Жизненный цикл семьи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 07:46, курсовая работа

Описание

Одной из многих наук, имеющих общий с социологией семьи объект, является демография семьи, предмет и задачи которой в настоящее время активно обсуждаются. Демография семьи рассматривается как наука, предметом которой являются закономерности формирования. Функционирования и распада семейно - родственных групп и домохозяйств. Необходимость дополнения традиционного демографического анализа, в центре которого индивид, лишенный каких-либо иных характеристик кроме пола и возраста, обращением к демографии семьи, необходимость включения именно семьи как объекта исследования и одновременно единицы наблюдения, обусловлено тем, что «индивидуалистическая» демография близка к исчерпанию своего эвристического и прогностического потенциала.

Содержание

Введение
Глава 1. Сущность понятия «жизненный цикл семьи»
1.1 Динамика семьи
Глава 2. Стадии жизненного цикла семьи
Глава 3. Изменение демографического поведения
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ 2011.docx

— 51.47 Кб (Скачать документ)

    Во  взглядах ученых и политиков на развитие экономических мер семейной политики просматриваются две позиции, если не противоположные, то достаточно противоречащие.Одна – обеспечить гарантированный минимум социальной поддержки всем нетрудоспособным.  Сторонники другого подхода предлагают отказаться от принципа всеобщности и равноправия в получении семьями с детьми поддержки от государства и концентрировать весьма ограниченные ресурсы на поддержке «наиболее уязвимых социальных слоев» (к таким относят многодетных, одиноких матерей, семьи с детьми инвалидами и т.п.). Такой подход получил название «адресной социальной помощи». При введении централизованных мер помощи семьям с детьми в 1990 г., а затем и в 1991 г., ряд основных пособий назначался не всем, а лишь малообеспеченным ( в 1990 г. к таким относили семьи с доходами менее двух минимальных зарплат, в 1991 г. – менее четырех минимальных зарплат). В 1991 г. российским правительством эти ограничения были сняты. Однако принцип определения нуждающихся в социальной защите путем подсчета доходов и  «уравнивания» – перераспределения доходов от семей с большими доходами семьям с меньшими доходами находит много сторонников в правительственных структурах. По мнению авторов такой концепции это позволяет занижать объем средств на поддержку семей и сдерживать рост обесценивающейся денежной массы.

    При формулировании основных задач семейной политики следует исходить из следующего:

  • необходимо избавить семью от унизительной зависимости от государственных щедрот, помочь избавиться всем нормальным семьям от пока еще сильной потребности в социальной защите, поддерживать само обеспечение, а не иждивенчество. Для этого нужно создать условия, в которых семья с работоспособными родителями имела бы от своей экономической деятельности доход, достаточный для нормального развития детей ( это предполагает совершенствование оплаты труда, занятости и подготовки кадров, налогообложения, кредитования и т.п.);
  • сохранить поддержку семей с детьми, оказавшихся в особо трудных условиях (многодетные, неполные семьи, семьи беженцев, безработных, семьи с инвалидами и т.п.);
  • сохранить и совершенствовать систему семейных пособий, а также минимальных (бесплатных) социальных гарантий для детей в сфере образования, здравоохранения, культуры, оздоровительного отдыха, развитие социального страхования и частичной компенсации расходов в сфере платных услуг;
  • содействовать семье в реализации воспитательных функций (льготные режимы занятости для родителей, сохранение и развитие системы дошкольного воспитания, не подменяющей семью, а помогающей ей воспитывать детей, педагогическое просвещение родителей и т.п.;
  • способствовать сохранению семейной среды для детей и воссозданию ее для детей, лишившихся родительского попечения (профилактика распада семьи, работа с семьями групп риска, профилактика отказа от родившихся детей, правовая и экономическая поддержка опеки и усыновления и т.п.

    Разные  типы семей нуждаются в дифференцированном подходе к мерам их социальной защиты, помощи в адаптации к условиям кризиса, к переходу к новому общественному  устройству.

    Оно должно сочетать рыночную экономику  и государственную систему социальной защиты семей с детьми, активизацию  демографической политики в регионах с тенденцией к депопуляции.

    Одной из важнейших проблем демографии семьи является проблема моделирования  семейного цикла жизни. Изучению                    этой проблемы ученые и демографы  посвятили много времени.

    По  мнению А.Г. Волкова, «в демографии –  науке о закономерностях воспроизводства  населения – семья является объектом изучения как первичная ячейка воспроизводства  новых поколений». В демографическом  изучении семьи он выделяет три аспекта.

    Во-первых, анализ роли «семьи как социальной ячейки воспроизводства поколений, в жизнедеятельности которой  могут быть прослежены социальные факторы, влияющие на процесс деторождения и  его компоненты – усвоение социальных норм, формирование потребностей и  соответствующих им установок, репродуктивное поведение и результат – появление  потомства». Этот аспект охватывает круг проблем, которые связаны с деторождением  в семье и его демографическими факторами (вступление в брак, образование  семьи, возраст вступления в брак, начало деторождения и т.п.)

    Во-вторых. Анализ роли семьи как фактора  демографических изменений, изучение влияния жизни в семье, ее состава  и типа на интенсивность деторождения, уровень смертности, процессов образования  и распада семей как элементов  воспроизводства населения.

    В-третьих, изучение собственно процесса образования  и развития семей, с одной стороны  как самостоятельного демографического феномена, а с другой – как  результата совокупного влияния  всех взаимодействующих демографических  процессов.

    В одной из своих последних публикаций А.Г. Волков, говоря о демографическом  изучении семьи, указывает, что, изучая последнюю, демография «стремится установить, как часто и в каком возрасте образуются супружеские пары, составляющие основу семей, сколько у них рождается  детей, когда выделяются взрослые дети из родительских семей, из-за чего и  когда распадаются семьи и  как сказывается все это на росте населения

    Из  трех аспектов демографического изучения семьи к проблематике демографии семьи как науки имеет отношение  только один – именно первый. Исследование роли семьи как фактора воспроизводства  населения не входит в предмет  демографии семьи. Но отечественные  демографы уделяют проблематике демографии семьи как науки явно недостаточное внимание.

    Указанные противоречия давно являются предметом  дискуссии среди зарубежных ученых. Часть их видит причину этих трудностей в отсутствии адекватных теоретических  исследований семьи как таковой  в ее целостности в противоположность  тому, что имеет место в изучении ее индивидуальных элементов. Другие, напротив, теоретическуюнеразработанность проблем семейной демографии рассматривают как следствие отсутствия статистической информации, соответствующих данных переписей и специальных обследований.

    По  мнению известного американского демографа  Натана Кейфица, «мы имеем здесь дело с типичной проблемой метауровня науки», демографии семьи в данном случае: цели исследователя задают и характер понимания той или иной конкретной исследовательской задачи. Эта проблема должна решаться, по словам Н. Кейфица, так, чтобы уменьшить по возможности сложность объекта, внести вклад в методологию анализа и создать предпосылки для включения в анализ новой информации. Н. Кейфиц также указывает на ряд трудностей, с которыми сталкивается демография семьи. Среди них на первые места он ставит многообразие типов семей и их изменчивость, а также внутреннюю гетерогенность семьи.

    Говоря  о необходимости развития демографии семьи, нужно сказать, что она  прямо связана с характером тех  исследовательских и практических задач, которые ей предстоит решать. Если для решения некоторых задач  прогнозирования населения, его  общей численности, величины трудовых ресурсов, пенсионного обеспечения  и т.п. часто бывает вполне достаточно традиционных подходов, для которых  типичным является обращение к индивиду, лишенному каких-либо иных признаков  пола и возраста. Здесь за стандартной  демографической практикой может, по мнению Н. Кейфица, скрываться «индивидуалистическая идеология», которая методологически ориентирует исследователя на изучение процесса воспроизводства населения. Но точность и надежность такого рода прогнозов весьма относительна.

    Как пишет французский демограф Э. Ле Бра, тремя главами демографии являются «брачная жизнь, обычно связываемая с браком и разводом, прокреативная (репродуктивная) жизнь, маркируемая рождениями, и смерть как конец жизни», но все эти события «происходят в семьях».

    Поэтому важно изучать семью и ее функционирование, изменения, которые происходят с  нею как в историческом плане, так и в ходе ее жизненного цикла. В этом плане трудно переоценить  сотрудничество экономики, социологии, демографии и других наук, изучающих  семью. Демография семьи в этом наборе изучает как бы внешние проявления семейной жизнедеятельности, фиксируя последовательность перехода семьи  из одного состояния в другое, время  наступления важнейших семейных событий и т.д.

    Иначе говоря, в центре демографии семьи  – жизненный цикл семьи. Применение концепции жизненного цикла семьи  – это реализация стремления более системно подойти к анализу демографических феноменов, более адекватно и реалистически написать «три главные главы демографии», о которых говорил Ле Бра. В этом плане демография семьи может рассматриваться как своеобразный методологический мост между формальной демографией и другими науками, социологией семьи прежде всего. 
 
 
 
 

    Заключение

    Концепция жизненного цикла семьи трансформировалась в соответствии с целями изучения процессов брака, рождаемости, разводимости, смертности и т.д. Важнейшим направлением использования концепции жизненного цикла семьи является микро стимуляция, т.е. имитационное моделирование ее изменений и семейного поведения.

    Теоретической базой дальнейшей работы в области  моделирования репродуктивного  поведения семей являются уже  достигнутые результаты в области  социологии семьи и социологии репродуктивного  поведения.

    Для изучения демографических перспектив и перспектив развития семьи, изучения комплекса проблем и последствий  в меняющихся условиях необходимо проведение новых исследований (общероссийских, региональных, локальных исследований семей конкретных социально-демографических  групп). Те средства, которые сегодня  отпускаются на науку, настолько  мизерны, что не позволяют сохранить  работоспособность имеющихся научных  центров и не могут дать хотя бы минимальных стимулов для того, чтобы  в науку пришло молодое поколение. Научные коллективы стареют еще  быстрее, чем население в целом. Мы рискуем в скором времени потерять целые научные школы, формировавшиеся  десятилетиями.

    Сегодня только государственные органы могут  сформировать заказ на подготовку специалистов по демографии и семейной политике, но на их подготовку нужно много времени. Необходимо помнить, что эти проблемы придется решать. 
 
 
 
 
 

Список  литературы:

  1. Бондарская Г.А. «Изменение демографического поведения российских семей за 100 лет»/ Мир России. 1999
  2. Волков А.Г. «Семья как объект демографии», М., 1986
  3. Вестник МГУ, серия 18 «социологическая политология», 1997
  4. Елизаров В.В. «Демографическая ситуация и проблемы семейной политики»/ Социс, 1998
  5. Алешина Ю. Е. Цикл развития семьи: исследования и проблемы/ Психология семьи/ Самара: Издательский дом «БАХРАХ-М», 2002

Информация о работе Жизненный цикл семьи