Волонтерство в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 21:58, контрольная работа

Описание

Волонтеры – это люди, которые добровольно готовы потратить свои силы и время на пользу обществу или конкретному человеку. Синонимом слова «волонтер» является слово «доброволец» (53, с. 19). Иногда добровольцев называют общественными помощниками, внештатными добровольными сотрудниками, ассистентами, лидерами, посредниками. Общее, что их объединяет, – добровольность (деньги не являются основным мотивом работы). Разницу в названии в основном определяют применяемые в их работе методики.

Работа состоит из  1 файл

180983.docx

— 95.81 Кб (Скачать документ)

Введение

 

Волонтеры – это люди, которые добровольно готовы потратить свои силы и время на пользу обществу или конкретному человеку. Синонимом слова «волонтер» является слово «доброволец» (53, с. 19). Иногда добровольцев называют общественными помощниками, внештатными добровольными сотрудниками, ассистентами, лидерами, посредниками. Общее, что их объединяет, – добровольность (деньги не являются основным мотивом работы). Разницу в названии в основном определяют применяемые в их работе методики.

Социальные  перемены в стране отражаются и на мотивации добровольчества. В последние годы увеличилось число людей, которые приходят в некоммерческие организации с целью получения необходимого опыта работы, знаний и навыков, реализации своих идей, повышения своей квалификации.

Переход России к рыночной экономике вызвал интенсивный процесс дифференциации вступающего в жизнь молодого поколения, появлению значительных групп социально дезадаптированных детей. Профилактика асоциального поведения молодых людей, социальный контроль над потенциальной преступностью и иными проявлениями девиантности становится одной из важнейших проблем современного общества, и соответственно – теории и практики социальной педагогики и социальной работы. Мировой опыт свидетельствует, что для решения задач в области профилактики социального дезадаптации необходимо привлечение не только профессионалов, но и добровольцев, методы работы которых в окружающем социуме нередко оказываются более эффективными.

Актуальность проблемы добровольческого движения в России заключается в том, что активное развитие деятельности добровольцев характеризуется значительным отставанием научного анализа от практики.

Анализ  зарубежной и отечественной литературы по проблеме социально-педагогической деятельности добровольческого движения позволяет выделить ряд противоречий в применении этого опыта в России. В их числе наиболее значимыми являются противоречия:

– между накопленным опытом социально-педагогической работы добровольцев и фрагментарным теоретическим осмыслением и освещением его в отечественной научной литературе по педагогике и социальной работе;

– между востребованностью современной отечественной социально-педагогической практикой зарубежного опыта добровольческой деятельности и слабой разработанностью механизмов его эффективного применения в отечественной социальной работе;

– между реально существующей возможностью изучения опыта добровольческого движения и отсутствием широкой апробации этих моделей в практике работы российских неправительственных организаций.

С учетом теоретической и практической значимости проблемы, и в то же время ее недостаточной научной разработанности была избрана тема данного исследования. В основе исследования – научный подход, в рамках которого бескорыстное служение людям и обществу рассматривается в сфере ценностных ориентаций добровольца социальной работы; личностно-деятельностный подход, признающий деятельность главным условием полноценного развития и саморазвития личности; идеи гуманной педагогики, ориентирующей социальную работу на человека как главную ценность этой деятельности.

Цель исследования – проанализировать позитивный отечественный опыт социально-педагогической деятельности добровольцев и определить условия его эффективного применения в практике социальной работы.

Объект исследования – деятельность добровольцев отечественных неправительственных организаций.

Предмет исследования – содержание и технологии социальная деятельности добровольцев.

Задачи исследования:

1. Раскрыть  социальную сущность добровольческой деятельности, выявить ведущие тенденции развития социальной деятельности добровольцев в России.

2. Обобщить  теоретический отечественный опыт социально-профилактической работы добровольцев.

3. Обосновать  специфику добровольческого движения в России.

4. Проанализировать  содержание и технологии социальной деятельности добровольцев, выявить условия и механизмы их применения в практике социальной работы в России.

Методы исследования:

– общенаучные методы (сравнение, анализ, сопоставление, обобщение);

– анализ научных, публицистических, статистических источников;

– сбор эмпирических данных;

– анализ документов и результатов практической деятельности добровольческой работы в регионе и в том числе городе Орле.

Научная новизна и теоретическая  значимость исследования заключаются в том, что в нем:

– определена сущность добровольческого движения как социально-педагогического феномена;

– выявлены ведущие тенденции развития социально-педагогической деятельности добровольцев в России;

– раскрыта взаимообусловленность социальной работы и деятельности добровольцев

– проанализированы содержание и технологии социально-педагогической деятельности добровольцев в практике социальной работы в России.

Практическая значимость исследования заключается в том, что:

– выявлены условия практической реализации идей в деятельности добровольцев как дополнительного социально-педагогического ресурса;

– представленные технологии социальной работы добровольцев могут быть использованы в практической социальной работе;

Источники исследования:

В ходе проведенного исследования были проанализированы официальные документы (законодательные акты, постановления, отчеты), монографические работы психолого-педагогического характера, словари и энциклопедии по социальной работе, учебные издания «Теория социальной работы», «Технология социальной работы», «Социальная педагогика», «Педагогика», и др., а также профессиональные периодические издания: «Социальная работа», «Социальное обеспечение», «Социологические исследования», «Работник социальной службы» и др. Проанализированы Интернет-ресурсы, где систематически обобщается опыт деятельности добровольцев в зарубежных странах и в России.

Структура работы: состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы. В конце представлены приложения.

 

 

 

1. Теоретические аспекты функционирования  добровольческого движения

1.1 Добровольчество: понятие, сущность, основные характеристики

добровольчество (волонтёрство) – это добровольческое движение, развитое во многих странах мира, направленное на улучшение жизни и является важной частью для построения гуманного гражданского общества.

Доброволец – это человек, добровольно взявший на себя какую-либо работу.

Доброволец – существо будущего, гражданин мира, шанс человечества на выживание (38, с. 23).

Добровольчество стремится к достижению двух важных результатов:

Оно помогает в создании стабильного  и сплоченного общества.

Оно дополняет услуги, предоставляемые  правительством (и бизнесом – когда эти услуги нерентабельны, но необходимы обществу).

В соответствии с целями и задачами добровольчества, доброволец – это человек, который, работая безвозмездно, стремиться внести свой вклад в реализацию социально значимых проектов.

Добровольцы – люди, работающие в какой-либо области по своей воле, согласию, а не по принуждению, а добровольческие движения – это свободные союзы людей, объединённых каким-либо интересом. В России большинство добровольческих движений направлено в своей деятельности на профилактику и борьбу с наркоманией, алкогольной зависимостью, с ВИЧ/СПИДом, на пропаганду здорового образа жизни, оказание помощи детям-сиротам и престарелым гражданам, на сохранение чистоты окружающей среды и многое другое.

К самым  распространенным формам работы относятся  тренинги и акции, так как в  процессе проведения охватывают наибольшую аудиторию.

Роль  добровольческого движения для общества неоспорима. Почему люди становятся добровольцами? Причины могут быть разными:

  • Самое главное – ИДЕЯ, благородная идея, отражающая важность и принципы деятельности. Именно идея определяет, будет ли человек понимать, что он делает и зачем, появятся ли у него гордость, самоуважение и удовлетворение от работы и результатов деятельности.
  • Внутренняя психологическая потребность быть нужным. Добровольческое движение позволяет реализовать эту потребность, ощутить свою полезность.
  • Потребность в общении. Если подбирается замечательная компания и в ней интересно и комфортно, то хочется быть рядом. Расширяется круг общения. Именно это часто становится основной причиной работы в качестве добровольца.
  • Интерес. Работа добровольцем зачастую связана с нестандартными подходами и новыми возможностями.
  • Антураж. Начинающих больше интересует внешняя привлекательность движения (кепки, футболки, значки и т.п.), чем идея, цели или конечный результат, особенно это касается детей и подростков.
  • Финансовые соображения. Возможность что-то заработать тоже может быть стимулом. Известно, что доброволец в настоящем его понимании работает не ради денег. Однако он все равно что-то получает, будь то моральное удовлетворение или финансовые компенсации, если это этично и позволительно для проекта или организации.
  • Карьера, авторитет и самореализация. Сюда относится возможность улучшить свое социальное положение в карьерной или межличностной сфере. Иногда карьера социального психолога и педагога начинается именно в добровольческом движении. Будучи добровольцем, можно установить новые связи, научиться новому и за счет этого приобрести уважение и вес в обществе. Зачастую именно в добровольческом движении проявляются некоторые способности, например, руководящие или организаторские.
  • Творческие возможности. Можно проявить себя в различных видах деятельности вне зависимости от возраста или от уже имеющейся профессии – журналистика, преподавание, менеджмент, выступления, написание сценариев, дизайн.
  • Решение своих проблем. Например, если имеются проблемы с общением, то в добровольческой среде можно найти новых друзей и единомышленников.
  • Досуг. Время можно тратить двумя способами – с пользой и без. Первый вариант – это добровольческое движение.
  • Способ поделиться своим опытом. Зачастую люди, пережившие кризис, могут точно и четко прогнозировать и предотвращать ситуации, подобные тем, которые ранее случились с ними самими или их близкими. Вместо озлобления можно вынести свою энергию на борьбу с тем злом, которое довелось пережить.
  • Подтверждение своей самостоятельности и взрослости. Став добровольцем и работая над серьезными проблемами, люди доказывают окружающим свою зрелость, самостоятельность и… оригинальность.
  • Ресурсные возможности. Работая добровольцами, люди становятся обладателями сопутствующих благ – поездок, интересных книг и фильмов, новых связей, Интернет-ресурсов, компьютеров и.т. п. (34, с. 42).

Нередко возникает вопрос: зачем привлекать добровольцев, если есть профессионалы? Слово «профессионал» и слово «доброволец» не противоречат друг другу, но они и не взаимозаменяемы. Профессионал тоже может выступать в качестве добровольца, работая на проект бесплатно. Как показывает практика, привлечь профессионалов к организации и проведению профилактических мероприятий не всегда возможно, особенно в необходимом количестве, поэтому приходится прибегать к помощи добровольцев – непрофессионалов.

Привлечение добровольцев дает ряд преимуществ:

  • Экономические

Чтобы понять экономическую эффективность, следует  произвести обычный расчет. Предположим, что в проекте охват целевой группы – 4 тысячи человек. Если проводить по 3 часа тренингов с каждой группой (200 групп – по 20 человек), то потребуется 200 дней. Если работаете вдвоем – 100 дней, 50 – если вчетвером. Чтобы можно было проводить мероприятия раз в месяц необходимо 20 человек. Где же взять ресурсы? – добровольцы!

  • Идеологические

Если  суть работы – распространение идей, то ничто не является более эффективным, чем привлечение тех, на кого эти идеи направлены. Такие стратегии, как молодежное участие, равное обучение, отлично себя зарекомендовали. Лучший способ воспитать человека – не воспитывать, а привлечь его к воспитанию других. Лучший способ информировать – привлечь к информированию других.

        • Коммуникативные

Хорошего  контакта с группой профессионалы не всегда могут достичь. Использование добровольцев как ретрансляторов информации и позитивного опыта дает явный качественный эффект. Такие подходы, как равное обучение, посредничество, лидерство дают возможность достичь более эффективной передачи информации на уровне, соответствующем аудитории.

  • Оценочные

Мнения  добровольцев – это «взгляд со стороны», который может быть полезен для оценки качества работы организации, ее коррекции и улучшения.

  • Количественные

За счет добровольцев происходит значительное увеличение количества представителей целевой аудитории, привлеченной к деятельности, число проводимых мероприятий и свежих идей (34, с. 53).

Анализ  проблем добровольческого движения показывает, что существует неоднозначное отношение к деятельности добровольцев.

«Волонтеры (добровольцы) – это хорошо», –  говорят в одних некоммерческих организациях.

Информация о работе Волонтерство в России