Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 01:25, курсовая работа
Помимо анализа классических тоталитарных режимов, я планирую рассмотреть политическое устройство некоторых современных стран, стоящих на пороге становления тоталитаризма или же уже живущих в его условиях. В ходе этого анализа мне хочется показать, что, несмотря на развал стран-основоположников этой формы управления государством, тоталитаризм нельзя сбрасывать со счетов. Ряд признаков, выявленных учёными, посвятившими себя изучению этого интересного феномена, при внимательном взгляде на современные общества, заставляет задуматься о том, что повторение старых ошибок неизбежно и, возможно, на страны, близкие к тоталитарному режиму, стоит обратить большее внимание, чтобы не допустить страшных последствий.
СОДЕРЖАНИЕ 1
ВВЕДЕНИЕ 2
ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ТОТАЛИТАРИЗМА 4
Х. Арендт: «Тоталитарные движения возможны везде, где имеются массы…» 5
Збигнев Бжезинский и Карл Фридрих: «Это автократия, основанная на современной технологии и массовой легитимизации…» 9
Раймон Арон: «Любой однопартийный режим чреват расцветом тоталитаризма…» 12
АКТУАЛЬНОСТЬ ИЗУЧЕНИЯ ТОТАЛИТАРНЫХ РЕЖИМОВ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ 16
Корейская Народно-Демократическая Республика: «Кто дал нам счастье сегодняшнего дня? Его дала нам партия, его дал вождь!» 16
Исламская Республика Иран: «По законам шариата…» 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ 24
Таким образом, авторы приходят к тому, что тоталитаризм представляет собой сосредоточение верховной власти в государстве в руках нескольких человек – правящей элиты, которая идеологическими и устрашающими способами подчиняет себе население. Террор и репрессии оправдываются служением высшей цели – созданию нового общества и светлого будущего для всех его членов.
Бжезинский и Фридрих называют это явление XX века «тоталитарным синдромом», то есть подчинением тому, кто обещает благополучное, стабильное существование.
Однако концепция этих авторов представляется мне в некоторой мере бессистемной. Ими выделяются основные признаки, то, что сразу бросается в глаза при знакомстве с историей тоталитарных государств. Только в отличие от описанной выше концепции Ханны Арендт, авторы не делают упор на то, что же всё-таки является определяющим для тоталитаризма, ведь из вышеперечисленных факторов те или иные в отдельности не раз встречались и в демократических обществах. Они размышляют и анализируют то, что уже есть, готовую форму, не уделяя должного внимания содержанию, тому, как всё это зародилось, какие экономические и социальные процессы в обществе способствовали такому яркому изменению политической жизни.
Ещё одним спорным моментом, который можно выявить в концепции этих авторов, является тот факт, что тоталитарный режим, по мнению авторов, не способен эволюционировать и видоизменяться. Они считали, что рано или поздно тоталитарный режим просто-напросто рухнет, как это произошло в своё время в Германии. Однако стоит вспомнить коммунистический режим – после смерти Сталина, СССР не развалился. Государство изменилось, тоталитаризм потерял присущую ему твёрдость и жёсткость, но, в целом, сохранил и свою форму, и своё содержание, превратившись в государство, которое некоторые исследователи называют пост-тоталитарным.
В целом, к основным характеристикам, без которых тоталитаризм не может существовать, можно отнести первый и второй пункты признаков, приводимых Бжезинским и Фридрихом. То есть тоталитаризм определяется наличием одной политической идеологии и партией, её проповедующей, которая возглавляется сильным, харизматичным лидером. Именно из этого в последствие вытекают все остальные характеристики – для достижения тотальной власти и тотального подчинения себе общества, партия практически полностью сливается с государственным аппаратом и постепенно подчиняет себе все сферы жизни общества – военную, масс-медийную, культурную, трудовую, личную.
Работу Раймона Арона «Демократия и тоталитаризм» можно назвать уникальной по многим параметрам. Автор исследует не только причины и историческую обусловленность становления тоталитарного режима в Германии и, главным образом, в СССР, его слабые и сильные стороны, характерные черты и противоречия. Арон, кроме этого, проводит глубокий анализ демократического режима, пытаясь выделить схожести и различия его функционирования в разных странах и его связь с тоталитаризмом, а так же пытается создать объективную классификацию политических режимов, синтезируя взгляды своих предшественников, таких как Гоббс и Маркс.
В ходе работы, представляющей собой курс лекций, Арон выделяет пять основных черт тоталитарного режима:
Арон
рассматривает переход к
Большую часть своей работы Арон, ярый антикоммунист, уделяет анализу сталинского режима в СССР. Он рассматривает приход к власти партии большевиков, методы, применяемые ими для сохранения политической власти в своих руках, периоды расцвета тоталитаризма в чистом виде в 1934 – 1938 гг. и 1948 – 1952 гг. и, конечно, культу личности Сталина. Арон отмечает, что именно такому уверенному и сильному лидеру Советский Союз обязан становлением и укреплением тоталитарного режима. «Вот почему я считаю нужным добавить, - пишет Арон, - к предыдущим теориям ещё одну – вмешательство личности. Для перехода от потенциального к реальному, от функций чисток вообще к великой чистке требовалось нечто уникальное, например, уникальная личность: сам Сталин»9.
Тоталитарный режим рассматривается им в ассоциации с насилием, которое он вынужден использовать для воплощения в жизнь своих принципов и методов. Одним из ключевых моментов анализа служит сравнение государств много- и однопартийной системы. В первую очередь, однопартийные государства, по мнению Арона, уже стоят на пороге перехода к тоталитарному режиму. Однопартийность стремится к деполитизации общества, в то время как многопартийность старается увеличить интерес общества к политике, предоставляя широкий спектр возможностей участия в политической жизни общества и влияния на неё.
Арон
не стремился в какой-то мере приравнять
режимы в Германии и Советском Союзе. Слишком
очевидным, на его взгляд, было различие
в целях и идеях. «Говоря
о цели советской системы,
я напомнил бы известную
мысль: «кто хочет уподобиться
ангелу, уподобляется
зверю». По поводу же
гитлеровской системы,
сказал бы: человеку
незачем хотеть уподобиться
хищному зверю, уж слишком
легко у него это получается»10.
Тоталитаризм в этих двух странах зародился
разным путём, в разных условиях и, несмотря
на то, что протекал в схожих формах, технически
всё-таки был разным.
Таким образом, мною были рассмотрены основные концепции трактовки термина тоталитаризм, его исторической, политической и социальной обусловленности. Все они делают акцент на разных аспектах этого термина, но в характеристиках всё-таки схожи.
Итак,
какой же общий вывод можно
сделать на базе рассмотренных выше
концепций? Тоталитаризм представляет
собой сосредоточение власти в руках
правящей элиты – зачастую, одной
политической партии, возглавляемой
сильным лидером, которая отождествляет
себя с государственным аппаратом. В целях
распространения своей идеологии, государство
подчиняет себе средства массовой информации
и большинство сфер жизни обычного человека.
Неповиновение и проступки караются репрессиями
и террором. Возникновение тоталитаризма
связано с кризисом предшествовавших
ему этапов политической жизни, что вызывает
у рядовых членов общества апатию и равнодушие
к политике. Появление в условиях политической
фрустрации общества уверенного и сильного
лидера, обещающего достойное и стабильное
будущее, является первым шагом к последующему
тотальному контролю государства над
жизнью его жителей.
На первый взгляд может показаться, что тоталитарные режимы остались далеко позади – режим Гитлера рухнул после поражения Германии во Второй Мировой Войне, а советский канул в Лету вместе с развалом самого Союза Советских Социалистических Республик. В конце 1980-х гг. пал Железный Занавес, на протяжении многих лет разделявший Восточную и Западную Европу, и бывшие социалистические страны перешли к построению новых режимов – на этот раз демократических.
Действительно, Европа усвоила уроки, которые преподал ей XX в. – многомиллионные жертвы, экономическая отсталость стран постсоветского пространства, ограниченность обществ самим собой и закрытость от международных контактов. Однако, к сожалению, тоталитаризм не стал явлением только лишь прошедшего века – его задатки можно наблюдать и сейчас, стоит лишь перевести взгляд с развитых Европейских держав на развивающиеся страны Ближнего Востока и Азии.
Во второй главе я постараюсь проанализировать современное политическое устройство двух стран – Корейской Народно-Демократической Республики и Исламской Республики Иран с целью выявления в них черт, присущих тоталитарным режимам, характеристика которых была рассмотрена в первой главе.
Корейскую
Народно-Демократическую
Конституция Северной Кореи определяет её как суверенное социалистическое государство. Фактическая власть в стране принадлежит Трудовой Партии Кореи, другие же партии, существующие в этом обществе, признают руководящую роль ТПК в политическом устройстве страны и не претендуют на лидерство. Таким образом, становится очевидным наличие в Северной Корее первого и самого важного признака тоталитарного государства – монополии одной партии, возглавляемой одним человеком, вождём нации. Однако существование данного признака ещё не даёт основания судить о Северной Корее как о государстве тоталитарной диктатуры, ведь важнейшими особенностями подобного режима выступают так же наличие идеологии, государственного контроля за всеми сферами жизни общества и осуществление карательных мер к провинившимся.
Официальной идеологией в КНДР является «чучхе» - интерпретированная к культурно-историческим особенностям Северной Кореи переработка марксизма. Дословно «чучхе» означает «хозяин себя самого и мира», «самобытность». Поначалу КНДР пользовалась идеологией, перенятой у СССР, но начиная с 1960-х гг., Ким Ир Сен взял курс на создание собственной трактовки марксизма-ленинизма и начала разрабатывать содержательную концепцию чучхе. Как сказал однажды Ким Чен Ир: «Философия чучхе – это самобытная философия, это комплекс развернутых и систематизированных собственных, свойственных только ей, положений. Ее исторический вклад в развитие философской мысли заключается не в развитии ею марксистского диалектического материализма, а в утверждении новых философских принципов». В центре учения чучхе ставится человек, что уже существенно отличает её от марксизма. После смерти Ким Сен Ира философия чучхе приобрела мистический оттенок – он был провозглашён вечным правителем, который до сих пор управляет государством.
Северная Корея представляет собой пример крайне закрытого и изолированного общества. На протяжении истории страны связи с зарубежными странами были сведены к минимуму. Так, к примеру, с гражданами других стран, проживающими в Северной Корее, могли общаться лишь специально обученные люди, а выезжать за пределы страны дозволялась лишь немногочисленным представителям элиты и лесорубам, работавшим в лесах на Дальнем Востоке, но и там их жизнь подвергалась жёсткому контролю со стороны государства.
До сих пор жители Северной Кореи серьёзно ограничены во всём, что касается масс-медиа. Иностранные периодические издания на территории страны запрещены, для борьбы с иноземным радиовещанием государство выпустило специальные приёмники с узким диапазоном улавливаемых частот, которые могли быть настроены лишь на внутренние радиостанции. Чтобы люди вдруг не обнаружили какие-то новаторские идеи в старых книгах, было подписано распоряжение о выдаче книг, вышедших более 10-15 лет назад только из спецхранилищ.