Учение Конта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 15:34, биография

Описание

Французский социолог Конт Огюст и английский социолог Г. Спенсер существенно обогатили предмет науки своими трудами. Огюст Конт в свою очередь был выдающимся философом, социологом, основателем школы позитивизма, а также ввел в употребление сам термин “социология”. Основными трудами стали «Курс позитивной философии» в шести томах (1830—1842), а также «Система позитивной политики» в четырёх томах (1851—1854).

Содержание

Введение 3
1 Огюст Конт
1.1 Биография 5
1.2 Учение Конта 10
2 Герберт Спенсер 11
2.1 Краткая биография 12
2.2 Воззрения 13
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

Социология.doc

— 525.00 Кб (Скачать документ)

Определение предмета социологии у Герберта Спенсера

Спенсер не дал формального определения  науки. Он видел социологическую  науку как науку о надорганическом  развитии, которая не только описывает  процессы социальной жизни, но и формулирует  законы.

Главная цель- установление законов  развития науки.

Спенсер большое внимание уделял разработке понятийного аппарата. С его именем связано включение в систему  наднаучных категорий - понятия «общество», структура, динамика, функции. Этому  способствовали его аналогии человеческого  общества с биологическим организмом.

Однако Спенсер видел и различие между человеческим обществом и  биологическим организмом: Он считал, что в живом организме элементы существуют ради целого, а в обществе все наоборот - само общество служит интересам и потребностям индивидов.

Основание социальной науки Спенсера строилось на огромном этнографическом материале, исследованиях доиндустриальных обществ. Спенсер рассматривал эволюцию семьи, промышленности, политических, экономических институтов. Таким образом, материал, который использовал Спенсер для доказательства своих идей, был очень обширен и серьезен. Эти материалы связаны с использованием историко-сравнительного метода.

Идея закономерной эволюции общественной жизни

Процесс социальных изменений совершается  по естественным законам независимо от желания людей. Эволюция совершается сама собой, со стороны человека не требуется никакого вмешательства

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПЕНСЕР ГЕРБЕРТ (1820-1903) - выдающийся английский философ и социолог, 
сторонник позитивизма и эволюционизма в естествознании, родился в Дерби, 
умер в Брайтоне.  
 
Творчество Спенсера с наибольшей полнотой воплотило основные идеи 
эволюционизма, оказало большое влияние на интеллектуальную атмосферу той 
эпохи. Теоретические взгляды формировались главным образом под влиянием 
достижений естественных наук, все чаще обращавшихся к идее эволюции. 
Основной труд, опубликованный в 1862-1864 годах, включал в себя: 
«Основные начала» (1962), «Основная биология» (1864-1867), «Основания 
психологии» (1870-1872), трехтомный труд «Основания социологии» 
(1876-1896), «Социология, как предмет изучения» (1903), «Основания этик» 
(1879-1893). 
 
Спенсер первым в развернутой форме стал разрабатывать подход, получивший 
впоследствии название общей теории систем, и применять его к 
человеческому обществу. В своих исследованиях он сочетал 
структурно-функциональный и эволюционный анализ общества. Он вместе 
считал общество особой реальностью, возникшей в результате возникновения 
индивидов и зависящей от них. 
 
Спенсеровское представление об обществе как организме позволило 
осмыслить и понять ряд важных особенностей структуры и функционирования 
социальных систем. Он не отождествлял общество с индивидуальным 
биологическим организмом, как зачастую утверждали и его противники, и 
его сторонники. Он лишь сравнивал эти две сущности, прослеживая как 
сходства, так и различия «сверхорганический» организм, т. е. как 
специфическую организацию. 
 
Спенсер не получил сколько-нибудь систематического гуманитарного 
образования и вплоть до 1846 г. работал железнодорожным инженером. 
Параллельно расширял свои познания в различных областях, что и позволило 
ему в 1848 г. стать главным редактором знаменитого журнала "Экономист". 
Именно в это время Спенсер стал проявлять интерес к социальным вопросам 
и их обобщению в рамках собственной теории.  
 
В 1850 г. вышел научный труд Спенсера - "Социальная статистика".  
 
Как один из основоположников органической школы, Спенсер, вслед за 
Огюстом Контом ввел в социологию идею изменчивости и "плавного" 
эволюционизма.  
 
Понятия эволюционистской социологии Спенсера - "возрастающая 
связанность", "переход от гомогенности к гетерогенности", 
"определенность", — описывающие морфологическую структуру общества, 
позволяли английскому социологу-позитивисту проводить аналогию между 
биологической и социальной эволюцией, между живыми организмами и 
обществом. В свою очередь, это раскрывало возможность применения в 
социологии естественнонаучных методов, что и составляло одну из целей 
позитивистского подхода к обществознанию.  
 
В главном социологическом произведении — трехтомных "Основаниях 
социологии" (1876-1896) — Спенсер уподоблял сословно-классовое строение 
общества и присущие ему различные функции разделению функций между 
органами живого тела. Однако отдельные личности обладают, по мысли 
Спенсера, гораздо большей самостоятельностью, чем биологические клетки. 
Подчеркивая свойство саморегуляции в живой материи, Спенсер на этом 
основании ставил под сомнение значимость государственных форм, 
рассматривая их в качестве инструментов насилия в большей мере, чем 
агентов регуляции.  
 
Двумя полюсами эволюции общества английский социолог признавал военный и 
промышленный типы устройства общества. Эволюция идет по направлению от 
первого ко второму. В той мере, в какой закон выживания наиболее 
приспособленного реализует себя в общественной динамике, общество 
приближается к промышленному типу, характеризующемуся прежде всего 
дифференциацией, основанной на личной свободе. Социальные революции 
рассматривались Спенсером как болезнь общества, а социалистическое 
переустройство - как противное органическому единству социальной системы 
и эволюционному прогрессу, основанному на выживаемости наиболее 
приспособленных и одаренных. К числу важнейших его работ также относятся 
"Начала социологии", "Грядущее рабство".  
 
Спенсер рассматривает общество как особое бытие, хотя и слагаемое из 
отдельных единиц, но постоянно сохраняемых в пределах их группировки как 
целостность. Это, по его мнению, указывает на конкретность составляемого 
ими агрегата.  
 
Спенсер называет два больших типа агрегатов, с которыми можно сравнить 
общественный агрегат: класс агрегатов органических и класс агрегатов 
неорганических.  
 
Спенсер выдвигает идею о том, что общество есть организм и сравнивает 
животный организм с организмом общественным.  
 
- Животные организмы обнаруживают постепенное увеличение в своей массе. 
Этот факт даже является одним из отличительных признаков живого 
организма. Общественный же организм растет обычно до того времени, когда 
общество распадается на несколько других, или до тех пор, пока оно не 
будет поглощено каким-либо другим обществом. Эта черта является как 
чертой сходства, так и чертой различия между двумя этими организмами.  
 
- Наряду с увеличением в размерах у них наблюдается и увеличение 
сложности строения.  
 
- Прогресс, в структурной дифференциации, сопровождается в обоих случаях 
прогрессивной дифференциальной функцией. Отделы, на которые распадается 
масса тела, становятся все более несхожими между собой. Разнообразие их 
наружных форм и внутреннего сложения влечет за собою и разнообразие тех 
действий, которые они выполняют. То же самое справедливо по отношению к 
тем частям, на которые распадается общество.  
 
Разделение труда, впервые указанное экономистами как общественное 
явление и вслед за тем признанное биологами за явление органической 
жизни и названное ими "физиологическим разделением труда" - есть именно 
та особенность, как в обществе, так и в животном мире, которая делает 
каждое из них живым целым. В обществе взаимная зависимость между всеми 
его частями столь же строга, как и в животном организме.  
 
Обыкновенный живой организм может быть рассматриваем как народ, 
состоящий из отдельных единиц, живущих каждая своей индивидуальной 
жизнью, причем некоторые из них обладают даже весьма значительной 
степенью независимости, мы легко поймем, что народ, составленный из 
человеческих существ, может быть вполне справедливо рассматриваем как 
организм. В социальном организме, как и в индивидуальном, выделяется 
жизнь целого, совершенно отличная от жизней отдельных единиц, хотя и 
слагающаяся из этих последних.  
 
Хотя раздельность социального организма не препятствует разделению 
функций и взаимной зависимости его частей, она не позволяет 
дифференциации зайти так далеко, чтобы она стала органом чувства и 
мысли, а остальные части взамен утратили всякую чувствительность. В 
социальном организме его составные единицы, не находясь в 
непосредственном соприкосновении, и будучи удерживаемы в своих 
относительных положениях с меньшей строгостью, не могут 
дифференцироваться в такой мере, чтобы одни из них стали совсем 
бесчувственными, а другие монополизировали себе всякое чувство. В 
действительности и тут существуют слабые следы такой дифференциации. 
Человеческие существа несходны между собою по отношению к количеству 
ощущения и чувства, вызываемых в них одинаковыми причинами, в одних из 
них замечается значительная черствость, в других — значительная 
восприимчивость. Контрасты этого рода могут быть постоянно наблюдаемы в 
пределах одного и того же общества даже тогда, когда его члены 
принадлежат к одной и той же расе; но особенно в тех случаях, когда 
члены его принадлежат к двум различным расам - господствующей и 
покоренной.  
 
Основное различие между двумя родами организмов, социальном и 
биологическом, состоит в том, что в первом сознание сконцентрировано в 
одной небольшой части агрегата, а во втором агрегате оно разлито по 
всему организму.  
 
Общество, как и биологический организм, обнаруживает в процессе своего 
развития общественный рост. Он совершается путем слияния общественных 
групп различных степеней. Первичная общественная группа, подобно 
первичной группе физиологических единиц, с которой начинается 
органическое развитие, никогда не достигает значительного размера путем 
обычного разрастания.  
 
Образование более крупного общества происходит только путем комбинации 
более мелких обществ; при этом разделения, вызванные прежними 
распадениями, не стираются вследствие такого процесса.  
 
Общественный рост, подобно росту живого существа, обнаруживает перед 
нами основную черту развития с двух ее сторон. И в том, и в другом 
случае интеграция обнаруживается двояким образом: в достижении более 
объемистой массы, и в прогрессивном приближении этой массы к тому 
состоянию сплоченности, которое обусловливается тесным сближением ее 
частей. Еще одним способом роста является миграция, этот вид роста не 
находит аналогии в органическом росте.  
 
В обществах, как и в живых существах, возрастание общей массы 
сопровождается обыкновенно возрастанием сложности строения, параллельно 
с той интеграцией, которая составляет первичную черту развития, 
заключающуюся в дифференциации. Общественная масса очень мелких размеров 
отличается однородностью своего состава, но с каждым увеличением ее 
размера увеличивается обыкновенно и ее разновидность; для достижения же 
значительного объема требуется приобретение значительной разнородности.  
 
Итак, как в индивидуальном, так и в общественном организмах процесс 
агрегации постоянно сопровождается прогрессом организации, причем этот 
последний следует в обоих случаях тому же самому закону, заключающемуся 
в том, что последовательные дифференциации подвигаются всегда от более 
общего к более специальному. Прежде всего появляются крупные и простые 
отличия между частями; затем в каждой их этих грубо обозначенных частей 
наступают изменения, разделяющие их на несходные между собою отделы; 
после того в этих несходных между собою подотделах возникают новые 
несходства, и так далее.  
 
Изменения в строении не могут иметь места без изменений в функции. 
Существуют такие функциональные особенности, которые не подразумеваются 
напрямую особенностями строения.  
 
Если организация состоит в таком устройстве целого, при котором его 
части получают возможность выполнять взаимозависимые действия, то низкая 
организация должна отличаться сравнительной независимостью частей друг 
от друга, а высокая, наоборот, такою сильною зависимостью каждой части 
от остальных, что разлучение их должно вести к гибели.  
 
Низшие животные агрегаты построены таким образом, что каждая из их 
частей сходна по внешности с каждою из остальных и выполняет также 
действия, что и остальные: а потому самопроизвольное или искусственное 
разделение такого агрегата остается почти без всякого влияния на жизнь 
отдельных одна от другой частей.  
 
Но в высокоорганизованных агрегатах, индивидуальных и общественных, дело 
обстоит совершенно иначе. Мы не можем разрезать млекопитающее животное 
надвое, не причинив ему немедленной смерти. Оторвать голову птице – 
значит убить ее.  
 
Согласие функций, т.е. их взаимная связь и зависимость, становится тем 
теснее, чем далее подвинулось вперед развитие. В низших агрегатах, как 
индивидуальных, так и общественных, действия частей зависят друг от 
друга лишь в самой незначительной степени; тогда как в развитых 
агрегатах обоего рода частные деятельности, составляющие жизнь отдельных 
частей, возможны только в силу комбинаций всех действий, составляющих 
жизнь всего целого. Когда еще части мало дифференцированы, они могут 
сравнительно легко выполнять друг за друга различные отправления; но 
когда дифференциация их уже значительна, они могут исполнять функции 
друг друга лишь очень несовершенно, или даже вовсе не могут делать 
этого.  
 
Таким образом, можно подвести общий итог:  
 
Герберт Спенсер понимает общество как целостный организм, аналогичный 
биологическому организму. Это сложный организм, состоящий из 
взаимосвязанных и взаимозависимых клеток и органов. Эти клетки и органы 
связаны в единую систему и выполняют специфические функции в составе 
организма.  
 
Общество обнаруживает явление постоянного роста, по мере его 
возрастания, части его, становясь несходными друг с другом, обнаруживают 
увеличение сложности строения. Эти несходные части принимают на себя 
выполнение несходных функций; эти функции не только различны между 
собою, но еще эти различия находятся в таких отношениях друг к другу, 
что делают возможными одни другие. Являющаяся таким образом взаимная 
помощь вызывает взаимную зависимость всех частей общества. Эти 
взаимозависимые части, живя при помощи, друг друга и друг для друга, 
образуют агрегат, построенный на том же самом общем начале, как и 
индивидуальный организм.  
 
В традициях позитивистской социологии Спенсер, опираясь на 
исследования Ч.Дарвина, предложил использовать эволюционную теорию 
для объяснения социальных изменений. Однако в противоположность Конту 
он сделал акцент не на том, что изменяется в обществе на разных периодах 
человеческой истории, а на том, почему происходят социальные перемены и 
почему в обществе возникают конфликты и катаклизмы. По его мнению, 
эволюционируют в единстве все элементы Вселенной - неорганические,  
органические и надорганические (социальные). Социология призвана 
изучать прежде всего надорганическую эволюцию, которая проявляется в 
количестве и характере разного рода общественных структур, их функциях, 
в том, на что собственно нацелена деятельность общества и какие продукты 
оно производит. В этой связи Спенсер обосновывает постулат, согласно 
которому изменения происходят в обществе по мере того, как его члены 
приспосабливаются или к природной среде, или же к среде социальной. В 
качестве доказательств и обоснованности своего постулата ученый  
приводит многочисленные примеры зависимости характера человеческой 
деятельности от географии местности, климатических условий, численности 
народонаселения и т.д. 
 
По Спенсеру, эволюция физических и интеллектуальных  
способностей членов общества находится во взаимозависимости с 
эволюцией социальной. Отсюда следует, что качество жизни членов 
общества. Характер экономических и политических институтов зависит в 
конечном счете от "усредненного уровня" развития народа. Поэтому любые 
попытки искусственно подтолкнуть социальную эволюцию с помощью,  
например, регулирования спроса и предложения, или радикальных реформ в 
политической сфере без учета свойств членов, составляющих общество, с 
точки зрения ученого, должны обернуться катаклизмами и  
непредсказуемыми последствиями: "Если вы однажды вмешаетесь в 
естественный порядок природы, - писал он, - то никто не может 
предсказать конечных результатов. И если это замечание справедливо в 
царстве природы, то оно еще более справедливо по отношению к социальному 
организму, состоящему из человеческих существ, соединенных в единое 
целое". На этом основании социолог не принял ни социализма, ни 
либерализма за их попытки, хотя и разные - революционные и реформистские 
вмешательства в естественный ход эволюции. 
 
Спенсер полагал, что человеческая цивилизация в целом развивается по 
восходящей линии. Но отдельно взятые общества (также как и подвиды в 
органической природе) могут не только прогрессировать, но и 
деградировать: "Человечество может пойти прямо, только исчерпав все 
возможные пути". При определении этапа исторического развития 
конкретного общества Спенсер использует два критерия - уровень 
эволюционной сложности и масштабность структурно-функциональных систем, 
по которым он относит общество к определенной системе сложности - 
простое, сложное, двойной сложности, тройной сложности и т.д. 
 
Исследуя происхождение всех живых тел, а таковым Г. Спенсер считал и 
общество, он поставил перед собой задачу осуществить как можно больше 
эмпирических обобщений для доказательства эволюционной гипотезы. Это 
позволило бы ему утверждать с большей уверенностью, что эволюция 
совершалась и совершается во всех областях природы, в том числе в науке 
и искусстве, в религии и философии. Эволюционная гипотеза, считал 
Спенсер, находит поддержку как в многочисленных аналогиях, так и в 
непосредственных данных. Рассматривая эволюцию как переход от 
неопределенной, бессвязной однородности к определенной, связной 
разнородности, сопровождающей рассеяние движения и интеграцию материй, 
он в работе «Основные начала» различал три ее вида: неорганическую, 
органическую и надорганическую. Особое внимание Г. Спенсером было 
уделено анализу надорганической эволюции в другом труде «Основания 
социологии». 
 
Чем менее развитыми являются физические, эмоциональные и 
интеллектуальные способности человека, тем сильнее его зависимость от 
внешних условий существования, важнейшей частью которых может быть 
соответствующее групповое образование. В борьбе за выживание человек и 
группа совершают ряд непреднамеренных действий, объективно 
предопределенных функций. Этими функциями, осуществляемыми членами 
определенных групп и самими группами, определяются групповые организации 
и структуры, соответствующие институты контроля за поведением членов 
групп. Такие образования первобытных людей современным людям могут 
показаться очень странными и нередко ненужными. Но для нецивилизованных 
людей, полагал Спенсер, они необходимы, так как выполняют определенную 
социальную роль, позволяют племени осуществлять соответствующую функцию, 
направленную на поддержание его нормальной жизнедеятельности. 
 
Не располагая необходимыми непосредственными данными о функционировании 
общества как сложной социальной системы (эмпирическая социология 
появилась лишь в начале XX столетия). Спенсер старался провести 
последовательную аналогию между биологическим организмом и обществом как 
социальным организмом. Он утверждал, что непрерывный рост общества 
позволяет смотреть на него как на организм. Общества, как и 
биологические организмы, развиваются в «форме зародышей» и из небольших 
«масс» путем увеличения единиц и расширения групп, соединения групп в 
большие группы и соединения этих больших групп в еще большие группы. 
Первобытные общественные группы, подобно группам простейших организмов, 
никогда не достигают значительной величины путем «простого возрастания». 
Повторение процессов образования обширных обществ путем соединения более 
мелких приводит к соединению вторичных образований в третичные. Таким 
образом. Спенсер осуществлял типологию обществ по стадиям развития. 
 
Главное направление происходящих изменений Спенсер видел в нарастании 
многообразия внутренней дифференциации общественного развития 
(социальное расслоение, появление новых организаций и т. д.) при 
одновременном усилении общественных связей. Спенсер выделил два типа 
общества: «военное», в котором сотрудничество людей в достижении общей 
цели имеет принудительный характер, и «промышленное» с добровольным 
сотрудничеством. Общество как социальный организм, помысли Спенсера, 
состоит из трех главных систем: «производящей средства для жизни», 
«распределительной», «регулятивной». Последняя включает в себя систему 
социального контроля, который держится на страхе. «Страх перед живыми» 
поддерживается государством, а «страх перед мертвыми» — церковью. 
Спенсер активно отстаивал идею о том, что общество не может и не должно 
поглощать отдельную личность. 
 
Эволюция любого объекта характеризуется переходом от безсвязности к 
связности, от однородного к разнородному, от неопределенности к 
определенности. Спенсер предлагает следующее определение центрального 
понятия своей филосовской системы: «Эволюция есть интеграция вещества, 
которая сопровождается рассеянием движения и в течение которой вещество 
переходит из состояния неопределенной, бессвязной однородности в 
состояние определенной связной однородности, а сохраненное веществом 
движение претерпевает аналогичное превращение» . Предел, за который 
эволюция не может перейти, - равновесие системы. 
 
В случае нарушения равновесия начинается распад, который со временем 
переходит в новый эволюционный процесс. Все, что существует, проходит 
через этот цикл развития и распада. 
 
Спенсер выделяет три вида эволюционных процессов: неорганический, 
органический и надорганический. Все они подчиняются общим законам. 
Однако специфические законы высших фаз не могут быть сведены к законам 
низших фаз. Так, в надорганической эволюции выступают явления, которые 
не встречаются в неорганическом и органическом мире. Общество - часть 
природы, и в этом смысле такой же естественный объект, как и любой 
другой, оно не создано искусственно, в результате «общественного 
договора” или божественной воли. 
 
По словам Спенсера , человек в естественном состоянии «в значительной 
мере антисоциален». Человек становится социальным существом в ходе 
длительной эволюции первобытных сообществ, в надорганические социальные 
системы. Главным фактором социогенеза он считает численный рост 
популяции, потребовавшийся для выживания и приспособления социальной 
организации, которая в свою очередь способствовала выработке и развитию 
социальных чувств, интеллекта, трудовых навыков. Суть и содержание этой 
естественной эволюции - социализация человека. 
 
Будучи противником теории свободы воли, отрицавшей возможность 
существования социологии как науки, Спенсер вместе с тем был 
непоколебимым сторонником идеи свободы индивида как ценности. С его 
точки зрения общество существует для блага своих членов, а не наоборот. 
Условием успешного социального развития он считал принципы «равной 
свободы» индивидов, ограниченной лишь свободой других индивидов; равного 
влияния всех индивидов и социальных слоев на принятие политических 
решений; свободной конкуренции. 
 
Спенсер уделяет значительное внимание обоснованию самой возможности 
социологии как науки, подвергает критике многочисленные аргументы ее 
противников. Социология возможна уже потому, что общество - часть 
природы и подчиняется закону «естественной причинности». Спенсер 
опровергает не только теологические представления об обществе, но и 
теоретиков «свободной воли», философов, приписывавших решающую роль в 
истории «выдающимся мыслителям», «общественному договору», выдвигавших 
на первый план субъективные факторы или указывающие на отсутствие 
повторяемости в общественной жизни.  
 
Сам термин «социология» благодаря Спенсеру был «реабилитирован» и 
получил второе рождение. Если раньше он был неразрывно связан с 
политико-религиозно-утопической доктриной его изобретателя, то начиная 
со Спенсера он стал рассматриваться как обозначающий науку об обществе 
независимо от того, каково социальное, политическое, религиозное 
мировозрение социального ученого. 
 
Биология для Спенсера играла роль научно-методологического прецедента; 
из нее он черпал гипотезы, методы доказательства, проверки выводов и т. 
д. Биологические аналогии он сравнивал со строительными лесами, от 
которых за ненадобностью отказываются по окончании строительства.  
 
Задача социологии, по Спенсеру, - изучение массовых типичных явлений , 
социальных фактов, раскрывающих действие всеобщих законов эволюции, 
процессов, совершающихся независимо от воли отдельных личностей, их 
индивидуальных свойств и субъективных намерений. Этим социология 
отличается от истории, которую интересуют конкретные факты. Отрицание 
социологии, утверждает Спенсер, часто происходит от смешений двух групп 
явлений: массовых, типичных, повторяющихся и индивидуальных, случайных, 
единичных. 
 
Размышляя о специфике социологии. Спенсер выделяет объективные и 
субъективные трудности социального познания. Социологические факты 
нельзя измерить с помощью приборов, наблюдать под микроскопом. Их можно 
установить лишь опосредованно, путем сравнения множества данных. 
Социальные факты для Спенсера – это такие явления, в которых проявляются 
эволюционные процессы, например дифференциация структуры и функций, 
усложнение политической организации и т. п. 
 
Спенсер не предлагает четких критериев объективности наблюдения в 
социологии. Обобщая исследовательскую практику, он тщательно перечисляет 
возможные трудности, растянутость социальных явлений во времени, что 
затрудняет установление причинно-следственных связей, мифологизацию 
исторических событий:, трудности отделения фактов от оценок свидетелей 
исторических событий, влияние стереотипов массового сознания, в том 
числе сословных и классовых предрассудков, чувств, эмоций. 
 
По Спенсеру, социальные институты - это механизмы самоорганизации 
совместной жизни людей. Социальные институты обеспечивают превращение 
асоциального по природе человека в социальное существо, способное к 
совместным коллективным действиям. Институты возникают в ходе эволюции 
помимо сознательных намерений или «общественных договоров» как ответ на 
рост численности популяции; согласно общему закону - прирост массы 
приводит к усложнению структуры и дифференциации функций. Социальные 
институты – органы самоорганизации и управления, а так как основное 
свойство любого организма - взаимодействие его частей, то главная задача 
социологии состоит в изучении синхронного взаимодействия социальных 
институтов. Идея социальных институтов как структурных элементов 
общества оформилась задолго до Спенсера, но он превратил ее в целостную 
концепцию, оказавшую значительное влияние на развитие проблематики и 
методов социологии. 
 
Спенсер начинает с семьи, брака, проблем воспитания (домашние 
институты), воспроизводит этапы эволюции семьи от неупорядоченных 
отношений между полами до моногамии, раскрывает взаимосвязь между типом 
общества и типом семьи, исследует изменение внутрисемейных отношений, 
происходящие под влиянием социального прогресса. 
 
Следующий тип социальных институтов Спенсер обозначил как обрядовые, или 
церемониальные. Последние призваны регулировать повседневное поведение 
людей, устанавливая обычаи, обряды, этикет и т.п. Обрядовые институты 
возникают раньше других и продолжают действовать в любом обществе как 
необходимый элемент социальной организации, особое, и часто 
гипертрофированное, развитие они получают в милитаризованном обществе. 
 
Третий тип институтов - политические. Их появление Спенсер связывал с 
переносом внутригрупповых конфликтов на сферу конфликтов между группами. 
Он был убежден в том, что конфликты и войны сыграли решающую роль в 
становлении политической организации и классовой структуры общества. 
Классы возникли не в результате завоевания одних народов другими, а как 
следствие подчинения внутренней организации общества задачам войны. 
Война разделила первобытные труппы на вождей (руководителей) и пассивных 
исполнителей их воли, на воинов и крестьян, способствовала росту 
имущественного неравенства, потребовала создания политических 
институтов, т. е. центральных органов власти, армии, полиции, суда и 
т.п. На основе традиции формировалось право, укрепление института 
собственности привело к появлению налоговой системы. Общность функций, 
которые выполняет любая политическая организация, порождает сходство 
социального устройства различных обществ. Война и труд - те силы, 
которые создают государство, причем на начальных этапах роль насилия и 
военных конфликтов была решающей, так как потребность обороны или 
завоевания больше всего сплачивает и дисциплинируют общество. В 
последующем объединяющей силой становятся общественное производство, 
разделение труда, прямое насилие уступает место внутреннему 
самоограничению. Спенсер был сторонником ограничения роли государства в 
современном обществе, поскольку сильное государство неизбежно ведет к 
ограничению индивидуальной свободы.  
 
Следующий тип – церковные институты, обеспечивающие интеграцию общества. 
Речь идет не о религиозных институтах, а именно о церкви. Функции 
духовенства восходят к действиям шаманов и колдунов. Появлению касты 
жрецов способствовали войны. Постепенно эта каста создает организацию, 
контролирующую определенные сферы общественной жизни, поддерживая 
традиции, обычаи, верования. 
 
Завершают типологию профессиональные промышленные институты, возникающие 
на основе разделения труда. Первые (гильдии, цеха, профессиональные 
союзы) консолидируют группы людей по професссиональным занятиям, вторые 
поддерживают- производственную структуру общества. Значение этих 
институтов возрастает по мере перехода от военизированных обществ к 
индустриальным. Промышленные институты принимают на себя все большую 
часть общественных функций, регулируют трудовые отношения; Спенсер был 
воинствующим противником социализма. Попытки глобального планирования он 
называл «социалистической химерой». Социальный прогресс предполагает, по 
Спенсеру, постепенное совершенствование человеческой природы, в то время 
как социализм требует невозможного и приводит к еще большему социальному 
неравенству. Тем не менее, считает Спенсер, европейская цивилизация 
будет вынуждена пройти через очищающую школу социализма. 
 
Теория социальных институтов Спенсера представляла попытку системного 
исследования общества. Все институты общества составляют единое целое, 
функционирование каждого из них зависит от всех других и от четкого 
разделения сфер влияния и ответственности. В любом обществе имеется 
определенный уровень согласованности в деятельности основных институтов, 
в противном случае начинается регресс или распад “социального 
организма». Каждый социальный институт призван удовлетворять 
определенную общественную потребность и не подменять другие институты. 
Расширение полномочий государства, по мнению Спенсера, потому и опасно, 
что подрывает естественное разделение функций между институтами 
общества, нарушает состояние равновесия в «социальном организме». 
 
Концепция институтов воспроизводит образ общества по аналогии с 
биологическим организмом. Спенсер, по-видимому, осознавал условность 
такой аналогии, но постоянно пользовался сравнениями типа: «кровяные 
частицы уподобляются деньгам», «различные части социального организма, 
подобно различным частям индивидуального организма, борются между собой 
за пищу и получают большее или меньшее количество ее, смотря по большей 
или меньшей своей деятельности». 
 
Спенсер подчеркивал не столько материальное сходство, сколько сходство 
принципов системной организации, стремился соединить организм, 
растворяющий индивида в обществе, со своим крайним индивидуализмом 
буржуазного либерала. Это противоречие было источником всех его 
теоретических трудностей и компромиссов. Спенсер склонялся к признанию 
общества как особого бытия, указывал на то, что основные его свойства 
воспроизводятся во времени и пространстве, несмотря на смену поколений. 
 
Спенсер потратил много усилий, определяя специфические черты 
«социального организма» и выявлвял общие системные принципы, делающие  
его похожим на биологические системы: 
 
1. Общество, как и биологический организм, наращивает массу (численности 
населения, материальные ресурсы и др.): 
 
2. Как и в биологической эволюции, рост массы приводит к усложнению 
структуры. 
 
3. Усложнение структуры сопровождается дифференцаицией функций, 
выполняемых отдельными частями. 
 
4. в обоих случаях имеет место постепенное усиление взаимозависимости и 
взаимодействия частей. 
 
5. Как и в биологических организмах, целое всегда более устойчиво, чем 
отдельные части, стабильность обеспечивается сохранением функций и 
структур. 
 
Спенсер не только уподоблял общество организму, но и свою биологию 
наполнял социологическими аналогиями. Спенсер в своей теории использует 
термин «надорганизм», подчеркивает автономию индивида, Спенсер резко 
критикует органицизм, обращая внимание на существенные различия 
социального и биологического организма: 
 
1.В отличие от биологического организма, образующего “тело”, имеющего 
конкретную форму, элементы общества рассеяны в пространстве и обладают 
значительно большей автономией. 
 
2. Эта пространственная рассеянность элементов делает необходимой 
символическую коммуникацию. 
 
3. В обществе нет единого органа, концентрирующего способность 
чувствовать и мыслить. 
 
4. Общество отличает пространственная мобильность элементов структуры  
 
5.Но главное в том, что в биологическом организме части служат для 
целого, в то время как в обществе целое существует ради частей. 
Общество. по Спенсеру, существует для блага своих членов, а не члены его 
существуют для блага общества. 
 
Особенность органицизма Спенсера состояла в том, что он пытался 
сохранить за индивидом автономию, не поглощая человека системой. «Это 
обьединение органицизма с номинализмом составляло наибольшую 
теоретическую трудность социологии Спенсера.  
 
Спенсер критиковал упрощенные однолинейные схемы развития, но, как и 
другие эволюционисты, главной задачей считал исследование этапов 
развития общества. Методология Спенсера включает классификацию и 
типологию эволюционных процессов. Классификация располагает все общество 
по шкале сложности структуры и функциональной организации от «малого 
простого агрегата» до «большого агрегата». На начальном этапе общество 
характеризуется преобладанием непосредственных связей между индивидами, 
отсутствием специальных органов управления и т. д. По мере развития 
формируется сложная структура, социальная иерархия; включение индивида в 
общество опосредовано принадлежностью к меньшим общностям (род, каста и 
др.). 
 
Различая два главных типа общества- воинственный и промышенный – Спенсер 
видел существенное различие в двух типах борьбы за существование; в 
первом случае речь идет о военных конфликтах и истреблении или 
порабощении побежденного победителем. 
 
Военное общество подчиняет внутреннюю организацию целям борьбы за 
выживание или аггресии. Классическим примером такого общества Спенсер 
считал Спарту. Для военного общества характерны доминирование 
коллективных целей над индивидуальными, жесткая организация и система 
принуждения,иерархическая структура управления, господство военной 
касты, наследование власти, высокий уровень сплоченности, дисциплины, 
религиозность сознания и др. Военные институты распространяют влияние на 
все сферы общественной жизни, поощряют воспитание патриотизма, 
лояльности, конформизма, готовности к самопожертвованию. Военизированные 
общества создают эффективно функционирующую систему, которая, однако, 
мало приспособлена к социальным изменениям. Такие общества 
консервативны, и в этом главная причина гибели могущественных 
милитаристских государств и империй. 
 
Промышленное общество характеризуется противоположными признаками. 
Реально такие общества только начинают формироваться (Англия и др.), но 
многие их черты можно предсказать. Спенсер рисует картины будущего 
промышленного общества, впечатляющую глубиной научного предвидения. В 
новом обществе управление децентрализованно и строится на принципах 
самоорганизации и самоуправления, широкое распространение получают 
различные неформальные объединения, подчинение индивида государству 
заменяется охраной прав человека, позитивное управление уступает место 
негативному( по принципу «Все, что не запрещено, разрешено»), единство 
идеологии сменится плюрализмом, вознаграждаться будет не должность, а 
труд, общества станут открытыми для международного сотрудничества, 
восприимчивым к инновациям, сословное право сменится гражданским, сфера 
общественного контроля будет ограничена, а область частной жизни станет 
шире и др. 
 
Здесь борьба за существование представляется главным образом как 
промышленная конкуренция, где побеждает “сильнейший” в отношениях 
усердия, способностей и т. п., т. е. в области интеллектуальных и 
моральных качеств. Такого рода борьба является благом для всего 
общества, а не только для победителя, так как в результате растет растет 
интеллектуальный и моральный уровень общества в целом, объем 
общественного богатства. И наоборот, альтернативой такого естественного 
отбора является выживание и процветание «слабейших», т. е. людей с 
низшими интеллектуально-моральными качествами, что ведет к деградации 
всего общества. 
 
Спенсер был противником «обязательной благотворительности», т. е. 
государственного принудительного перераспределения социальных благ. Но 
он был сторонником благотворительности, как частного дела, задача 
которого — «смягчать, поскольку это совместимо с другими целями, 
несправедливость природы».Он был критиком социализма, представляющем 
собой «поощрение худших за счет лучших» и ведущего к росту 
бюрократического аппарата, ведающего распределением и 
перераспределением. Всякое вмешательство в естественный ход событий, тем 
более социальное планирование, по мнению Спенсера, приводит лишь к 
биологическому выраждению.Критиковал он и колониальную экспансию, 
поскольку она ведет к усилению государственной бюрократии. В то же время 
он был сторонноком равенства, понимаемого как равная свобода индивидов и 
равенство перед законом. Он был противником вмешательства государства в 
экономическую и частную жизнь, считая правительство неизбежным злом». Но 
вместе с тем он доказывал усиление значения управленческих функций в 
современном обществе и первостепенную роль государства в защите прав его 
граждан. 
 
Совокупность факторов эволюции Спенсер делит на «первичные» и 
«вторичные». К первым относит факторы географической среды, 
биологическую и психическую конституцию индивида. Ко вторым – то, что 
Гегель назвал «второй природой». Хотя действие привычных факторов 
сохраняется на протяжении всей эволюции общества, в ходе ее продвижения 
возрастает и становится решающей роль «второй природы», т.е. культуры. К 
первичным (природным) свойствам человека добавляются качества, связанные 
с участием в общественной жизни. Однако эта плодотворная идея не 
получила развития, так как противоречила антиисторическим установкам 
эволюционизма, в соответствии с которыми истории как таковой не 
существует вообще, а есть лишь логика вечных законов эволюции, не 
допускающих волевого вмешательства. 
 
Список использованной литературы: 
 
Западно-европейская социология XIX века: Тексты/ под ред. В.И. 
Добренькова. – М.: Издание Международного Университета Бизнеса и 
Управления, 1996.  
 
Работа Г.Спенсера «Основания Социологии». 
 


Информация о работе Учение Конта