Труд и социальная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 21:47, реферат

Описание

В любой стране, при любой общественно - политической и социально-экономической системе экономика в той или иной степени управляется государством в лице государственных органов.

В странах с рыночной экономикой степень вмешательства государства и его органов в экономическую деятельность предприятия и предпринимателей меньше, чем в странах с централизованной экономикой, и носит преимущественно косвенный характер.

Государство воздействует на экономику посредством законодательных ограничений, налоговой системы, обязательных платежей и отчислений, государственных инвестиций, субсидий, льгот, кредитования, осуществление государственных социальных и экономических программ. Во многом ограниченность государственного вмешательства в условиях рыночной экономики обусловлена частной, акционерной, коллективной собственностью на средства производства, включая землю.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
1. СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ. 3
1.1 ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА В ФОРМИРОВАНИИ ДОХОДОВ. 3
1.2 ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА НА РЫНКЕ ТРУДА. 6
1.3 СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ. 8
2. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. 9
ВЫВОД 12
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 13

Работа состоит из  1 файл

Труд и социальная политика.doc

— 99.00 Кб (Скачать документ)

6) влияние  идей и конкретных социальных  достижений (отсутствие явной безработицы  - прежде всего) капитализма;

Влияние государства на рынок труда осуществляется прямыми и косвенными средствами.

Возникает вопрос, возможна ли безработица в  нашем обществе. Возможна и неизбежна, из-за экономического кризиса производства, смены форм собственности, курса  на реализацию производства, технического прогресса и структурных сдвигов в экономике, конверсии ВПК.

Есть  два варианта развития рынка труда. Первый заключается в том, чтоб всем сохранить статус-кво, то есть всем платить одинаково и мало, рабочую  силу оставить иммобильной. Второй состоит в том, чтобы существенно повысить уровень заработной платы, но не всем одинаково, а дифференцировано, в зависимости от реального вклада в производство.  При этом вводить трудосберегающую технику и технологию, сокращать избыточные кадры, выплачивать им пособие, размер которого прямо зависит от уровня зарплаты, и предоставлять бесплатно возможность переквалификации и помощи в трудоустройстве. Первый вариант значительно уменьшает качество рабочей силы, продуктивность труда. Второй - это модель развития рынка труда во всех развитых странах. Речь ведется о перемене концепции рабочей силы, то есть об отказе от концепции полной занятости и принятии на вооружение концепции эффективной занятости.

Эффективная занятость - это модель развития и  использования квалифицированной, дорогой и мобильной рабочей силы, ориентирована на переоценку ее возрастающих материально-бытовых потребностей. Большую роль в реализации концепции эффективной занятости должны играть государственная служба трудоустройства, учрежденный государством фонд улучшения занятости (отчисления на него составляют 1% от фонда заработной платы независимо от формы собственности). Необходимо организовать также службу прогнозирования процессов, которые происходят в сфере спроса и предложения труда, разрабатывать программы преобразования всех форм уровней образования и обучения, подготовки и переподготовки рабочих кадров. Политика эффективной занятости является более рациональной, социально направленной, что отвечает требованиям рынка рабочей силы.

Страхование от безработицы предоставляется из специальных страховых фондов. Размер выплат зависит, во-первых, от длительности периода безработицы, во-вторых, от специфических условий той или иной страны. В первом случае максимальные суммы выплат (от 50 до 70% средней зарплаты) выплачиваются в первые месяцы безработицы в течение определенного периода. Далее суммы выплат уменьшаются.Во втором случае берется во внимание период занятости, трудовой стаж, физическая пригодность к труду, время предоставления помощи и др. Так, в Германии трудовой стаж должен составлять не менее 6 месяцев занятости в течение 3-х лет.

Важным  звеном социальной защиты на рынке труда являются программы трудоустройства и переквалификации. При введении в действие этих программ участвуют государство и предприниматели. Ежегодно американские фирмы тратят на эти меры млрд. долларов. Государство тратит на реализацию программ переквалификации большую часть средств. С целью создания новых рабочих мест государство берет на себя также выполнение таких общественных работ, как строительство дорог, канализаций и т.д. Во время экономического кризиса государство увеличивает капиталовложения в государственные предприятия. Программы трудоустройства осуществляются также путем льготного налогообложения компаний, которые создают рабочие места.

В общенациональном масштабе современное государство  с целью уменьшения армии безработных пытается регулировать заработную плату на таком уровне, чтобы темпы ее роста были ниже от роста продуктивности труда. Для этого осуществляется “политика доходов”, активная кредитно-денежная политика и т.д. Такую тактику применяют частные фирмы, пытаясь сделать так, чтобы уровень продуктивности труда опережал рост оплаты рабочей силы. Наибольших успехов в этом деле достигли США. Конкретные результаты в осуществлении политики трудоустройства может дать сокращение рабочего дня. За последние 100 лет в большинстве развитых стран Запада продолжительность рабочего дня сократилась вдвое. Исключением из этого правила стала только Япония.

Обеспечение компенсации потери рабочего места  государством. Речь идет о пособиях по безработице, выплате подъемных  на новом месте жительства, выходных пособий и т.п. Вопрос упирается в источники финансирования служб занятости, системы  переподготовки кадров, информационных центров, сосредоточивающих данные об излишках рабочей силы и потребности в ней.

В настоящее  время предприятия выплачивают часть своих доходов для фонда занятости. Эти отчисления расходуются преимущественно на пособия по безработице работникам бюджетных учреждений, на переобучение кадров и содержание  служб занятости.  

 

1.3 Социальная помощь.

Для обеспечения защиты населения государство должно, прежде всего, в законодательном порядке установить основные социальные гарантии, механизмы их реализации, и функции предоставления социальной поддержки.

Анализ мирового опыта позволяет вычленить четыре институциональные формы социальной защиты населения. Государственная социальная помощь лицам, которые в силу нетрудоспособности, отсутствия работы, источников дохода не в состоянии самостоятельно материально обеспечить свое существование. Финансовыми источниками данного института защиты являются государственный, региональные и муниципальные бюджеты, формируемые за счет общей налоговой системы. Определяющая характеристика данного института защиты социально-алиментарные недоговорные отношения государства с уязвимыми категориями населения (инвалидами; гражданами, не имеющими необходимого страхового стажа для получения пенсий и пособий по обязательному социальному страхованию). Выплаты в рамках этой системы осуществляются после проверки нуждаемости и призваны обеспечить минимальный доход, размеры которого сопоставимы с уровнем, определяющим черту бедности. Обязательное (по закону) социальное страхование утраты дохода (заработной платы) из-за потери трудоспосо6ности (болезни, несчастного случая, старости) или места работы. Финансовые источники – страховые взносы работодателей, работников (иногда государства), организованные на принципах и с помощью механизмов обязательного социального страхования. Определяющие характеристики социально-страховых отношений: замещение утраченной заработной платы (это означает, что пособия увязаны с предыдущими заработками и взносами, т.е. предполагается наличие страхового стажа), солидарность и самоответственность страхователей и застрахованных.  Добровольное личное (коллективное) страхование работников (от несчастных случаев, медицинское и пенсионное обеспечение). Финансовые источники – страховые взносы самих работников (иногда в их пользу – работодателей), организованные на принципах и с помощью механизмов личного страхования. Определяющие характеристики - наличие страхового договора самоответственность граждан.   Корпоративные системы социальной защиты работников, организуемые работодателями (медицинская и оздоровительная помощь, оплата жилищных, транспортных, учебных и культурных услуг, фирменные пенсионные выплаты). Финансовые источники – средства предприятий. Среди названных институтов социальной защиты базовым (по объему финансовых средств, массовости охвата разнообразию и качеству услуг) является обязательное социальное страхование (пенсионное и медицинское, от несчастных случаев на производстве и в связи с безработицей). В развитых странах эти виды социального страхования поглощают, как правило, 60-70% всех затрат на цели социальной защиты и составляют примерно 15-25% ВВП в России же на долю государственных внебюджетных социальных фондов приходится около 45% затрат на цели социальной защиты и 7,3% ВВП. Мировой опыт подтверждает, что система социального страхования - один из основных институтов социальной защиты в условиях рыночной экономики, призванный обеспечить реализацию конституционного права граждан на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности (или отсутствия таковой от рождения), потери кормильца безработицы.

2. Социальная политика Российской Федерации.

 

  Социальная  политика  в  переходный  к   рынку  период  должна  строиться   на  трёх    основных  принципах:

   -  приоритетности  проблем   социальной  защищенности населения;

   -  повышении  роли  личного  трудового  дохода  в удовлетворении  социально - культурных  и  бытовых  нужд  населения  и  ликвидации  на  этой  основе  иждивенства;

   - организации  нового  механизма   финансирования  социальной  сферы,  то  есть  переходе  от  государственного  патернализма  к  социальному  партнерству.                                        

  Целью   социальной  политики  в России  в  переходный  период  являлось  разумная  политика  налогообложения,  осуществление  активной  политики  на рынке  труда,  стимулирования  предпринимательской  активности,  обеспечение социальной  защищенности  от  безработицы и инфляции.

  Приоритетным  направление  социальной  политики  являлось решение  проблемы  стабилизации  финансирования  социальной  сферы,  в  том  числе,  за  счет  населения.  Именно  здесь были наибольшие  сложности,  поскольку сбор  налогов для пополнения  бюджета представлял собой трудно  разрешимую  задачу,  так как социально - экономические механизмы и технологии  сбора,  аккумуляции и перераспределение средств были далеки  от  оптимальных.

  Важное  значение  в социальной  политике  приобрел  переход  от  социального   иждивенства  к  социальным  гарантиям  со  стороны  государства.  Эти  гарантии  подразумевают:  защиту  права  на  труд,  обеспечение  пособий  для   уже  и  еще  нетрудоспособного  населения,  обеспечение  личной  безопасности  граждан,  обеспечение  нормального  уровня  жизни  за  счет  доходов  от  трудовой  деятельности  и  пособий.  Ключевое  средство  в  решении  этой  задачи - развитие  отношений  самозащиты  граждан при помощи  государства в различных общественных и экономических формах,  среди которых профсоюзы,  страховые общества,  местные и центральные органы  власти,  осуществление функции социальной  защиты  трудящихся.

  Эти  социальные  гарантии  подкрепляют систему социального страхования,  которая имеет свои  собственные задачи:  формирование  экономической основы  обеспечения возмещения  страховых рисков;  структуризация  страховых фондов;  расширение  гарантий  обеспечения  страховых  выплат;  развитие  системы  добровольного  страхования.

  Существует  четыре  внебюджетных  фонда   в  сфере  социального   страхования:  пенсионный,  занятости,  медицинского  и  социального   страхования.

  Но  кроме  внебюджетных  фондов  социального  страхования,  существуют  внебюджетные  социальные  фонды,  также  подкрепленные  гарантиями  государства,  которые:

  • представляют  собой  элемент  рыночного  механизма  политики  доходов  и  заработной  платы,  государство  косвенно  регулирует  их  деятельность  через  законодательные  процедуры;
  • в  своей  перспективе  они  должны  стать  основными  организаторами  социальных  выплат  и  накопителями  средств  для  них;
  • с  переходом  к  рыночной  экономике  возрастает  роль  отдельных  граждан  как  плательщиков  страховых  взносов  и  расширится  круг  видов  страхования.

  Важнейшей   задачей  социальной  политики  является  предназначенная  для   конкретных  групп  населения  (адресная)  социальная  поддержка   со  стороны  государства   слабо  защищенных  слоев  населения.  Эта  задача  предполагает  поддержание  оптимальных  соотношений  между  доходами  активной  (занятой)  части  населения  и  нетрудоспособных  граждан  через  механизм  налогов  и  социальных  трансфертов.

  Чем   тяжелее  экономическая  ситуация  в  той  или  иной  стране,  тем  больше  и  громче  звучат  в  ней  призывы  к  социальной  защите  населения.  О  такой  защите  настоятельно  просят,  ее  требуют  от  правительства.  Сложность  положения  при  таких  условиях  заключена  в  том,  что,  если  в  стране  наблюдается  экономический  спад,  снижается  производство,  уменьшается  создаваемый,  национальный  продукт,  то  возможности  правительства  выделять  дополнительные  средства  для  социальной  защиты  населения,    крайне  ограничены.  Нагрузка  на  государственный  бюджет  возрастает,  правительство  вынуждено  прибегать  к  увеличению  налогов,  в  связи  с  чем  снижаются  доходы  работающих.  А  это  порождает  новое  социальное  напряжение.

  Чтобы   выправить такое  положение, не  достаточно  желания  получить  социальную  защиту  от невзгод ухудшающейся  жизни, также как недостаточно намерений и обещаний правительства улучшить жизнь. Проблема может быть полностью решена только тогда, когда экономика пойдет вверх и станет создавать минимум благ, который необходим людям. В этом в конечном итоге, и состоит спасение. Но что же делать до того, когда экономика, производство находятся на спаде и не способны удовлетворить потребности всего населения в благах и услугах? Следует, прежде всего помнить, что если снизить производство благ и услуг в стране и одновременно помощь из-за рубежа, если закупки по импорту не способны компенсировать также снижение, а запасы и резервы доведены до минимума, то предоставить понижение уровня жизни, потребления практически невозможно. Стольже нереальна в этих условиях задача полной социальной защиты всего населения от уменьшения потребления благ и услуг в целом и в расчете на одного человека. Хуже того, если попытаться предоставить блага в нужном, желаемом количестве, то заведомо пострадают другие, кому эти блага не достанутся. Поэтому, и правительство, и народ должны осознать, что поголовная социальная защита населения от снижения уровня жизни в условиях экономического спада невозможно. Правильнее, обоснованнее говорить о социальной поддержке отдельных слоев, групп населения, наиболее в ней нуждающихся. Это социально уязвимые слои населения, доходы которых ниже прожиточного минимума.

 

Вывод

Намечая ориентиры активной социальной политики в России, следует учитывать опыт развитых стран с их достижениями и проблемами. Нужно, в частности, отдавать себе отчет в том, что удовлетворяемые в этих странах социальные требования в настоящее время значительно превосходят те, которые удавалось удовлетворять в условиях "реального социализма" как с точки зрения величины затрат на социальные нужды в расчете на одного жителя, так и с точки зрения рациональности их использования. Нельзя не учитывать и того, что ресурсные потребности социальной сферы в ближайшее десятилетие резко возрастут, и даже в условиях развитой экономики будут усиливаться трудности в ресурсном обеспечении социальной сферы. Это предъявляет не только более высокие требования к душевому объему валового внутреннего продукта и к уровню затрат на его производство, но и может порождать необходимость определенного ужесточения условий предоставления социальной поддержки. Эти мировые тенденции необходимо своевременно учитывать и в российской практике.

Мировой опыт позволяет дать ответ на сложный для российского общества вопрос о взаимодействии развития рыночных отношений с социальным развитием. Социальное развитие в своей основе нельзя противопоставлять утверждению в экономике регулируемых рыночных механизмов. Именно они при их разумном использовании создают материальную базу и некоторые важные социальные и социально-психологические условия для расширения производства ресурсов, направляемых на социальные цели, и для рационализации их использования. Мировой опыт свидетельствует и о том, что могут быть созданы эффективные механизмы поддержки социальных отраслей, деятельность которых при непосредственном контакте с потребителем социальных благ и услуг не может определяться рыночными отношениями. Из этого следует, что трудности российской социальной сферы нельзя трактовать как следствие перехода к рынку. Они говорят лишь о том, что рыночные отношения не приняли цивилизованного характера, а государство в силу ресурсных и организационных причин оставило социальную сферу без необходимых регулирования и поддержки. Представляется вполне очевидным, что ориентация на возврат к социальным технологиям, механизмам, нормативам, действовавшим в социальной сфере советского периода, не могла бы дать положительных результатов. Вместе с тем сравнение нынешней ситуации в социальной сфере с периодом предшествующих десятилетий позволяет еще отчетливее представить себе неприемлемость существующего ныне положения. Выход из ситуации видится в продолжении процессов реформирования общества, в том числе его социальной сферы. В этой связи особенно важно глубоко анализировать накапливаемый опыт реформирования с тем, чтобы, с одной стороны, вносить необходимые коррективы, а с другой стороны, не игнорировать, а тиражировать позитивные моменты.

Информация о работе Труд и социальная политика