Влияние процессов глобализации на массовые коммуникации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 12:52, курсовая работа

Описание

Значительная часть населения планеты оказалась включенной в новую информационную реальность, которая характеризуется существенно расширившимся доступом к разнообразным знаниям и сведениям. Вместе с тем, глобализация несет с собой противоречия социально-экономического и культурного порядка.
В данной работе будут рассмотрены и проанализированы особенности массовых коммуникаций в условиях глобализации.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………… 3
1 Массовые коммуникации…………………………………………………. 4
1.1 Понятие и сущность массовой коммуникации………………………….. 4
1.2 Структура и функции массовой коммуникации………………………… 5
2 Глобализация как явление современного мира………………………….. 7
2.1 Понятие и сущность глобализации………………………………………. 7
2.2 Предпосылки развития процессов глобализации……………………….. 8
3 Влияние процессов глобализации на массовые коммуникации……… 11
3.1 Создание всемирного медиа-рынка……………………………………… 11
3.2 Интернет в эпоху глобализации………………………………………… 13
Заключение ……………………………………………………………………... 15
Список использованных источников………………………………………….. 16
Приложение

Работа состоит из  1 файл

Реферат- массовые коммуникации и глобализация.doc

— 101.50 Кб (Скачать документ)

     - усиление тенденции к унификации  и стандартизации. Стандарты распространяются на образование и культуру.

     4) Информационные:

     - радикальное изменение средств делового общения, обмена производственной, научно-технической, экономической, финансовой информацией; появление и развитие принципиально новых систем получения, передачи и обработки информации позволили создать глобальные сети, объединяющие финансовые и товарные рынки, включая рынки ноу-хау и профессиональных услуг. Информационное обслуживание непосредственно связано с успехами в электронике - с созданием электронной почты, Интернет;

     - формирование систем, позволяющих  из одного центра управлять  расположенным в разных странах производством, создающих возможности оперативного, своевременного и эффективного решения производственных, научно-технических, коммерческих задач не хуже, чем внутри отдельных стран. Компьютеризация, системы электронных счетов и пластиковых карт, спутниковая и оптико-волоконная связь позволяют практически мгновенно перемещать финансовую информацию, заключать сделки, переводить средства с одних счетов на другие независимо от расстояния и государственных границ.

     5) Политические:

     - ослабление жесткости государственных границ, облегчение свободы передвижения граждан, товаров и услуг, капиталов;

     - окончание «холодной» войны, преодоление  политических разногласий между Востоком и Западом.

     6) Социальные и культурные:

     - ослабление роли привычек и традиций, социальных связей и обычаев, преодоление национальной ограниченности, что повышает мобильность людей в территориальном, духовном и психологическом отношениях, способствует международной миграции;

     - возникновение глобального единомыслия  в оценке рыночной экономики  и системы свободной торговли. На смену недавних противоречий  между рыночной экономикой Запада и социалистической экономикой Востока пришло практически полное единство взглядов на рыночную систему хозяйства;

     - проявление тенденции формирования  глобализованных «однородных» средств  массовой информации, искусства,  попкультуры. Английский язык  становится международным языком общения, облегчая межкультурное общение, учебу и взаимопонимание;

     - преодоление границ в образовании  благодаря развитию дистанционного  обучения;

     - либерализация подготовки трудовых  ресурсов, что ведет к ослаблению  контроля национальных государств за воспроизводством «человеческого капитала». 7 

 

      3 ВЛИЯНИЕ ПРОЦЕССОВ ГЛОБАЛИЗАЦИИ НА МАССОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ

     3.1 Создание всемирного медиа-рынка

     В настоящее время в науке существуют два подхода в определении  глобализации СМИ. Многие тенденции международной типологии связаны с влиянием глобализации и развития новых технологий, которые позволяют ускорить передачу сигнала в разные точки земного шара.

     С одной стороны, создаются глобальные газеты. Их немного, всего четыре: «Wall Street Journal», «Financial Times», «USA Today», «International Herald Tribune». Все они издаются на английском языке - языке общения международного бизнеса. Не возникло пока глобальных газет на французском, немецком и других языках. Нет такой газеты и на русском языке.

     Глобализация  сопровождается также усиленным  развитием местной прессы и малых  по тиражу, но весьма влиятельных для  небольших населенных пунктов и  общин изданий. Подобная тенденция  наблюдается и в России, где  растет число малотиражных газет  для небольших групп8.

     Еще в большей степени это проявляется  в журнальном деле, где увеличивается число специализированных изданий. По тиражам они мало уступают развлекательной продукции или специализированным, например медицинским, популярным изданиям.

     Современные же информационные еженедельники, которые выпускаются концерном «Мост медиа» («Итоги»), издательским домом «Коммерсантъ» («Власть», «Деньги»), существенно уступают им по тиражу, хотя их можно отнести к изданиям, непосредственно связанным с участием в политическом процессе. Круг реально участвующих в политике лиц в России пока слишком мал, чтобы создать почву для действительно массовых информационных еженедельников9.

     Глобализация  во многом меняет философию радиовещания. Цифровой радиосигнал позволяет  соединять вешание глобальное и местное, вплоть до общинного. Одна из главных тенденций сегодня - бурный рост местного радио благодаря удешевлению распространения сигнала и быстроте его передачи через Интернет или спутники связи.

     Типология радио также существенно изменилась. Резко сокращается доля национальных радиовещательных компаний и увеличивается число местных станций, работающих в диапазоне FM в таких городах, как Нью-Йорк или Москва. В России пока наблюдается существенная регионализация радио и его переход на местное вещание. Местные российские станции уже обозначили свое присутствие на российском радиорынке и сейчас пытаются создать свои сети, даже общероссийские. Так действует в Москве радиостанция «Эхо Москвы», которая так же, как и некоторые другие московские компании, распространяет свой сигнал через Интернет по России и за ее пределами10.

     Глобальное  телевидение, охватившее вещанием практически  все регионы мира, повлияло на создание целевых аудиторий, сегментированных в зависимости от ценностей, вкусов и стиля жизни.11

     Новые достижения в области информационно-коммуникативной  техники, изменения на геополитической  карте мира, сдвиги в экономике, политике и культуре оказывают воздействие  на развитие медиакультуры.

     В глобализации последней немалую  роль играет реальное соблюдение права на свободу выбора информации и характер участия в ее использовании. Чтобы глобализация медиакультуры развивалась с пользой для людей, она нуждается в сбалансированном равновесии участвующих в них сил.

     Трансграничные  потенции масс-медиа следует умело использовать в интересах человека и человечества для диалогов и мирного решения возникающих проблем без «информационных войн» или «культурного колониализма». К примерам такого использования глобального информационного канала можно отнести международную деятельность CNN.

     3.2 Интернет в эпоху глобализации

     В Интернете можно узнать ту или иную новость, совсем под другим углом, в контексте других событий, в той форме, в которой, к примеру, телевидение и пресса не могут ее преподнести.

     Одной из заслуг Интернета является то, что большей частью его пользователей является молодежь. И сейчас молодая аудитория Интернет СМИ превышает аудиторию журналов, газет, телевидения и радиостанций.

     Интернет успешно сочетает в себе характеристики всех традиционных СМИ. Здесь можно посмотреть новостные сюжеты (прототип телевидения) и изучить аналитические материалы (прототип газет), прочитать развлекательные статьи (прототип журналов), а также послушать радио on-line (прототип радио).

     Еще одной отличительной особенностью Интернета является то, что он позиционирует себя не только как информационная сеть, но и как сеть коммуникационная. То есть, предоставляющая возможность общаться. Ведь владельцы сайтов могут не только снабжать пользователей нужными сведениями, но и получать информацию от них за счет обратной связи.

     Говоря  об особенностях Интернета как инструмента  распространения массовой информации, следует отметить:

     - широкую аудиторию пользователей  и возможность ее неограниченного  расширения;

     - трансграничное распространение информации;

     - высокую скорость и оперативность  предоставления информации;

     - практически неограниченный выбор  источников и видов информации;

     - практическое отсутствие предварительного  контроля содержания информации (цензуры);

     - возможность обсуждения возникающих вопросов в режиме реального времени;

     - возможность одновременного представления  информации в различной форме  (текст, графика, звук, анимация  и др.). 
 
 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Тенденция развития массовой коммуникации состоит, прежде всего, в том, что постоянно множатся каналы распространения информации (с XVII-XVIII вв. - в основном, технические). При этом каждое новое СМИ не отменяет прошлые средства коммуникации и информации, а занимает свою нишу в определенном историческом пространстве-времени и изменяет характер и конфигурацию информационно-коммуникационной среды.

     В эпоху глобализации средства массовой информации продолжают выполнять свои основные функции. При этом в условиях существования глобального общества СМИ получают специфическое развитие, связанное с основными тенденциями глобализации. Глобализация сопровождается глобальной информационной революцией. Будучи каналами трансляции информации, масс-медиа в своем развитии и преобразовании напрямую зависят от того, как протекает информационная революция.

     Технологический всплеск, формирование единого информационного  пространства в виртуальной среде изменило традиционное функционирование СМИ и обозначило особенности их деятельности в виртуальном пространстве. Так, для СМИ в эпоху глобализации характерны такие черты, как виртуализация реальности и демассифкация. Виртуализация реальности характеризует деятельность СМИ, которые становятся не столько каналом информации, сколько порождают информацию, являющуюся для потребителя единственным опытом. Виртуализация реальности через СМИ открывает в глобальном обществе широкие возможности для манипулирования массами, прежде всего в сфере глобальной политики.  
 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Василик, М.А. Основы теории коммуникации. / М.А. Василик. - СПб.: Гардарики, 2007. - 615 с.
  2. Глобализация мирового хозяйства: Учеб. пособие / Под ред. М.Н. Осьмовой, А.В. Бойченко. - М.: ИНФРА-М, 2006. - 346 с.
  3. Грачев М.Н. Политическая коммуникация: теоретические концепции, модели, векторы развития/ М.Н. Грачев. – М.: Прометей, 2008. – 375 с.
  4. Гринин Л. Е. Глобализация и национальный суверенитет. История и современность. - № 1. -2007. - С. 6-31.
  5. Долгов С.И. Глобализация экономики: новое слово или новое явление? - М.: Экономика, 2008. – 171 с.
  6. Кашкин В.Б. Введение в теорию коммуникации. - Воронеж: ВГТУ, 2009. - 167 с.
  7. Косолапое Н. Глобализация: сущность и международно-политические аспекты//МЭиМО. - 2006. - № 3. – С. 38-47.
  8. Новикова А.А. Средства массовой коммуникации в эпоху глобализации. Том 3. Парадоксы глобализации / А.А. Новикова. – М.: ЛЕНАНД, 2008. – 272 с.
  9. Петров Д.В. Радио в современной России / Д.В. Петров. - СПБ.:Речь, 2009. – 284 с.
  10. Система средств массовой информации России / Под ред. Я. Н. Засурского. - М.: Аспект Пресс, 2010. – 312 с.
 

 

      Приложение 1 

     Характеристика массовой и межличностной коммуникации 

Массовая  коммуникация Межличностная коммуникация
Опосредованность  общения техническими средствами Непосредованный контакт в общении
Общение больших социальных групп Общение в основном отдельных индивидов
Ярко  выраженная социальная ориентированность общения Как социальная, так и индивидуально-личностная ориентированность общения
Организованный, институциональный характер общения Как организованный, так и (в большей мере) спонтанный характер общения
Отсутствие  непосредственной связи между коммуникатором и аудиторией в процессе общения Наличие непосредственной обратной связи между общающимися  в процессе коммуникативного акта
Повышенная  требовательность к соблюдению принятых норм общения Более «свободное»  отношение к соблюдению принятых норм общения
Однонаправленность  информации и фиксирование коммуникативных ролей Попеременная  смена направленности информации и  коммуникативных ролей
«Коллективный»  характер коммуникатора и его  публичная индивидуальность «Индивидуальный» характер коммуникатора и его «приватная» индивидуальность
Массовая, стихийная, анонимная, разрозненная аудитория Реципиент - отдельный  конкретный человек
Массовость, публичность, социальная актуальность и периодичность сообщений Единичность, приватность универсальность, социальная и индивидуальная актуальность, необязательная периодичность
Преобладание  двухступенчатого характера восприятия сообщения Преобладание  непосредственного восприятия сообщения

Информация о работе Влияние процессов глобализации на массовые коммуникации