Торгово-экономические связи ферганских городов в XIV- XVI века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2013 в 22:32, реферат

Описание

Наиболее известный период истории ферганских городов приходится на 70-е годы XIV века. Во второй половине XV века Андижан становится столицей ферганского удела тимуридов. В этом городе родился известный во всем мире государственный деятель и представитель узбекской культуры Бабур(1483-1530), который оставил свои записки («Бабур – наме»). Из записок Бабура мы знаем, что во время правления Тимуридов Фергана состояла из семи городов.

Работа состоит из  1 файл

социология.docx

— 47.75 Кб (Скачать документ)

Торгово-экономические  связи ферганских городов в XIV- XVI  века.

Наиболее  известный период истории ферганских городов приходится на 70-е годы XIV века. Во второй половине XV века Андижан становится столицей ферганского удела тимуридов. В этом городе родился известный во всем мире государственный деятель и представитель узбекской культуры Бабур(1483-1530), который оставил свои записки («Бабур – наме»). Из записок Бабура мы знаем, что во время правления Тимуридов Фергана состояла из семи городов. В Фергане семь городов; пять из них на юге, два на западе. Андижан находился посередине. Это столица области. Следующий город-Ош, который стоит к юго-востоку от Андижана. Ещё один город- Маргилан к западу от Андижана. Следующий город- Исфара, находится к юго-западу от Маргилана. Другой ферганский город  Ходженд был расположен между Андижаном и Самаркандом. На севере удела находился город - Ахси или как пишут: Ахсикет. Севернее Ахсикета был расположен город Касан. 1

Со второй половины XVI века Андижан становится столицей ферганского удела тимуридов. С правлением тимуридов, особенно Бабура и его отца, был связан расцвет торговли, ремесла и культуры города, который располагался, как и Ош на пересечении караванных торговых путей ( об этом косвенно говорит Бабур) Если говорить о корованных путях, которые проходили через города Андижан и Ош, то необходимо вернуться к дате вторичного основания города в конце XIII века монгольскими ханами Хайду и Дува. Из этих ханов более известен Хайду, который , объединив под своим знаменем всех западных монгольских князей и ханов Средней Азии, начал в 1275 году войну с Хубилаем. 2 Известно, что в начале XIII века Фергана была захвачена войсками Чингисхана, и города были опустошены, что привело к упадку экономической и культурной жизни края.

Уделом  Хайду в конце XIII века было Семиречье. Хайду выступает с претензией на абсолютное лидерство среди западных монгольских правителей и закладывает основу для создания самостоятельного монгольского царства в Средней Азии. Но после его смерти в 1301  году его претензии на лидерство наследовал чагатаид  Дува, который скончался в 1306 году.

Источники говорят, что эти ханы привели  с собой народы их своих владений, которые заселили и застроили Андижан. Хайду и Дува вели борьбу с великим монгольским ханом, опираясь на  народы Средней Азии, превратив в свой удел  Семиречье, так как с остальной территории они были вытеснены. Об этом отмечает В.В.Бартольд. К этому времени относится постройка города Андижана в Фергане по распространению ханов Хайду и Дувы; город ещё в XIV веке затмил Узгенд, столицу Ферганы в эпоху Караханидов, и сделался главным городом области.3

Таким образом, Андижан действительно мог быть восстановлен этими ханами с торговой целью, как торгово-опорный пункт  в борьбе за власть. И к тому же монгольские ханы, стремясь утвердиться  в Мавераннахре, постепенно переносят сюда свою ставку и строят города. Сын Тувы, Кебек (13 1 8-1326), поселился в Мавераннахре и построил для себя дворец. С этого дворца в долине Кашка - Дарьи, впоследствии берёт своё начало город Карщи4. Хотя хорошо известно, что Андижан, Ош и другие ферганские города существовали и ранее, об этом сообщают многие исторические источники по истории Ферганской долины. Эти сведения отражены в произведениях арабских географов - путешественников середины X века: Ибн Хаукаля, Истахри, Макдиси, хотя название города звучало как Андукан.5

В период основания города монгольскими ханами, укрепленных крепостных стен в городе не было. Крепостная стена города была построена в 1377 - 78 г. г. правителем Андижана Эмирзаде Омар - Шейхом. Это время, когда шло быстрое строительство крепостей и крепостных сооружений вокруг многих городов. Об этом упоминает В. В. Бартольд. По его словам в строительстве Андижана и его городских стен и сооружений принимали участие не только среднеазиатские ханы, но и сам Тимур, и его внук Улугбек. Они воздвигали сооружения в таких городах как Андижан, Карши, Шахриз^бз и Самарканд. "Если в Карши, Шахризабзе и Самарканде городские постройки в основном были для знати, то в Андижане не было богатых дворцовых сооружений, а город застраивали в интересах населения, т.е. в основном, видимо строились крепостные стены, учитывая его пограничное положение с Кашгаром и Китаем. Город Ош, также был восстановлен при Тимуре и его приемниках. В этот период значение города, как торгового пути в Китай и центра шелководства, значительно возросло. Существует предположение, что в 1375 году Тимур посетил Узген и Ош; и это посещение серьезно сказалось на положении городов.

О крепостных сооружениях города Андижана и его  значении в Мавераннахре говорит и Бабур: "В Мавераннахре, кроме Самарканда и Кеша, нет крепости больше Андижана. В городе трое ворот, арка Андижана находится на южной стороне. Вокруг крепости, с внешней стороны, рва, большая дорога, вымощенная щебнем; крепость везде окружают пригороды, отделённые от крепости рвом, по краю которого тянется большая дорога.6

По сведениям  Б. Абдулгазиевой в результате археологических раскопок вскрыты два культурных слоя, датируемых по керамическим находкам XIV-XV и XVI- XVII вв. совпадают со временем существования крепостной стены. Результаты археологических раскопок и находок свидетельствуют о том, что в арке XIV-XVI в. в. имелись монументальные здания; украшенные голубыми и синими облицовочными изразцами, которые широко применялись в XIV-XVI в. в архитектурных сооружениях Самарканда, Бухары и других городов Средней Азии.

Таким образом, результаты археологических раскопок подтверждают, что Андижан в XIV был крупной крепостью. Кроме того, город был не только крупной крепостью, но и центром ремесла и торговли Ферганской долины. "О развитии товарно-денежных отношений и торговли Андижана с другими торговыми центрами государств тимуридов говорит состав двух кладов медных монет XV в.(1420 - 1428 - 1429 г. г.), найденных здесь и принадлежавшие чекану разных городов: Андижана, Бухары, Самарканда, Термеза, Хисара, Шахрухии, Кашгара и др.7 Эти сведения подтверждает и Бернштам А. М., который прямо говорит, что "Подъём Андижана, начавшийся ещё при монголах, продолжался, видимо, при тимуридах, судя потому, что имеются тимуридские монеты (даже золотые) битые в Андижане в 1388 - 89 г . г . (Тимур) , в 1428-1429 г.г. (Шахрух) и в 1485 г. (Ахмед).8

 

По мнению Б.Г Гафурова, торговлю в сфере широкого потребления обеспечивали медные монеты. Это было очень существенно, что Улугбек в 1428 г. Провели денежную реформу, основной задачей которой было создание наиболее благоприятных условий именно для мелкой розничной торговли товарами первой необходимости. «Содержание реформы сводилось к следующему: в  1428 г. были запрещены все ранее выпущенные медные монеты низкого веса. Они обменивались на монеты более  высоковесные ,  чекан которых начался в 1428 году сразу во многих городах: в Бухаре, Самарканде, Ташкенте, Шахрухии,  Андижане, Карщи и Термезе 9

Именно  в  XV веке, особенно в последней четверти столетия и в первой четверти XVII в. товарно-денежные отношения достигли максимального развития. В этот период времени чрезвычайно увеличился объём производства товаров. По мнению Е.А. Давидович «Никогда в предшествующее и последующее время, вплоть  до завоевания  Средней  Азии Россией, товарное производство, денежная торговля и степень вовлечения широких слоев населения в товарно-денежные отношения не достигали такого уровня10

В этот процесс  была вовлечена и Ферганская долина и её столица – город Андижан. Как мы уже отмечали выше, город был расположен  на важном торговом пути. Так как через Андижан, Ош проходила одна ветвь Великого шелкого пути. Для подтверждения этого мы снова можем обратиться к Бабуру: «на корте Ферганы по представлению Бабура» ( Институт рукописей Академии наук Республики Узбекистан, Ташкент, 1983г.) Мы на проспекте видим, что основные торговые и транспортные пути со всех городов долины проходят именно через Андижан и Ош и дальше идут в Кашгар, через горные перевалы. О существовании караванных дорог в Кашгар и дальше в Китай упоминает в своих работах по истории Средней Азии В.В. Бартольд. С северо-запада эти дороги ведут из Хосана, Наметгана, Ахси, с запада из Самарканда, Ходжента, с юго-запада из Исфары, Ришдона, Маршлана, Кувы. Дальше, как мы уже писали, что в кладах монет, найденных на территории Андижана, которые сейчас хранятся  в фондах Андижанского краеведческого музея, есть и монеты из Кашгара (материалы Андижанского областного краеведческого музея КП.ТНМ-195-313, 2НМ-324-346КП,2НМ-374-485).

Города  Ферганской долины и в частности  Андижан, занимая столь выгодное транспортное положение и являясь  столицей Ферганы со времени правления  Бабура (1493г.) и его отца, был широко вовлечён в торговлю как с городами Центральной Азии, так и с другими восточными странами, как: Китай, Иран, Индия и т.д. Подтверждение этому мы опять находим у З.М.Бабура в его одноимённом труде « Бабур-Наме». Он, в частности приводит такой случай, произошедшим с его отцом Омар-Шейхом: « Однажды, когда из Китая шёл караван, то у подошвы гор к востоку от Андижана, караван из тысячи лошадей так занесло снегом, спаслись только два человека. Омар-шейх мирза послал сборщиков и задержал все товары каравана. Год или два спустя он вызвал наследников из Самарканды и Хорасана и вручил им товары в целостности.11

Город являлся сосредоточением ремесленной, сельско-хозяйственной и торговой деятельности местного населения. Это облегчалось чеканкой собственной монеты на месте в городе. Ведь в городе, как уже отмечалось выше, в результате денежной реформы Улугбека была налажена чеканка медной монеты.   Таким образом рост ремесленного производства при Тимуре и тимуридах наблюдая не только в Самарканде, но и Шахрисабзе и других городах Мавераннахра. Эпоха Тимура и тимуридов отмечена не только поступательным развитием экономики,но и расцветом науки и культуры. Тому примеры деятельность внука Тимура- Улугбека(1394-1449 гг.) и Захириддина Мухаммада Бабура(1483-1530 гг.).12

В эту  же эпоху было создано известное  историческое произведение Хафиз- и Абру(«Сливки истории»),где изложение событий было доведено до 1427 г. Большего развития достигла в XV в. и международная торговля. Тимур и тимуриды много усилий прилагали для развития и расширения торговых связей с различными странами. В исторических источниках того времени известия о посольствах в разные страны довольно многочисленны. И с разных стран приезжали послы в Самарканд и Геранг- столицу тимуридов. На рынках Средней Азии и Хорасана можно было приобрести различные иностранные товары. Но и местные товары довольно в широком ассортименте и в большом количестве шли за границу. Международная торговля была одним из стимулов развития ремесла и расширения их производства. Она ускоряла и развитие внутренней торговли. Для удобства торговли и развития ремесла были выпущены монеты трёх достоинств- одинарные динары( медные монеты), двойные динары и мелкие монетки. Со временем чекан медных монет было сконцентрирован в Бухаре. 13

Из Андижана торговый путь через Ош шёл на Памир, Кашгар в Китай, в Семиречье и т.д. Сама средневековая планировка Андижана подчёркивает  его как торгового и транзитного города. До настоящего времени в топонимике города, на территории средневековой крепости- сохранилось её название- цитадель.

Арк-ичи (внутренняя арка, ныне это махалья им Бабура). Основные старинные улицы города, именуемые в настоящее время Хартумской (соединяющаяся с Ошской, Байкалминалской), продолжаемая за Андижан –саем Бутакаринской улицей, продолжаемая за Андижан –саем Найманская улица, Чуаминская, Ахунбабаевская, Алтынкульская, Шадлыкская) и другие сохранились до наших дней. Они радиусом расходятся от наиболее древней части города большого базара – центра и совпадают с направлением главных караванных дорог, на пересечении которые в далёком прошлом возник город. (Материалы Андижанского областного краеведческого музея).

В истории  Средней Азии XV в. отмечался быстрым подъёмом экономической, политической и культурной жизни. Высокого развития достигают наука и культура в городе – Герате и Самарканде. Рост ремесленного производства при Тимуре и тимуридах наблюдался не только в Самарканде, но и в Шахрисабзе и других городах Ферганской долины. Расширяются торговые и посольские связи со многими странами, в том числе и с Китаем. Экономические и культурные взаимоотношения Средней Азии и «Срединной империи» стимулируются быстрым экономическим развитие Китая, особенно в первой половине XV века в эпоху династии Мин (1368-1644 гг.). Относительно быстро в Китае развиваются следующие отрасли ремесленного производства: шелкоткацкая, хлопчатобумажная, стекольно-фарфоровая, лакокрасочная, плавка металла и металлообработка, горнодобывающая и другие. О состоянии торгово- джипломатических  отношений между государствами тимуридов Шахруха и Углугбека с Китаем ( через Ферганскую долину, а значит и через Андижан и Ош) сообщает нам статья Хафиз-и-Абру. О взаимоотношениях  Средней Азии с Китаем в XV веке». Уже при Тимуре между Средней Азии и Китаем существовала оживлённая караванная торговля; пути в Китай довольно подробно описывает Шараф-ад-дин. Есть сведения, что в 1394 году Тимур прислал китайскому императору 200 коней, следующий раз до 1000 коней. В ответ посольство из Китая к Тимуру в первые было отправлено в 1395 году., которое прибыло в Самарканд не через Кашгар и Фергану, а через Семиречье. 14

Таким образом -  торговый караванный путь в Китай существовал как через Семиречье, так и через Фергану и Кашгар. По пути в Ош, Кашгар и Китай караваны не могли мировать  Андижана.15

Относительно  постоянные дипломатические отношения  между Китаем и государством тимурида Шахруха, установились  примерно с 1409 г., когда в Герат прибыло посольство из Китая с соболезнованием смерти Тимура. Это был посол Ань-Чжи-дао, который уже ранее побывал при дворе Тимура. Он в том же 1409 году вернулся в Китай . В дальнейшем торгово-дипломатические связи между Средней Азии, Кашгаром и Китаем оживляются  и получают развитие. Таким образом, с более отдалёнными восточными странами, государства тимуридов при Шахрухе и Улугбеке поддерживали мирные торговые связи. План похода на Китай был оставлен сразу же  после смерти Тимура: китайские послы, задержанные Тимуром были отпущены и вернулись в Китай.

Информация о работе Торгово-экономические связи ферганских городов в XIV- XVI века