Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 13:48, контрольная работа
В философии и методологии научного познания в настоящее время широкое распространение получил взгляд, согласно которому каждая научная теория состоит, во-первых, из центрального ядра, во-вторых, из окружающей его периферии. Выявление несостоятельности хотя бы одной идеи, входящей в ядро теории означает разрушение этого ядра и опровержение данной теории в целом. Иначе обстоит с идеями, образующими периферийную часть теории. Их опровержение и замена другими идеями само по себе не ставит под сомнение истинность теории в целом.
Введение……………………………………………………………………….3 
1. Учение К.  Маркса об общественно-экономических  формациях и социальных конфликтах………………………………………………………5 
    1.1 История формационной теории К. Маркса…………………………...5
    1.2 Формационная теория………………………………………………….8               
    1.3 Концепция социального конфликта Маркса и его последователей...13 
2. Марксистское  учение о социальной диалектике………………………...15
   2.1 Марксистский диалектический метод ……………………………….15 
3. Марксистская социология и современность………………………………....19 
 
Заключение…………………………………………………………………....22
                              
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
План 
 
Введение…………………………………………………………
1. Учение К. 
Маркса об общественно-
1.1 История формационной теории К. Маркса…………………………...5
    1.2 Формационная 
теория………………………………………………….8   
    1.3 Концепция 
социального конфликта Маркса и его последователей...13 
2. Марксистское 
учение о социальной 
    2.1 Марксистский 
диалектический метод ……………………………….15 
3. Марксистская 
социология и современность………………………………....
 
Заключение……………………………………………………
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение 
Величайшим открытием 
К. Маркса было созданное им в содружестве 
с Ф. Энгельсом материалистическое 
понимание истории. Основные его положения 
остаются в силе и сейчас. 
В философии 
и методологии научного познания 
в настоящее время широкое 
распространение получил 
Ядро материалистического 
понимания истории составляет, на 
мой взгляд, шесть идей, которые 
с полным правом могут быть названы 
центральными. 
Первое положение 
исторического материализма состоит в 
том, что необходимым условием существования 
людей является производство материальных 
благ. Материальное производство есть 
основа всей человеческой деятельности. 
Второе положение 
заключается в том, что производство 
всегда носит общественный характер и 
всегда происходит в определенной общественной 
форме. Общественной формой, в которой 
идет процесс производства, является система 
социально-экономических или, как еще 
называют их марксисты, производственных 
отношений.  
Третье положение: 
существует не один, а несколько 
типов экономических (производственных) 
отношений, а тем самым и несколько 
качественно отличных систем этих отношений. 
Отсюда вытекает, что производство 
может происходить и реально 
происходит в разных общественных формах. 
Таким образом существует несколько типов 
или форм общественного производства. 
Эти типы общественного производства 
были названы способами производства. 
Каждый способ производства есть производство, 
взятое в определенной общественной форме.  
На глазах К. 
Маркса и Ф. Энгельса шла промышленная 
революция. И там, куда проникала 
машинная индустрия, с неизбежностью 
рушились феодальные отношения и 
утверждались капиталистические. Характер 
экономических (производственных) отношений 
определяется уровнем развития общественных 
сил, создающих общественный продукт, 
т.е. производительных сил общества. В 
основе смены систем экономических отношений, 
а тем самым и основных способов производства 
лежит развитие производительных сил. 
Таково четвертое положение исторического 
материализма. 
Пятое положение 
исторического материализма - это 
тезис о материальности экономических 
(производственных) отношений. Система 
экономических отношений 
Подобно тому, как 
основные способы производства представляют 
собой не только типы, но и стадии 
развития общественного производства, 
общественно-экономические 
Ни одна из идей, 
входящих в ядро материалистического 
понимания истории, никогда никем 
не была опровергнута. В этом смысле 
исторический материализм непоколебим.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1. 
Учение К. Маркса об 
общественно-экономических 
формациях и социальных 
конфликтах. 
1.1 
История формационной 
теории К. Маркса 
Формационный подход исследует общество в статике и динамике, раскрывает его внутреннюю логику, а также законы его развития и функционирования. Он предполагает рассмотрение всех сфер общественной жизни, но стержнем общественно-экономической формации является способ производства материальных благ в единстве производительных сил и производственных отношений. Учение о формациях является краеугольным камнем марксистской исторической науки. В основе формационной теории лежит представление, согласно которому история трактуется как единый процесс прогрессивного развития от низшего к высшему. Для своего времени формационная теория была значительным шагом вперед, ибо она впервые дала четкую универсальную схему всемирно-исторического процесса, основанную на материалистическом понимании истории.
Теоретическое учение Карла Маркса (1818-1883), выдвинувшего и обосновавшего формационную концепцию общества, занимает особое место в ряду социологической мысли.
Идеи Маркса покорили и продолжают покорять десятки и сотни миллионов людей, воплотились в практику многочисленных общественных движений от интеллигентских кружков и многочисленных научных течений до радикально настроенных боевых формирований, политических партий и целых стран
Одним из первых в истории социологии Маркс разрабатывает весьма развернутое представление об обществе как системе. Это представление воплощено прежде всего в его понятии общественно-экономической формации.
Общественно-экономическая формация (Okonomische Gesellschaftsformation; Socio-economic formation; Formation socio-economique; от лат. formatio- образование, вид) - исторический тип общества, характеризуемый определенным состоянием производительных сил, производственных отношений и определяемых последними надстроечных форм.
Термин "формация" (от лат. formatio - образование) первоначально использовался в геологии (главным образом) и в ботанике. Он был введен в науку во второй половине XVIII в. немецким геологом Г.К.Фюкселем и затем, на рубеже XVIII-XIX вв., широко использовался его соотечественником, геологом А.Г.Бернером.
Геологическая формация обозначает комплекс горных пород, тесно связанных между собой как в вертикальном, возрастном отношении, так и в горизонтальном, пространственном отношении. Иными словами, в одно целое их объединяет общность условий образования. Аналогичная картина наблюдается и в сообществе людей, которых соединяет в единый класс, социальную страту или группу интересов общность социального происхождения (все - выходцы из пролетариата или среднего класса), общий уровень образования, цвет кожи, национальность, общее место жительства и т.п.
Однако общность происхождения - еще не главный признак формации. Дело в том, что из геологии к нам перекочевал еще один термин, без которого мы не можем представить теперь свою науку. Это стратификации. Она обозначает последовательность вертикально расположенных однородных слоев породы. Слоеный пирог - это модель образования не только земной поверхности, но и общественной пирамиды. Социальная страта - совокупность всех людей, имеющих одинаковые или очень близкие доходы, уровень образования, объем власти и престиж.
Как видим, два термина - формация и стратификация - очень близки. Тем не менее, между ними есть серьезное отличие. Дело в том, что стратификация обозначает только вертикальные отношения между элементами и слоями. Термин формация шире. Он охватывает как вертикальные, так и горизонтальные отношения. В таком случае исчезает очень важный признак - однородность. Страты выстроены в восходящем порядке по четко выделенным критериям. Не важно, что их четыре, а не один. Главное, что они имеют одинаковый вектор - снизу вверх, а не в бок или куда-то еще под произвольным углом. Доходы растут от низшего класса к высшему. То же самое происходит с образованием, властью и престижем.
Что же тогда принуждает разнородные элементы объединяться в целое?
Этот принципиально важный для социологии момент - проследить исторические закономерности в смене типов социальной системы - и пытался обнаружить в своих исследованиях К.Маркс. Благодаря материалистическому пониманию истории, социологическому учению, созданному им в соавторстве с Ф.Энгельсом, Марксу удалось раскрыть всеобщее, закономерное, необходимое в эволюции человеческого общества. Маркс положил конец воззрению на общество, как на механический агрегат индивидов, допускающий всякие изменения по воле начальства (или, все равно, по воле общества и правительства), возникающий и изменяющийся случайно, и впервые поставил coциологию на научную почву, установив понятие общественно-экономической формации, как совокупности данных производственных отношений, установив, что развитие таких формаций есть естественно-исторический процесс.
Формация - это 
развивающийся социально-
Понятие общественной 
формации Маркса является абстрактной 
конструкции, которую еще можно именовать 
как идеальный тип. В связи с этим М.Вебер 
совершенно справедливо считал марксистские 
категории, в том числе категорию общественной 
формации, "мысленными конструкциями". 
Он и сам умело пользовался этим мощным 
познавательным инструментом. Это такой 
прием теоретического мышления, который 
позволяет на понятийном уровне создать 
емкий и обобщенный образ какого-либо 
явления или группы явлений, не прибегая 
к статистике. В этом случае мы создаем 
мысленный портрет обобщенного целого, 
вначале очень абстрактный, а затем наделяем 
его несколькими важными чертами, которые, 
как нам кажется, позволят отличить его 
от других типов. К.Маркс называл такие 
конструкции "чистым" типом, М.Вебер 
- идеальным типом. Суть их в одном - выделить 
в эмпирической реальности главное, повторяющееся, 
а затем это главное увязать в непротиворечивую 
логическую модель. 
Как известно, многие социологии, изучая общество, сравнивали его с организмом. Но ни один из них не пробовал соединить два совершенно разнородных термина - геологическую формацию и биологический организм. Видимо, они инстинктивно чувствовали в таком смешении какую-то внутреннюю противоречивость. Она на самом деле существует, и стремление Маркса соединить несоединимое в конечном итоге сыграли не в его пользу.
Российские ученые, изучившие историю вопроса, утверждают, что в трудах К. Маркса и Ф. Энгельса термин «общественно-экономическая формация» вообще отсутствует. Он возник только в работах советских философов второй половины 20 в. Разумеется, у самого Маркса встречается, и не один раз, термин "формация", но в других, чем принято думать, сочетаниях. Анализируя политические процессы становления и развития буржуазного общества, К.Маркс обращал внимание на особенность формирования идей, отражающих коренные интересы восходящей буржуазии. Вначале эти идеи рядились буржуазными идеологами в форму, характерную для общественного сознания рабовладения и феодализма. Но так было лишь до утверждения буржуазных отношений. Как только "новая общественная формация сложилась, исчезли допотопные гиганты и с ними вся воскресшая из мертвых римская старина...”
В дальнейшем он 
применяет его к социальным системам 
различного масштаба и уровня: от глобальных 
систем до социальных микроединиц. Завершая 
исторический экскурс, В.Л.Иноземцев утверждает, 
что документально подтверждено наличие 
трех, а не пяти формаций у Маркса, а именно 
первичной (архаичной), вторичной (экономической) 
и третичной (коммунистической). Экономическая 
формация у Маркса будто бы ограничена 
рамками антагонистических обществ, а 
таковыми, как известно, выступают рабовладение, 
феодализм и капитализм. В итоге все равно 
получается пять формационных укладов, 
даже если мы, вслед за В.Иноземцевым, откажемся 
от неправильной, по его словам, пятиформационной 
схемы, но только теперь картина будет 
еще более запутанной. 
Информация о работе Учение К. Маркса об общественно-экономических формациях и социальных конфликтах