Взаимосвязь социальной политики и социальной защиты населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 20:16, курсовая работа

Описание

Формирование системы социальной защиты населения как особого социального института находится в процессе своего развития. Термин «социальная защита» имеет различные значения.
В новых экономических условиях он «пришел на замену» термина «социальное обеспечение», использовавшегося в советской экономике, где он характеризовал специфическую организационно-правовую форму социальной защиты, осуществляемую непосредственно государством.

Содержание

Введение
Сущность социальной защиты населения
Принципы и функции социальной защиты населения
Организационно-правовые формы социальной защиты
населения
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Взаимосвязь социальной политики и социальной защиты населения.doc

— 128.00 Кб (Скачать документ)

     Адресность  социальной защиты позволяет полнее использовать ресурсы социума для  оказания помощи человеку, учитывая, что  именно в социуме проявляется  вся совокупность условий и факторов, окружающих человека, составляющих поле его жизнедеятельности и влияющих на его социальное самочувствие, образ жизни.

     Принцип адаптивности системы социальной защиты населения означает, что она должна предусматривать упреждающий пересмотр социальных нормативов в условиях инфляции и экономической нестабильности, снижения занятости; своевременное развитие правовой базы организационных структур; обновление методов осуществления и другие. Адаптивность системы социальной защиты населения означает ее способность к самосовершенствованию, развитию самозащитной активности и инициативы самих социальных субъектов, их способности к самопомощи, проявлению собственных средств социальной защиты. Это особенно важно, когда речь идет о социально-демократических, профессиональных и иных группах населения, региональных общностях.

     Принципом социальной защиты является ее многосубъектность. Важнейший субъект социальной защиты населения – государство. Оно разрабатывает и осуществляет социальную политику в области социальной защиты, стремится сделать ее сильной и эффективной, учитывает региональные факторы при ее проведении. Реализуя свои важнейшие функции – целеполагания и организационного воздействия на социальные процессы в обществе, эффективного регулирования и контроля социальной сферы, - государство обеспечивает минимальный уровень социальных гарантий, создает социально гарантированные условия для жизнедеятельности людей, поддерживает оптимальные отношения между доходами активной части населения и нетрудоспособных граждан, минимальными размерами оплаты труда, пенсий, стипендий, социальных пособий и величиной прожиточного минимума, создает условия для укрепления здоровья населения, роста его образованности и культуры, решения жилищных проблем. Государство влияет на функционирование системы социальной защиты населения, утверждая государственный бюджет, а также бюджеты других находящихся в государственной собственности источников финансирования (в России к ним относятся внебюджетные социальные фонды – пенсионный, социального страхования, обязательного медицинского страхования и занятости).

     Путем корректировки доходных или расходных  статей проектов бюджета законодательные  органы создают основу финансового  обеспечения проектов социальной защиты (например, устанавливая заработную плату занятых на бюджетных предприятиях и в организациях, социальные пособия, трудовые и иные виды пенсий и другие). Органы законодательной власти конкретизируют порядок социальных выплат, подготавливают нормативные документы, регулирующие деятельность структур, аккумулирующих и использующих средства, предназначенные для социальной защиты граждан, и другие.

     Государство обеспечивает правовую основу социальной защиты, формирует и организует работу общественных фондов, использует их возможности для помощи социально незащищенным слоям населения.

     Вместе  с тем нельзя не учитывать и  опыт экономически развитых стран, свидетельствующий  о том, что параметры государственного регулирования проблем жизнеобеспечения населения ограничиваются 5 – 10 % населения, находящегося за чертой бедности. Естественно, что в нашей стране, где свыше 30 % населения находится за чертой бедности, государство в одиночку не сможет обеспечить защиту нуждающихся. Да государство и не единственная структура гражданского общества, которая осуществляет защиту населения. Среди субъектов социальной защиты важное место занимают профсоюзы, развивающие особенно бурную деятельность непосредственно на предприятиях, в учреждениях, трудовых коллективах.

     Разработка  комплексных планов социальной защиты; проведение ее единых принципов; обеспечение справедливой оплаты труда с учетом гарантированного минимума; создание дополнительных рабочих мест за счет увеличения сменности, развития подсобных хозяйств; организация процессов переквалификации персонала и овладение новыми профессиональными функциями, отражающими потребности рыночной экономики; формирование фондов на случай чрезвычайных обстоятельств; обеспечение гласности принимаемых решений и результатов хозяйственной деятельности – все эти функции профсоюзных организаций делают из в системе социальной защиты населения заметными и продуктивными.

     Эффективным элементом их воздействия на решение  вопросов социальной защиты населения  являются коллективные договоры, которые  в условиях рыночных отношений становятся основным документом хозяйствования. Реализуя социально защитные функции, профсоюзы обеспечивают необходимые производственные и социальные условия для жизнедеятельности членов коллектива их социальной защиты. Практика социального партнерства государства с профсоюзными организациями, предпринимателями становится важным условием активизации их роли в социальной помощи и поддержке нуждающимся членам.

     Субъектом социальной защиты населения являются также общественные объединения, обеспечивающие общественную поддержку и заинтересованное участие миллионов граждан в создании и функционировании современной модели социальной защиты.

     Потенциал общественных объединений огромен. По оценкам экспертов, в стране функционирует  свыше 40 000 зарегистрированных и незарегистрированных общественных объединений; 49 % общественных организаций осуществляют свою деятельность в социальной сфере, 37 % являются общественно-гражданскими объединениями, 11 % - общественно-политическими, 15 % - производственными.1

     Деятельность  многих из них направлена на оказание помощи и поддержки конкретным категориям граждан, разработку и реализацию целевых социальных программ и формирование источников финансирования, вовлечение в процесс оказания помощи посредством развития добровольческого движения.

     Отмечая особую роль в социальной защите населения  профсоюзов и других общественных организаций, следует отметить, что их возможности  влиять на социальную защиту ограничены: они не располагают значимыми  финансовыми ресурсами, поэтому  некоторым из них присуща увлеченность популисткими воззрениями и призывами. Требуя высокого уровня социальной защиты, фиксируя достигнутые соглашения с органами государственной власти и законодателями, они фактически не несут ответственности за срыв намеченных мероприятий по социальной защите, поэтому и эффективность работы многих из них низка.

     Еще один субъект социальной защиты –  работодатели.2 Они обеспечивают обязательные условия социальной помощи и поддержки наемных работников (минимальный уровень заработной платы, обязательное страхование по установленным нормативам, пенсионное, социальное, медицинское, по безработице, социальные выплаты и компенсации, относимые на фонд оплаты труда, и другие). Возможности работодателей в качестве активных субъектов социальной защиты используются далеко не в полную меру. Располагая значительными финансовыми ресурсами, многие из них могут создавать на своих предприятиях рабочие места, развивать социальные блага – бесплатные путевки, выдачу долгосрочных беспроцентных кредитов и так далее.

     Современная концепция социальной защиты исходит  из того, что она не должна сводиться  к бесплатной помощи и поощрению  ее пассивного ожидания. Ее суть должна заключаться в том, чтобы возрождать и поощрять в человеке чувство хозяина, формировать мотивы к высокопроизводственному труду и вовлекать его в такой труд; создавать в обществе относительно равные «стартовые возможности» для всех его членов. Вот почему важнейшим субъектом социальной защиты является сам человек, реализующий свой потенциал и силы, защищающий свои жизненные потребности и интересы. В обществе должны быть созданы условия – экономические, организационные, правовые, финансовые и другие – для формирования самосознания, системы знаний и ценностных представлений о роли и месте человека в защите своих прав и охране коренных жизненных интересов, способах собственной самореализации и самоутверждения, взаимодействии с другими субъектами и социальной защиты.

     Названные принципы выражают объективные закономерности развития общества, его социально-экономической жизни, на имеют и субъективную сторону. Они реализуются в процессе создания и развития системы социальной защиты, в процессе реализации функций социальной защиты и обогащения их новым содержанием. Функции – это относительно самостоятельные, но тесно связанные между собой виды деятельности по социальной защите человека, оказавшегося в трудной жизненной ситуации. Важнейшими из них являются:

     - экономическая;

     - хозяйственно-бытовая;

     - психолого-педагогическая;

     - социально-медицинская;

     - юридическая;

     - культурно-досуговая;

     - организации труда и другие.

     В процессе развития системы социальной защите населения функции меняются, наполняются новым содержанием  за счет инновационных технологических  приемов, комплексности оказываемых  услуг и расширения сферы их применения, повышения профессионализма специалистов.

     В этом находит отражение процесс  освоения нового содержания деятельности по социальной защите, его все более  четкая ориентация на оказание многосторонней поддержки нуждающегося человека, обеспечение  его личного участия в разрешении возникших проблем и трудностей, совершенствование отношений между людьми в рамках различных систем помощи населению. 

     
  1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
 

     В современных условиях социальная защита становится важнейшей функцией общества, всех его государственных органов и социальных институтов. Появляются и формы социальной защиты частного характера – пенсионного обеспечения, медицинского страхования, социального обслуживания. Это свидетельствует о том, что в нашей стране появляется многоукладная организационная структура системы социальной защите населения, в которой используются практически все организационно-правовые формы, существующие в странах с рыночной экономикой, хотя они функционируют не полностью в силу нерешенности ряда теоретических и организационных проблем.

     Ее  ведущими, организационно-правовыми  формами СЗН в настоящее время  являются пенсионное обеспечение, обеспечение  социальными пособиями, льготами особо  нуждающихся категорий населения, государственное социальное страхование, социальное обслуживание.

     Пенсионное  обеспечение – это государственная  регулярная денежная выплата (в расчете  за месяц), пенсия, которая выплачивается  в установленном порядке определенным категориям лиц из социальных фондов и других источников, предназначенных для этих целей.

     Пенсионные  отношения в России регулируются законами «О государственных пенсиях», «О внесении изменений в Закон  РСФСР «О государственных пенсиях  в РСФСР» (в названии и тексте Закона аббревиатура «РСФСР» замена словами «Российская Федерация»), «О пенсионном обеспечении лиц, проходящих службу в органах внутренних дел, и их семей» и другие.

     Пенсии  выплачиваются при достижении определенного  возраста; наступлении инвалидности; смерти кормильца; длительном выполнении определенной профессиональной деятельности – выслуге лет.

     Основными видами пенсий являются трудовые и  социальные. К трудовым относится  пенсия по старости (по возрасту); пенсия по инвалидности; пенсия по случаю потери кормильца; пенсия за выслугу лет.

     Если граждане по каким-либо причинам не имеют права на трудовую пенсию, им устанавливается социальная пенсия.

     Право на пенсию на общих основаниях имеют  женщины по достижении 55 лет при  общем трудовом стаже не менее 20 лет и мужчины по достижении 69 лет при трудовом стаже не менее 25 лет.

     Отдельным категориям граждан трудовая пенсия по старости устанавливается при  сниженном трудовом стаже (льготные пенсии в связи с особыми условиями  труда, работой на Крайнем Севере, при неполном трудовом стаже и  другие).

     Финансирование выплаты пенсий осуществляет Пенсионный фонд Российской Федерации за счет страховых взносов работодателей и граждан, а также за счет средств федерального бюджета России.

     Все пенсии индексируются в установленном  порядке в связи с повышением стоимости жизни. При повышении минимальных размеров пенсий все пенсии увеличиваются пропорционально росту их минимальных размеров.

     Развитие  пенсионного обеспечения осуществляется на базе концепции реформы системы  пенсионного обеспечения России, одобренной Правительством Российской Федерации.

     Концепция предполагает осуществление плавного перехода к новому накопительному принципу пенсионного обеспечения с сохранением  пенсионных прав, закрепленных действующей  пенсионной системой. Реформа предусматривает:

Информация о работе Взаимосвязь социальной политики и социальной защиты населения