенал экономической науки; разнообразие методов и инструментария при реализации этих планов, отсутствие какого-либо догматизма и узости подходов; твердость и последовательность профессионального государственного аппарата, который, нередко действуя в условиях крайней политической нестабильности, целеустремленно реализовывал принятые программы; выработка широкого национального согласия в отношении главных целей социально-экономического развития на ближайшую и отдаленную перспективы.

          Выходу из кризисного положения в ФРГ сопутствовало и положительное решение ряда духовно-культурных проблем, таких, как состояние массового сознания, особенностей мышления, изменение образа жизни, мышления и поведения миллионов немецких граждан. 
Для социального рыночного хозяйства, по словам Эрхарда, определяющее значение не в последнюю очередь имеют «не только технические, автоматические механизмы поддержания сбалансированности на рынке, но и духовные и нравственные представления. Одного поддержания равновесия между спросом и предложением через свободное формирование цен мало для оправдания общественного строя или наполнения его идейного багажа»  
          Антикризисные реформы, разработанные и умело проведенные Л. Эрхардом, не имели бы успеха без активной поддержки общественности, без участия граждан в процессе принятия и реализации решений по социально-экономическим вопросам, без широкой опоры на разработки и рекомендации ученых своей страны. В соответствии с законом в ФРГ был образован экспертный о совет по перспективам общего экономического развития ФРГ, который разрабатывал необходимые исходные предложения для принятия правительством хозяйственно-политических решений         

          Подытоживая и оценивая антикризисную реформаторскую деятельность Л. Эрхарда, следует особенно подчеркнуть правильный выбор социально ориентированной модели развития. Известный знаток экономических школ и теорий Ю. Ольсевич в одной из своих последних работ пишет, что «конкурентный рынок — это не продукт стихийной игры экономических сил.  
 

2. Антикризисные действия стран Запада                                      

      2.1. ЕС как инициатор глобальных антикризисных мер 

        Финансово-экономический кризис 2008–2009 гг. быстро приобрел   глобальный характер и затронул в той или иной степени практически все значимые экономики мирового хозяйства. Это одна из особенностей текущего кризиса. В условиях глобализации финансовый кризис, зародившийся в США, быстро распространился на Европу и сначала вылился в кризис ликвидности, а затем поразил реальный сектор. К концу 2008 г. экономика стран ЕС оказалась подвержена рецессии, демонстрируя два квартала подряд отсутствие роста.  Значительное ухудшение конъюнктуры началось еще во втором квартале 2008 г., когда произошло абсолютное сокращение  ряда ключевых показателей по отношению к первому кварталу, в котором они имели прирост.

       В конце первого квартала 2009 г. продолжающая свой  рост безработица в ЕС-27 составила 8,4 %, а в зоне евро – 8,9 %. Падение ВВП, по данным Евростата, составило более 4 %. Кризис активно распространялся на ведущие экономики мира.

       Президент России Д. Медведев накануне Вашингтонского антикризисного саммита «Группы двадцати» высказал мнение, что с таким кризисом человечество столкнулось впервые и что он не сопоставим даже с кризисом времен Великой депрессии Политика выхода из кризиса традиционно носила преимущественно национальную окраску и проводилась национальными правительствами в целях защитить, прежде всего, национальные отрасти экономики, что создавало предпосылки развития протекционизма в международной торговле и оказывало негативное влияние на динамику мировой экономики в целом. Видимо, более эффективным ответом на глобальный экономический кризис должна стать скоординированная политика региональных объединений или глобальная антикризисная политика. Более глобализованный характер мировой экономики по сравнению с прошлым веком означает, что те огромные  финансовые ресурсы, которые накоплены финансовыми институтами, могут быть более быстро переброшены из одного сегмента в другой: из прибыльного – в кризисный. 

          Определенную роль на движение цикла и на  развитие экономик оказывают и региональные и международные экономические организации.  Они способны смягчить действие негативных тенденций в экономике. Это может отложить наступление кризиса. Но, с другой стороны, когда внутренние экономические дисбалансы системы становятся столь значительными, что их уже  не удается гасить, то последствия становятся  более разрушительными. Обозначим и нашу точку зрения – только масштабное глобальное сотрудничество и координация действий могут позволить получить эффективную отдачу для мировой экономики в целом от принимаемых на национальном и региональном уровнях мер.

2.2. Поддержка инноваций в странах Запада, способствующая А.У.

            Условия кризиса вынуждают государство оказывать финансовую поддержку инноваций5. Необходимость государственной поддержки НИОКР в целях повышения технологического уровня страны, её технологической конкурентоспособности определяется, в данном случае, несовершенством современного рыночного механизма. Для повышения технологической конкурентоспособности страны необходимы, прежде всего, действия государства по улучшению общеэкономического климата и создание необходимых условий для увеличения капиталовложений в сферу НИОКР.

В странах  Западной Европы, США, Японии значительное место уделяется проблемам поддержания  высокой инновационной активности, решение которых достигается  как на основе прямого государственно-монополистического регулирования, так и косвенными методами регулирования развития научно-технического прогресса.

          Государственные программы поощрения НИОКР включают четыре раздела:

1)выработка общих принципов политики поощрения и её целей;

2)исчерпывающее информационное обеспечение;

3)создание групп по оценке данных программ, действующих независимо от аппарата управления, и выбор рационального временного интервала для проведения таких оценок;

4)непосредственное проведение оценок.

         Государственная финансовая поддержка в развитых странах направлена на выбор ключевых, наукоемких технологий, оказывающих революционизирующее воздействие на экономическое развитие. Широко используются агрессивная, защитная, абсорбирующая модели технологического и производственного поведения. Агрессивная модель предусматривает наличие высокого научно-технического потенциала и занятие национальными фирмами лидирующих позиций в разработке передовой технологии и на рынках сбыта. В этом случае научно-техническая политики включает осуществление рисковых и в то же время высокорентабельных научно-исследовательских проектов, крупных вложений в НИОКР.

         В случае оценки национальных возможностей как защитных, т.е. признания спорным технологического лидерства страны или факта его утраты, в арсенал государственной политики включаются меры, направленные на поддержание конкурентных позиций в передовых областях науки и техники, на активное использование рыночных и производственных возможностей.

           Процесс разработки политики государственного стимулирования НИОКР в промышленности включает следующие элементы: идентификация технологий, по отношению к которым необходимо принимать политические решения; характеристика потенциальных возможностей нации в обладании данными технологиями; оценка роли правительства. Особое внимание уделяется оценке эффективности государственного стимулирования НИОКР и методам, усиливающим государственное регулирование.

2.3. Антикризисная политика ЕС

         Европейский союз обладает мощными ресурсами воздействия на макроэкономическую ситуацию, удачно дополняющими национальные инструменты регулирования входящих в него стран с точки зрения способности противостоять глобальным экономическим вызовам времени. Для проведения общей политики есть и соответствующие институты, и механизм, и правовая база, и инструментарий. Есть и солидная основа в виде таможенного союза, емкого единого внутреннего рынка, валютного союза – укрепляющих мировые позиции ЕС и расширяющих возможность противостоять внешним экономическим потрясениям. А возможности ЕС координировать национальную политику стран членов, пожалуй, наиболее высоки среди всех международных экономических институтов.

Особое  внимание в решениях ЕС уделяется  инновациям и стимулированию инвестиций, усилению конкурентных позиций в  долгосрочном плане. Для этого  разработана  стратегия «умных» инвестиций на уровне ЕС. Они включают: инвестиции в повышение эффективности использования  энергии и энергосбережение, экологически безопасные чистые технологии, в развитие исследовательской инфраструктуры и Интернета, в повышение эффективности  НИОКР, в здравоохранение. Это подготовит Европу к переходу к более эффективной  экономике, основанной на минимальном  использовании ископаемого топлива  и минимальном влиянии на окружающую среду6.

2.4. Российская антикризисная политика

           Российская программа антикризисных мер довольно обширна. Но в ней есть несколько основных направлений. 

Информация о работе Антикризисное управление развитых стран