ТСР с молодежью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 13:16, курсовая работа

Описание

Цель исследования: определить технологию социальной работы с молодежью.
Задачами курсовой работы являются:
1.Изучить молодёжь как особую социально-демографическую группу.
2.Выявить проблемы молодежи в современном обществе
3.Расскрыть государственную социальную молодежную политику

Работа состоит из  1 файл

курсовая ильвине.docx

— 57.50 Кб (Скачать документ)

    ВВЕДЕНИЕ

    Актуальность  темы состоит в том, что переход к рыночной экономике вызвал значительные изменения социального положения различных групп населения, в том числе и таких которые традиционно считались носителями передовых идей. Одно из главных мест в новых условиях принадлежит молодёжи. Выбранные ею социальные ориентиры во многом определяет будущее общества. Именно поэтому в своей работе мы бы хотели осветить наиболее острую проблему современного общества, проблему социального развития молодежи нашего региона.

    « Эх, не то нынче поколение… »- эта  фраза кочует из эпохи в эпоху. Люди , которые только вчера безрассудствовали, не обращая внимания на принятые нормы, остепенившись, с укоризной смотрят на подрастающую молодежь. «Мы были другие», - слышится из их уст. И вот с этим не поспоришь. Главным отличием нового поколения от старого является как раз то, что оно другое. Так было во все времена, но сегодня это особенно актуально. На смену старой формации пришла новая, а вместе с ней и новое поколение со своим особым взглядом на мир.

    Исследованием данной темы занимались следующие авторы: Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Кадария Ф.Д., Савченко И.П., Шаповалов В.А., Волков Ю.Г., Нечипуренко В.Н., Девятков В., Добренько В.И., Кравченко А.И., Дубин Б.

    Объектом  исследования является: молодежь.

    Предмет исследования: технология социальной работы с молодежью.

    Цель  исследования: определить технологию социальной работы с молодежью.

    Задачами  курсовой работы являются:

    1.Изучить молодёжь как особую социально-демографическую группу.

    2.Выявить проблемы молодежи в современном обществе

    3.Расскрыть государственную социальную молодежную политику

    4.Определить специфику деятельности учреждений и органов по делам молодежи

    Данная  курсовая работа состоит из двух глав, четырёх параграфов, заключения и  списка используемой литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ГЛАВА II. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ПРОБЛЕМ МОЛОДЕЖИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    1.1. Молодежь как особая социально-демографическая группа

    В социологическом плане выделяют две стороны влияния общественного  прогресса как объективного фактора  на тенденции социального развития молодёжи. С одной стороны, изменяющиеся объективные и субъективные условия  макросреды опосредуют особенности  включения молодёжи в социальную структуру общества, что сказывается  как на формировании социального  облика молодого поколения, так и  на степени развитости самой социальной структуры. С другой стороны, факторы  общественного прогресса, отображаясь  в сознании молодых людей, влияют на их потребности, интересы, ценностные ориентации в их поведенческих программах, что, в конечном счете, также отражается на социальном облике молодёжи. [1]

    Молодёжь  характеризуется теми общественными  отношениями и общественными  формами, которые определяют её как  самостоятельную социально- демографическую группу. Молодёжь имеет ряд особенностей, вытекающих, прежде всего из самой её объективной сущности. Социальные особенности молодёжи определяются специфической позицией, которую она занимает в процессе воспроизводства социальной структуры, а также способностью не только наследовать, но и преобразовывать сложившиеся общественные отношения. Противоречия, возникающие внутри этого процесса, лежат в основе целого комплекса специфических молодёжных проблем.

    Молодёжь  как формирующийся субъект общественного  производства характеризуется также  особенным содержанием личностной, предметной и процессуальной сторон конкретно- исторического бытия. Подобное проявление социального качества молодёжи связано со спецификой её социального положения и определяется закономерностями процесса социализации в конкретных общественных условиях.

    Конкретные  условия бытия молодых людей  определяют особенности молодёжного  сознания, диалектическое единство структурных  элементов которого и образует побудительно- мотивационные сущности силы молодёжи. Внутри этого единства возникает многообразие противоречивых детерминаций, опосредующих специфику их отношений к окружающей действительности и мотивацию социальной деятельности.

    Перечисленные проявления социального качества молодёжи в процессе развития переходят одно в другое, взаимно дополняют друг друга, обусловливая её социальную сущность, которая реализуется посредством  деятельности.

    Чтобы рассмотреть проблемы молодёжи, необходимо представить себе, что же такое  молодёжь, чем она отличается от других общественных групп. Именно поэтому  первая глава посвящена анализу  индивидуально-личностных особенностей, свойственных молодому возрасту, и  закономерностей усвоения норм, ценностей, установок, присущих обществу, различным  организованным и неорганизованным группам, оказывающим воздействие  на личность.[2]

    В отечественном обществознании долгое время молодёжь не рассматривалась  как самостоятельная социально-демографическая  группа. Выделение такой группы не укладывалось в существовавшие представления  о классовой структуре общества, и противоречила официальной  идеологической доктрине о его социально-политическом единстве.

    Одно  из первых определений понятия “молодёжь” было дано в 1968 г. В.Т. Лисовским: “Молодёжь - поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более  зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции; в зависимости  от конкретных исторических условий  возрастные критерии молодёжи могут  колебаться от 16 до 30 лет”. Позднее  более полное определение было дано И.С. Коном: “Молодёжь - это социально- демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств. Молодость как определённая фаза, этап жизненного цикла биологически универсальна, но её конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально- психологические особенности имеют социально- историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации”.

Сегодня учёные определяют молодёжь как социально-демографическую  группу общества, выделяемую на основе совокупности характеристик, особенностей социального положения и обусловленных  теми или другими социально-психологическими свойствами, которые определяются уровнем  социально-экономического, культурного  развития, особенностями социализации в российском обществе.[3 512 с.]

    Молодость-это  путь в будущее, который выбирает сам человек. Выбор будущего, его  планирование- это характерная черта молодого возраста; он не был бы таким притягательным, если бы человек заранее знал, что с ним будет завтра, через месяц, через год.

    В возрастной психологии молодость характеризуется  как период формирования устойчивой системы ценностей, становление  самосознания и формирования социального статуса личности. Сознание молодого человека обладает особой восприимчивостью, способностью перерабатывать и усваивать огромный поток информации. В этот период развиваются критичность мышления, стремление дать собственную оценку разным явлениям, поиск аргументации, оригинального мышления. Вместе с тем в этом возрасте ещё сохраняются некоторые установки и стереотипы, свойственные предшествующему поколению. Это связано с тем, что период активной деятельности сталкивается у молодого человека с ограниченным характером практической, созидательной деятельности, неполной включённости молодого человека в систему общественных отношений. Отсюда в поведении молодёжи удивительное сочетание противоречивых качеств и черт: стремление к идентификации и обособление, конформизм и негативизм, подражание и отрицание общепринятых норм, стремление к общению и уход, отрешённость от внешнего мира. Неустойчивость и противоречивость молодёжного сознания оказывают влияние на многие формы поведения и деятельности личность. Молодёжное сознание определяется рядом объективных обстоятельств.

    Во-первых, в современных условиях усложнился и удлинился сам процесс социализации, и соответственно другими стали  критерии её социальной зрелости. Они  определяются не только вступлением  в самостоятельную трудовую жизнь, но и завершением образования, получением профессии, реальными политическими  и гражданскими правами, материальной независимостью от родителей. Действие данных факторов неодновременно и неоднозначно в разных социальных группах, поэтому усвоение молодым человеком системы социальных ролей взрослых оказывается противоречивым. Он может быть ответственным и серьёзным в одной сфере и чувствовать себя как подросток в другой.

    Во-вторых, становление социальной зрелости молодёжи происходит под влиянием многих относительно самостоятельных факторов: семьи, школы, трудового коллектива, средств массовой информации, молодёжных организаций и стихийных групп. Эта множественность институтов и механизмов социализации не представляет собой жёсткой иерархической системы, каждый из них выполняет свои специфические функции в развитии личности.[4]

    Молодость - пора, когда каждый должен сам определить свою судьбу, найти единственно верный, ведущий к успеху жизненный путь, который позволит максимально реализовать  свои способности и дарования. Это  период, сопряжённый с мучительно трудным процессом самопознания, обретения собственного “Я”. Человеку нужно определить границы своих  реальных возможностей, понять, на что  он способен, утвердить себя в обществе. С другой стороны, в это же время  ему необходимо сформировать максимально  достоверное представление о окружающим мире, систематизировать ценностные ориентации, политические, нравственные, эстетические воззрения. Жизнь ставит молодого человека перед необходимостью принятия ряда важнейших решений в условиях дефицита жизненного опыта.[5]

    Молодежь -- это особая социально-демографи-ческая группа, переживающая период становления социальной зре-лости, положение которой определено социально-экономическим состоянием общества.

    Нижняя  возрастная граница определяется, что  с 14 лет наступает физическая зрелость и человек может заниматься трудовой деятельностью (период выбора учиться  или работать). Верхняя граница  определяется достижением экономической  самостоятельности, профессиональной и личной стабильности ( создание семьи, рождение детей).

    В этот период человек проживает важный этап семейной и внесемейной социализации.

    Социализация - это процесс становления личности, обучения, усвоения ценностей, норм, установок  образцов поведения, принятых в данном обществе. У молодежи есть особые черты, которые характеризуют её как самостоятельную социально-демографическую группу.

Молодежь  составляет 41% населения России в  трудоспособном возрасте. В народном хозяйстве заняты 22,3 млн. молодых людей. Однако доля молодежи среди занятых в народном хозяйстве постоянно снижается, особенно среди рабочих промышленности, строительства и транспорта. В связи со структурными изменениями, происходящими в экономике, растет доля молодежи в непроизводственной сфере. А это требует внесения изменений в структуре ее трудовой подготовки и переподготовки. Численность молодежи на селе за 10 лет сократилась на 25% и составляет лишь около 9% сельского населения России.[6 576 с.]

    Границы молодежного возраста подвижны. Они  зависят от со-циально-экономического развития общества, достигнутого уровня благосостояния и культуры, условий жизни людей. Воздействие этих факторов реально проявляется в продолжительности жизни людей, расширении границ молодежного возраста от 14 до 30 лет.  
 
 
 
 
 
 

    1.2.Социальные  проблемы молодёжи в современном обществе

    Как показывает проведенное в России исследование, у подавляющего большинства  молодежи (70%) есть главная цель жизни. Нет её только у 9,0% молодых людей (21,0% над этим не задумывались). На поставленный в открытой форме вопрос, в чем  заключается эта главная цель, мечта жизни, были получены ответы, приведенные в таблице 1.

    Таблица 1.

    Распределение главных жизненных целей молодежи %

Информация о работе ТСР с молодежью