Защита прав ребенка в Волгоградской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 19:19, доклад

Описание

Во Всеобщей декларации прав человека ООН провозглашено, что дети имеют право на особую заботу и помощь. Необходимость в особой защите ребенка предусмотрена в Женевской декларации прав ребенка и Декларации прав ребенка, признана во Всеобщей декларации прав человека, в Международном пакте о гражданских и политических правах (в частности, в статьях 23 и 24), Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (в частности, в ст. 10), а также в уставах и соответствующих документах специализированных учреждений и международных организаций, занимающихся вопросами благополучия детей.

Работа состоит из  1 файл

доклад защита прав ребенка исправ.doc

— 123.00 Кб (Скачать документ)

Камышинский филиал

Негосударственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

Волгоградский институт бизнеса 
 
 
 

ДОКЛАД

Тема: Защита прав ребенка  в Волгоградской  области 
 

              Подготовила:

              студентка 3 курса группы 3ЮС

              Веселовская Ярослава Андреевна

              Руководитель: Е.В. Журавлева 
               
               
               

Камышин

2010

    Введение

    Во  Всеобщей декларации прав человека ООН провозглашено, что дети имеют право на особую заботу и помощь. Необходимость в особой защите ребенка предусмотрена в Женевской декларации прав ребенка и Декларации прав ребенка, признана во Всеобщей декларации прав человека, в Международном пакте о гражданских и политических правах (в частности, в статьях 23 и 24), Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (в частности, в ст. 10), а также в уставах и соответствующих документах специализированных учреждений и международных организаций, занимающихся вопросами благополучия детей.

    Федеральный закон «Об основных гарантиях  прав ребенка в Российской Федерации» (далее — Закон об основных гарантиях прав ребенка) установил основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией РФ. В Законе в качестве целей определены создание правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка.

    Однако  простого законодательного закрепления  прав детей недостаточно для того, чтобы добиться их выполнения. Необходимо предусмотреть и гарантии осуществления ребенком его прав, а также их защиты. Состояние дел с правами ребенка выявило необходимость создания на федеральном уровне независимых органов, занимающихся исключительно защитой прав ребенка, например независимого института уполномоченного по правам ребенка.

    В 17 субъектах Федерации, в том числе  и в Волгоградской области  воспринят мировой опыт и учреждена должность уполномоченного по правам ребенка в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав, свобод и законных интересов ребенка, признания и соблюдения этих прав, свобод и законных интересов органами государственной власти и местного самоуправления, их должностными лицами. Деятельность уполномоченного дополняет существующие средства защиты прав, свобод и законных интересов ребенка, не отменяет и не влечет за собой пересмотра компетенции органов государственной власти и органов местного самоуправления, их должностных лиц, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав, свобод и законных интересов ребенка. 

 

     Уполномоченный по правам ребенка

    2009 год был годом 20-летия принятия  Конвенции ООН о правах ребенка. 1 сентября 2009 года в России был учрежден пост Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка. Это событие стало отправной точкой нового подхода к вопросам защиты прав ребенка в Российской Федерации.

    В Волгоградской области должность  уполномоченного по правам ребенка учреждена в 1998 году. С 2007 года уполномоченный осуществляет свою деятельность на основании Закона Волгоградской области от 9 января 2007 года № 1403-ОД «Об уполномоченном по правам ребенка в Волгоградской области»

    Деятельность  уполномоченного по правам ребенка строится на основе принципов справедливости, инициативности, ответственности, гуманности, открытости, объективности и доступности, а также взаимодействия и сотрудничества с органами государственной власти и органами местного самоуправления, организациями и предприятиями, их должностными лицами, ответственными за обеспечение и защиту прав, свобод и законных интересов ребенка. В г. Камышине уполномоченный по правам ребенка действуют на общественных началах.

    В 2009 году уполномоченным по правам ребенка в Волгоградской рассмотрено 383 обращения, в том числе 311 - это обращения и жалобы граждан в защиту прав конкретных детей, 72 обращения – это запросы, информация, предложения, должностных лиц федеральных и региональных государственных органов, муниципальных образований и других, относящиеся с павами детей в целом.

    По 92 обращениям (29,5%), принятым к рассмотрению уполномоченным,  достигнуты положительные  результаты, включая решения судебных органов, принятые в  интересах детей  и лиц из числа детей-сирот. В 143 (46,0%) случаях заявителям письменно или устно разъяснены способы и средства защиты прав ребенка. 60 (19%) обращений направлялись на рассмотрение в другие органы по принадлежности для рассмотрения и дачи ответа заявителю. По 190 (61%) обращениям, кроме консультаций, уполномоченным были произведены дополнительные действия в защиту прав детей, включая письменные запросы, направление заключений, ходатайств,  разъяснений, участие в судебных процессах и другое.(Приложение 1).

    В 2009 году уполномоченным по правам ребенка в Волгоградской области велась работа в соответствии с соглашением «О взаимодействии Федерального государственного учреждения «Государственное юридическое бюро по Волгоградской области» и уполномоченного по правам ребенка в Волгоградской области по исполнению постановления Правительства РФ «О проведении эксперимента по созданию государственной системы оказания бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам». Уполномоченным регулярно давались разъяснения об услугах, оказываемых юридическим бюро, малоимущие граждане направлялись в бюро для оказания юридической помощи. 5 октября 2009 года уполномоченным совместно с руководителем юридического бюро была проведена «горячая линия» на телефоне издания «Все для Вас», 10 гражданам были даны разъяснения по разным вопросам защиты прав детей.

    По  состоянию на 1 января 2010 года на контроле уполномоченного осталось 9 обращений (3,0%), от числа поступивших в 2009 году. А также в 2010 году на рассмотрение уполномоченного поступили 6 (2,0%) обращений из аппарата Президента Российской Федерации и Федерального Собрания Государственной Думы.

    Ежедневно к уполномоченному поступают  десятки обращений по телефону. Граждане получают консультации, разъяснения, им предоставляется необходимая информация. Обращениям о детях, находящихся в опасном положении уделяется особое значение. По ним, предпринимаются немедленные меры оповещения комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, органов опеки и попечительства. На местах проводится проверка информации, в случаях подтверждения фактов принимаются меры по защите прав детей.

    Работа  с обращениями и жалобами позволяет  выявлять типичные нарушения прав детей, что ложится в основу аналитической  работы и деятельности уполномоченного  по правам ребенка в Волгоградской области, направленной на защиту прав детей в регионе.  

    Работа  совета по правам ребенка  при Администрации  Волгоградской области  в 2009 году 

    Уполномоченный  организует работу двух коллегиальных  органов Волгоградской области: совета по правам ребенка при Администрации Волгоградской области, действующего в соответствии с Постановлением  Главы Администрации Волгоградской области от 6 июня 1998 года № 361 и попечительского совета Федерального бюджетного учреждения «Камышинская воспитательная колония ГУФСИН России по Волгоградской области», действующего в соответствии с Постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 29 мая 1998 года № 283.

    В 2009 году работа совета по правам ребенка  при Администрации Волгоградской  области проведена по утвержденному плану, в том числе в режиме совместных заседаний с комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав Волгоградской области. Советом были рассмотрены актуальные вопросы состояния детства в регионе, среди которых:

    участие программ и проектов Управления социальной защиты населения Администрации Волгоградской области в конкурсах Фонда поддержки детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

    деятельность  уполномоченного по правам ребенка  в Волгоградской области в 2008 году (по материалам ежегодного доклада);

    итоги участия Волгоградской области  в трехсторонней программе сотрудничества Российская Федерация – Совет  Европы – Европейский Союз «Обеспечить  права ребенка и социальную реинтеграцию детей группы риска»;

    вопросы регистрации рождения детей и связанные с ними права ребенка;

    проведение  мероприятий, посвященных 20-летию принятия Конвенции ООН о правах ребенка;

    состояние преступности в отношении детей  и меры профилактики данного рода преступлений;

    состояние детского здравоохранения, детской  и младенческой смертности, регистрация учреждениями здравоохранения случаев жестокого обращения с детьми;

    участие детей Волгограда и Волгоградской  области во Всероссийском проекте  «Я – гражданин России», социальное проектирование как инструмент формирования правового сознания несовершеннолетних;

    защита  прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в  Волгоградской области. 

    В соответствии с решениями совета подготовлены и проведены мероприятия, направленные на совершенствование  системы защиты прав детей, улучшение положения детей в регионе, участие детей в обсуждении и решении вопросов реализации их прав.

    Так три социальные программы управления социальной защиты Волгоградской области  приняли участие и победили в  конкурсах на получение грантов  Российского Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Размер одного гранта – 1 миллион рублей. Программы, представленные государственными учреждениями нашего региона, стали одними из лучших на конкурсном отборе проектов.

    Известны  многочисленные случаи выявления детей дошкольного, а также школьного возраста, не имеющих свидетельств о рождении. При этом родители, определяя ребенка в школу, либо вообще не предоставляют свидетельств о рождении, либо предоставляют изготовленную ксерокопию чужого свидетельства, в которую вписывают данные своего ребенка. Руководители учреждений, должностные лица органов местного самоуправления, в чью компетенцию входит защита прав детей, не выявляют такие случаи. Отсутствие свидетельств о рождении детей влечет к поражению их прав на достойное медицинское обслуживание, получение социальных пособий, жилье, адекватный контроль осуществления родительских обязанностей со стороны надзорных органов и другое. 

    Противодействие преступности в отношении  детей   

          История России переживает один их сложных периодов, связанных с положением и безопасностью детей. Подтверждением тому широкомасштабные меры,  направленные на сохранение жизни и здоровья ребенка, которые предпринимаются на самых высоких уровнях власти. По инициативе Президента Российской Федерации изменяется законодательство, обеспечивающее безопасность детей, усиливается ответственность за преступления в отношении детей. Летом 2009 года Председатель Правительства России объявил о необходимости проведения в стране акции против насилия над детьми.

          Насилие, по оценкам  специалистов, лежит в основе проявления всех форм асоциального поведения детей, включая детскую безнадзорность, беспризорность, наркоманию, преступность. Поэтому вопросы профилактики преступлений в отношении детей, находятся в тесной взаимосвязи с проблемами профилактики детской безнадзорности и преступности. Многие преступления в отношении детей и выявляются в ходе действий, связанных с искоренением детской безнадзорности и преступности.

    Работа  уполномоченного по правам ребенка в Волгоградской области, связанная с профилактикой преступлений в отношении детей, направлена на формирование неприятия гражданами фактов ненадлежащего обращения с детьми. Данной проблеме посвящаются многие сюжеты и комментарии в средствах массовой информации региона. Уполномоченный принимает непосредственное участие в разработке региональных законов и иных нормативных актов в защиту детей. Вопросы состояния и безопасности детства рассматриваются на совете по правам ребенка при Администрации Волгоградской области, областной комиссии  по делам несовершеннолетних и защите их прав.

    К уполномоченному поступают обращения  граждан о детях, находящихся  в опасном положении. По данным обращениям предпринимаются немедленные меры оповещения милиции, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, органов опеки и попечительства.

    По  данным ГУВД Волгоградской области  в 2009 году в отношении детей было совершено 1581 преступление (в 2008 году – 1840)

          В 2009 году Государственной Думой приняты предложенные Президентом Российской Федерации поправки в Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», которыми регионам адресована компетенция принятия законов, предназначенных для предупреждения причинения вреда физическому, духовному и нравственному развитию детей. Уполномоченный совместно с субъектами, обладающими правом  законодательной инициативы в 2009 году работал над законодательным закреплением мер по  недопущению нахождения детей в местах,  пребывание в которых может нанести вред физическому, духовному и нравственному развитию ребенка, по недопущению нахождения детей в ночное время в общественных местах, установлению административной ответственности лиц за несоблюдение требований по обеспечению физического, духовного и нравственного развития детей и предупреждению причинения им вреда и других.

Информация о работе Защита прав ребенка в Волгоградской области