Учение Сорокина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 18:14, реферат

Описание

Социальная стратификация – центральная тема социологии. Она описывает социальное неравенство в обществе, деление социальных слоев по уровню доходов и образу жизни, по наличию или отсутствию привилегий. В первобытном обществе неравенство было незначительным, поэтому стратификация там почти отсутствовала. В сложных обществах неравенство очень сильное, оно поделило людей по доходам, уровню образования, власти.

Основными элементами социальной структуры общества являются индивиды, занимающие определенный статус и выполняющие определенные социальные функции, объединения этих индивидов на основе их статусных признаков в группы, социально-территориальные, этнические и иные общности. Социальная структура выражает объективное деление общества на общности, классы, слои, группы и т.д., указывая на различное положение людей по отношению друг к другу. Таким образом, социальная структура — это строение общества в целом, система связей между его основными элементами.

Работа состоит из  1 файл

Учения Сорокина.docx

— 28.60 Кб (Скачать документ)

  Введение 

     Социальная  стратификация – центральная  тема социологии. Она описывает социальное неравенство в обществе, деление  социальных слоев по уровню доходов  и образу жизни, по наличию или  отсутствию привилегий. В первобытном обществе неравенство было незначительным, поэтому стратификация там почти отсутствовала. В сложных обществах неравенство очень сильное, оно поделило людей по доходам, уровню образования, власти.

     Основными элементами социальной структуры общества являются индивиды, занимающие определенный статус и выполняющие определенные социальные функции, объединения этих индивидов на основе их статусных признаков в группы, социально-территориальные, этнические и иные общности. Социальная структура выражает объективное деление общества на общности, классы, слои, группы и т.д., указывая на различное положение людей по  отношению друг к другу. Таким образом, социальная структура — это строение общества в целом, система связей между его основными элементами.

     Термин  «стратификация» был заимствован  из геологии, где он обозначает расположение пластов Земли по вертикали. Социология уподобила строение общества строению Земли и разместила социальные слои (страты) также по вертикали. Но первые идеи о социальной стратификации встречаются у Платона (выделяет три класса: философы, стражи, земледельцы и ремесленники) и Аристотеля (также три класса: «очень зажиточные», «крайне неимущие», «средний слой»). Окончательно идеи теории социальной стратификации оформились в конце 18 века благодаря появлению метода социологического анализа.

     Основой стратификации в социологии выступает  неравенство, т.е. неравномерное распределение  прав и привилегий, ответственности  и обязанностей, власти и влияния. Первыми пытались объяснить природу  социальной стратификации К.Маркс  и М.Вебер. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. Социальная стратификация и социальная мобильность 

     Неоднородность  общества, его объективное деление  на разные социальные группы нашли  своё отражение в теории социальной стратификации и социальной мобильности  П. Сорокина. Согласно этой теории всё  общество делится на различные слои – страты, которые различаются  между собой по уровню доходов, видам  деятельности, политическим взглядам, культурным ориентациям и т.д. К  основным формам социальной стратификации (или расслоения общества) Сорокин  отнёс экономическую, политическую и профессиональную. По его мнению, социальная стратификация – это  естественное и нормальное состояние  общества. Она объективно обусловлена  существующим общественным разделением  труда, имущественным неравенством, разными политическими ориентациями и т.п.

     Меняя профессию или вид деятельности, своё экономическое положение или  политические взгляды, человек переходит  из одного социального слоя в другой. Этот процесс получил название Социальной мобильности. П. Сорокин подразделяет социальную мобильность на горизонтальную и вертикальную.

     Горизонтальная  мобильность означает переход человека из одной социальной группы в другую, находящуюся в целом на том  же уровне социальной стратификации, скажем, когда сельский житель становится городским, однако профессия и уровень доходов  у него остаются прежними. Вертикальная мобильность – это переход  людей из одного социального слоя в другой в иерархическом порядке, например, из низшего слоя общества в более высокий или же обратно  – из высшего слоя в низший.

     Объективной основой существования вертикальной мобильности выступает, в частности, экономическое неравенство людей, «которое выражается в различии доходов, уровня жизни, в существовании богатых  и бедных слоёв населения».

     При этом люди, принадлежащие к высшему  слою в каком – то одном отношении, обычно принадлежат к тому же слою и по другим параметрам, и наоборот. Представители высших экономических  слоёв одновременно относятся к  высшим политическим и профессиональным слоям. Неимущие же, как правило, лишены гражданских прав и находятся  в низших слоях профессиональной иерархии. Таково общее правило, хотя существует и немало исключений.

     Как считал Сорокин, социальная мобильность  – такое же естественное и неизбежное явление, как и социальная стратификация, на основе которой она существует. Это касается как восходящей, так  и нисходящей социальной мобильности, в процессе которых люди перемещаются вверх по социальной лестнице. Он обосновал  такое понятие, как «социальное  пространство», суть которого раскрывается через понятия «высшие и низшие классы», «продвижение по социальной лестнице», «социальная дистанция» и др.

    2. Социальная стратификация Питиримы Сорокина

 

     Сорокин одним из первых в социологии вводит в научный оборот понятие «социального пространства», которое он определяет как «некая вселенная, состоящая  из народонаселения Земли» [8, с.298]. В  данном пространстве индивид занимает определенное место, которое имеет  горизонтальное и вертикальное измерение. Позицию любого человека П. Сорокин  называет «социальным положением», определяя его как совокупность связей индивида «со всеми группами населения, внутри каждой из этих групп, т.е. с её членам» [8, с.299]. Также он говорит о движении индивидов  в этом пространстве, разделяя его  на два класса: «вертикальную мобильность» и «горизонтальную мобильность». В соответствии с этим «передвижение  по социальной лестнице вверх принято  считать социальным восхождением, а  перемещение вниз – социальным спуском» [8, с.301]. Горизонтальная мобильность  же включает движение индивида, не влекущее за собой изменений в его статусе. Сюда можно отнести смену места  жительства, веры исповедания и т.д.

     После этих замечаний Сорокин дет определение  «социальной стратификации». «Социальная  стратификация – это дифференциация некой совокупности людей (населения) на классы в иерархическом ранге. Она находит выражение в существовании  высших и низших слоев. Её основа и  сущность – в неравномерном распределении  прав и привилегий, ответственности  и обязанности, наличии или отсутствии социальных ценностей, власти и влияния  среди членов того или иного сообщества» [8, с.302]. Социальная стратификации –  это социальное пространство, в котором  расстояния по вертикали и горизонтали  не равны. Точками в пространстве являются социальные статусы. Расстояние между токарем и фрезеровщиком  одно, оно вертикальное. Мастер –  начальник, рабочий – подчиненный. У них разные социальные ранги. Хотя дело можно представить и так, что мастер и рабочий расположатся на равном расстоянии друг от друга. Так  произойдет, если мы будем рассматривать  того и другого не как начальника и подчиненного, а всего лишь как  работников, выполняющих разные трудовые функции. Но тогда мы перейдем из вертикальной в горизонтальную плоскость.

     Не  стратифицированного, «плоского» общества не существует, никогда не было и  не будет. Социальное неравенство –  это неотъемлемая характеристика любого из них. Как и Вебер, Сорокин использует многомерную стратификацию, имеющую  три основных направления: экономическую, политическую и профессиональную. Это  означает, что мы должны разделять  общество по критериям дохода и богатства (накопления), по критериям влияния  на поведение членов общества и, наконец, по критериям, связанным с успешным исполнением социальных ролей, наличием знаний, умений, навыков и интуиции, которая оценивается и вознаграждается  со стороны членов общества.

     Однако  этими тремя характеристиками стратификации  он не ограничивается, выделяя небазисные, такие как возраст, культурно-речевая  принадлежность и т. д. Из множества  групп, на которые разделяется общество, важнейшими «простыми» расслоениями, Сорокин считает расслоения:

  1. по семейной принадлежности
  2. по государственной
  3. по расовой
  4. по профессиональной
  5. по имущественной
  6. по религиозной
  7. по объемно-правовой
  8. по партийной

     Из  сочетаний простых расслоений (группировок) складываются сложные группы. Сложные  группы бывают:

    • типичные и не типичные для данного населения. Причем, из типичных важны класс и национальность.
    • внутренне антагонистические и внутренне солидарные.

     Сорокин считает, также как и Вебер, что  индивид, имеющий определенную позицию  в экономической структуре общества, как правило, будет иметь на том  же уровне и политическую, и профессиональную: «Представители высших экономических  слоев одновременно относятся к  высшим политическим и профессиональным слоям. Неимущие же, как правило, лишены гражданских прав и находятся  в низших слоях профессиональной иерархии» [9, с.297]. Однако тут же он оговаривается, что это не общее правило, считая, что социальная стратификация далека от совершенства: «Так, к примеру, самые  богатые далеко не всегда находятся  у вершины политической или профессиональной пирамиды, так же и не во всех случаях  бедняки занимают самые низкие места  в политической и профессиональной иерархиях» [9, с.297].

     Говоря  об экономическом статусе группы, следует выделить два основных типа изменений. Первый относится к экономическому падению или подъему группы; второй – к росту или сокращению экономической  стратификации внутри самой группы. Первое явление выражается в экономическом  обогащении или обеднении социальных групп в целом; второе выражено в  изменении экономического профиля  группы или в увеличении – уменьшении высоты экономической пирамиды. Другими  словами, группа имеет две характеристики: экономический статус, высоту и профиль  экономической стратификации (так  называемая структурная пирамида). П. Сорокин пишет об этом так: «Если  экономический статус членов некоего  общества неодинаков, если среди них  имеются как имущие, так и неимущие, то такое общество характеризуется  наличием экономического расслоения…которое выражается в различии доходов, уровня жизни, в существовании богатых  и бедных слоев населения» [9, с.300].

     П.А. Сорокин определяет политическую стратификацию  так: «Если в пределах какой-то группы существуют иерархически различные  ранги в смысле авторитетов и  престижа, званий и почестей, если существуют управляющие и управляемые, тогда  независимо от терминов (монархи, бюрократы, хозяева, начальники) это означает, что такая группа политически  дифференцирована» [9, с.300].

     Политическая  стратификация отличается универсальностью  и постоянством, но это не означает, что она всегда и везде была идентичной. Из множества общественных сил, способствующих политической стратификации, большую роль играет увеличение размеров “политического организма” и разнородность  населения.

     В свою очередь, профессиональная стратификация  определяется как разделение общества «на группы по роду их деятельности, занятиям», где некоторые профессии  считаются более престижными  в сравнении с другими и  «члены той или иной профессиональной группы делятся на руководителей  различного ранга и на подчиненных» [9, с.301]. Необходимо отметить, что определенные классы профессий всегда составляли верхушку социального слоя, в то время как другие профессиональные группы  всегда находились  в низах  стратификации. Важнейшие профессиональные классы не располагаются горизонтально, то есть на одном и том же социальном уровне, а, как бы накладываются друг на друга. Кроме этого феномен  профессиональной стратификации обнаруживается и внутри каждой профессиональной сферы.

     Заслуживают внимания также рассуждения Сорокина об основных типах «флуктуаций», влияющих на степень стратифицированности общества в политических, экономических и  профессиональных координатах. Где  под степенью стратифицированности, понимается длина расстояния между  индивидами, занимающими определенные позиции в обществе.

     П.А. Сорокин считает, что в обществе нет постоянной тенденции ни к  всеобщему равенству, ни к чрезмерной дифференциации, то есть постоянная тенденция  социальной пирамиды (где на вершине  наиболее привилегированные слои, а  в основании – наименее) к возвышению дополняется не менее постоянной тенденцией к уравниванию. Когда  данная пирамида в экономически, политически  или профессионально слишком  вытягивается вверх, то силы противодействия, в форме революций, переворотов  и т.д., «отсекают» её вершину, превращая  в трапецию. Но затем на место  этих сил приходят вновь те, которые  приводят к её росту. Данное чередование  повторяется циклически, то есть, по мысли П.А. Сорокина, линии общественного  развития наиболее адекватно соответствует  синусоида.  
 
 
 
 
 

     3. Социальная мобильность: типы, виды, измерение. 

     Социальная  мобильность – это перемещение  индивидов или их групп между  различными уровнями социальной иерархии (т.е. мобильность – это изменение  места в социальном пространстве).

     Начало  изучению явления социальной мобильности  положил П.А.Сорокин. Он рассматривал данный процесс как выполнение жизненной  социальной функции.

     Основными характеристиками социальной мобильности  выступают: направление, разновидность  и направленность. В зависимости  от различного сочетания этих характеристик  выделяют следующие виды и типы мобильности.

Информация о работе Учение Сорокина