Типы и причины девиантного поведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 18:24, курсовая работа

Описание

В данной работе я поставила перед собой цель:
1. Дать определение отклоняющегося поведения и разобраться с различными формами его проявления.
2. Объяснить причины возникновения отклонения от социальных норм у некоторых членов социального общества.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 5
Глава 1. Определение социальных норм 6
Глава 2. Разновидности девиантного поведения 9
2.1. Понятие и виды девиантного поведения 9
2.2.Типы девиантного поведения 13
Глава 3. Причины социальных отклонений 18
ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ 21
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 23

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ девиантное поведение.doc

— 158.00 Кб (Скачать документ)
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования
Южно-Российский государственный университет экономики  и сервиса
(ЮРГУЭС)
Кафедра Социальные технологии
Работа  допущена к защите

_______________________

(подпись,  дата)
КУРСОВАЯ  РАБОТА
 
    Тема: « Типы и причины девиантного поведения »
по дисциплине Теория социальной работы
Разработал _______________Гончарова А. Ю.
                        (подпись) Группа 04-001
Руководитель_______________Подольская О. Б.
                        (подпись)
Шахты 2008
 

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования
Южно-Российский государственный университет экономики  и сервиса
(ЮРГУЭС)
Факультет -  ИДЗО   Кафедра:  Социальные технологии
ЗАДАНИЕ
 
              на  курсовую работу  по дисциплине теория социальной работы

              для студента 3-го курса группы СР-Дон31

Гончаровой  А. Ю.
(фамилия,  имя, отчество)
        Тема  работы: «Типы и причины девиантного поведения»
 
Литература:

     1. Основы соц. работы: учебное пособие для нач. проф. образования / Е. В. Ханжин, Т. П. Карпова, Н. П. Ерофеева и др.; Под ред. Е. В. Ханжина. – М.: Издат. центр  «Академия», 2001.

     2. Осадчая Г. И. Социология социальной  сферы: учебное пособие для  высшей школы. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: «Академический Проект», 2003.

     3. Социальная работа /Под общей  ред. проф. В. И. Курбатова. Серия  «Учебники, учебные пособия». –  г. Ростов н/Д; «Феникс», 2000.

     4. Социальная работа: Учеб. пособие  / В. И. Курбатов (и др.). – 5-е изд. – Ростов н/Д: «Феникс», 2006.

     5. Теория соц. работы: Учебник / Под  ред. ред. проф. Е. И. Холостовой. – М.: Юристъ, 2001.

    Объем работы: пояснительная записка - _______________
          графическая часть  - _______________
Руководитель                              Подольская О. Б.                      _________________
           (фамилия, инициалы, ученая степень, звание)  (подпись)   
Задание к выполнению принял студент                                   ________________________________
(подпись)     
Дата  выдачи задания _________________________
 

 

 ОГЛАВЛЕНИЕ 
 
 
 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

     В любом социальном обществе всегда существуют социальные нормы, принятые в данном обществе, то есть правила (писаные и не писаные) по которым это общество живёт. Отклонение или несоблюдение этих норм является социальным отклонением или девиацией. Девиантное поведение, как мне кажется, является одной из наиболее важных проблем любого социального общества. Оно всегда было, есть и будет присутствовать в человеческом обществе. И как бы мы не хотели от этого избавиться, всегда будут существовать люди, называемые девиантами, то есть те, которые не могут или не хотят жить по правилам и нормам, принятым в том обществе, в котором они живут.

     Однако  разные социальные общества отличаются друг от друга степенью социального  отклонения, я имею в виду, что  в разных социальных обществах может  быть разное количество индивидов попадающих под определение «девианты». Также в разных обществах может быть разная степень самой девиантности, то есть средний уровень отклонения от социальных норм  одного общества может отличаться  от другого.

     В данной работе я поставила перед  собой цель:

     1. Дать определение отклоняющегося  поведения и разобраться с различными формами его проявления.

     2. Объяснить причины возникновения  отклонения от социальных норм  у некоторых членов социального  общества. 

 

Глава 1. Определение социальных норм

 
 

     Для того чтобы определить что такое  – девиантное поведение, для начала необходимо дать определение понятию «социальные нормы».

     Социальные  нормы – предписания, требования, пожелания  и ожидания соответствующего (общественно одобряемого) поведения. Нормы - некие идеальные образцы (шаблоны), определяющие то, что люди должны говорить, думать, чувствовать и делать в конкретных ситуациях. Они различаются масштабом.

     Первый  тип – это нормы, которые возникают  и существуют только в малых группах (компании друзей, семье, рабочих бригадах, спортивных командах). Они называются «групповыми привычками».

     К примеру, американский социолог Э. Мэйо, в 1927 – 1932 годах проводивший знаменитые Хоторнские эксперименты, обнаружил нормы, которые применяли по отношению к новичкам, принятым в производственную бригаду, старшие товарищи:

    • не держись со «своими» официально,
    • не говори начальству то, что может навредить членам группы,
    • не общайся с начальством чаще, чем со «своими»,
    • не изготовляй изделий больше, чем твои товарищи.

     Второй  тип – это нормы, которые возникают  и существуют в больших группах  или в обществе в целом. Они называются «общими правилами». Это обычаи, традиции, нравы, законы, этикет, манеры поведения. Любой социальной группе присущи свои манеры, обычаи и этикет. Есть светский этикет, есть манеры поведения молодёжи. Есть общенациональные традиции и нравы.

     Все социальные нормы можно классифицировать в зависимости от того, насколько  строго соблюдается их исполнение.

    • За нарушение одних норм следует мягкое наказание – неодобрение, ухмылка, недоброжелательный взгляд.
    • За нарушение других норм жёсткие санкции – тюремное заключение, даже смертная казнь.

     Определённая  степень неподчинения нормам существует в любом обществе и в любой группе. Нарушение дворцового этикета, ритуала дипломатической беседы или бракосочетание вызывает неловкость, ставит человека в затруднительное положение. Но оно не влечёт за собой жёсткие наказания.

     В других ситуациях санкции более  ощутимы. Пользование шпаргалкой на экзамене грозит снижением оценки, а потеря библиотечной книги –  пятикратным штрафом. Социальные нормы выполняют в обществе очень важные функции. Они:

    • регулируют общий ход социализации,
    • интегрируют индивидов в группы, а группы в общество,
    • контролируют отклоняющееся поведение,
    • служат образцами, эталонами поведения.

     Каким образом удаётся достичь этого  при помощи норм? Во-первых, нормы – это также и обязанности одного лица по отношению к другому или другим лицам. Запрещая новичкам общаться с начальством чаще, чем со своими товарищами, малая группа накладывает на своих членов определённые обязательства и ставит их в определённые отношения с начальством и товарищами. Стало быть, нормы формируют сеть социальных отношений в группе, обществе.

     Во-вторых, нормы это ещё и ожидания: от соблюдающего данную норму человека окружающие ждут вполне однозначного поведения. Когда одни пешеходы движутся по правой стороне улицы, а идущие навстречу – по левой, возникает упорядоченное, организованное взаимодействие. При нарушении правила возникают столкновения и беспорядок. Ещё более наглядно действие норм проявляется в бизнесе. Он в принципе невозможен, если партнёры не соблюдают писаные и неписаные нормы, правила, законы. Стало быть, нормы формируют систему социального взаимодействия, которая включает мотивы, цели, направленность субъектов действия, само действие, ожидание, оценку и средства.

     Нормы выполняют свои функции в зависимости  от того, в каком качестве они  себя проявляют:

      • как стандарты поведения (обязанности, правила) или
      • как ожидания поведения (реакция других людей).

     Из  всего этого следует, что если индивид соблюдает все нормы, предписанные обществом, то его поведение не является отклоняющимся, если же он не соблюдает какие-либо правила, то поведение данного индивида будет девиантным. Но обычно в обществе не существует людей, которые бы соблюдали абсолютно все нормы. До каких же пор некоторое несоблюдение социальных норм не является из ряда вон выходящим поведением? Для этого необходимо обратится к самому понятию «девиация».

 

Глава 2. Разновидности девиантного поведения

2.1. Понятие и виды девиантного поведения

 

     К величайшему сожалению, не существует такого счастливого общества, в котором все его члены вели бы себя в соответствии с общими нормативными требованиями. Термин «социальное отклонение» обозначает поведение индивида или группы, которое не соответствует общепринятым нормам, в результате чего эти нормы ими нарушаются. Социальные отклонения могут принимать самые разные формы. Преступники из молодёжной среды, отшельники, аскеты, закоренелые грешники, святые, гении, художники-новаторы, убийцы - все это, люди, отклоняющиеся от общепринятых норм, или, как их еще называют, девианты.

     В простых обществах с небольшим  числом членов и несложной структурой норм отклоняющееся поведение легко определяется и контролируется. В обществах со сложной структурой часто противоречивых социальных норм проблема отклонений от общепринятого поведения вырастает до весьма значительных размеров. Трудность определения существования какого-либо социального отклонения можно проиллюстрировать на таком примере: если большинство подростков в социальной группе склоняется к преступному поведению, а многие взрослые в этой группе часто преступают закон, у кого мы должны фиксировать отклоняющееся поведение - у преступников или не преступников? В связи со многими трудностями, возникающими при анализе этой проблемы, ее следует разобрать детальнее.

     Культурные  и психические отклонения. Один индивид  может иметь отклонения в социальном поведении, другой в личностной организации, третий и в социальной сфере и в личностной организации. Социологов интересуют, прежде всего, культурные отклонения, т.е. отклонения данной социальной общности от норм культуры. Психологов же интересуют психические отклонения от норм в личностной организации: психозы, неврозы, параноидальные состояния и т.п. Если два этих типа отклонений совмещаются, то отклонение от культурных норм совершается личностью психически ненормальной.

     Люди  часто пытаются связывать культурные отклонения с психическими. Например, радикальное политическое поведение  определяется как выход для эмоциональной  враждебности, т.е. как психическое отклонение; проституция - как последствие эмоциональных лишений детства, когда ребенок имел мало возможностей для интеграции личности, своего собственного «Я». Сексуальные отклонения, алкоголизм, наркомания, пристрастие к азартным играм и многие другие отклонения в социальном поведении также связывают с личностной дезорганизацией, иначе говоря, с психическими отклонениями.

     Естественно, что личностная дезорганизация - далеко не единственная причина отклоняющегося поведения. Обычно психически ненормальные личности полностью выполняют все правила и нормы, принятые в обществе, и наоборот, личности, психически вполне нормальные, совершают весьма серьёзные отклонения. Вопрос о том, почему это происходит, интересует как социологов, так и психологов.

     Индивидуальные и групповые отклонения. Самый обычный мальчик из стабильной семьи, находящийся в окружении порядочных людей может отвергнуть принятые в его среде нормы и проявлять явные признаки преступного поведения (стать делинквентом). В этом случае мы сталкиваемся с индивидуальным отклонением от норм в пределах одной субкультуры. Такая личность обычно рассматривается как индивидуальный девиант. Вместе с тем в каждом обществе много отклоняющихся субкультур, нормы которых осуждаются общепринятой, доминирующей моралью общества. Например, подростки из трудных семей проводят большую часть своего времени в подвалах. «Подвальная жизнь» кажется им нормальной, у них существует свой «подвальный» моральный кодекс, свои законы и культурные комплексы. В данном случае налицо не индивидуальное, а групповое отклонение от норм доминирующей культуры, так как подростки живут в соответствии с нормами собственной субкультуры. Субкультура в данном случае содержит образцы поведения, привнесённые индивидуальными девиантами. В рассматриваемом примере каждый подросток, возвращающийся к общепринятому в обществе образу жизни, будет индивидуальным девиантом с точки зрения данной «подвальной» субкультуры, и она может применять по отношению к нему свои меры социального контроля. Другим примером группе социального отклонения можно считать группу бюрократов, которые за бумагами уже не видят реального окружения и живут в иллюзорном мире параграфов, циркуляров и распоряжений. Здесь также создана субкультура, попадая в которую каждый работник должен подчиняться действующим культурным бюрократическим нормам.

Информация о работе Типы и причины девиантного поведения