Тоталитаризм как социальное понятие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 01:25, курсовая работа

Описание

Помимо анализа классических тоталитарных режимов, я планирую рассмотреть политическое устройство некоторых современных стран, стоящих на пороге становления тоталитаризма или же уже живущих в его условиях. В ходе этого анализа мне хочется показать, что, несмотря на развал стран-основоположников этой формы управления государством, тоталитаризм нельзя сбрасывать со счетов. Ряд признаков, выявленных учёными, посвятившими себя изучению этого интересного феномена, при внимательном взгляде на современные общества, заставляет задуматься о том, что повторение старых ошибок неизбежно и, возможно, на страны, близкие к тоталитарному режиму, стоит обратить большее внимание, чтобы не допустить страшных последствий.

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ 1
ВВЕДЕНИЕ 2
ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ТОТАЛИТАРИЗМА 4
Х. Арендт: «Тоталитарные движения возможны везде, где имеются массы…» 5
Збигнев Бжезинский и Карл Фридрих: «Это автократия, основанная на современной технологии и массовой легитимизации…» 9
Раймон Арон: «Любой однопартийный режим чреват расцветом тоталитаризма…» 12
АКТУАЛЬНОСТЬ ИЗУЧЕНИЯ ТОТАЛИТАРНЫХ РЕЖИМОВ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ 16
Корейская Народно-Демократическая Республика: «Кто дал нам счастье сегодняшнего дня? Его дала нам партия, его дал вождь!» 16
Исламская Республика Иран: «По законам шариата…» 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ 24

Работа состоит из  1 файл

тоталитаризм как социальное понятие.doc

— 135.00 Кб (Скачать документ)
  1. Существование в обществе одной политической идеологии, на которой строится вся его политическая система.
  2. Существование одной партии, возглавляемой лидером, которая сливается с государственным аппаратом, и становится центральной организацией принятия решений в государстве.
  3. Высокая важность государственного аппарата, проникновение его во все сферы жизни общества и их жёсткий контроль.
  4. Давление на СМИ, отсутствие в них плюрализма и возможности осветить происходящие события с неугодной для партии позиции.
  5. Огромная роль пропаганды – воздействия на сознание и мотивации населения.
  6. Наличие цели – построение нового общества, что означает частичный или полный отказ от традиций и ценностей в пользу этой цели.
  7. Массовые карательные операции, направленные на запугивание населения – репрессии, террор.
  8. Монополизация контроля над вооружёнными силами.
  9. Переход к централизованному планированию экономики.
  10. Жёсткое ограничение личных свобод граждан общества.
  11. И т.д.

   Таким образом, авторы приходят к тому, что  тоталитаризм представляет собой сосредоточение верховной власти в государстве  в руках нескольких человек –  правящей элиты, которая идеологическими и устрашающими способами подчиняет себе население. Террор и репрессии оправдываются служением высшей цели – созданию нового общества и светлого будущего для всех его членов.

   Бжезинский  и Фридрих называют это явление  XX века «тоталитарным синдромом», то есть подчинением тому, кто обещает благополучное, стабильное существование.

   Однако  концепция этих авторов представляется мне в некоторой мере бессистемной. Ими выделяются основные признаки, то, что сразу бросается в глаза при знакомстве с историей тоталитарных государств. Только в отличие от описанной выше концепции Ханны Арендт, авторы не делают упор на то, что же всё-таки является определяющим для тоталитаризма, ведь из вышеперечисленных факторов те или иные в отдельности не раз встречались и в демократических обществах. Они размышляют и анализируют то, что уже есть, готовую форму, не уделяя должного внимания содержанию, тому, как всё это зародилось, какие экономические и социальные процессы в обществе способствовали такому яркому изменению политической жизни.

   Ещё одним спорным моментом, который можно выявить в концепции этих авторов, является тот факт, что тоталитарный режим, по мнению авторов, не способен эволюционировать и видоизменяться. Они считали, что рано или поздно тоталитарный режим просто-напросто рухнет, как это произошло в своё время в Германии. Однако стоит вспомнить коммунистический режим – после смерти Сталина, СССР не развалился. Государство изменилось, тоталитаризм потерял присущую ему твёрдость и жёсткость, но, в целом, сохранил и свою форму, и своё содержание, превратившись в государство, которое некоторые исследователи называют пост-тоталитарным.

   В целом, к основным характеристикам, без которых тоталитаризм не может  существовать, можно отнести первый и второй пункты признаков, приводимых Бжезинским и Фридрихом. То есть тоталитаризм определяется наличием одной политической идеологии и партией, её проповедующей, которая возглавляется сильным, харизматичным лидером. Именно из этого в последствие вытекают все остальные характеристики – для достижения тотальной власти и тотального подчинения себе общества, партия практически полностью сливается с государственным аппаратом и постепенно подчиняет себе все сферы жизни общества – военную, масс-медийную, культурную, трудовую, личную.

Раймон  Арон: «Любой однопартийный режим чреват расцветом тоталитаризма…»

 

   Работу  Раймона Арона «Демократия и тоталитаризм» можно назвать уникальной по многим параметрам. Автор исследует не только причины и историческую обусловленность становления тоталитарного режима в Германии и, главным образом, в СССР, его слабые и сильные стороны, характерные черты и противоречия. Арон, кроме этого, проводит глубокий анализ демократического режима, пытаясь выделить схожести и различия его функционирования в разных странах и его связь с тоталитаризмом, а так же пытается создать объективную классификацию политических режимов, синтезируя взгляды своих предшественников, таких как Гоббс и Маркс.

   В ходе работы, представляющей собой  курс лекций, Арон выделяет пять основных черт тоталитарного режима:

  1. Возникновение тоталитаризма происходит в условиях предоставления какой-либо одной партии монопольного права на политическую деятельность.
  2. Эта партия обладает идеологией, которая должна стать единственно-верным авторитетом для общества, а в последствие – его государственной истиной.
  3. Для донесения до масс этой истины, государство предоставляет самому себе ряд силовых полномочий средств убеждения. Оно подчиняет себе главные средства влияния на массовое сознание – радио, телевидение, периодическую печать.
  4. Большая часть экономической и профессиональной деятельности становится подчинённой государству, а следовательно – его частью. Пропагандируемая идеология накладывает свой отпечаток на любую деятельность.
  5. Поскольку любая деятельность, как видно из предыдущего пункта, становится государственной и идеологической, то любое прегрешение в ходе этой деятельности отныне рассматривается как идеологическое. Как следствие, проступки отдельных людей преобладают политическую окраску и государство оказывается вправе принимать карательные меры – идеологический и полицейский террор.

  Арон  рассматривает переход к тоталитарной диктатуре, как один из вариантов  развития политического режима в  стране в рамках кризиса демократии, который он именует разложением. Не считая ни один из существующих ныне режимов, совершенным, Арон считает, что рано или поздно каждый из них исчерпывает себя и приходит к разложению. В качестве примера, он рассматривает разложение политического режима во Франции.

  Большую часть своей работы Арон, ярый антикоммунист, уделяет анализу сталинского режима в СССР. Он рассматривает приход к власти партии большевиков, методы, применяемые ими для сохранения политической власти в своих руках, периоды расцвета тоталитаризма в чистом виде в 1934 – 1938 гг. и 1948 – 1952 гг. и, конечно, культу личности Сталина. Арон отмечает, что именно такому уверенному и сильному лидеру Советский Союз обязан становлением и укреплением тоталитарного режима. «Вот почему я считаю нужным добавить, - пишет Арон, - к предыдущим теориям ещё одну – вмешательство личности. Для перехода от потенциального к реальному, от функций чисток вообще к великой чистке требовалось нечто уникальное, например, уникальная личность: сам Сталин»9.

  Тоталитарный  режим рассматривается им в ассоциации с насилием, которое он вынужден использовать для воплощения в жизнь своих принципов и методов. Одним из ключевых моментов анализа служит сравнение государств много- и однопартийной системы. В первую очередь, однопартийные государства, по мнению Арона, уже стоят на пороге перехода к тоталитарному режиму. Однопартийность стремится к деполитизации общества, в то время как многопартийность старается увеличить интерес общества к политике, предоставляя широкий спектр возможностей участия в политической жизни общества и влияния на неё.

  Арон  не стремился в какой-то мере приравнять режимы в Германии и Советском Союзе. Слишком очевидным, на его взгляд, было различие в целях и идеях. «Говоря о цели советской системы, я напомнил бы известную мысль: «кто хочет уподобиться ангелу, уподобляется зверю». По поводу же гитлеровской системы, сказал бы: человеку незачем хотеть уподобиться хищному зверю, уж слишком легко у него это получается»10. Тоталитаризм в этих двух странах зародился разным путём, в разных условиях и, несмотря на то, что протекал в схожих формах, технически всё-таки был разным. 

  Таким образом, мною были рассмотрены основные концепции трактовки термина  тоталитаризм, его исторической, политической и социальной обусловленности. Все  они делают акцент на разных аспектах этого термина, но в характеристиках  всё-таки схожи.

  Итак, какой же общий вывод можно  сделать на базе рассмотренных выше концепций? Тоталитаризм представляет собой сосредоточение власти в руках  правящей элиты – зачастую, одной  политической партии, возглавляемой  сильным лидером, которая отождествляет себя с государственным аппаратом. В целях распространения своей идеологии, государство подчиняет себе средства массовой информации и большинство сфер жизни обычного человека. Неповиновение и проступки караются репрессиями и террором. Возникновение тоталитаризма связано с кризисом предшествовавших ему этапов политической жизни, что вызывает у рядовых членов общества апатию и равнодушие к политике. Появление в условиях политической фрустрации общества уверенного и сильного лидера, обещающего достойное и стабильное будущее, является первым шагом к последующему тотальному контролю государства над жизнью его жителей. 

Актуальность  изучения тоталитарных режимов в современном  мире

 

  На  первый взгляд может показаться, что  тоталитарные режимы остались далеко позади – режим Гитлера рухнул после поражения Германии во Второй Мировой Войне, а советский канул в Лету вместе с развалом самого Союза Советских Социалистических Республик. В конце 1980-х гг. пал Железный Занавес, на протяжении многих лет разделявший Восточную и Западную Европу, и бывшие социалистические страны перешли к построению новых режимов – на этот раз демократических.

  Действительно, Европа усвоила уроки, которые преподал ей XX в. – многомиллионные жертвы, экономическая отсталость стран постсоветского пространства, ограниченность обществ самим собой и закрытость от международных контактов. Однако, к сожалению, тоталитаризм не стал явлением только лишь прошедшего века – его задатки можно наблюдать и сейчас, стоит лишь перевести взгляд с развитых Европейских держав на развивающиеся страны Ближнего Востока и Азии.

  Во  второй главе я постараюсь проанализировать современное политическое устройство двух стран – Корейской Народно-Демократической Республики и Исламской Республики Иран с целью выявления в них черт, присущих тоталитарным режимам, характеристика которых была рассмотрена в первой главе.

Корейская Народно-Демократическая Республика: «Кто дал нам счастье сегодняшнего дня? Его дала нам партия, его дал вождь!»

 

  Корейскую Народно-Демократическую Республику по праву можно назвать детищем СССР. После завершения Второй Мировой Войны территория Кореи, ранее принадлежавшая Японии, была оккупирована двумя величайшими державами – США на юге и СССР на севере. Америка и Советский Союз не смогли договориться о создании единой страны, что в 1948 г. привело к созданию двух независимых государств – Республики Кореи на юге и Корейской Народно-Демократической Республике на севере. Во главе КНДР встал Ким Ир Сен – «Великий Вождь, Солнце Нации, Маршал Могучей Республики», пробывший на этом посту более сорока лет. После его смерти правителем стал его сын – Ким Чен Ир. Несмотря на то, что он не получил поста президента КНДР, Ким Чен Ир является председателем Государственного Комитета Обороны и фактическим лидером государства.

  Конституция Северной Кореи определяет её как суверенное социалистическое государство. Фактическая власть в стране принадлежит Трудовой Партии Кореи, другие же партии, существующие в этом обществе, признают руководящую роль ТПК в политическом устройстве страны и не претендуют на лидерство. Таким образом, становится очевидным наличие в Северной Корее первого и самого важного признака тоталитарного государства – монополии одной партии, возглавляемой одним человеком, вождём нации. Однако существование данного признака ещё не даёт основания судить о Северной Корее как о государстве тоталитарной диктатуры, ведь важнейшими особенностями подобного режима выступают так же наличие идеологии, государственного контроля за всеми сферами жизни общества и осуществление карательных мер к провинившимся.

  Официальной идеологией в КНДР является «чучхе» - интерпретированная к культурно-историческим особенностям Северной Кореи переработка  марксизма. Дословно «чучхе» означает «хозяин себя самого и мира», «самобытность». Поначалу КНДР пользовалась идеологией, перенятой у СССР, но начиная с 1960-х гг., Ким Ир Сен взял курс на создание собственной трактовки марксизма-ленинизма и начала разрабатывать содержательную концепцию чучхе. Как сказал однажды Ким Чен Ир: «Философия чучхе – это самобытная философия, это комплекс развернутых и систематизированных собственных, свойственных только ей, положений. Ее исторический вклад в развитие философской мысли заключается не в развитии ею марксистского диалектического материализма, а в утверждении новых философских принципов». В центре учения чучхе ставится человек, что уже существенно отличает её от марксизма. После смерти Ким Сен Ира философия чучхе приобрела мистический оттенок – он был провозглашён вечным правителем, который до сих пор управляет государством.

  Северная  Корея представляет собой пример крайне закрытого и изолированного общества. На протяжении истории страны связи с зарубежными странами были сведены к минимуму. Так, к  примеру, с гражданами других стран, проживающими в Северной Корее, могли общаться лишь специально обученные люди, а выезжать за пределы страны дозволялась лишь немногочисленным представителям элиты и лесорубам, работавшим в лесах на Дальнем Востоке, но и там их жизнь подвергалась жёсткому контролю со стороны государства.

  До сих пор жители Северной Кореи серьёзно ограничены во всём, что касается масс-медиа. Иностранные периодические издания на территории страны запрещены, для борьбы с иноземным радиовещанием государство выпустило специальные приёмники с узким диапазоном улавливаемых частот, которые могли быть настроены лишь на внутренние радиостанции. Чтобы люди вдруг не обнаружили какие-то новаторские идеи в старых книгах, было подписано распоряжение о выдаче книг, вышедших более 10-15 лет назад только из спецхранилищ.

Информация о работе Тоталитаризм как социальное понятие