Взгляды гайдара на социально-экономическую политику в стране

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 09:13, реферат

Описание

Политическая и экономическая жизнь России всегда подвергалась интересу со стороны властей, врагов, ну и в первую очередь она интересует народ, населяющий ее. Ведь ему жить в этой стране. Тема 1990-2000 г.г. актуальна нам и сейчас, ведь сейчас в России тоже экономический кризис. Он еще не приобрел такой масштаб как в 90-е года, но неизвестно, что будет дальше. Необходимо понять, какие причины вызывают кризис. В каком направлении, каким образом и как скоро можно реформировать это общество, где лишь ничтожная часть людей имеет ясное представление о возможной альтернативе? На какую социально-экономическую модель и в какой мере можно

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1. ВЗГЛЯДЫ ГАЙДАРА НА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ПОЛИТИКУ ПЕРИОД ЕГО АКТИВНОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 4
Глава 2. ВЗГЛЯДЫ ГАЙДАРА ПОСЛЕ ОТСТАВКИ (1994-2000 ГГ.) 13
Глава 3. ВЗГЛЯДЫ НА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ПОЛИТИКУ ПРИ ПУТИНЕ 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 24

Работа состоит из  1 файл

гайдар.rtf

— 192.32 Кб (Скачать документ)

Размещено на http://www.allbest.ru/

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ 2

Глава 1. ВЗГЛЯДЫ ГАЙДАРА НА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ПОЛИТИКУ ПЕРИОД ЕГО АКТИВНОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 4

Глава 2. ВЗГЛЯДЫ ГАЙДАРА ПОСЛЕ ОТСТАВКИ (1994-2000 ГГ.) 13

Глава 3. ВЗГЛЯДЫ НА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ПОЛИТИКУ ПРИ ПУТИНЕ 17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 24

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Политическая и экономическая жизнь России всегда подвергалась интересу со стороны властей, врагов, ну и в первую очередь она интересует народ, населяющий ее. Ведь ему жить в этой стране. Тема 1990-2000 г.г. актуальна нам и сейчас, ведь сейчас в России тоже экономический кризис. Он еще не приобрел такой масштаб как в 90-е года, но неизвестно, что будет дальше. Необходимо понять, какие причины вызывают кризис. В каком направлении, каким образом и как скоро можно реформировать это общество, где лишь ничтожная часть людей имеет ясное представление о возможной альтернативе? На какую социально-экономическую модель и в какой мере можно ориентироваться России? Какими методами осуществлять реформы? Как, наконец, выйти из состояния перманентного реформирования и начать нормальную жизнь?

В каждой стране складывается определенная система взаимоотношений государства и индивидуума, законодательно закрепленная в разделении роли и функций государственных и общественных институтов. Наиболее выраженными являются тоталитарная, патерналистская и либерально-консервативная модели. В основе каждой из этих моделей лежит свое представление о благе человека, народа, основанное на общественно признанном понимании идеи справедливости.

Реформы в России, даже проводившиеся «во благо» народа (например, отмена крепостного права), всегда насаждались властью, принуждавшей не только народ, но и чиновничий аппарат к их проведению. И чем глубже и масштабнее были реформы «сверху», тем к более противоречивым результатам они в конечном счете приводили.

Современные реформы не стали исключением. По глубине преобразований общества и методам осуществления их можно сравнить разве что лишь с реформами Петра 1 и послереволюционными переменами в России.

Обсуждая экономический кризис в России c разных сторон, скорее раccматривают его поcледcтвия, а не причины. Критики говорят, что причина кризиcа вcего одна: реформ в cтране в нормальном понимании еще не было.

Этап перестройки является одним из самых драматических в XX веке, сравнимым лишь с некоторыми наиболее острыми и переломными в судьбе страны. Падение коммунистического режима, межнациональные конфликты, распад СССР, утрата влияния и престижа на мировой арене, становление новой политической системы с элементами демократии, рост преступности, экономический кризис - вот что определяет облик событий, произошедших в нашей стране, начиная с августа 1991 года.

Большую роль в формировании экономики страны в 90-е года сыграл Е.Т. Гайдар.

В специальной научной литературе существуют часто противоречивые взгляды на развитие экономических реформ в России 1991-1992 годов. Такая неоднозначная оценка объясняется различиями в понимании экономической ситуации. Ряд исследователей считает, что реформы Е. Гайдара или так называемая «Шоковая терапия» привели к катастрофическим последствиям в экономике России и стали следствием многих социальных бед.

Основная цель курсовой работы состоит в том, чтобы проследить период правления Е.Т. Гайдара, череду экономических преобразований и последствия к которым привели реформы.

Для достижения цели предстоит решить следующие задачи: рассмотреть теоретические взгляды Е.Т. Гайдара на проведение экономических реформ в России, их реальное приведение в жизнь и итоги.

 

 

ГЛАВА 1. ВЗГЛЯДЫ ГАЙДАРА НА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ПОЛИТИКУ. ПЕРИОД ЕГО АКТИВНОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

В 90-е годы Россия находилась в нелегком положении. Валютные запасы СССР и золотой запас государственного банка к тому времени были истощены, зарубежные долги превысили 60 миллиардов (по некоторым данным 80 миллиардов) долларов США, рост инфляции достигал 30% в месяц, продолжалось падение курса рубля, нарастали невыплаченные государственные долги, экономика приобрела бартерный характер.

Таким образом, страна оказалась в глубокой пропасти финансового кризиса. Попытки властей частично замаскировать инфляцию государственным контролем над ценами лишь усиливали всеобщий дефицит и вели к расцвету черного рынка. Финансовый кризис грозил обернуться гиперинфляцией, хаосом и даже голодом в крупных городах.

Страна нуждалась в реформировании. Основными направлениями реформы стали: приватизация и акционирование государственной собственности, перестройка налоговой системы, конверсия ВПК, демонополизация производства и преобразования в аграрной сфере.

Однако выдвигались противоречивые реформы.

Краеугольным камнем заявленных реформ было освобождение цен из-под контроля государства. Сторонники этого шага доказывали, что разовое освобождение цен быстро приведет к установлению сбалансированного соотношения цен и спроса. Сократит избыточную денежную массу, наполнит товарами прилавки, будет способствовать конкуренции. В то же время противники либерализации предупреждали, что в условиях монополизированной советской экономики освобождение цен само по себе не приведет к росту конкуренции предприятий в борьбе за потребителя.

Напротив, отпуск цен, особенно на сырье, энергоносители и транспортные услуги приведут к фактическому банкротству большинства предприятий, резкому падению производства, безработице и обнищанию большей части населения страны.

Подвергалась жесткой критике и программа ускоренной приватизации, которая, по мнению ее критиков, приведет не к появлению эффективного собственника, а к растаскиванию государственной собственности.

Ярким реформатором стал Егор Тимурович Гайдар.

Гайдар, Егор Тимурович - депутат Государственной Думы РФ третьего созыва, сопредседатель Федерального Политсовета партии «Союз правых сил», и.о. председателя Правительства РФ (1991-1992). [1]

В ноябре 1991 года Гайдар - в то время министр экономики- предложил план первоочередных действий, по стабилизации экономического положения в стране.

Так в программе Гайдара решался вопрос о приватизации государственной собственности номенклатуры. Так как основной задачей экономических реформ было создание нового класса собственников. До этого времени номенклатурная приватизация развивалась по классическому пути, как тихое разграбление сатрапами своих сатрапий. В средние века этот процесс мог тянуться десятилетиями, при современных темпах хватило и трех лет (1989-1991). Официально на 1.01.1992 года в России было приватизировано 107 магазинов, 58 столовых и ресторанов, 36 предприятий службы быта. Реально номенклатура приватизировала практически всю сферу хозяйства.

Второй не менее важный момент - создание приватизационных коалиций, позволяющих производить приватизационный процесс снизу, а также параллельное закрепление прав всех граждан на приватизируемое имущество и создание дополнительного спроса на него.

Рассуждая, о рыночных реформах и их результатах Е. Гайдар рассматривал спутник приватизации и инфляции - безработицу. Он считал, что резкий скачок безработицы остается маловероятным, хотя начало реальных банкротств предприятий и сыграет здесь свою роль. Смягчающую роль может играть увлеченность работников в процесс приватизации своих предприятий, а со временем и укрепления реального частного сектора. Значительный рост социальной напряженности из-за ухудшения условий на рынке труда будет, скорее всего, иметь локальный характер, концентрируясь в основном в потенциальных районах застойной безработицы. В этом отношении опасны крупные индустриальные центры, но в них напряженность смягчается диверсификацией производственного комплекса и оттоком высвобождаемых рабочих в частный сектор. В этом случае возможно обострение конфликта между различными группами занятых.

Предполагалось, что данные меры в экономической программе Е. Гайдара способны в достаточно короткий срок сбить инфляционную волну, обеспечить равновесие спроса и предложения, создать предпосылки для восстановления хозяйственного роста на рыночной основе, при расширении отдельного класса собственников.

Главная задача, поставленная перед правительством Гайдара, заключалась в сломе старой командной системы, создании основ рыночной экономики и реальном вхождении страны в рынок.

Экономический кризис в стране после августовского путча 1991 г. набирал темпы, после распада СССР еще больше усилился. К началу 1992 г. сложилась критическая ситуация, когда, по существу, был разрушен потребительский рынок, возникла угроза финансового краха, неплатежей в госбюджет, а старая система государственных цен полностью себя изжила. В результате инфляции никто не хотел продавать продукцию по искусственно низким государственным ценам, соотношение между государственными и рыночными ценами установилось на уровне 1:40--1:50. Деньги стали терять смысл, начался переход к натуральному обмену между предприятиями. Регионы принимали запретительные меры по вывозу продукции со своих территорий, возникли таможни. Люди повсеместно стали использовать бартер. В этих условиях надо было либо вводить карточную систему, систему жесткого государственного уравнительного распределения продукции в натуральном виде, либо идти на радикальную экономическую реформу, связанную в первую очередь с либерализацией финансовой и денежной системы. [14]

Конечно, можно было пойти более умеренным путем, указанным в ранее принятой Россией программе “500 дней”, но был избран более твердый и жесткий курс, предложенный Е. Гайдаром.

Это было связано, прежде всего, с тем, что в стране к началу 1992 г. сложилась острейшая критическая ситуация, когда цены бесконтрольно резко взметнулись вверх, рынок распался, и полки магазинов оказались пустыми в буквальном смысле. В 1991 г. страна, по существу, находилась в состоянии экономического коллапса. Производство сокращалось, бюджетный дефицит составлял 27% от ВНП, скрытая безработица достигла 35% от численности рабочей силы, спрос намного превышал предложение, образовался огромный “денежный навес”, достигавший сотен миллиардов рублей. Одновременно быстро увеличивался государственный долг (в 1985 г. -- 20 млрд. долл., в 1991 г. -- 80 млрд.) и снижался золотой запас страны (1500 т в 1985 г. и лишь 80 т в 1991 г.). Никто за эти итоги ответственность на себя не взял. В ноябре--декабре 1991 г. очереди были за всем: за хлебом, мясом, колбасными изделиями, водкой, овощами... Уже вводились карточки по регионам, в московских магазинах для покупателей требовалась визитка с фотографией.

В этих условиях, необходимо было либо вводить карточки, либо отпускать цены. Был принят второй вариант. Однако по просьбе Украины либерализацию цен отложили на 1,5 месяца и провели лишь 2 января 1992 г.

По расчетам нового правительства Е. Гайдара, рост розничных цен ожидался в 2--3 раза. На деле же они увеличились в течение первого квартала 1992 г. более чем в 6 раз, а по сравнению с началом 1991 г. в13--15 раз. Общество ощутило сильный шоковый удар. Но без него нельзя было, и говорить о рынке. Гайдар на это торжественно заявлял: «Заработавший рубль повысил степень управляемости экономики». В отличие от Польши в России были отпущены не только цены, но и заработная плата, более решительно начата приватизация. Либерализация коснулась 90% розничных и 80% оптовых цен. Старые цены сохранялись, в частности, по 15 наименованиям потребительских благ, начиная с хлеба и кончая платой за жилье и коммунальные услуги.

Однако после резкого взлета цен динамика их роста замедлилась, и в апреле 1992 г. розничные цены выросли всего лишь на 22%, кредитная и денежная эмиссии были взяты под контроль, бюджетный дефицит значительно сократился. Стала улучшаться ситуация на рынке, прежде всего за счет старых запасов. Тем не менее, предложение товарной массы было слабым, спад производства усилился. По существу, директора государственных предприятий реформу не поддержали; вместо наращивания производства и предложения на этой основе товаров на рынке они стали залезать во взаимные долги, устанавливать монопольные цены, пытаясь сохранить уровень занятости и заработной платы.

Либерализация цен привела к заметному ухудшению материального положения населения. В экономике страны появились такие негативные явления, как кризис взаимных не платежей предприятий, дефицит наличных денег, вызвавший острое социальное напряжение, снижение налоговых поступлений в бюджет, а так же полную экономическую зависимость от экономики Запада в лице международных финансовых организаций, нарушение экономических связей между регионами страны и распад единой народно-хозяйственной системы.

Разрабатывалась программы приватизации для российской экономики. Принимались во внимание следующие факторы: необходимость добиться серьезных сдвигов в максимально сжатые сроки, чтобы подкрепить либерализационные и стабилизационные мероприятия правительства, учитывая слабость отечественного легального частного сектора и ограниченную роль иностранного капитала в российской экономике. В этой ситуации принципиальные решения были по существу заданы. [7]

С марта процесс приватизации постепенно охватил российские регионы.

Был введен ваучер, который узаконил часть права на приватизируемую собственность, и его реальная оценка не зависела от того, что на нем было написано. Она определялась объемом приватизационного имущества, уровнем финансовой стабильности, теми льготами, которыми обладают трудовые коллективы. Ваучер обменивался на акции крупных промышленных предприятий, торговых предприятий и компаний. По замыслу идеологов реформы этот механизм позволил изменить механизм распределения собственности в России и как результат приватизации - номенклатура, но постепенно складывается рынок, и приходиться считаться с его законами. Именно здесь, по мнению Е. Гайдара, основной социальный смысл приватизации.

Всего было роздано 146 миллионов чеков. Гражданам предлагали выбрать для себя схему приватизации чека: либо использовать его при закрытой подписке на акции всего предприятия, либо участвовать в чековом аукционе; либо купить акции чекового инвестиционного фонда (ЧИФ) - таковых было создано 646, либо продать. На практике приватизационные чеки, оказались втянуты в спекулятивный оборот. Многие граждане продавали свои чеки сомнительным коммерсантам, или отдавали их в ЧИФы, рассчитывая на получение в будущем дивидендов. Реальная стоимость ваучеров быстро падала, а население спешило от них избавиться, так как были установлены довольно жесткие сроки их реализации. В результате приватизационные чеки аккумулировались в руках спекулянтов, легализовавшихся теневиков, и в значительной мере у администрации предприятий, чиновников, создавших подобные структуры, которые специально занимались сбором приватизационных чеков у населения и работников предприятий.

Информация о работе Взгляды гайдара на социально-экономическую политику в стране