Учение К. Маркса об общественно-экономических формациях и социальных конфликтах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 13:48, контрольная работа

Описание

В философии и методологии научного познания в настоящее время широкое распространение получил взгляд, согласно которому каждая научная теория состоит, во-первых, из центрального ядра, во-вторых, из окружающей его периферии. Выявление несостоятельности хотя бы одной идеи, входящей в ядро теории означает разрушение этого ядра и опровержение данной теории в целом. Иначе обстоит с идеями, образующими периферийную часть теории. Их опровержение и замена другими идеями само по себе не ставит под сомнение истинность теории в целом.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
1. Учение К. Маркса об общественно-экономических формациях и социальных конфликтах………………………………………………………5
1.1 История формационной теории К. Маркса…………………………...5
1.2 Формационная теория………………………………………………….8
1.3 Концепция социального конфликта Маркса и его последователей...13
2. Марксистское учение о социальной диалектике………………………...15
2.1 Марксистский диалектический метод ……………………………….15
3. Марксистская социология и современность………………………………....19

Заключение…………………………………………………………………....22

Работа состоит из  1 файл

социология.doc

— 155.00 Кб (Скачать документ)

Всеобщность и объективность законов диалектики нисколько не исключают бесконечного многообразия форм проявления этих законов в зависимости от условий, места, времени.

Так, положение  диалектики о том, что все в  природе находится в состоянии изменения, развития,- вечно, ибо изменение и развитие явлений природы всегда были, есть и будут. Однако они всегда были и будут разными по своему содержанию и форме проявления. При начальном состоянии нашей планеты они имели один характер; появление первых живых организмов ознаменовало собой возникновение новых процессов изменения, развития; появлению человеческого общества сопутствовали новые, невиданные до того процессы изменения, развития. И в каждый данный момент в жизни природы постоянно действующие законы диалектики осуществляются по-разному: в одно и то же время процесс движения, изменения проявляется то в виде движения масс воздуха, то в виде окисления металла, то в виде гниения листа, упавшего с дерева, то в виде процесса образования нового биологического вида и т. д.

Это показывает, что постоянство законов диалектики нельзя понимать метафизически: законы диалектики, будучи всеобщими, проявляются  в разных условиях по-разному.

Всеобщие законы диалектики проявляются в вещах  не рядом с частными законами, не помимо них, а в них самих. В той области природы, какую изучает, например, физика, законы диалектики проявляются не помимо и не рядом с физическими законами, а в них самих - в физических законах. То же самое имеет место и во всех других явлениях природы и общества, где всеобщие законы - законы диалектики - проявляются только в специальных законах, свойственных данным явлениям.

Отсюда следует, что материалистическая диалектика, марксистская философия, не может стоять над специальными науками и предписывать им “свои” законы. Как раз наоборот: диалектика вскрывает лишь то общее, что присуще всем явлениям природы и общества, всем законам отдельных областей объективной действительности. Не будь этого общего в законах специальных наук, не могла бы существовать и самая диалектика, диалектический метод.

Марксистский диалектический метод находит источник своих сил в успешном развитии всех конкретных наук, а последние тем успешнее развиваются, чем вернее и полнее руководствуются марксистским диалектическим методом.

Классики марксизма-ленинизма  неоднократно указывали на исключительно  ватную роль диалектического материализма в развитии естествознания. Энгельс  говорил, что естествоиспытатели, отмахивающиеся от философии, не только не освобождаются  тем самым от неё, а, напротив, попадают под влияние наиболее отсталых, изживших себя философских учений. Лишь сознательное овладение материалистической диалектикой освобождает естествоиспытателей от всякого рода предвзятых мнений, предрассудков, односторонности, теоретической путаницы и непоследовательности.

Особенно велико значение марксистско-ленинской философии  для развития науки в социалистическом обществе.

Итак, диалектический метод представляет собой единственно  научный метод познания и преобразования мира. Диалектический метод познания полностью подтверждается выводами современного естествознания, обогащается его новыми открытиями и является важнейшим средством приобретения новых знаний. Он полностью подтверждается выводами общественной практики, борьбой трудящихся против капитализма, за социализм и коммунизм и является боевым теоретическим оружием в руках коммунистических партий и всех прогрессивных общественных сил современного общества. 

3. Марксистская социология и современность 

Немаловажное значение имеет  ряд фундаментальных мировоззренческих положений, составляющих основное содержание материалистического понимания истории. Представляется, что марксистская социология и в современных условиях относится к числу наиболее основательных социологических учений, несмотря на ее массированную и чрезвычайно острую критику со стороны современных оппонентов, хотя эта критика отчасти справедлива. Однако в другой ее части она чрезмерно идеологизирована и, следовательно, не вполне объективна. В этой части она нередко бывает поверхностной, непрофессиональной, но главное — субъективной. Это проявляется в многочисленных извращениях марксизма и надуманных обвинениях в его адрес. В то же время у марксистской социологии и

сегодня есть много сторонников. Немало и таких ученых, которые в целом не разделяют марксистскую социологию, однако признают отдельные ее положения, высоко оценивают научную основательность и логическую стройность марксизма.

Высоко оценили марксистскую социологию видные американские ученые Райт Миллс и Джон Гелбрейт. Объективный анализ, высокая оценка марксистской социологии даны во многих публикациях.

Показательно, что свободные от догматизма и идеологической предвзятости зарубежные, в частности американские ученые, не просто признают Маркса, а считают его «одним из основоположников социологии». Они чтят его как «крупнейшего ученого, детально проанализировавшего систему общественного развития и доказавшего, что в его основе лежит экономический фактор»

В одном из учебников сказано:

Во-первых, в работах Маркса подчеркивалось значение экономических факторов, определяющих социальную жизнь...

Вторая ключевая идея Маркса состоит в том, что системы веры и мысли — это продукт той эпохи, в которой они локализованы...

Третья главная идея — это концепция отчуждения труда. Столетие спустя после того, как Маркс писал об этом, социологи продолжают использовать его концепцию.

Во многих учебниках подчеркивается громадное влияние Маркса на последующее развитие социологической мысли и утверждается, что без Маркса не было бы ни Вебера, ни Дюркгейма, ни их последователей.

Необходимо отметить, что не все положения марксистской социологии подтвердились на практике в полном объеме и являются достоверными во всех отношениях. Так, учение об общественно-экономических формациях наиболее полно подтвердилось в развитии лишь ряда европейских стран, в которых произошла последовательная смена указанных марксизмом исторических типов общества. На других континентах этого в такой классической последовательности не происходило. В развитии ряда стран, в том числе России, не было рабовладельческого строя. Некоторые страны в последние десятилетия совершали переход от феодального уклада общественной жизни к социалистическому, минуя капитализм. Сегодня происходит невиданный пока еще в истории переход ряда бывших социалистических стран к капитализму, что объективно ставит под сомнение положение марксизма о коммунистической формации как наиболее жизнеспособной и прогрессивной. Во всяком случае это положение нуждается в новом подтверждении.

Все большее число ученых высказываются в духе так называемой конвергенции (сближения) капиталистических и социалистических обществ, обосновывают необходимость создания некоего «третьего» типа общества, которое вобрало бы в себя достоинства капитализма и социализма. Все это заставляет воспринимать марксистское учение Об общественно-экономических формациях с определенными оговорками и поправками. Правда, марксисты никогда не утверждали (если не брать догматиков от марксизма), что развитие общества во всех случаях целиком следует указанной схеме смены формаций. Сам Маркс обращал внимание на так называемый азиатский способ производства, не похожий ни на одну из указанных им ранее формаций. Как уже отмечалось, марксова теория общественно-экономических формаций указывает 1) на целостный характер любого общества как единый социальный организм, 2) на общее направление исторического процесса. Эту теорию следует применять с учетом данных современной науки.

Цивилизационный подход к исследованию общества и в целом исторического процесса преодолевает ограниченность формациоиного подхода и в то же время дополняет его. Он более основательно выражает происходящие в современном мире интеграционные процессы в области производства, экологии, культуры, всеобщую взаимозависимость народов и их общие, выходящие за рамки отдельных общественно-экономических формаций интересы. В то же время цивилизационный подход имеет свои границы, скажем, он направлен более на анализ различных культур, чем социально-экономических отношений. Так что при социологическом анализе соответствующих проблем имеет смысл применять оба указанных подхода — форма-ционный и цивилизационный — в их диалектическом сочетании.

Необходимо отказаться от догматического узкоклассового подхода к анализу проблем общественного развития. Это вовсе не означает игнорирования реально существующих в обществе классов и их интересов. Взаимодействие рабочего класса, крестьянства, крупных и мелких предпринимателей играет важнейшую роль во всех сферах жизни современного общества. Однако стоит полнее учитывать роль в обществе других социальных групп, особенно интеллигенции, молодежи и т.д., а также сложный и неоднородный состав самих классов, их объективное деление на отдельные слои, различающиеся между

Необходим более адекватный анализ социальной структуры современного общества. Это предполагает учет деятельности всех больших и малых социальных групп и наблюдаемой сегодня активной динамики перемещения людей из одних социальных групп в другие. При этом следует иметь в виду основные положения разработанных западными социологами теорий социальной стратификации (т.е. деления общества на отдельные слои) и социальной мобильности (перехода людей из одних социальных слоев в другие). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

В  творчестве Маркса научные и политико- практические аспекты переплелись теснейшим образом. Хотя сам он считал себя ученым и был им в действительности, наука в его глазах была прежде всего не целью, а средством  революционного преобразования общества. Поэтому при

рассмотрении его социологии  необходимо  постоянно различать научные и вненаучные стороны его творчества, взаимовлияние которых очень велико.   В целом творчество Маркса носит чрезвычайно многозначный, противоречивый  и  незавершенный характер, что породило множество      разнообразных и взаимоисключающих его интерпретаций. Вместе с тем, несмотря на эти черты его творчества, а отчасти благодаря им, оно оказало    стимулирующее воздействие на самые разные стороны социологического знания. Хотя Маркс не использовал термин «социология», он разрабатывал синтетическую науку об обществе, которая  в действительности

соответствует признакам социологии как науки.

 В онтологическом  аспекте Маркс внес важный  вклад в открытие

социальной  реальности,  рассматривая общество как систему связей  и  отношений  между индивидами,  как  фактор и  результат трудовой

деятельности  людей, которые одновременно формируют  социальные системы и формируются  ими. Общество, по Марксу,  не  просто «включено» в природу; оно находится с ней в сложных отношениях  взаимообмена

благодаря труду, который связывает его с природой и вместе с тем противопоставляет его ей.

Маркс подходил к изучению общества  как  к системе; системное ведение общества было воплощено у него,  в частности,  в  понятии  «общественная формация». В его теории присутствовала тенденция к экономическому редукционизму, но вместе с  тем  он рассматривал экономику как  одсистему  социальной системы и исследовал взаимодействие этой подсистемы с другими. Как и Конт, Маркс не проводил  четкого  различия между  обществом  и  человечеством,   рассматривая последнее  как  просто  расширенное   до   предела общество.  Все  общества  в  его  представлении  в принципе развиваются по одним и  тем же законам. Как и Конт, Маркс верил в социальный прогресс. Но его представление о социальном развитии было менее упрощенным,  чем  у  Конта. Он  исходил  из многолинейного характера социальной эволюции,  так как улавливал специфику отдельных обществ. Он внес важный вклад в исследование социального изменения, социальной и политической революции. Вместе с тем он  недооценивал  позитивное  значение  социальной преемственности и склонен был смешивать социальную революцию с политической. Его трактовка социальных классов и социальных  конфликтов стала парадигмальной: в противовес контовской «консенсуальной» парадигме общества она  вместе  с социальным дарвинизмом  заложила  основы «конфликтной» парадигмы  социального  развития.  С Маркса начинается традиция исследования позитивных функций социального конфликта в социологии

Наука для Маркса была  скорее  средством  изменить мир, чем объяснить его. Он был  нетерпим  к  своим научным  оппонентам.  Поэтому этика

политического революционера в нем часто одерживала верх над этикой ученого. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Литература 

  1. Васильев  Л. С., Стучевский И. А. Три модели возникновения  и эволюции докапиталистических  обществ // Вопросы истории. 1966
 
  1. Зборовский Т.Е. Зарубежные учебники ло социологии //Социально-политические науки. 1990. №12.

Информация о работе Учение К. Маркса об общественно-экономических формациях и социальных конфликтах