Управленческая этика руководителя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 21:02, курсовая работа

Описание

Цель исследования. Разработка рекомендаций для работников сферы управления по повышению уровня управленческой этики.
Задачи исследования:
1. Анализ уровня управленческой этики руководителя в обследуемом коллективе.
2. Оценить уровень управленческой этики руководителя в исследуемом коллективе.
3. Определить влияние уровня управленческой этики руководителя на микроклимат в коллективе.
4. Разработка рекомендаций для работников сферы управления по повышению уровня управленческой этики.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Сущность управленческой этики.
1.1. Этика делового общения и современное управление………………….….5
1.2. Управленческая этика: понятие, элементы, формы ее проявления…..…10
1.3. Показатели этичности поведения руководителя…………………………16
1.4. Психологические особенности управленческой этики
руководителя в зависимости от пола……………………………………...20
Глава 2. Анализ результатов исследования управленческой этики.
2.1. Характеристика объекта исследования……………………………………26
2.2. Процедура проведения социологического исследования.
Методы сбора информации………………………………………………..26
2.3. Обобщение и анализ результатов исследования управленческой
этики…………………………………………………………………………33
Глава 3. Заповеди руководителя………………………………………….…….38
Заключение……………………………………………………………………….42
Список литературы………………………………………

Работа состоит из  1 файл

курсовая СИПУ вся полностью.doc

— 651.50 Кб (Скачать документ)

На основе этого я провела тест «Управленческие действия», который проводился следующим образом. Группе руководителей были представлены бланки, в которых находился один вопрос и три варианта ответа. Нужно было выбрать тот вариант ответа, который им казался наиболее приемлемым. В конце опроса озвучивался правильный ответ (см. приложение 2).

 

2.3. Обобщение и анализ результатов исследования управленческой этики

 

              Мною были проведены два теста: тест на этику поведения в организации и  «Управленческие действия», также рассмотрен тест «Какой вы управляющий». В тестах приняли участие 10 человек. Затем был проведен анализ полученных данных.

Сначала группа руководителей должна была ответить на вопросы первого теста (тест на этику поведения в организации). Из ответов следует, что у одного человека высокий этический уровень, у 4 человек приемлемый этический уровень, у 3 человек средний этический уровень, одному человеку требуется моральное совершенствование и у одного человека происходит быстрое соскальзывание в пропасть. И нет таких руководителей, которым можно готовиться к церемонии канонизации в качестве святого, которым можно идти в епископы и которым нужно охранять ценные вещи от самого себя.

Результаты теста представлены на диаграмме (рис.3).

 

Рис.3 Уровень этики поведения в организации

Из результатов видно, что уровень управленческой этики достаточно не высок, что еще раз подтверждает общероссийские результаты.

Сегодня в зарубежных деловых кругах убеждены, что российский стиль поведения руководителей отличается необязательностью и неаккуратностью, неумением держать слово, стремлением что-то выгадать для себя. Даже лучшие представители нашего нарождающегося делового мира нередко оказываются в проигрыше в работе с потенциальными зарубежными партнерами, поскольку просто не умеют себя вести. Хотя наши руководители обычно представляют свои собственные компании, авторитета пока им, как правило, не хватает. За рубежом ценят проверенных временем деловых партнеров, а к новичкам относятся очень осторожно. Новоиспеченным предпринимателям, попирающим элементарные основы современной деловой этики, надеяться на успех бесполезно.

В России необходимо формирование руководителей иного плана, ответственных профессионалов, сознающих свою миссию, формирующих свой имидж. Не торгаш, склонный к выпивке и разгульному образу жизни, а подтянутый, хорошо воспитанный джентльмен, умеющий "подать" себя и свою фирму в лучшем виде, чувствующий себя уверенно, потому что за ним - знание бизнеса и управленческой этики.

Но по мере продвижения России в современную рыночную экономику постепенно меняется само представление о характере и целях бизнеса, его общественном назначении и ноше, вновь проявляются на новом качественном уровне старые добрые российские традиции в предпринимательстве. Руководители все активнее приобретают новые черты, новые, более современные ценностные ориентиры. Постепенно возникает и расширяет свои границы обновленная деловая культура, нацеленная на удовлетворение требований рынка, на приоритет общественных, а не личных ценностей. Происходят кардинальные изменения в этических оценках и подходах наших руководителей, что свидетельствует о том, что процесс приобщения их к требованиям и условиям современного рынка форсируется, появляется новая основа для выкристаллизации совершенно иной управленческой этики, что является залогом будущего процветания нашего отечества.

Из результатов теста «Управленческие действия» следует, что 3 человека выбрали вариант А, 4 человек вариант Б и 3 человека выбрали вариант В. Это видно из диаграммы (рис.4).

            

Рис.4 Результаты теста «Управленческие действия»

Правильно ответили только 4 руководителя. Следовательно, определение основных направлений деятельности организации и ее целей — обязанность высшего управленческого звена. Однако в организациях со сложным механизмом управления, огромными масштабами работы, большой географической рассредоточенностью предприятий высшие управляющие не всегда имеют возможность дать четкие инструкции и определить наиболее оптимальные направления и цели деятельности для каждого конкретного участка работы. В подобных условиях нельзя ждать или добиваться указаний от вышестоящего руководства, нельзя занимать пассивную, выжидательную позицию. Нужно действовать самостоятельно и инициативно. При этом будет правильным, если управляющий возьмет всю ответственность за принятые меры на себя.

Сегодня наиболее эффективно такое управление, которое направлено на повышение роли человеческого фактора. Нацеленное на человека, на личность управление, оно обеспечивает свободное развитие каждого работника, удовлетворение его личных интересов, замыслов, чаяний, раскрывает инициативу, творческие способности каждого члена коллектива. Такой менеджмент именуется нравственным, поскольку базируется на нравственных основах, на совокупности интересов, ориентирован на развитие человеческих отношений, в фундаменте которых заложены культура, свобода и инициатива. В каждой компании формируется своя "философия" управления, отражающая уровень управленческой этики и культуры. Если сегодня в центре внимания менеджмента находится человек, его личное достоинство, признание заслуг, максимальное использование его потенциала, то такое управление - самое современное, нравственное, этически корректное.

Если разрабатывать идеальную модель управления, то в разных компаниях она будет своя. Но, учитывая различные факторы, можно разработать свою идеальную формулу управления.

 

Рис.5 Идеальная формула управления

 

Таким образом, можно отметить, что, несмотря на активное развитие бизнеса, уровень управленческой культуры удерживается на среднем уровне. Если же удастся поднять этот уровень, то бизнес выйдет на качественно новую ступень развития, и будет приносить больше прибыли за счет увеличения производительности труда.

Глава 3. Заповеди руководителя

 

Способность эффективно управлять людьми, соблюдать этические требования основывается на следующих десяти фак­торах:

- способность управлять собой;

- четкие личные цели;

- упор на постоянный личный рост;

- умение решать проблемы;

- изобретательность и способность к инновациям;

- высокая способность воздействия на окружающих;

- знание современных управленческих подходов;

- способность руководить персоналом;

- умение обучать и развивать подчиненных;

- формировать и развивать эффективные рабочие группы.

Каждая управленческая задача предъявляет конкретные тре­бования, так что не каждый из упомянутых факторов в равной мере относится к любой ситуации.

 

             

Проанализировав результаты и изучив литературу по данному вопросу, я выделила следующие заповеди руководителя:

1.      Общаясь друг с другом, всегда помните о честности и справедливости. Руководители всех уровней должны поддерживать эти ценности во всех своих решениях, действиях, а также прививать их своим подчиненным.

2.      Стройте долгосрочные отношения с клиентами и партнерами. Успех фирмы зависит от качества отношений с широкой группой влиятельных клиентов и топ-менеджеров во всем мире. Лучшие руководители успешно развивают долгосрочные отношения с людьми различных культур и воспитания. Они преуспевают, строя безупречное обслуживание клиентов, а также играя ведущие роли во внешних деловых и общественных объединениях.

3.      Способствуйте обучению, нововведениям и изменениям. Руководители должны приветствовать и продвигать изменения. Они должны постоянно учиться на собственных успехах и провалах (так же как и на ошибках других, и внутри фирмы, и вне ее). Они должны базироваться на прошлых успехах, но и не бояться брать на себя предпринимательские риски, необходимые для обновления и роста бизнеса.

4.      Продвигайте наиболее способных людей. Руководители должны создать систему, когда продвижение по службе получают самые способные и трудолюбивые. Они должны гарантировать, что все работники будут иметь шанс двигаться вверх, им не будут ставиться искусственные барьеры, и они смогут показать все, на что способны.

5.      Создайте обстановку доверия, не допускайте лжи в общении. Следует общаться с подчиненными искренне и подкреплять свои слова делами, иначе будет наблюдаться эффект «ложь на ложь». Если руководитель выполняет все, что говорит, то и подчиненные будут неукоснительно выполнять свои обязанности.

6.      Руководитель обязан видеть в каждом подчиненном не должность, а личность, проявлять доброжелательность и терпимость, с уважением относиться к его личной жизни, но при этом помнить, что «сильный никогда не унижает» и, следовательно, недопустимо повышать голос на своего сотрудника, навешивать ярлыки типа «лентяй», «бездельник», «тупица» и т.д.

7.      Важно помнить, что уважают только тех руководителей, которые хвалят при всех, а выговаривают с глазу на глаз; никогда не жалуются на своих сотрудников и, если надо, берут их вину на себя; своевременно и открыто признают свои ошибки.

8.      Несмотря на личные симпатии и антипатии, руководитель обязан предъявлять ко всем подчиненным одинаковые требования, ко всем относиться ровно, никого не выделять; при посторонних обращаться к своим сотрудникам по имени и отчеству.

9.      Недопустимо читать нотации и поучать персонал, если сам руководитель не соблюдает данное требование: воспитательное значение имеет только личный пример руководителя.

10. Типичная ошибка молодых руководителей – стремление стать «своим» среди подчиненных. Лучше все же сохранять дистанцию, разделять личное и служебное, не допускать панибратства. В противном случае приказ как форма распоряжения будет неэффективен.

11. Руководитель не имеет морального права скрывать от своих сотрудников важную для них информацию. Вместе с тем он обязан пресекать сплетни и доносы.

Соблюдая все заповеди, руководитель, несомненно, будет являться отличным профессионалом в сфере управления, и обладать высоким уровнем корпоративной культуры и корпоративной этики.

Руководитель, обладающий определенными этическими подходами, способен стать опорой для своего подчиненного. Но правда также и то, что руководитель с неправильными этическими представлениями может причинить значительный вред своему работнику.

К  таким ошибкам относятся случаи, когда:

                  руководитель не дает конкретных заданий, но постоянно досаждает подчиненных большим количеством вопросов общего характера

                  «зациклен» на одной теме в общении с персоналом, например, трудовой дисциплине

                  ежедневно формулирует новые идеи для выполнения задания

                  постоянно проповедует свои замыслы

                  не доверяет своим сотрудникам, злоупотребляет мелочным контролем

                  увлекается бумаготворчеством

                  малодоступен территориально и во времени

                  не имеет готовых решений производственных задач, предлагаемых персоналу.

Так что же необходимо руководителю для обеспечения эффективной работы компании[17]? Прежде всего, четко определять цели, которые ставятся перед ней, ее подразделениями, согласовывать их иерархию, координировать деятельность людей по их достижению, во-вторых, создавать активную рабочую атмосферу, обеспечивающую предпосылки для творческого и высокопроизводительного труда всех сотрудников фирмы и, наконец, реализовать себя как руководителя и как личность, творчески трудиться, налаживать и поддерживать обратную связь с людьми, извлекать уроки из результатов своей деятельности и деятельности подчиненных, знать свои полномочия и объем личной ответственности.

Предприниматель, руководитель - это, прежде всего лидер, способный влиять на людей и коллектив, побуждать их эффективно работать для достижения поставленных целей. Успех любого лидера зависит от его личных качеств как человека и стиля его деятельности, иначе говоря, от его манеры поведения по отношению к подчиненным, от его способности оказывать на них свое воздействие.

 

Заключение

 

Управленческая этика играет в условиях современной России особую роль, причем не только при общении людей в рамках бизнеса, но особенно во взаимоотношениях в трудовых коллективах, прежде всего в контактах между собой руководителей, а также в рабочих и неформальных взаимоотношениях руководителей с подчиненными им сотрудниками. Во многом это связано с особенностями состояния сегодняшней отечественной экономики.

В курсовой работе мною были поставлены определенные цель и задачи, которые были достигнуты по мере написания работы. Мною были определены элементы и формы проявления управленческой этики, а также показатели этичности поведения руководителя.

В результате работы был выявлен уровень управленческой этики и дан анализ результатов, на основе которого были составлены рекомендации.

Проанализировав и изучив весь материал, в третьей главе мною были разработаны заповеди руководителя в управлении персоналом. Таким образом, соблюдая все заповеди, руководитель, несомненно, будет являться отличным профессионалом в сфере управления, и обладать высоким уровнем корпоративной культуры и корпоративной этики.

Информация о работе Управленческая этика руководителя