Возможности использования интернета как PR- инструмента в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 23:34, курсовая работа

Описание

Цель исследования – на основе обобщенной и систематизированной информации выявить возможные способы и методы использования Интернета в качестве инструмента PR.
Данная цель реализуется путем постановки следующих задач:
- выявить особенности использования Интернета в качестве PR-инструмента в России;
- выявить методы и способы использования Интернета в качестве PR инструмента;
- сравнить положительные и отрицательные аспекты применяемых PR-инструментов в off-line и on-line;
- сделать выводы по проведенному.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРНЕТА КАК ИНСТРУМЕНТА PR 5
1.1 Интернет как среда PR-коммуникаций. Понятие электронного PR 5
1.2 Виды PR-коммуникаций в сети Интернет 9
2 ИСЛЕДОВАНИЕ СПОСОБОВ ПРИМЕНЕНИЯ ИНСТРУМЕНТОВ PR В СЕТИ ИНТЕРНЕТ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 12
2.1. Возможности, специфика, средства построения PR-коммуникаций в Интернете 12
2.2 Проблемы использования инструментов электронного PR в современной России 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ 29

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.doc

— 173.00 Кб (Скачать документ)

     Таким образом, мы получаем возможность создать  интересный, интерактивный и наполненный информацией из первоисточника ресурс, полезный как для журналистов, так и для потребителей.

     4) Проведение опросов, организация акций и других мероприятий, как в рамках собственного сайта, так и в рамках других ресурсов, аудитория которых соответствует целевой аудитории. Любую PR – акцию в Интернете отличает большая точность основных ее  показателей, высокая оперативность в получении характеристик по ходу ее поведения и возможность быстрого реагирования на получаемые в ходе акции показатели эффективности.

     Обобщая, можно сказать, что Интернет, как и любое другое СМИ, представляет массу возможностей для проведения PR – акций. PR – кампания в Интернете – это менее сложный комплекс мероприятий, чем традиционная кампания, к тому же, имеющий свою специфику.

     5) Компьютерные игры

     В наши дни, когда виртуальная реальность подчас заменяет человеку настоящую жизнь, а компьютерные игры пользуются огромной популярностью, маркетинговые стратегии все чаще включают в себя создание онлайн- и компьютерных игр.

     Так, автоконцерн Volkswagen в сентябре 2009 г. представил компьютерную игру для iPhone, посвященную модели Scirocco R, Scirocco R 24 hour Challenge. Игроку предлагают пройти на автомобиле мощностью 265 л. с. ряд извилистых трасс, несколько напоминающих гоночную трассу «Нюрбургринг» в Германии.

     6) Организация онлайн-конференций

     Организация онлайн-конференций и дебатов  является современным и модным PR-инструментом. Так, в ходе онлайн-конференции, проводившейся  в официальном блоге, американский вице-президент «нового General Motors» Боб Лутц подтвердил планы компании по созданию «заряженной» версии купе Cadillac CTS, а также обсудил важные вопросы, касающиеся модельного ряда бренда Cadillac [Блог Б. Лутца. - http://fastlane.gmblogs.com.]. Таким образом, выгодность и результативность данных мероприятий не оставляет сомнений, а их популярность растет день ото дня.

     Удобство  данного PR-инструмента заключается  в том, что при помощи онлайн-конференции  вы можете привлечь внимание к любому из ваших информационных поводов или ключевых сообщений. Например, результаты мониторинга СМИ показывают, что ни в одной статье, посвященной вашей марке автомобиля, не было упомянуто про безопасность. Для того чтобы привлечь внимание прессы к тому факту, что вы всерьез заботитесь об этом, следует организовать онлайн-конференцию на тему безопасности на дорогах либо безопасности современных автомобилей, пригласить для участия представителей вашей компании и/или независимых экспертов и журналистов. В результате вы получите публикации, в которых будет отражено необходимое ключевое сообщение.

     7) Вирусный маркетинг

     Вирусный  маркетинг (видео, аудио, онлайнигры, «фотожабы») - один из наиболее креативных инструментов в арсенале PR-менеджера. Бизнес-консультант Сергей Жуковский вывел следующую формулу эффективности вирусного маркетинга:

     Эффект  кампании = (Идея х Желание делиться х Легкость х Заразительность х Тема х Подача) х 100%.

     Главным компонентом вирусного контента является идея. Замысел должен быть уникальным, «цепляющим», таким, чтобы увиденным захотелось поделиться с друзьями, близкими, коллегами [Гартон Э. Паблисити: жми сюда. -- СПб.: Питер, 2003].

     Итак, идея должна быть:

     1) легкой для восприятия (поскольку  идеи, требующие осмысления, распространяются только в узких кругах);

     2) «заразительной», т.е. она должна  привлекать внимание (часто для этой цели создатели вирусного видео прибегают к демонстрации насилия или пошлости, в качестве примера можно привести видеоролики Renault, «Инком-Авто»); безусловно, аксиома sex sells работает, однако следует глубоко задуматься о негативной реакции, которую может вызвать подобное видео (для имиджа семейного автомобиля такой способ продвижения явно не подойдет, однако для рекламы спортивного или молодежного автомобиля он оптимален);

     3) привязана к определенной тематике. Можно использовать в качестве темы стереотипные представления о бренде либо отталкиваться от актуальных событий (это могут быть праздники: Новый год, День всех влюбленных и пр. или важные политические, социальные или экономические события, например выборы).

     Безусловно, важнейшим условием успеха вирусного маркетинга является его грамотная подача. Вирус должен либо выглядеть естественно и не вызывать подозрений о том, что это спланированная акция, либо быть невероятно «притягивающим», а значит, стать чем-то большим, например субкультурой, модой, искусством, тем, что человек невольно делает частью своей жизни. Главное - помнить, что один промах может привести к провалу всей кампании вне зависимости от того, насколько хороши остальные.

     8) Онлайн-энциклопедии

     Размещение  информационных статей в он-лайн-энциклопедиях (например, Wikipedia) является бюджетным и очень эффективным инструментом. Добавить материал в такую энциклопедию может каждый, при этом необходимо правильно расставить акценты на ключевых ценностях компании. Встроенный счетчик позволяет осуществлять мониторинг и регулярно следить за посещаемостью страницы. Например, статья о Peugeot в русской версии Wikipedia только за октябрь 2009 г. была просмотрена 1873 раза. Однако следует помнить, что на странице, посвященной бренду, нельзя размещать пресс-релизы - эта информация, во-первых, будет удалена из энциклопедии в течение дня, а во-вторых, может быть негативно воспринята пользователями. Текст статьи о компании должен быть максимально информативным и полезным для читателей.

     Сезонные и праздничные кампании в Интернете

     Достаточно  популярным PR-инструментом стали сезонные и/или праздничные интернет-кампании. Например, испанское подразделение Mitsubishi Motors в мае 2009 г. провело довольно эффективную и интересную маркетинговую акцию: любой желающий должен был найти и скачать «разбросанные» по обычным сайтам и файлообменным P2P-сетям изображения деталей хэтчбека Colt. Тот, кто первым составил из этих фрагментов фотографию целой машины, стал счастливым обладателем настоящего Mitsubishi Colt. Эта акция была приурочена к открытию международного автосалона в Барселоне.

     9) Блог - это так называемый онлайн-дневник, основное содержание которого составляют регулярно добавляемые записи, включающие тексты, фотографии, видео, музыку и пр. Главное отличие блогов от веб-сайтов в том, что их посетители могут вступить в публичную полемику с автором. Это делает блоги средой сетевого общения. Другой разновидностью данной среды являются социальные сети (например, Facebook, «ВКонтакте», «Одноклассники»).

     Работа с блогами и социальными сетями стала неотъемлемой частью маркетинговых стратегий автомобильных компаний (существует даже отдельное направление маркетинга, которое называется Social Media Marketing - маркетинг в социальных медиа: блогах, социальных сетях, фотохостингах, wiki и т.п.). Более того, социальные сети и блоги стали использоваться в качестве рекламных носителей.

     Компаниям намного проще найти и увеличить  количество лояльных к себе пользователей Глобальной сети, просто присоединившись к группам фанатов своего бренда, чем организовывать подобные сообщества на своих корпоративных сайтах.

     К off-line инструментам PR можно отнести все традиционные методы PR, для использования и применения которых не обязательно находиться в сети Интернет, но тем не менее они активно используются и там.

     1) Написание и распространение пресс-релизов

     Количество  написанных и выпущенных пресс-релизов  зависит от деятельности компании, ее инициатив и проектов. Однако для удовлетворения присущей человечеству неофилии (навязчивого влечения к новому) и заполнения страниц газет и журналов, которые выходят с регулярной периодичностью, следует постоянно поддерживать интерес и привлекать внимание к бренду. Осведомленность - первый шаг к покупке, а отсутствие информации, слухов, сложившихся мнений о компании для нее равносильно падению в пропасть безвестности.

     Для компаний-автопроизводителей оптимальное  количество пресс-релизов -- не более  двух в неделю. Повысить их эффективность  можно, во-первых, сегментацией новостей. Например, сообщение об изобретении новой коробки передач не стоит отправлять lifestyle-изданиям, которые никогда про это не напишут и, более того, разозлятся, получив такой «спам». Гораздо интереснее для этих СМИ будет новость об эксклюзивной модели купе-кабриолета, выпущенной вашей компанией. Во-вторых, с журналистами следует общаться по поводу каждой действительно важной новости. Только так вы сможете выяснить, будет ли автор ее публиковать, нужны ли ему дополнительные комментарии или данные для подготовки статьи на основе вашего сообщения. Если не работать с пресс-релизами, вы никогда не будете в курсе того, что собираются написать о вашей компании и интересна ли информация о ней тому или иному изданию.

     2) Спонсорство

     Спонсорство является одним из важнейших и  наиболее эффективных PR-инструментов, это неотъемлемая часть стратегии любой компании. На спортивных трибунах и форме спортсменов, модных показах, благотворительных концертах и светских вечеринках то и дело мелькают эмблемы автомобильных брендов-спонсоров. Например, компания Volvo является спонсором Недели моды в Москве, Volkswagen -- спонсором национальной сборной по футболу, Skoda - чемпионата мира по хоккею.

     Компания  «Peugeot Россия» с начала 2009 г. сотрудничает с Союзом регбистов России и стала спонсором национальной сборной по регби. Для того чтобы об этом узнали широкие массы, помимо выпуска пресс-релиза PR-агентство компании организовало мастер-класс по регби для журналистов. На него были приглашены представители деловой, автомобильной и lifestyle-прессы (всего порядка 30 человек). Мероприятие прошло на территории Академии регби в одном из красивейших парков Москвы. Журналистам представилась отличная возможность посмотреть на этот вид спорта изнутри, почувствовать себя профессиональными спортсменами. Под чутким руководством лучших тренеров России они смогли не только освоить азы регби, но и, разбившись на две команды, сыграть настоящий напряженный матч. В итоге компании удалось укрепить отношения с прессой, завоевать лояльность ряда спортивных СМИ и получить значительный объем публикаций.

     3) Нейтрализация негативной информации

     Мониторинг  высказываний и запросов пользователей  в Сети и своевременное реагирование на них является крайне важным инструментом для решения одной из задач PR-менеджера - управления репутацией (улучшение / коррекция сложившегося имиджа). Интернет предоставляет прекрасную возможность для нейтрализации негативной информации. По словам Дика Морриса: «Единственный способ выйти из скандала без потерь -- это отвлечь внимание от него, создав более интересный и убедительный информационный повод» [Моррис Д. Новый государь. Новая версия Макиавелли для двадцать первого века. - М.: Никколо М, 2003].

     4) Бренд-амбассадор

     Бренд-амбассадор - это человек (чаще всего представитель шоу-бизнеса, политической или экономической элиты), который в полной мере соответствует имиджу марки и разделяет основные ценности компании. Работа с так называемыми бренд-амбассадорами наилучшим образом отражает классический принцип PR: «Чем чаще вы мелькаете со звездой, тем больше шансов, что и вас примут за звезду».

     Для того чтобы воспользоваться этим инструментом PR, вам достаточно найти  представителя шоу-бизнеса и предложить ему / ей продукцию (желательно премиум-класса) на длительный тест-драйв с условием появления в нем или упоминания продукта на светских мероприятиях. После этого публикации вам гарантированы.

2.2 Проблемы использования инструментов электронного PR  в современной России

 

     Российский  электронный PR имеет ряд особенностей по сравнению с другими странами.

     Во-первых, одной из актуальных проблем является недостаточное развитие в России самой сети Интернет как эффективнейшего средства передачи и обработки информации[12]. Россия по удельному весу в мировом компьютерном парке в середине 90-х гг. занимала 16-е место, а по количеству на душу населения — 34-е, значительно уступая промышленно развитым и новым индустриальным странам. По таким показателям, как суммарная мощность на душу населения, в середине 90-х гг. она занимала соответственно 18-е и 30-е места в мире[13].Наибольшее число пользователей в России сосредоточено прежде всего в Москве и Санкт-Петербурге, в меньшей степени в других городах. С работы в Интернет выходят 61% пользователей, из дома — 59%[14]. По оценкам специалистов (количественные оценки различных организаций, занимающихся изучением Интернета в России, достаточно разнятся друг от друга), число пользователей Интернета в России увеличилось с 1,5 -3млн. человек в 1999 г. до 7,5—11,4 млн. человек в 2001 г. Активных пользователей где-то в два раза меньше. Из них в Москве в 1999 г. проживало порядка 25%, в Петербурге — 12%, на Урале —12%, в Поволжье — 10%, в Западной Сибири — 8%. По другой оценке, в 2001 г. на Москву приходилось 53—42% пользователей Интернета, на Санкт-Петербург — 13—19%[15]. Среднероссийский пользователь Интернета очень сильно отличается от среднестатистического жителя России. В первую очередь по уровню благосостояния, уровню образования, технической подготовки; он скорее всего относится к категории новаторов. Так, средний доход российских Интернет-пользователей составляет 903 евро. Более трети пользователей (38%) имеют очень низкий для Европы доход — менее 500 евро[16]. На начало 2001 г. в России эксплуатировалось более 4 млн компьютеров, отвечающих требованиям Интернета. Объем компьютерного рынка оценивался примерно в 1 млрд долл. По прогнозам специалистов, уже к 2003 г. в стране будет 9—10 млн компьютеров, а число пользователей услугами Интернета в России к 2005 г. может возрасти до 6 млн и к 2010 г. — до 26 млн, при этом уровень интернетизации страны достигнет 18%.

     Таким образом, очевидно, что в ближайшее  десятилетие России не удастся сократить разрыв с передовыми странами по степени развития информационных технологий и возможности доступа к мировым информационным ресурсам[17].

     Во-вторых, долгое время отечественные компании сталкивались с проблемой информационного дефицита, так как процессы информационного обеспечения развиваются в России более медленными темпами, чем в странах с более развитой экономикой[18].

Информация о работе Возможности использования интернета как PR- инструмента в современной России