Безработица молодежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2011 в 09:33, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является изучение путей занятости молодежи.

Содержание

Введение
1. Молодежь и безработица…………………………………………………..5
1.1. Специфика молодежного рынка труда…………………………………..5
1.2. Дискриминация молодежи на рынке труда………………………………9
1.3. Последствия безработицы………………………..……………………..12
2. Пути трудоустройства молодежи………………………………………16
2.1 Деятельность государственной службы занятости…………………….16
2.2 Содействие профессиональному самоопределению молодежи……….20
2.3. Альтернативные пути трудоустройства молодежи ………………….24
Заключение
Список литературы………………………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Безработица молодежи1.doc

— 170.00 Кб (Скачать документ)
 

Содержание

Введение

  1. Молодежь и безработица…………………………………………………..5
    1. Специфика молодежного рынка труда…………………………………..5
    2. Дискриминация молодежи на рынке труда………………………………9
    3. Последствия безработицы………………………..……………………..12
  2. Пути трудоустройства молодежи………………………………………16

2.1   Деятельность государственной службы занятости…………………….16

2.2   Содействие профессиональному самоопределению молодежи……….20

2.3. Альтернативные пути трудоустройства молодежи ………………….24

Заключение

Список литературы………………………………………………………………31 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

     Из  года в год, проблема, которая не теряет своей значимости, это трудоустройство  молодежи остается одной из острейших  проблем в сфере труда. Сегодня, как никогда, актуально оценить  ее масштабы и спрогнозировать ее динамику, найти пути оказания эффективной помощи молодым людям, испытывающим затруднения с трудоустройством. В настоящее время российское общество находится в сложной социально-политической и экономической ситуации. В ходе всеобщего обнищания населения особо заметным стало снижение экономического статуса такой социально-демографической группы, как молодежь. Снижение общего жизненного уровня вынуждает молодых людей бросать свои учебные заведения. С другой стороны, выпускники не могут найти работу в связи с недостаточной квалификацией, во многом обусловленной слабой готовностью среднеспециальных и высших учебных заведений к изменениям, отвечающим серьезным переменам в экономико-отраслевой и социальной конъюнктуре предприятий. Как считает В.Т. Лисовский, оказавшись за бортом общественно-полезной деятельности, молодежь пополняет контингент «групп риска». Отсутствие механизма, регулирующего трудоустройство выпускников учебных заведений, приводит к возникновению серьезных проблем1. Многие молодые люди не находят себе работы по специальности и вынуждены обращаться к службам по трудоустройству для разрешения своей проблемы.      Одной из самых востребованных организаций, где горожане могут получить квалифицированную помощь по трудоустройству, остается центр занятости населения. Молодежь - это будущее России. Актуальность темы исследования определяется объективными потребностями общества в формировании и развитии молодежного рынка труда, снижении молодежной безработицы.

     Объект  исследования курсовой работы – безработица молодежи.

     Предметом исследования курсовой работы являются пути трудоустройства молодежи.

     Целью данной курсовой работы является изучение путей занятости молодежи.

     Цель  работы определяет задачи, которые  необходимо решить:

  1. Изучить проблему занятости молодежи на современном рынке труда.
  2. Рассмотреть пути трудоустройства молодежи.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
        1. Молодежь  и безработица

           1.1.Специфика молодежного рынка труда

     Н. Дунаева, определяет безработицу как  незанятость экономически активного  населения в хозяйственной деятельности2. В большей степени безработица относится к молодежному рынку труда. Рынок труда – сфера формирования спроса и предложения на рабочую силу3. Молодежный рынок труда формируется молодыми людьми, нуждающимися в трудоустройстве. Это незанятые выпускники вузов и среднеспециальных учебных заведений. Разумеется, не все выпускники учебных заведений ищут работу и попадают на рынок труда. Часть из них планирует продолжить образование, другие не трудоустраиваются по иным причинам.

     Н. Дунаева выявляет специфику молодежного  рынка труда:

  1. Неустойчивость спроса и предложения.
  2. Низкая конкурентоспособность по сравнению с другими возрастными группами.
  3. Молодежная занятость имеет явные и скрытые размеры.
  4. Большая вариантность.
  5. Сложная ситуация с женской занятостью4.

       Во-первых, характеристика неустойчивости спроса и предложения, обусловлена изменчивостью ориентаций молодежи, ее социально-профессиональной неопределенности. Положение усугубляется обострением социальных проблем молодежи, связанных с коренным изменением социокультурных и политических условий развития личности, что влечет за собой возрастающие трудности самоопределения молодых людей, в том числе и в профессиональном плане.

     Во-вторых, низкая конкурентоспособность по сравнению с другими возрастными группами подвергает молодежь наибольшему риску потерять работу или не трудоустроиться. Возможности трудоустройства новой рабочей силы, вступающей на рынок труда впервые, сокращаются. Ограничение спроса на рынке труда снижает возможности трудоустройства выпускников учебных заведений.

     В-третьих, молодежная занятость имеет явные и скрытые размеры. Продолжает увеличиваться группа молодежи, которая нигде не работает и не учиться.

     В-четвертых, молодежный рынок труда характеризуется  большой вариантностью. Это обусловлено  тем, что на него выходят выпускники учебных заведений, осуществляющих подготовку специалистов по всем возможным профессиям. Отсутствие спроса на региональном рынке труда на многие из них, приводит к тому, что большая часть ищущих работу молодых людей, в том числе недавних выпускников учебных заведений, трудоустраивается по специальностям, далеким от базового образования, для многих переподготовка является единственной возможностью получить работу. Ежегодно из числа выпускников каждый четвертый становится потенциальным кандидатом на переобучение, получение второй профессии. Кроме того, пятая часть молодых людей увольняется из-за неудовлетворенности профессией, характером труда уже в первый год работы после окончания учебного заведения.

     В-пятых, на молодежном рынке труда создалась  чрезвычайно сложная ситуация с женской занятостью: традиционно среди выпускников учебных заведений, особенно вузов, женщины составляют значительную долю, при этом работодатели отдают явное предпочтение при приеме на работу мужчинам.

     Перед выпускниками среднего и высшего профессионального образования, желающими найти работу, даже временную, существует проблема трудоустройства, так как у них нет опыта работы, но есть большое желание работать.

     Безработица представляет собой форму проявления занятости, характеризующуюся крайней степенью отклонения от равновесия, и может быть определена как отношение между работником и обществом в условиях товарной системы хозяйствования по поводу трудового ресурса, который в данный момент времени невозможно задействовать в общественном производстве.

     Для создания эффективных условий обеспечения  занятости, решения адресных проблем  безработного и членов его семьи  были созданы службы занятости, осуществляющие комплексное регулирование вопросов трудовой сферы. Оказание помощи в трудоустройстве молодежи - одно из приоритетных направлений деятельности центра занятости населения.

       Российскую безработицу отличает  сочетание явной (официально регистрируемой), и неявных (скрытых, латентных)  форм с преобладанием последних.  Как считает Т.Бабушкина, различие между общим уровнем безработицы и официально регистрируемым усиливается и приводит к тому, что 10% экономически активного населения, будучи вынужденно незанятыми, остаются за пределами государственного регулирования занятости и, соответственно, не имеют никакой поддержки от государства. Это происходит на фоне роста хронической и застойной составляющих безработицы5.

     В условиях экономического кризиса в  нашей стране уровень благосостояния молодого поколения часто оказывается  относительно худшим, чем у других групп населения.

     В настоящее время в Российской Федерации государством не создано  необходимых условий, обеспечивающих реализацию права молодых граждан  на труд. Рост безработицы среди  молодежи ведет не только к экономическим  потерям для молодого поколения, для личности и семьи молодого гражданина. Снижается научно-технический и профессиональный потенциал предприятий, подрываются основы для будущего экономического роста.

В молодежной политике на уровне Федерации до сих  пор не действует современная, гибкая нормативная база. Это касается, прежде всего, федерального закона о государственной молодежной политике, а также бюджетно-финансовых механизмов взаимодействия центра и регионов в рамках программно-целевого подхода к молодежной политике.

     Среди экономических факторов, которые необходимо учитывать при формировании занятости молодежи, важную роль играют структурные изменения. Г.Н. Соколова предполагает, что сдвиги в структуре экономики должны быть связаны с занятостью и направлены на повышение ее эффективности6. Однако в нашей стране отраслевая структура занятости за последние несколько лет претерпела лишь незначительные изменения.

     В основе нарушений профессионального равновесия в сфере труда лежат несоответствие структуры и качества подготовки рабочих кадров учреждениями профобразования спросу на него со стороны работодателей, необработанность механизмов взаимодействия рынка труда с рынком образовательных услуг, неусовершенствованное социальное партнерство в этой сфере. В числе многих причин дефицита кадров, как считает Б.М. Генкин – низкая мотивация молодежи к труду на производстве, неудовлетворительные условия труда и его оплаты, отсутствие гарантированного социального пакета и др.7

     Таким образом, можно сделать следующий вывод, молодежь является одной из наиболее уязвимых групп на рынке труда, так как не имеет профессионального и социального опыта и, в силу этого, менее конкурентоспособна, государству необходимо создать условия, обеспечивающие реализацию права молодых граждан на труд. 
 
 
 
 
 
 

         1.2 Дискриминация молодежи на рынке труда

     Дискриминация молодых людей на рынке труда  – это актуальная проблема для  любой рыночной экономики, тем более  для Российской, когда в период перехода России к рынку безработными становятся невостребованные выпускники ПТУ, ВУЗов и техникумов  –  молодые люди имеющие образование, но не имеющие опыта работы по специальности.

     Но  если у людей равные способности  и квалификация, они выполняют  одинаковую работу, а получают не одинаковое вознаграждение или по-разному продвигаются по служебной лестнице, то можно говорить о дискриминации. Особенно она заметна, когда функционирование рынка труда регулярно воспроизводит различия в положении определенных групп населения. Так как очевидно, что худшее положение на рынке труда, например женщин или национальных меньшинств не может быть объяснено предположением о худших в среднем индивидуальных склонностях женщин по сравнению с мужчинами или худших в среднем способностях работников из национальных меньшинств по сравнению с работниками основной национальности. Как считает Ю.А. Зубок - в таком случае у людей из этих групп неравные возможности на рынке труда по сравнению с другими работниками, что и означает дискриминацию8.

     Дискриминации на рынке труда могут подвергаться различные категории работников. Выделяют дискриминацию по полу, национальности, расе, возрасту и т. д. Для нашей страны, актуальность имеют вопросы равенства возможностей на рынке труда между молодежью и более старшим поколением.

     Дискриминация - это неравные возможности, например, в найме на работу или оплате при прочих равных условиях. Но в реальности равных условий практически не бывает, и очень трудно отделить различия в положении того или иного работника, вызванные дискриминацией, от различий, вызванных его индивидуальными особенностями. Помимо этого, дискриминационные воздействия накапливаются, и индивидуальные особенности работника уже могут быть результатом предшествующей дискриминации. Например, дискриминация в продвижении по службе может быть вызвана профессиональной различной подготовкой, что в свою очередь вызвано неравенством возможностей при получении образования. С другой стороны, неравные возможности, например, у женщин и мужчин в сфере труда могут отражать особенности их специализации и положения, обусловленные неэкономическими причинами (культурными, политическими, этическими, социальными). Таким образом, по мнению Г.Г. Меликьяна и Р.П. Колосовой, дискриминация - очень сложное явление, на него воздействует много причин, что затрудняет разработку политики, направленной на ее преодоление, и вызывает необходимость тщательных исследований9.

     Можно выделить несколько видов дискриминации  на рынке труда.

1) Дискриминация при найме на работу (или, наоборот, при увольнении с работы) происходит тогда, когда ту или иную группу населения при прочих равных условиях, последними берут на работу и первыми увольняют. Отражением такой ситуации будет более высокий уровень безработицы у таких групп населения.

Информация о работе Безработица молодежи